ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Качество образования, как известно, во многом зависит от компетентности и уровня профессиональной подготовки учителя. Существующая система оценки и аттестации данных показателей не совсем совершенна, нередко является односторонней и субъективной, что в значительной степени занижает качество такой оценки. Следовательно, в условиях модернизации современного образования, профессиональная компетентность учителя иностранного языка приобретает особо важное значение. В особенности, если учитывать, что иноязычное образование имеет свою специфику, так же как и предмет «иностранный язык».
Эффективным способом повышения профессиональной компетентности учителя иностранного языка является анализ урока. Этот метод помогает повысить качество обучения; улучшить процесс преподавания; помогает учителю осмыслить уровень теоретических знаний, способов, приемов работы на практике, в процессе взаимодействия его с классом и конкретными учениками; дает возможность оценить педагогом свои сильные и слабые стороны; помогает определить нереализованные резервы и ресурсы, выделить индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Понятие профессиональной компетенции
Термин «профессиональная компетентность» начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века. С того времени этой проблемой стали заниматься такие исследователи как Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Т.И. Руднева, Г.Н. Стайнов и др.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций» [3, с.55].
Ю.К. Бабанский, Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамов в своих работах раскрывали те или иные аспекты педагогической компетентности:
- управленческий аспект заключается в умении учителя анализировать, планировать, организовывать, контролировать, регулировать учебный процесс;
- психологический аспект раскрывается во влиянии личности учителя на учащихся, в способности педагога учитывать индивидуальные способности учащихся;
- педагогический аспект раскрывается в подборе форм и методов обучения, с помощью которых учитель ведет обучение школьников [4, с.40].
Итак, под профессиональной компетентностью можно определить комплексный ресурс личности, который позволяет эффективно взаимодействовать с окружающим миром в той или иной профессиональной сфере, для реализации которого необходим определенный набор профессиональных компетенций.
Феномен профессиональной компетентности учителя иностранного языка можно рассматривать в нескольких измерениях одновременно: как подсистему культуры и форма деятельности, механизм профессиональной социализации и особую реальность становления, развития, самореализации индивида. Такой методологический подход позволяет провести научный анализ профессиональной компетентности учителя иностранного языка, а также в полной мере учитывает ее специфику [12, с.63].
Переход к интегративному осмыслению профессиональной компетентности учителя иностранного языка стал результатом необходимости развития не только знаниево-ориентированного, но и личностно-интегративного компонента.
Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно дать следующее определение профессиональной компетентности учителя иностранного языка: это система лингвистических, социолингвистических, культурных, стратегических и дискурсивных знаний, умений и навыков, позволяющих коммуникантам эффективно взаимодействовать в конкретных социально детерминированных коммуникативных ситуациях, а также владение навыками и способность применять имеющиеся знания в области педагогики, психологии и методики преподавания иностранного языка.
2. Структура профессиональной компетентности учителя иностранного языка
Разные авторы по разному подходили к определению структурных компонентов профессиональной компетентности. Так, Н.В. Кузьмина выделяет пять ее элементов:
- специальную компетентность (определяется областью преподаваемой дисциплины);
- методическую компетентность (определяет способы формирования знаний, навыков, умений учащихся);
- психолого-педагогическую компетентность (психолого-педагогический компонент обучения);
- дифференциально-психологическую компетентность (включает в себя мотивы, способности, направленности обучаемых);
- аутопсихологическую компетентность [5, с.68].
Т. Ю. Тамбовкина анализируя структуру профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка, также выделяет в ее составе методическую компетентность, которая является компонентом лингводидактической компетентности [12, с.63].
Обобщая вышесказанное, можно определить, что структурно профессиональная компетентность включает три стороны деятельности учителя: функциональную (процессуальную), предметную (содержательную) и личностную.
3. Способы и средства повышения профессиональной компетентности учителя иностранного языка
Профессиональная компетентность будущего педагога начинает формироваться во время обучения в учебном заведении. Далее следует последипломное образование, которое имеет непрерывный характер. Важнейшим способом профессионального развития на этом этапе является самообразование и практическая научная деятельность.
Выделяют следующие этапы формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка: этап учебной деятельности в вузе, этап педагогической практики и этап собственно профессиональной деятельности по окончании вуза.
Основной целью профессиональной подготовки специалиста является формирование профессиональных умений. Обучение в педагогическом вузе закладывает лишь основы профессиональной компетентности. Следовательно, их развитием и совершенствованием должен заниматься сам учитель, проявляя собственную мотивацию и желание.
Говоря о профессиональной компетентности учителя иностранного языка, можно сказать, что коммуникативная компетентность является самой важной, ведь речь идет о формировании коммуникативной компетентности учащихся.
Конечной целью обучения студентов педагогических вузов является формирование профессионально-педагогической компетентности. Поэтому, по уровню сформированности профессиональных компетенций будущего учителя можно судить об эффективности образовательного процесса в вузе.
Согласно В. А. Сластенину, профессиональной компетентности педагога выражается в совокупности теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и является главным показателем его профессионализма [9, с.13].
Профессиональная компетентность формируется в вузе (или в педагогическом колледже). А ее развитие и усовершенствование может быть осуществлено только в процессе педагогической деятельности. Педагогическая практика стимулирует качественное формирование профессиональной компетентности.
Определенный вид деятельности формирует ту или иную субкомпетенцию профессиональной компетентности будущего преподавателя иностранного языка. Педагогическая деятельность развивает:
- способность логически верно выстраивать устную и письменную речь;
- владение одним из иностранных языков на уровне, который позволяет получать и оценивать информацию из зарубежных источников;
- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
- способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- владение основами речевой профессиональной культуры;
- способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;
- способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях.
Культурно-просветительская деятельность развивает способность разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы.
Научно-исследовательская деятельность развивает готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования.
Культурно-просветительская деятельность заключается в организации и проведении внеклассных мероприятий на иностранном языке, подготовке тематических семинаров на иностранном языке, подготовке и представлении презентаций культурно-просветительской тематики на иностранном языке, разработке методического обеспечения культурно-просветительской деятельности на иностранном языке, в том числе и на основе анализа зарубежного опыта.
Научно-исследовательская деятельность может включать в себя следующие виды работы: написание и защита/представление научной работы (научного сообщения) на иностранном языке по профессиональной тематике, участие в международном круглом столе, семинаре, вебинаре, конференции, международном научно-исследовательском проекте в области обучения иностранным языкам.
Учитывая современные требования к профессиональной компетентности учителя, можно выделить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская, экспериментальная деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
Обобщение собственного педагогического опыта.
Следует отметить, что не один из перечисленных способов не будет эффективным, пока у педагога не сформируется внутреннее желание к повышению собственной профессиональной компетентности. Таким образом, важно говорить о создании необходимых условий, в которых педагог сможет объективно оценить уровень своих компетенций и осознает потребность в их улучшении.
Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс, который включает в себя усвоение и качественное преобразование профессионального опыта, в процессе чего развиваются индивидуальные профессиональные качества, формируется личный профессиональный опыт педагога.
Формирование профессиональной компетентности включает в себя несколько этапов:
- самоанализ и осознание необходимости;
- планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
- самопроявление, анализ, самокорректировка.
Следует отметить, что комплексное формирование профессиональной компетентности представляет собой цикличный процесс, в ходе которого профессионализм постоянно повышается. Это происходит за счет того, что каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже на более высоком качественном уровне.