СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессии бывают разные. О себе и не только

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выьор профессии сложен для всех. История моего выбора. Разбор профессии Машинсит локомотива. Физика - наука, которая вплетена в жизнь профессий

Просмотр содержимого документа
«Профессии бывают разные. О себе и не только»

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Уфимский колледж радиоэлектроники, телекоммуникаций и безопасности







Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему:

«История моего становления профессии и физика в выбранной профессии»

































Подготовила: преподаватель физики и астрономии

Галеева Светлана Евгеньевна







Уфа 2022



Содержание



Введение……………………………………………………………………...……3


План внеклассного мероприятия……………..…………………….……….…..4


Ход внеклассного мероприятия…..……………………...……………….….….5


Заключение………………………………….……………………………………18


Список используемой литературы…………….………………………….…….19







































Введение


Создание этого внеклассного мероприятия, в первую очередь – это попытка отразить свой взгляд на профессию учителя, ответ на вопрос, почему я выбрала именно эту профессию, рассказ о тех людях, кто стал для меня примером, об основных этапах профессионального пути, размышление о том, какие качества необходимы человеку при выборе определенной профессии.

Главной задачей работы учителя в современных условиях является воспитание активной, сознательной, эрудированной и творческой личности ученика. В своей работе следую мудрому совету В.А. Сухомлинского – беречь «детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний».

Современное представление о фундаментальности образования — это такое образование, получив которое человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться.

Учиться всю жизнь, не успокаиваться на достигнутом – вот, по моему мнению главный принцип настоящего педагога. В связи с этим был разработан сценарий внеклассного мероприятия «История моего становления профессии», где были затронуты темы о важности предмета физики в становлении их профессии «Машинист локомотива»

Данная разработка может быть использована как на уроках (литература, история), так и во внеурочной деятельности: классные часы, внеклассные мероприятия.














План внеклассного мероприятия


Ведущий преподаватель: Галеева Светлана Евгеньевна , преподаватель физики и астрономии, высшей квалификационной категории , ГБОУ Уфимский колледж радиоэлектроники, телекоммуникаций и безопасности


Аудитория: студенты 2 курса.

Тема внеклассного мероприятия: «История моего становления профессии, физика в жизни».

Цель: через реальные пример выбора своей профессии и значимости физики в профессии «Машинист локомотива» представить собирательный образ такого работника, который может вызвать интерес в среде обучающихся, к осмыслению темы самореализации и показать необходимость учиться и достигать поставленных высот в обучении и важности знаний физики для будущей работы.

Межпредметные связи: история, литература.

Это мероприятие направлено на затрагивание этических ценностей и нравственное воспитание. На нем закладываются и воспитываются такие навыки, как:

  • Умение отличать, что такое хорошо и что такое плохо.

  • Умение принимать решения и нести за них ответственность.

  • Умение учиться, то есть способность к саморазвитию и самообразованию.

  • Трудолюбие.

  • Терпение.

  • Способность к сопереживанию.

  • Умение помогать и просить помощи.

  • Самостоятельность.



Материально-техническое оснащение: компьютер, презентация, проектор.





Ход мероприятия

Преподаватель :

– Здравствуйте ребята, уважаемые ребята! Сегодня в рамках декадника общеобразовательного цикла я хотела бы провести внеклассное мероприятие. Надеюсь на вашу активную работу, желаю всем удачи!



1. Определение темы и цели. Актуализация знаний.


Преподаватель:


Мы рады приветствовать вас на мероприятии, посвященном Дню СПО, который является самым молодым праздником и отмечается теперь с 1 октября 2022 года. 

Важнейшее качество человека – любовь к труду – формируется в дошкольном возрасте и закрепляется в первые годы школьного обучения.

Самая «неизлечимая» проблема, сводящая на нет всю профориентацию и даже самое прекрасное полученное образование – когда у выпускника нет желания трудиться. Когда человек не получает удовольствия от процесса труда, то он не сможет самореализоваться. 

В мире профессий — тысячи. Легко ли разобраться в этом многообразии и правильно сделать свой выбор? При многих обязанностях человека в обществе о нём судят, прежде всего, по труду на общее благо. Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности. 

Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться.  Но правильный выбор сделать очень трудно, но возможно. Послушайте историю моего выбора профессии. В связи с этим был разработан сценарий внеклассного мероприятия «История моего становления профессии».

Учитель физики был, есть и останется всегда главным посредником между большой наукой и подрастающим поколением. С позиции сегодняшней рыночной экономики учитель физики является поставщиком науки для молодежи.

«Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, когда кончается его влияние» ( Генри Адамс, Принципы Питера, с.27). В природе нет законов добрых и злых, нет явлений ласковых и жестоких. Мы люди, наделяем их характером и нравом. «Человек – мера всех вещей», сказал великий Пифагор.

Профессия учителя изначально была одной из древнейших, важнейших, социальное назначения учителя физики состоит в том, чтобы аккумулировать обобщенный опыт предыдущих поколений и передавать своим воспитанникам.

Профессия учителя физики относится к типу «Человек- человек». Она направлена на общение и взаимодействие с людьми и знаковыми системами.

Мы с вами подробнее рассмотрим выбранную вами профессию, посмотрим к какому типу относится ваша профессия, какие качества необходимы для работы машинистом локомотива, а так определим важность знаний по физике для вашей будущей работы и успеха в ней…

Итак, начинаем!

Просмотр слайдов (презентация 1).

2. Важность физики в профессии «Машинист локомотива»

Сегодня ребята подготовили доклады по темам «Значимость физики в профессии Машинист локомотива» по следующим темам:

- Значение ускорения на ЖД транспорте;

- Шумы на ЖД транспорте;

– Радиосвязь на ЖД транспорте.

Среди профессионально важных качеств помощника машиниста важную роль играет развитое техническое мышление, а становление и развитие этого качества происходит при изучении физики. Развитое техническое мышление позволяет принимать оперативное решение производственных технических задач в ограниченное время и в разных условиях. Для помощника машиниста в его работе самое главное - обеспечить безопасность движения. Для того чтобы выполнять свои должностные обязанности, нашему выпускнику потребуются прочные знания дисциплин профессионально - технического цикла, основу которых составляют физические законы, теории, явления.

Развитие электрической тяги стало возможным благодаря учению об электричестве и магнетизме. При изучении этого раздела физики обучающиеся повторяют открытия тех ученых, без труда которых электрическая тяга была бы невозможной. От экспериментов Эрстеда, открытия электромагнитной индукции М. Фарадеем до изобретения эл. двигателя Б. Якоби, трансформатора Яблочковым, трехфазной системы производства и передачи эл. тока Доливо-Добровольским. Организация повторения этих открытий проходит в нетрадиционной форме учебных занятий: по аналогии телепрограммы "Как это было" проводится исследовательская работа по изучению явления электромагнитной индукции и его закономерностей.

Давайте вместе сформулируем цель мероприятия. (Обучающиеся формулируют цель в ходе обсуждения, преподаватель помогает.)

Просмотр слайдов (презентации 2 и 3)

Значение ускорения на железнодорожном транспорте.

Для увеличения маршрутной скорости существенно достижение максимальной скорости движения за возможно короткое время. Быстро разгоняться желательно, но не всегда удобно. В поезде при резком начале движения или внезапном изменении скорости могут сдвигаться со своих мест незакрепленные предметы. Все это происходит из – за того, что эти тела по разным причинам не успевают набрать ту же скорость, что и транспорт. Но даже когда мы получаем такое же ускорение, как и движущее нас транспортное средство, все равно мы чувствуем себя не совсем комфортно. Медики установили, что человек чувствует себя особенно нехорошо, когда ускорение направлено вдоль тела человека. Это связывается с тем, что в данном случае кровь перемещается вдоль тела, приливая к голове или наоборот. Это и вызывает неприятные ощущения. Гораздо легче человеком переносится возникающее ускорение, направленное не вдоль тела, а поперек. На железнодорожном транспорте ощущения, связанные с появлением ускорения, менее заметны – скорости небольшие, да и возможности их резкого изменения невелики. Но устанавливается все же некоторое значения величины ускорения, которое считается допустимым и не вызывающим неудобств у пассажиров – 1,5 м/с2.

