СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная деятельность учителя в проведении адаптивной физической культуры и здоровьесбережения в соответствии с нормативными документами и профессиональными требованиями

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель). Приоритетом государственной политики в РФ сегодня остается профилактика заболеваний, пропаганда здорового образа жизни и охрана здоровья. Гипокинезия (недостаток мышечной активности), характерна для современной эпохи механизации и автоматизации промышленности и быта. Гипокинезию следует считать одним из проявлений нездорового образа жизни.  Единственной мерой предупреждения и ликвидации отрицательных последствий гипокинезии является расширение двигательной активности учащихся

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная деятельность учителя в проведении адаптивной физической культуры и здоровьесбережения в соответствии с нормативными документами и профессиональными требованиями»

Профессиональная деятельность учителя в проведении адаптивной физической культуры и здоровьесбережения в соответствии с нормативными документами и профессиональными требованиями   Доклад учителя индивидуального обучения Федоровой М.М.

Профессиональная деятельность учителя в проведении адаптивной физической культуры и здоровьесбережения в соответствии с нормативными документами и профессиональными требованиями

Доклад

учителя индивидуального обучения

Федоровой М.М.

  « Ничто так не истощает и не разрушает человека,  как продолжительное физическое бездействие»  (Аристотель)   Приоритетом государственной политики в РФ сегодня остается профилактика заболеваний, пропаганда здорового образа жизни и охрана здоровья.

« Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель)

  • Приоритетом государственной политики в РФ сегодня остается профилактика заболеваний, пропаганда здорового образа жизни и охрана здоровья.

Нормативные документы:

  • Концепция развития здравоохранения РФ предусматривает формирование здорового образа жизни граждан.
  • Конституция РФ гарантирует право на бесплатную медицинскую помощь.
  • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» рассматривает вопросы организации охраны здоровья населения страны.
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации в статье 41 гарантирует охрану здоровья обучающихся.
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н (ред. от 07.11.2012) «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» утверждает перечень состояний, при которых оказывается первая помощь и перечень мероприятий по оказанию первой помощи.
  • Приказом Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» от 5 ноября 2013 г. № 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним.
  • В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения " и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""
Требования ФГОС по формированию здорового образа жизни Реализация требований ФГОС по формированию личности, стремящейся к здоровому и безопасному образу жизни на основе соответствующих навыков, ответственного и компетентного отношения к своему физическому и психическому здоровью, возможна средствами содержания образования. Стандарты нового поколения предполагают формирование ценностного отношения к здоровью на основе результатов личностного и социального развития (стремление к здоровому и безопасному образу жизни и соответствующих навыков, ответственного и компетентного отношения к своему физическому и психическому здоровью).

Требования ФГОС по формированию здорового образа жизни

  • Реализация требований ФГОС по формированию личности, стремящейся к здоровому и безопасному образу жизни на основе соответствующих навыков, ответственного и компетентного отношения к своему физическому и психическому здоровью, возможна средствами содержания образования. Стандарты нового поколения предполагают формирование ценностного отношения к здоровью на основе результатов личностного и социального развития (стремление к здоровому и безопасному образу жизни и соответствующих навыков, ответственного и компетентного отношения к своему физическому и психическому здоровью).
Если состояние всех факторов, определяющих здоровье принять за 100%, то их влияние на здоровье человека распределится в следующих соотношениях: сохранение и укрепление здоровья человека на современном этапе представляется сложной категорией - человеческий фактор – 25% (физическое здоровье – 10%, психическое здоровье – 15%); - экологический фактор – 25% (внешние факторы – 10%, внутренние факторы – 15%); - социально-педагогический фактор – 40% (образ жизни, материальные условия труда и быта – 20%; поведение, режим труда и отдыха, наличие привычек – 20%); - медицинский фактор – 10%. (цифры среднестатистические).

Если состояние всех факторов, определяющих здоровье принять за 100%, то их влияние на здоровье человека распределится в следующих соотношениях:

сохранение и укрепление здоровья человека на современном этапе представляется сложной категорией

- человеческий фактор – 25% (физическое здоровье – 10%, психическое здоровье – 15%);

- экологический фактор – 25% (внешние факторы – 10%, внутренние факторы – 15%);

- социально-педагогический фактор – 40% (образ жизни, материальные условия труда и быта – 20%; поведение, режим труда и отдыха, наличие привычек – 20%);

- медицинский фактор – 10%. (цифры среднестатистические).

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»  из устава ВОЗ Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, которые провоцируют негативные сдвиги в состоянии здоровья.

