СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная адаптация студентов медицинского колледжа: сущность, цели и содержание

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Со страниц средств массовой информации, педаго­гической и специальной печати не сходят вопросы со­вершенствования профессиональной подготовки спе­циалистов для системы российского здравоохранения. Среди разных точек зрения о состоянии медицинского образования (и высшего, и среднего специального) немало как резких и горьких обвинений, так и объ­ективных суждений и предложений.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная адаптация студентов медицинского колледжа: сущность, цели и содержание»

Федорова Н.В


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ


Со страниц средств массовой информации, педаго­гической и специальной печати не сходят вопросы со­вершенствования профессиональной подготовки спе­циалистов для системы российского здравоохранения. Среди разных точек зрения о состоянии медицинского образования (и высшего, и среднего специального) немало как резких и горьких обвинений, так и объ­ективных суждений и предложений.

В результате изучения множества источников были выделены основные направления, в частности: обновление государственных образовательных стан-

дартов, модернизация материально-технического оснащения, совершенствование технологий обуче­ния, повышение квалификации педагогических ка­дров, обеспечение психолого-педагогического сопро­вождения студентов и др. Остановим свое внимание на проблеме психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки сту­дентов.

Психолого-педагогическое сопровождение про­фессиональной подготовки студентов медицинского колледжа включает различные аспекты деятельности руководящих и педагогических работников, среди которых важное место занимает профессиональная адаптация. Процесс вхождения в профессиональную деятельность, освоения условий и требований труда, формирование умений ориентироваться в трудовом коллективе, его нормах и правилах, а также дости­гать в оптимально короткие сроки требуемой произ­водительности труда — это и есть профессиональная адаптация. Следовательно, перед педагогическим коллективом медицинского колледжа и самими сту­дентами стоит задача обеспечить успешность данного процесса.

Научные исследования и педагогическая практика свиде­тельствуют о том, что профессиональная адаптация - довольно длительный процесс, в котором выделяют подготовительный (осуществляемый в процессе обуче­ния) и непосредственный (происходящий на рабочем месте) этапы. Данные этапы в условиях образователь­ного процесса в медицинском колледже тесно взаимо­связаны, можно сказать, даже переплетены, поскольку студенты осваивают каждый профессиональный мо­дуль и вид профессиональной деятельности, включа­ясь в реальные условия лечебно-профилактических учреждений.

Тем не менее очевидным является тот факт, что непосредственная адаптация в значительной мере определяется тем, насколько успешно будущий ме­дик освоил необходимый объем теоретических знаний, умений, навыков и практического опыта на­сколько сформированы у него чувство долга, от­ветственность, эмпатийность и др. Внеаудиторная работа во всем своем многообразии должна стать естественным продолже­нием учебных занятий, а учебная деятельность напол­ниться эмоционально-ценностным смыслом. В случае если этап первоначальной адаптации прой­ден студентом недостаточно успешно, то в дальнейшем у выпускника возможны такие нарушения (паталогии) трудовой адаптации, как низкая рабочая мотивация, страх и тревога в ответ на требования о рабочей про­дуктивности, враждебность и агрессия, зависимость и социальная наивность. Наши наблюдения за сту­дентами во время производственной практики и мони­торинг выпускников в полной мере подтверждают эти выводы.

В психологии выделены стадии профессиональной адап­тации: ознакомление, приспособление, ассимиляция, идентификация. Используя данный подход, можно представить содержание работы педагогического кол­лектива следующим образом.



Стадии

профессиональной адаптации студентов

Содержание работы

Ознакомление

Информирование студентов о содержании, объектах и видах деятельности медицин­ского работника среднего звена, требованиях к общим и профессиональным компе­тенциям, личностно-профессиональным качествам, нормах и правилах обучения в колледже

Приспособление

Переориентация студентов на учебно-профессиональные ценности колледжа и ме­дицинской профессии, обеспечение признания каждым студентом новой для него системы ценностей и отношений

Ассимиляция

Приспособление студентов к условиям аудиторной и внеаудиторной учебно­профессиональной деятельности в колледже, достижение идентификации каждого студента с учебной группой и колледжем

Идентификация

Включение студентов в активную разнообразную самостоятельную профессиональ­но ориентированную деятельность для обеспечения отождествления каждого из них с целями и ценностями профессии









Следует отметить, что профессиональная адап- тированность имеет сложную структуру и включает компоненты, характеризующие уровень психофизио­логической, учебно-профессиональной, социально­психологической и организационной адаптации сту­дентов к различным сферам учебно-профессиональной деятельности. Графически это можно представить в виде следующей таблицы:


















Полная профессиональная адаптация, которая достигается выпускниками уже в процессе трудовой деятельности, измеряется временем, которое требует­ся начинающим специалистам после окончания кол­леджа для того, чтобы демонстрировать нормативный уровень профессионализма. Оптимальный срок про­фессиональной адаптации, по данным психологиче­ских исследований и нашим наблюдениям, для боль­шинства выпускников составляет примерно полгода. Однако, к сожалению, в этот срок укладываются дале­ко не все выпускники, что свидетельствует о необходи­мости более глубокого изучения проблемы профессио­нальной адаптации студентов колледжа и организации соответствующей экспериментальной работы.