СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессии, которые выбираем мы, профессии, которые выбирают нас

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие проводилось с целью профессиональной ориентации для 11-х классов.

Просмотр содержимого документа
«Профессии, которые выбираем мы, профессии, которые выбирают нас»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Центр внешкольной работы













Конспект

внеклассного мероприятия «Профессии, которые выбирают нас,

профессии, которые выбираем мы»








Педагог дополнительного образования

Жукова Нина Михайловна



















с. Кашары

2018 год




Цель: самоопределение учащихся 11-х классов


Задачи:

  1. Познакомить учащихся с существующими видами современных профессий.

  2. Выделить существенные характеристики различных профессий.

  3. Помочь учащимся сориентироваться в многообразии профессий.

  4. Предложить практические советы при выборе профессиональной деятельности.


Технологическое сопровождение мероприятия:

    • инновационные технологии,

    • личностно – ориентированные технологии;

    • технология развивающего обучения и воспитания с направленностью на развитие творческих качеств личности;

    • технология гуманного коллектива воспитания;

    • технология самосовершенствования личности;

    • технология воспитания духовной культуры молодого поколения;

    • технология коллективного творчества.


Методы обучения:

  • Иллюстративный;

  • Интерактивный.


Форма проведения: конференция.


Участники мероприятия: учащиеся 11-го класса.


Гости мероприятия:

  • Романченко Наталья Викторовна-ст. инспектор центра занятости

  • Боброва Елена Станиславовна- зав. отделом обслуживания Кашарской центральной библиотеки

  • Таран Оксана Сергеевна-библиотекарь 2 категории

  • Бирюкова Наталья Викторовна- соц. педагог ЦВР


Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал, бумага, , анкеты и выставка литературы по профориентации «Мир профессий».


Время проведения: внеурочное.


Продолжительность проведения: 60 минут.


Подготовительная работа к классному часу:

  • выставка литературы по профориентации «Мир профессий»;

  • Гимн профессии





Важно не кем быть, а каким быть.


Этапы проведения мероприятия:

  1. Теоритический этап.

  2. Практический этап.


Звучит Гимн профессии.


  1. Вступительное слово

Нашу встречу мне хочется начать с известных строк детского стихотворения В. В. Маяковского, оно с очень взрослым смыслом:

У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?


Каждый человек в своей жизни делает два самых важных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня, как вы догадались, мы поговорим…о выборе профессии.

Выбор профессии у вас, друзья, впереди. Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на   свете. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий

Но эта огромная цифра далека от определенности. И не только потому, что жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются, но еще и потому, что люди до сих пор не договорились между собой о том, что считать отдельной профессией или  специальностью, а что просто разновидностью той или другой работы. Море профессий необозримо. Об этом наш сегодняшний разговор.

Вы, наверное, часто задумывались над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Ответы на эти и другие вопросы, связанные профессиональным самоопределением, мы с вами попробуем найти в нашем мероприятии .

  1. Кто я? Для того, чтобы добиться успеха в профессиональном самоопределении, сначала нужно всесторонне и объективно оценить личные запросы и потребности, определить те личные качества, которые нужно сформировать, т. е. изучить собственное «Я».

В каждом из нас живут много разных «Я». О каждом из них написано множество научных статей, и тем не менее в феномене «Я» загадок больше, чем ответов.

Я - ожидаемое

Я - желаемое

Я - реальное

Я - представляемое

Я - фантастическое

Я-идеальное

Характер самооценки оказывает существенное влияние на все стороны жизни человека, в том числе и на профессиональную. В ситуации профессионального выбора вам необходимо не только знать, но и объективно оценивать свои интересы и склонности, способности и возможности, а также соотнести их с избираемой профессией.

Возможен другой путь: изучить самого себя, ознакомиться с миром профессий, узнать предъявляемые профессией требования, а затем соотнести их со своими личностными особенностями, т.е. составить профессиональный план.

Интересы и склонности, возможности личности. К личностным особенностям человека можно отнести его интересы и склонности, его возможности, здоровье, темперамент, характер, волевые качества, способности и многие другие.

2. Многообразие мира профессий. У нас в стране чаще всего используется четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова, по которой все профессии можно распределить по пяти предметам, трем целям, четырем средствам и четырем условиям труда.


Номер 1 - специалисты по информационным технологиям. Они способны решать самые насущные для любого государства проблемы: создавать и реализовать модели управления банком, заводом, отраслью, транспортом, научными исследованиями.

Номер 2 – экологи. Это истинные целители окружающей среды. Без экологической экспертизы нельзя построить дом, проложить новую дорогу, открыть фабрику или завод. Выгоднее предотвратить загрязнение окружающей среды, чем выплачивать больничные и штрафы.

