Просмотр содержимого документа
«Профессиональная адаптация студентов медицинского колледжа: сущность, цели и содержание»
Федорова Н.В
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ
Со страниц средств массовой информации, педагогической и специальной печати не сходят вопросы совершенствования профессиональной подготовки специалистов для системы российского здравоохранения. Среди разных точек зрения о состоянии медицинского образования (и высшего, и среднего специального) немало как резких и горьких обвинений, так и объективных суждений и предложений.
В результате изучения множества источников были выделены основные направления, в частности: обновление государственных образовательных стан-
дартов, модернизация материально-технического оснащения, совершенствование технологий обучения, повышение квалификации педагогических кадров, обеспечение психолого-педагогического сопровождения студентов и др. Остановим свое внимание на проблеме психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки студентов.
Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа включает различные аспекты деятельности руководящих и педагогических работников, среди которых важное место занимает профессиональная адаптация. Процесс вхождения в профессиональную деятельность, освоения условий и требований труда, формирование умений ориентироваться в трудовом коллективе, его нормах и правилах, а также достигать в оптимально короткие сроки требуемой производительности труда — это и есть профессиональная адаптация. Следовательно, перед педагогическим коллективом медицинского колледжа и самими студентами стоит задача обеспечить успешность данного процесса.
Научные исследования и педагогическая практика свидетельствуют о том, что профессиональная адаптация - довольно длительный процесс, в котором выделяют подготовительный (осуществляемый в процессе обучения) и непосредственный (происходящий на рабочем месте) этапы. Данные этапы в условиях образовательного процесса в медицинском колледже тесно взаимосвязаны, можно сказать, даже переплетены, поскольку студенты осваивают каждый профессиональный модуль и вид профессиональной деятельности, включаясь в реальные условия лечебно-профилактических учреждений.
Тем не менее очевидным является тот факт, что непосредственная адаптация в значительной мере определяется тем, насколько успешно будущий медик освоил необходимый объем теоретических знаний, умений, навыков и практического опыта насколько сформированы у него чувство долга, ответственность, эмпатийность и др. Внеаудиторная работа во всем своем многообразии должна стать естественным продолжением учебных занятий, а учебная деятельность наполниться эмоционально-ценностным смыслом. В случае если этап первоначальной адаптации пройден студентом недостаточно успешно, то в дальнейшем у выпускника возможны такие нарушения (паталогии) трудовой адаптации, как низкая рабочая мотивация, страх и тревога в ответ на требования о рабочей продуктивности, враждебность и агрессия, зависимость и социальная наивность. Наши наблюдения за студентами во время производственной практики и мониторинг выпускников в полной мере подтверждают эти выводы.
В психологии выделены стадии профессиональной адаптации: ознакомление, приспособление, ассимиляция, идентификация. Используя данный подход, можно представить содержание работы педагогического коллектива следующим образом.
Стадии профессиональной адаптации студентов | Содержание работы |
Ознакомление | Информирование студентов о содержании, объектах и видах деятельности медицинского работника среднего звена, требованиях к общим и профессиональным компетенциям, личностно-профессиональным качествам, нормах и правилах обучения в колледже |
Приспособление | Переориентация студентов на учебно-профессиональные ценности колледжа и медицинской профессии, обеспечение признания каждым студентом новой для него системы ценностей и отношений |
Ассимиляция | Приспособление студентов к условиям аудиторной и внеаудиторной учебнопрофессиональной деятельности в колледже, достижение идентификации каждого студента с учебной группой и колледжем |
Идентификация | Включение студентов в активную разнообразную самостоятельную профессионально ориентированную деятельность для обеспечения отождествления каждого из них с целями и ценностями профессии |
Следует отметить, что профессиональная адап- тированность имеет сложную структуру и включает компоненты, характеризующие уровень психофизиологической, учебно-профессиональной, социальнопсихологической и организационной адаптации студентов к различным сферам учебно-профессиональной деятельности. Графически это можно представить в виде следующей таблицы:

Полная профессиональная адаптация, которая достигается выпускниками уже в процессе трудовой деятельности, измеряется временем, которое требуется начинающим специалистам после окончания колледжа для того, чтобы демонстрировать нормативный уровень профессионализма. Оптимальный срок профессиональной адаптации, по данным психологических исследований и нашим наблюдениям, для большинства выпускников составляет примерно полгода. Однако, к сожалению, в этот срок укладываются далеко не все выпускники, что свидетельствует о необходимости более глубокого изучения проблемы профессиональной адаптации студентов колледжа и организации соответствующей экспериментальной работы.