Тема урока: Профессионализмы (6 класс)
Цель урока: дать учащимся понятие профессионализмы; объяснить сферу их употребления; учить распознавать профессионализмы, узнавать их обозначения в словарях; установить цель употребления профессионализмов в литературных произведениях; показать профессионализмы, ставшие общеупотребительными словами; прививать осознание лексического богатства русского языка.
Оборудование: схема языковых пластов (на доске).
ХОД УРОКА
Организационный момент
Опрос по домашнему заданию
Актуализация опорных знаний
Беседа
Какие слова можно объединить в группы по темам?
Люди каких профессий могут использовать эти слова? (Художник, наборщик, журналист)
Составьте кластер современных профессий
Профессии → банкир
→ юрист
→ дизайнер
→ строитель
→ программист
→ бухгалтер
А кем бы хотели стать вы?
Как вы думаете, с чем будет связана тема сегодняшнего урока?
Постановка целей и задач урока
Работа над темой урока
Беседа с опорой на схему
Рассмотрите схему.
В какой части находится слово, вязанное с темой урока?
Как вы считаете, профессионализмы входят в литературный язык. Являются общеупотребительными? Докажите свою точку зрения.
Литературный язык |
книжный | разговорный |
просторечие |
диалекты (диалектизмы), жаргоны (жаргонизмы), сленг, профессионализмы, брань и др. |
Слово учителя
- Обратите внимание на схему: весь язык как будто делится пополам на литературный язык. Который используют все, и вкрапления в язык, которые используют определенные группы людей. Между ними прослойка – просторечие: это уже не правильный литературный язык, а несколько искаженный. К необщеупотребительным словам относятся и профессионализмы. Докажем это.
«Это интересно»
Мы с вами уже встречались с интересными выдержками из книги Ю.И. Коваля «Пять похищенных монахов». Вот еще одна загадка из его повести. Что обозначает слово МУР? (Ответы учащихся.)
В приложении к повести писатель поясняет: «Есть ещё люди, которые не знают, что такое МУР. Они думают, что это так кошка мурлычет. Кошка-то, может быть, так и мурлычет. Да только МУР – это кое-что другое. МУР – это Московский уголовный розыск. А это вам – не кошка мурлычет».
Какое из этих слов употребляется всеми людьми, а какое ограниченным кругом людей, с учетом профессиональной деятельности?
Работа с материалом учебника
Знакомство с теоретическим материалом, изложенным на стр. 60
Выпишите в тетрадь слова из рамок, запомните, как они пишутся.
Найдите в толковом словаре учебника слова с пометками СПЕЦ. И ТЕХН. (См. стр. 177, 178, 180, 182 и др.)
Выпишите любое из них с толкованием.
б) Выполнение упражнения № 111
в) Выполнение упражнения № 112
При выполнении упражнения используйте толковый словарь в конце учебника.
г) Знакомство с теоретическими сведениями учебника (стр.62)
д) Выполнение упражнения № 113 всеми
(Возможно для проверки всеми учащимися; вызвать ученика к доске. Чтобы выписать слова с проверяемыми гласными в корне с проверочными словами. Слова с непроверяемыми гласными выписать в другой столбик, подчеркнув эти буквы.)
Рефлексия
Подберите к слову профессионал однокоренные слова.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
На выбор: выполнить упражнение № 116 или расспросить родителей об их профессии. Составить словарик (5-6 слов) профессионализмов. Которые они используют в своей речи.