Номер 3 – «хед - хантерс». Это настоящие «охотники за головами» - то есть сотрудники агентств по персоналу. Они сами находят нужных специалистов, в основном менеджеров высшего звена.

Номер 4 – биотехнологи. Это люди, которые с помощью живых организмов и их компонентов (генов, ферментов, белков) создают то, чего раньше не было в природе, - совершенно новые организмы, растения и продукты. Биотехнология-это генная инженерия и даже клонирование живых организмов. Суперактуальная тема!

Номер 5 – ландшафтные дизайнеры. Это художники, а область их деятельности – садово-парковое искусство: от традиционных шести соток до огромных территорий и загородных резиденций.

Номер 6 - психоаналитики. Это «доверенные лица» политиков, звезд кино, шоу-бизнеса, бизнесменов. Им люди рассказывают то, в чем не признаются даже самим себе!

Номер 7 - логистики. Логистики отвечают за все процессы, где можно сэкономить: поставки, транспортировка, связь с таможней и государственными органами и т.д. Логистик не позволяет товару долго лежать на складе, грузовику - ехать длинной дорогой, а магазину - ждать завоза продукции.

Номер 8 - аудиторы. Это люди, которые ежедневно демонстрируют высший пилотаж бухучета! Основная задача аудитора - окончательная проверка финансовых отчетов компании, например перед налоговой проверкой.

Номер 9 - телепродюсеры. Это самые главные люди на телевидении! Они придумывают сами или находят подходящую идею для программы или фильма и воплощают её в жизнь. Они занимаются всем: от создания творческой группы до рекламной компании!

Номер 10 - имиджмейкеры. Это виртуозы социальных превращений.

Профессии типа «человек — техника» (Т).

Особенность технических объектов этого типа в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуются точность, определенность действий. Нужна и высокая исполнительская дисциплина, аккуратность. Последние качества важны, конечно, везде, но в технике с ее точностью, дробным делением труда им уделяется особое внимание.

Техника, как предмет труда, представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому, важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области, причем изобретать можно необязательно новые продукты труда, но и способы работы.

Профессии типа «человек — человек» (Ч).

Главное содержание труда в них сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа. Поэтому существенное значение имеет умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях.

Вот краткий перечень личных качеств, которые очень важны при работе по профессии этого типа:

  • устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми;

  • потребность в общении; способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей;

  • умение разбираться в человеческих взаимоотношениях;

  • хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей;

  • умение находить общий язык с разными людьми;

  • терпение.

Конечно, только перечисленных выше качеств недостаточно для успешной деятельности по профессиям и специальностям рассматриваемого типа. Необходима хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства.

Профессии типа «человек—природа» (П).

Представителей этой профессии объединяет одно очень важное качество – любовь к природе. Но любовь не созерцательная, которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная, связанная с познанием ее законов и применением их.

Поэтому, выбирая профессию данного типа, очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к мастерской, где вы будете работать, или как к месту отдыха, где хорошо погулять, подышать свежим воздухом. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без всяких выходных и праздников, так что специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям, очень много сведений приходится держать в уме.

Необходимо также обладать дальновидностью, чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда – важны инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Изменчивые условия труда требуют от работника творческого мышления.

Профессии типа «человек — знаковая система» (3).

Мы встречаемся со знаками чаще, чем обычно представляем себе. Это и цифры, и коды, и условные знаки, естественные или искусственные языки, и чертежи. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления.

Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, обозначенных теми или иными знаками, а с другой — представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками.

Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением и воссоздающим воображением. А учитывая, что знаки сами по себе часто имеют малозаметные различия, необходимы такие качества в работе с ними, как сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.

Профессии типа «человек - художественный образ» (X).

Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека, наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление и конечно, трудолюбие. Наблюдения за конечным результатом часто создает обманчивое представление о легкости самого процесса труда.

Между тем надо помнить, что за внешним эффектом стоит напряженная многочасовая ежедневная работа.

Работник искусства должен иметь реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее, чем заслуживаешь), чтобы получать удовлетворение от своего труда, быть целеустремленным.

(Результаты анкетирования и диаграмма).


  1. Выступление гостей


Как видите, мы познакомились с вами с профессиями, которые являются рейтинговыми профессиями сегодняшнего дня. Однако, это вовсе не означает, что другие профессии менее интересны или востребованы. Каждая профессия по-своему интересна и значительна. Значительность придает ей то, как ты к ней относишься, как ты ее выполняешь.