Для всех механизмов, конструкций, материалов периодически повторяющиеся воздействия приносят вред. Всякое оборудование в этом случае быстрее изнашивается и разрушается. Многократно повторяющаяся нагрузка приводит к «усталости» конструкции. Бесконечное число таких воздействий не выдерживает ни одна система. И для каждой рассчитывается максимально допустимое их число. На транспорте, где колебания возникают естественным образом, их последствия могут сказаться на надежности и безопасности движения. Причем это особенно важно учитывать при движении со все более возрастающими скоростями, когда амплитуда колебаний увеличивается. Колебания (вибрация) приводят к увеличению нагрузки на колесные пары, к ухудшению сцепления колес с рельсами, перекосу вагонов и даже выдавливанию из них состава. Колебания массивного локомотива, особенно при больших скоростях, расталкивают рельсы, («расшивают») путь, что может привести к катастрофе. А устраивают ли пассажиров колебания, возникающие при движении вагона? Ведь вместе с колебаниями появляются и ускорения, а мы с вами знаем, что человек плохо себя чувствует при резких изменениях скорости, больших ускорениях. Если происходит какое-либо резкое внешнее воздействия, хотелось бы его как-то смягчить, заменив возникающие большие ускорения плавным изменением скорости. Железнодорожные вагоны установлены на тележках с рессорами, а пассажирские вагоны снабжены также и буферными рессорами спереди и сзади вагона. Рессоры сжимаясь и разжимаясь, смягчают резкие воздействия, оказываемые на колесные пары и сам вагон при неровностях железнодорожного пути, на стыках рельсов, при внезапных резких изменениях скорости движения состава. Но при этом неизбежно возникают колебания вагона на рессорах, причем колебания достаточно сложные. От их вида, частоты и амплитуды зависит, удобно или нет пассажиру ехать в таком вагоне. Замечено, что человек особенно плохо переносит вибрации с частотами 5-8 Гц, 15-30 Гц (эти частоты соответствуют собственным частотам колебаний органов тела человека). Но и другие частоты вызывают неприятные ощущения: около 50 Гц – в ногах, при 1500 Гц – ощущение озноба, иногда говорят: «Словно мурашки по телу». Вибрации же с частотой 2 Гц приводят нас в сонливое состояние, а с частотой 40 Гц в возбужденное. На железнодорожном транспорте возникают колебания не только вагонов и локомотивов. Наблюдаются сложные колебания подвесных линий контактной сети, вызванные ветром, воздействием токосъемника (пантографа) электровозов, колебания самого пантографа, колебания мачт, семафоров, железнодорожных мостов, путепроводов, пешеходных мостов, колебания поршней, валов двигателей.

Шумы на железнодорожном транспорте

Шум – распространение звуковых волн не какой-то определенной частоты, а наоборот, одновременно всевозможных частот. Отсутствие же определенной последовательности и сочетание звуков означает потерю информации.

Шум характеризуется интенсивностью и областью частот. В зависимости от этих параметров он по разному может воздействовать на человека. «Нагромождение» звуков большой интенсивности человек с трудом переносит долгое время. Особенно это относится к шумам из области больших (высоких) частот: свист, визг тормозов, скрип не очень нам приятны.

На транспорте шум в основном возникает от взаимодействия колес с рельсом при трении, ударах на стыках. При увеличении скорости шум растет пропорционально логарифму скорости, а максимум интенсивности шума смещается в область все больших частот (от 200 Гц – на скорости 45 км/ч к 500-600 Гц – на скоростях порядка 150 км/ч). Известно, что при больших скоростях шум внутри вагона может превысить порог утомляемости для человека. У пассажиров будут наблюдаться расстройства вестибулярного аппарата, ухудшаться слух и т.д. Поэтому, в пассажирских вагонах для поглощения шума используют звукопоглощающие материалы, специальные мембраны, резонансные поглотители.

Но шум от движущегося состава не только докучает пассажирам в вагоне, он может стать нестерпимым и вне поезда, особенно, если поезда несутся с огромными скоростями.


