СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная компетентность учителя иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональная компетентность учителя иностранного языка

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная компетентность учителя иностранного языка»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Качество образования, как известно, во многом зависит от компетентности и уровня профессиональной подготовки учителя. Существующая система оценки и аттестации данных показателей не совсем совершенна, нередко является односторонней и субъективной, что в значительной степени занижает качество такой оценки. Следовательно, в условиях модернизации современного образования, профессиональная компетентность учителя иностранного языка приобретает особо важное значение. В особенности, если учитывать, что иноязычное образование имеет свою специфику, так же как и предмет «иностранный язык».

Эффективным способом повышения профессиональной компетентности учителя иностранного языка является анализ урока. Этот метод помогает повысить качество обучения; улучшить процесс преподавания; помогает учителю осмыслить уровень теоретических знаний, способов, приемов работы на практике, в процессе взаимодействия его с классом и конкретными учениками; дает возможность оценить педагогом свои сильные и слабые стороны; помогает определить нереализованные резервы и ресурсы, выделить индивидуальный стиль педагогической деятельности.

  1. Понятие профессиональной компетенции

Термин «профессиональная компетентность» начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века. С того времени этой проблемой стали заниматься такие исследователи как Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Т.И. Руднева, Г.Н. Стайнов и др.

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций» [3, с.55].

Ю.К. Бабанский, Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамов в своих работах раскрывали те или иные аспекты педагогической компетентности:

- управленческий аспект заключается в умении учителя анализировать, планировать, организовывать, контролировать, регулировать учебный процесс;

- психологический аспект раскрывается во влиянии личности учителя на учащихся, в способности педагога учитывать индивидуальные способности учащихся;

- педагогический аспект раскрывается в подборе форм и методов обучения, с помощью которых учитель ведет обучение школьников [4, с.40].

Итак, под профессиональной компетентностью можно определить комплексный ресурс личности, который позволяет эффективно взаимодействовать с окружающим миром в той или иной профессиональной сфере, для реализации которого необходим определенный набор профессиональных компетенций.

Феномен профессиональной компетентности учителя иностранного языка можно рассматривать в нескольких измерениях одновременно: как подсистему культуры и форма деятельности, механизм профессиональной социализации и особую реальность становления, развития, самореализации индивида. Такой методологический подход позволяет провести научный анализ профессиональной компетентности учителя иностранного языка, а также в полной мере учитывает ее специфику [12, с.63].

Переход к интегративному осмыслению профессиональной компетентности учителя иностранного языка стал результатом необходимости развития не только знаниево-ориентированного, но и личностно-интегративного компонента.

Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно дать следующее определение профессиональной компетентности учителя иностранного языка: это система лингвистических, социолингвистических, культурных, стратегических и дискурсивных знаний, умений и навыков, позволяющих коммуникантам эффективно взаимодействовать в конкретных социально детерминированных коммуникативных ситуациях, а также владение навыками и способность применять имеющиеся знания в области педагогики, психологии и методики преподавания иностранного языка.

2. Структура профессиональной компетентности учителя иностранного языка



Разные авторы по разному подходили к определению структурных компонентов профессиональной компетентности. Так, Н.В. Кузьмина выделяет пять ее элементов:

- специальную компетентность (определяется областью преподаваемой дисциплины);

- методическую компетентность (определяет способы формирования знаний, навыков, умений учащихся);

- психолого-педагогическую компетентность (психолого-педагогический компонент обучения);

- дифференциально-психологическую компетентность (включает в себя мотивы, способности, направленности обучаемых);

- аутопсихологическую компетентность [5, с.68].

Т. Ю. Тамбовкина анализируя структуру профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка, также выделяет в ее составе методическую компетентность, которая является компонентом лингводидактической компетентности [12, с.63].

Обобщая вышесказанное, можно определить, что структурно профессиональная компетентность включает три стороны деятельности учителя: функциональную (процессуальную), предметную (содержательную) и личностную.