А теперь прочитаем вторую часть темы классного часа. Какие бывают профессии? Чтобы вспомнить это, сыграем с вами в игру «Путешествие от А до Я». Алфавит вы знаете. Я буду показывать букву, а вы вспоминать профессии, начинающиеся с этой буквы. Итак, начинаем!

  1. Практикум, работа с тестами


Задание.

Сделайте свой выбор, внимательно прочитав следующие утверждения:

1а. Ухаживать за животными.

1б. Обслуживать машины, приборы (следить за ними, регулировать).

2а. Помогать больным людям, лечить их.

2б. Составлять таблицы, схемы, программы ЭВМ.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, грампластинок.

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмассу).

4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать).

5а. Обсуждать научно-популярную литературу, статьи.

5б. Обсуждать художественную литературу, пьесы, концерты.

6а. Выращивать молодняк животных какой-нибудь породы.

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством.

8а. Отыскивать и разъяснять людям нужные им сведениям в справочном материале.

8б. Художественно оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке концертов, пьес.

9а. Ремонтировать вещи, одежду, жилище.

9б. Искать и исправлять ошибки в тексте, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.

10б. Выполнять вычисления, расчёты.

11а. Выводить новые сорта растений.

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий.

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснить, поощрять.

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы.

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях.

15а. Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях.

15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые).

16а. Делать лабораторные анализы в больницах.

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечения.

17а. Красить или расписывать стены помещений либо поверхности изделий.

17б. Осуществлять монтаж зданий, сборку машин, приборов.

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших, экскурсии, походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия, строить здания.

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада.

20б. Работать на клавишных машинах: пишущей машинке, телетайпе, наборной машине.


Перед вами лист с ответами к выше предложенному психологическому тестированию.

Лист ответов.

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

 

10б

 

 

11а

 

11б

 

12а

 

12б

 

13а

 

13б

 

14а

 

14б

 

15а

 

15б

 

16а

 

17б

 

16б

 

19б

 

17а

 

20а

 

19а

 

18а

 

20б

 

18б

 


Каждый столбик соответствует одному из типов труда. Так, например:

1 – «человек-природа»

2 – «человек – техника»,

3 – «человек – человек»,

4 – «человек – знаковые системы»,

5 – «человек – художественный образ».


Наибольший результат плюсов свидетельствует о склонности, предпочтении вида труда.

Если два вида труда предпочтительны, то они говорят о профессии, которая лежит на стыке двух видов труда, например:

  • профессия врача – «человек – человек» и «человек – природа»;

  • профессия дизайнера - «человек – техника» и «человек – художественный образ».


Если результаты в большинстве столбиков почти одинаковые, то ясно: склонности не выявлены и предпочтения к отдельным видам профессий нет.


4 . Заключительное слово


И так, каким быть – выбирать вам самим. Новое время заставляет мыслить по-новому. Современному человеку надо много знать, уметь и понимать, чтобы жизнь после школы была полезной и для себя и для общества, чтобы никогда не пришлось стыдиться того, как ты прожил свою молодость зря. Ваше будущее зависит только от вас. На память вам буклеты о профессиях.


Желаю вам такой профессии,

Чтоб на всю жизнь с ней оставаться,

Чтоб быстро по служебной лестнице

Могли вы смело подниматься,

Желаю вам коллег порядочных,

Начальства умного и справедливого,

Чтоб на работу вы бежали с радостью,

А своим творчеством делились искренне.


Спасибо, ребята, за работу! Всего доброго, до свидания!


















Литература.

  1. Н.С.Пряжников. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. М: ВАКО, 2006.

  2. О.Г.Черных. Внеклассные мероприятия, 8 класс. М: ВАКО, 2011.

  3. Внеклассные мероприятия. 9 класс. Составитель О.Г.Черных. М.:ВАКО. – 2009

  4. Классные часы.9 класс. Составитель А.В.Давыдова М.:ВАКО. – 2008.

  5. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие/под ред.Е.Н.Степанова, -М.:ТЦ Сфера, 2006

  6. Методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне» №2, 2011г.

  7. Н.И.Дереклеева и др.«Справочник классного руководителя».-М.:ВАКО. – 2005.

  8. Мартынова А.В. «Методика формирования и развития профессионального самоопределения подростков как средство профилактики дезадаптации»- ЛОИРО, 2006

По материалам Интернет:

  1. http://www.moeobrazovanie.ru/proforientacionnaja_igra_ugadai_professiju_print_version.html

  2. http://lib2.podelise.ru/docs/58021/index-11814.html

  3. http://kk.docdat.com/docs/index-392347.html

  4. http://yandex.ru/yandsearch?clid=1993841&lr=47&text=Rkfccys+xfc+gj+ghjajhbtynfwbb+@Efq+ghjatccb.@+9+rkfcc