Радиосвязь на железнодорожном транспорте

Радио пришло во все сферы человеческой деятельности и, естественно, - на транспорт. Первую область применения на железных дорогах радио нашло на сортировочных станциях, связав диспетчеров и дежурных с машинистами маневровых локомотивов. Позднее появилась радиосвязь, позволяющая диспетчеру общаться с машинистами, которые ведут поезда от станции до станции, а теперь портативные радиостанции есть и у связистов, и у ремонтников, и у составителей поездов.

Для того, чтобы исключить случайное совпадение длин волн, на которых работают передатчики, введены специальные правила работы в эфире, согласно которым определенным типам передатчиков отведен свой диапазон длин волн. Так, бытовое радиовещание осуществляется в области длинных, средних, коротких и ультракоротких длин волн, а вот, например связь диспетчера на станции с машинистом состава осуществляется в дециметровом диапазоне, не мешая тем самым работе наших домашних приемников.

До сих пор мы говорили о колебательных контурах, которые специально используют для радиосвязи. Однако источником электромагнитных волн являются и обычные проводники, по которым течет переменный электрический ток, и электрические цепи постоянного тока в момент включения и выключения источника ЭДС, просто электрические разряды в воздухе: молния, дуга электросварки и т. д. Возникающие в таких случаях электромагнитные волны воспринимаются как помехи, значительно ухудшающие качество приема основного сигнала, мешающие радиосвязи.

На железной дороге свой вклад в создание помех вносят резкие изменения электрического тока и напряжения в тяговой сети, возникающие при подключении и отключении новых потребителей, искровые разряды, проскакивающие между контактным проводом и токосъемником электровоза.

Учитывая это, меры по снижению радиопомех предусматриваются еще на стадии проектирования контактной сети и электроподвижного состава: конструкторы стремятся обеспечить безыскровой токосъем, на устройствах радиосвязи устанавливают специальные фильтры, глушители и т. д.

(Доклады подготовили: Валитов Данил, Майоров Илья и Родин Александр).

3. Профессиограмма «Машинист локомотива»


Ребята знакомятся со своей профессией поближе, узнают какие качества будут положительно влиять на их успехи в будущем. Для этого поможет профессиограмма.

Профессия помощника машиниста - это высококвалифицированный труд, требующий большого объёма знаний и навыков, т.к. электровоз - сложная техническая система.


Профессиограмма «Машинист локомотива»



Наименование профессии

машинист локомотива

Доминирующий способ мышления

Приложение - регуляция

Область базовых знаний 1 и их уровень

Физика (пневматика, тепло- и

электротехника, механика), уровень 3,

высокий (теоретический)

Область базовых знаний 2 и их уровень

Слесарное дело, кинематика, устройство и конструктивные особенности тепло- или электровоза, его агрегатов и узлов, вагонов, маневровая работа, уровень 2, средний (практическое использование

знаний)

Область базовых знаний 3 и их уровень

Навыки вождения железнодорожных составов, уровень 1, низкий (опытные

знания, навыки)

Профессиональная область

транспорт

Межличностное взаимодействие

редкое

Доминирующий интерес

реалистический

Дополнительный интерес

конвенциональный

Условия работы

в помещении и вне помещения, мобильный



Доминирующие виды деятельности:
  • управление грузовым, пассажирским поездом дальнего следования,

пригородного и местного сообщения, специальным поездом, промышленным локомотивом (на внутризаводских путях, шахтах, рудниках и т.д.);

  • маневровые передвижения;

  • прием и контрольно-технический осмотр локомотива;

  • обеспечение рационального режима управления локомотивом;

  • обеспечение правильного режима работы локомотива, прицепных вагонов и их узлов;

  • контроль за сигналами, состоянием железнодорожного полотна и контактной сети, показателями контрольно-измерительных приборов в приборов в пути следования;

  • обеспечение безопасности и соблюдение графика движения поездов;

  • выполнение оперативных распоряжений работников, ответственных за движение поезда и производство маневров;

  • контроль за безопасной посадкой и высадкой пассажиров;

  • информирование пассажиров о посадке, высадке и отправлении поезда;

