Профессиональная этика тьютора (сопровождение детей с ОВЗ)
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Для правильного понимания особенностей развития детей, имеющих нарушения слуха, необходимо разобраться в общих и специфических закономерностях развития у них общения, усвоения ими различных средств общения, особенностях становления разных видов речи.
Без этого невозможны адекватная организация их обучения и воспитания, педагогического процесса, формирования речевых средств общения, осуществление успешной коррекции.
Виды речи
Словесная:
Устная речь — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.
Письменная речь — вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов.
Дактильная речь является своеобразной формой словесной речи производимая с помощью определенных положений пальцев рук. Дактилология имеет прямое отношение к вербальному языку, что отличает ее от жестов. По своим функциям она относится к устной речи.
Система жестового общения глухих имеет сложную структуру, включает две разновидности жестовой речи: разговорную и калькирующую. Разговорная жестовая речь (РЖР) — это общение при помощи средств русского жестового языка — самобытной лингвистической системы, обладающей своеобразной лексикой, грамматикой и т.д. Калькирующая жестовая речь (КЖР) — калькирует лингвистическую структуру словесного языка. Калькирующая жестовая речь — вторичная знаковая система, которая усваивается на базе и в процессе изучения глухим ребенком словесной речи. Жесты здесь являются эквивалентами слов, а порядок их следования такой же, как в обычном предложении.
Способы коммуникации являются важным аспектом исследования межличностных отношений неслышащих людей.
Л.С. Выготский указывал на необходимость «полиглосии», т.е. словесно-жестового двуязычия глухих. Смысловой, ценностный, эмоциональный обмен, составляющий суть межличностных отношений, реально осуществляется между слабослышащими и глухими на основе жестовой речи с вкраплениями дактильной речи (для обозначения, например, имен собственных); между слабослышащими и слышащими – на основе словесной речи в устной и письменной форме.
Использование устной или письменной формы речи в качестве исходной в процессе обучения языку применительно к категории детей, имеющих большой «стаж» глухоты и немоты, задерживало бы процесс овладения речью и развитие словесного мышления. Трудности в обучении глухих детей общению с окружающими на основе устной и письменной словесной речи привели к необходимости обратиться к дактильной речи. Однако использование дактильной речи в обучении глухих детей языку не самоцель, это вынужденная мера, необходимая для того, чтобы ускорить и облегчить им процесс овладения языком.
Параллельно с формированием дактильной речи происходит обучение детей устной и письменной речи, и опережающее развитие дактильной речи не мешает, а, наоборот, помогает развитию их.
Таким образом, использование дактильной речи в качестве исходной в процессе формирования языка у глухих детей обеспечивает более быстрое и эффективное развитие словесной речи в качестве средства общения и способствует формированию устной, а также письменной речи.
Один из способов общения глухих – зрительное восприятие устной речи говорящего.
Это вспомогательное средство облегчает слабослышащим восприятие речи на слух, а глухим частично компенсирует отсутствующий слух.
Лишь немногие звуки имеют настолько характерные признаки, что их нельзя спутать с другими. Многие фонемы характеризуются одинаковым видимым положением губ, например К, Г, Х или С, З.
Глухому важно владеть хотя бы минимальными навыками чтения с губ, иначе общение со слышащими – на работе, в магазине, на улице будет сильно затруднено.
Чтение с губ требует большого напряжения, ведет к быстрой утомляемости, даже если собеседник имеет хорошую артикуляцию.
Усвоение языка должно начинаться с подражания речи окружающих при последующем подведении учащихся к осмыслению языковых явлений, чему должны служить организуемые и направляемые педагогом наблюдения языковых фактов и их обобщение.
У детей, начинающих обучаться языку в возрасте 7-8 лет, потребности общения весьма широкие. Возникает необходимость в короткие сроки сообщить детям максимум нужного речевого материала и регулировать потребности организацией деятельности учащихся.
Принцип интенсификации речевого общения
Реализация принципа интенсификации речевого общения выражается в формировании у глухих учащихся комплекса речевых умений. К ним относятся развиваемые на всех уроках по всем учебным предметам умения отвечать на вопросы, формулировать вопросы, сообщать о своем желании, отношении, состоянии, деятельности, о выполнении поручения, обратиться с просьбой к товарищу, учителю. Практически речь идет об овладении словесными средствами побуждения к действию.
Принципу интенсификации речевого общения подчиняется и работа по развитию речи во внеклассное время, осуществляемая в разнообразных коммуникативных условиях в педагогически организованной среде. Широкая речевая практика за пределами урока воспитывает потребность в словесной речи, обогащает и совершенствует навык словесного общения глухих учащихся с окружающими людьми.
Факторы, активизирующие речевое общение детей с нарушением слуха
1. Комплексный подход к речевому развитию, т.е. одновременно протекающая работа над всеми сторонами речи.
2. Коммуникативная направленность в обучении языку.
3. Широкое использование предметно-практической деятельности.
4. Широкая речевая практика во внеклассное время.
5. Использование разнообразных форм организации деятельности детей.
6. Целенаправленное формирование умственных действий.
7. Развитие слухового восприятия и организация слухоречевой среды.
8. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья.
Несмотря на то, что у детей, находящихся на третьем этапе, достаточно высокий уровень мотивации к работе в группе, однако истинной потребности в использовании устной речи еще не наблюдается, в связи с чем возникает актуальность разработки следующего этапа, который будет заключаться в создании группы смешанного типа, состоящей из слышащих и неслышащих детей.
Включать ребенка с нарушенным слухом в группу здоровых сверстников без прохождения данного этапа нецелесообразно, так как при отсутствии навыков взаимодействия и использования различных средств общения неслышащие дети не смогут активно включаться в совместную деятельность со здоровыми сверстниками.