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» из устава ВОЗ

  • Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, которые провоцируют негативные сдвиги в состоянии здоровья.
- адекватная двигательная активность индивида (соответствие в суточном или недельном микроцикле объема и интенсивности движения биологическим требованиям, профессиональной деятельности, возрасту и полу); - адекватное питание (соответствующее энергопотерям, сбалансированное по белкам, жирам и углеводам в соотношении 1:0,8:4); - психогигиена и психопрофилактика (аутотренинг, психорегуляция); - закаливание; - использование массажа и самомассажа; - дыхательная гимнастика; - использование естественных факторов природы для повышения эффективности рекреационных и реабилитационных мероприятий; - отказ от вредных привычек. Для практической деятельности наиболее важным является соблюдение и реализация индивидуального режима жизни, который предполагает следующее:
  • - адекватная двигательная активность индивида (соответствие в суточном или недельном микроцикле объема и интенсивности движения биологическим требованиям, профессиональной деятельности, возрасту и полу);
  • - адекватное питание (соответствующее энергопотерям, сбалансированное по белкам, жирам и углеводам в соотношении 1:0,8:4);
  • - психогигиена и психопрофилактика (аутотренинг, психорегуляция);
  • - закаливание;
  • - использование массажа и самомассажа;
  • - дыхательная гимнастика;
  • - использование естественных факторов природы для повышения эффективности рекреационных и реабилитационных мероприятий;
  • - отказ от вредных привычек.

Для практической деятельности наиболее важным является соблюдение и реализация индивидуального режима жизни, который предполагает следующее:

Необходимый объем двигательной активности для мальчиков и юношей должен составлять 7-12 часов в неделю, для девочек и девушек- 4-9 часов Двигательная активность на рабочем месте и в быту у большинства горожан недостаточна. Для того, чтобы оставаться здоровым, человек должен расходовать на мускульные усилия 1000 – 1200 ккал/сутки, тогда как у лиц умственного труда эти траты равны 500 – 700 ккал). Победить гиподинамию можно только с помощью физических упражнений. Согласно статистике, школьники вынуждены проводить за рабочим столом около 85 % времени своего бодрствования, просмотру телевизора уделяется до 24 часов в неделю, компьютерные игры еще более усугубили дефицит движения детей и подростков.

Необходимый объем двигательной активности для мальчиков и юношей должен составлять 7-12 часов в неделю, для девочек и девушек- 4-9 часов

  • Двигательная активность на рабочем месте и в быту у большинства горожан недостаточна. Для того, чтобы оставаться здоровым, человек должен расходовать на мускульные усилия 1000 – 1200 ккал/сутки, тогда как у лиц умственного труда эти траты равны 500 – 700 ккал). Победить гиподинамию можно только с помощью физических упражнений. Согласно статистике, школьники вынуждены проводить за рабочим столом около 85 % времени своего бодрствования, просмотру телевизора уделяется до 24 часов в неделю, компьютерные игры еще более усугубили дефицит движения детей и подростков.
У детей двигательный дефицит может привести к выраженным функциональным и морфологическим изменениям: снижается активность многих ферментов, влияющих на характер окислительных процессов и биохимических превращений в организме, происходит отчетливое снижение общей устойчивости организма к простудным факторам и патогенным микроорганизмам; наблюдается не только отставание моторики, но и задержка развития вегетативных функций; происходят сужение диапазона функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, функциональные отклонения со стороны нервной системы. Дефицит движений – одна из главных причин избыточного веса у детей. Недостаток движений в жизни детей младшего школьного возраста ведет к тому, что после 13 лет у них отмечаются заметное ухудшение координации, точности и быстроты движений, уменьшение скорости ответной реакции, подвижности в суставах и гибкости позвоночного столба, снижение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и кистевой динамометрии.

У детей двигательный дефицит может привести к выраженным функциональным и морфологическим изменениям: снижается активность многих ферментов, влияющих на характер окислительных процессов и биохимических превращений в организме, происходит отчетливое снижение общей устойчивости организма к простудным факторам и патогенным микроорганизмам; наблюдается не только отставание моторики, но и задержка развития вегетативных функций; происходят сужение диапазона функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, функциональные отклонения со стороны нервной системы.

Дефицит движений – одна из главных причин избыточного веса у детей.

Недостаток движений в жизни детей младшего школьного возраста ведет к тому, что после 13 лет у них отмечаются заметное ухудшение координации, точности и быстроты движений, уменьшение скорости ответной реакции, подвижности в суставах и гибкости позвоночного столба, снижение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и кистевой динамометрии.

Переход детей с дошкольного режима на школьный, для которого характерно значительное снижение не только общей двигательной, но и зрительной активности в пространстве при одновременном росте статически напряженных состояний организма и увеличении нагрузок на функцию ближнего зрения (чтение, письмо, рисование, настольные игры), вызывает системные функциональные перестройки всего организма, и в частности органа зрения.