  • контроль за сохранностью и своевременностью доставки груза и безопасностью пассажиров в пути следования;

  • принятие экстренных решений в случае применения стоп-крана;

  • руководство и контроль за работой членов локомотивной бригады;

  • своевременное устранение выявленных в пути следования неисправностей,

выполнение служебного ремонта локомотива в составе локомотивной бригады.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности: Способности:
  • хорошее здоровье (отсутствие сердечных заболеваний и т.д.);

  • быстрота реакции;

  • скорость и точность движений;

  • хорошая координация движений;

  • эмоциональная устойчивость 9умение «трезво» мыслить в критических ситуациях);

  • психическая устойчивость (умение преодолевать воздействие однообразного ландшафта и ровного гудения приборов долгое время);

  • высокий уровень переключаемости, концентрации, устойчивости внимания;

  • острое зрение;

  • навыки зрительного восприятия в процессе движения;

  • точный глазомер;

  • хороший слух (навыки различения сигналов);

  • оперативность мышления.

Личностные качества, интересы и склонности:
  • сообразительность;

  • наблюдательность;

  • бдительность;

  • выдержка;

  • организованность;

  • ответственность;

  • осторожность;

  • осмотрительность;

  • решительность;

  • дисциплинированность;

  • самообладание.



Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
  • невнимательность;

  • безответственность;

  • плохое зрение;

  • плохие показатели быстроты реакции;

  • нерешительность;

  • сердечные заболевания;

  • злоупотребление спиртными напитками.



Области применения профессиональных знаний:
  • железные дороги общей сети;

  • рудники;

  • промышленные предприятия (внутризаводские пути);

  • шахты.



Некоторые профессии, которые могут подойти человеку

с данным типом личности (социальный и конвенциальный):

  • чертежник;

  • библиотекарь;

  • реставратор мебели;

  • звукооператор;

  • монтажник.



4. Закрепление полученных знаний.

– Ребята, что вам больше всего заполнилось в сегодняшнем докладе и уроке?

- Как вы считаете, почему физика – важна в жизни каждого человека?

– Что нового вы узнали из предмета «Физика»? Какие новые понятия? Законы?

– Какие качества человека важны для работы машинистом?

– Есть ли какие-то личностные качества, над которыми вам надо поработать, чтобы достичь успехов в учебе и в профессии в дальнейшем?

– Как Вы считаете, вы сделали правильный выбор при обучении данной профессии?

(Обучающиеся дают различные варианты ответов).

5. Рефлексия. Оценивание.

– Ребята, спасибо вам за участие в мероприятии. Интересно узнать ваше мнение по поводу занятия. Какую цель мы ставили в начале мероприятия? Что нового вы узнали сегодня?

На этом наше мероприятие закончилось. Спасибо всем за внимание.



Заключение


У каждого человека есть своя история, и именно в нее мы часто заглядываем и решаем кем быть в этой жизни. Но без образования, без становления личности именно в учебные годы, сложно стать настоящим человеком и выбрать по душе ту профессию, которая принесет радость в жизни.

В настоящее время основной задачей учебного процесса становится: формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления, аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности, способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи.

Первостепенной задачей преподавателя становится раскрытие потенциала в ученике, выделение его лучших качеств и умение направить эти качества для становления в профессии и для дальнейшего развития личностных качеств будущего рабочего по выбранной професии.






































Список используемой литературы

1. Железные дороги. Общий курс: учебник / Ю.И. Ефименко, В.И. Ковалев, С.И. Логинов и др.; под ред. Ю.И. Ефименко. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. – 503 с.

2. Общий курс железных дорог: Учебник для техникумов и колледжей ж.д. транспорта / В.Н. Соколов, В.Ф. Жуковский, С.В. Котенкова, А.С. Наумов. Под ред. В.Н. Соколова. – Стереотипное издание. – М.: Альянс, 2016. – 296с.

3. С.М Кокин, В.А Селезнев «Физика на железнодорожном транспорте» Москва,1995г

4. Черных О.Г., Дмитриева А.А. Внеклассные мероприятия в 5 классе. М. ВАКО, 2008.\5.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!