3. Способы и средства повышения профессиональной компетентности учителя иностранного языка



Профессиональная компетентность будущего педагога начинает формироваться во время обучения в учебном заведении. Далее следует последипломное образование, которое имеет непрерывный характер. Важнейшим способом профессионального развития на этом этапе является самообразование и практическая научная деятельность.

Выделяют следующие этапы формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка: этап учебной деятельности в вузе, этап педагогической практики и этап собственно профессиональной деятельности по окончании вуза.

Основной целью профессиональной подготовки специалиста является формирование профессиональных умений. Обучение в педагогическом вузе закладывает лишь основы профессиональной компетентности. Следовательно, их развитием и совершенствованием должен заниматься сам учитель, проявляя собственную мотивацию и желание.

Говоря о профессиональной компетентности учителя иностранного языка, можно сказать, что коммуникативная компетентность является самой важной, ведь речь идет о формировании коммуникативной компетентности учащихся.

Конечной целью обучения студентов педагогических вузов является формирование профессионально-педагогической компетентности. Поэтому, по уровню сформированности профессиональных компетенций будущего учителя можно судить об эффективности образовательного процесса в вузе.

Согласно В. А. Сластенину, профессиональной компетентности педагога выражается в совокупности теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и является главным показателем его профессионализма [9, с.13].

Профессиональная компетентность формируется в вузе (или в педагогическом колледже). А ее развитие и усовершенствование может быть осуществлено только в процессе педагогической деятельности. Педагогическая практика стимулирует качественное формирование профессиональной компетентности.

Определенный вид деятельности формирует ту или иную субкомпетенцию профессиональной компетентности будущего преподавателя иностранного языка. Педагогическая деятельность развивает:

- способность логически верно выстраивать устную и письменную речь;

- владение одним из иностранных языков на уровне, который позволяет получать и оценивать информацию из зарубежных источников;

- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

- способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

- владение основами речевой профессиональной культуры;

- способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;

- способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях.

Культурно-просветительская деятельность развивает способность разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы.

Научно-исследовательская деятельность развивает готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования.

Культурно-просветительская деятельность заключается в организации и проведении внеклассных мероприятий на иностранном языке, подготовке тематических семинаров на иностранном языке, подготовке и представлении презентаций культурно-просветительской тематики на иностранном языке, разработке методического обеспечения культурно-просветительской деятельности на иностранном языке, в том числе и на основе анализа зарубежного опыта.

Научно-исследовательская деятельность может включать в себя следующие виды работы: написание и защита/представление научной работы (научного сообщения) на иностранном языке по профессиональной тематике, участие в международном круглом столе, семинаре, вебинаре, конференции, международном научно-исследовательском проекте в области обучения иностранным языкам.

Учитывая современные требования к профессиональной компетентности учителя, можно выделить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;

  2. Исследовательская, экспериментальная деятельность;

  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

  4. Различные формы педагогической поддержки;

  5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

  6. Обобщение собственного педагогического опыта.

Следует отметить, что не один из перечисленных способов не будет эффективным, пока у педагога не сформируется внутреннее желание к повышению собственной профессиональной компетентности. Таким образом, важно говорить о создании необходимых условий, в которых педагог сможет объективно оценить уровень своих компетенций и осознает потребность в их улучшении.

Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс, который включает в себя усвоение и качественное преобразование профессионального опыта, в процессе чего развиваются индивидуальные профессиональные качества, формируется личный профессиональный опыт педагога.

Формирование профессиональной компетентности включает в себя несколько этапов:

- самоанализ и осознание необходимости;

- планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

- самопроявление, анализ, самокорректировка.

Следует отметить, что комплексное формирование профессиональной компетентности представляет собой цикличный процесс, в ходе которого профессионализм постоянно повышается. Это происходит за счет того, что каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже на более высоком качественном уровне.