Чем больше дефицит общей двигательной и дистантной зрительной активности, тем в большей степени нарушаются тонус и равновесие вегетативной нервной системы и снижаются функциональные возможности органа зрения, раньше и чаще развивается близорукость.

Единственной мерой предупреждения и ликвидации отрицательных последствий гипокинезии являются расширение двигательной активности учащихся, повышение интенсивности физических упражнений, моторной плотности физкультурных занятий, широкое использование в занятиях подвижных игр, упражнений спортивного характера на воздухе, особенно направленных на развитие общей выносливости, обеспечивающей значительный оздоровительный и общеукрепляющий эффект.

Гипокинезию (понижение двигательной активности) следует считать одним из проявлений нездорового образа жизни . По данным Всероссийского НИИ физической культуры и спорта, в России около 70 % населения не занимаются физкультурой. Среди мальчиков 11—14 лет распространенность гипокинезии колеблется в различных городах от 50 до  60 %, а среди девочек от 60 до 80 %. Причину широкого распространения гипокинезии в нашей стране следует видеть в том, что с детского возраста не вырабатывается потребность в подвижном образе жизни. Так, для нормального развития детскому организму требуется 8—12 ч двигательной активности в неделю, однако, как правило, дети имеют лишь 1,5-2 ч организованной физической деятельности. В России анкетирование различных групп населения (школьников, студентов и т. д.) показало, что здоровье в иерархии ценностей и потребностей респонденты ставят на одно из последних мест, после таких материальных благ, как квартира, машина, престижная работа и т. д.

Гипокинезию (понижение двигательной активности) следует считать одним из проявлений нездорового образа жизни

  • . По данным Всероссийского НИИ физической культуры и спорта, в России около 70 % населения не занимаются физкультурой. Среди мальчиков 11—14 лет распространенность гипокинезии колеблется в различных городах от 50 до 60 %, а среди девочек от 60 до 80 %.
  • Причину широкого распространения гипокинезии в нашей стране следует видеть в том, что с детского возраста не вырабатывается потребность в подвижном образе жизни. Так, для нормального развития детскому организму требуется 8—12 ч двигательной активности в неделю, однако, как правило, дети имеют лишь 1,5-2 ч организованной физической деятельности.
  • В России анкетирование различных групп населения (школьников, студентов и т. д.) показало, что здоровье в иерархии ценностей и потребностей респонденты ставят на одно из последних мест, после таких материальных благ, как квартира, машина, престижная работа и т. д.
Главной задачей школы, учителей является создание условий и научение ребенка сохранять и укреплять здоровье с первого класса и полноценная подготовка школьников к самостоятельной жизни. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если: - в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; - в социальном плане — он коммуникабелен, общителен; - в эмоциональном плане — ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; - в интеллектуальном плане — учащийся проявляет умственные способности; - в нравственном плане — он признает основные общечеловеческие ценности.

Главной задачей школы, учителей является создание условий и научение ребенка сохранять и укреплять здоровье с первого класса и полноценная подготовка школьников к самостоятельной жизни.

  • Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
  • - в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
  • - в социальном плане — он коммуникабелен, общителен;
  • - в эмоциональном плане — ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • - в интеллектуальном плане — учащийся проявляет умственные способности;
  • - в нравственном плане — он признает основные общечеловеческие ценности.
Адаптивная физическая культура (АФК) – важнейший компонент всей системы реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, всех ее видов и форм компоненты (виды) адаптивной физической культуры:  - Адаптивное физическое воспитание (образование) - Адаптивный спорт - Адаптивная двигательная рекреация - Адаптивная физическая реабилитация - Креативные (художественно-музыкальные) телесно ориентированные практики адаптивной физической культуры - Экстремальные виды двигательной активности Адаптивная физическая культура является масштабным социальным феноменом с очень большим количеством функций.

Адаптивная физическая культура (АФК) – важнейший компонент всей системы реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, всех ее видов и форм

  • компоненты (виды) адаптивной физической культуры:
  • - Адаптивное физическое воспитание (образование)
  • - Адаптивный спорт
  • - Адаптивная двигательная рекреация
  • - Адаптивная физическая реабилитация
  • - Креативные (художественно-музыкальные) телесно ориентированные практики адаптивной физической культуры
  • - Экстремальные виды двигательной активности
  • Адаптивная физическая культура является масштабным социальным феноменом с очень большим количеством функций.
Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает,  что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач.  Но для этого учителю нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на своих уроках, и в общей программе работы школы.

Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого учителю нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на своих уроках, и в общей программе работы школы.

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!