СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Профессиональная культура педагога-музыканта"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагог-музыкант, как носитель высокой художественной культуры становится  созидателем музыкального искусства, которе призвано играть значительную роль в формировании духовной культуры детей.

Просмотр содержимого документа
«"Профессиональная культура педагога-музыканта"»

Статья «Профессиональная культура педагога- музыканта» Новомлинская Виктория Ивановна педагог дополнительного образования МБУ ДО «Арт-Центр» г.Находка

Проблема профессиональной культуры педагога-музыканта предполагает комплексный подход к раскрытию сущности и слагаемых данного феномена. Определение содержания категории “профессиональной культуры педагога музыканта ” возможно путем раскрытия содержания основных понятий и их производных, образующих вкупе с основной категорией своего рода “категориальное дерево”.

Основой и центральным звеном культуры является структура культуротворческой деятельности, так как культура, в первую очередь, – это созидание системы ценностей, творчество нового, обновление и увеличение разнообразия мира. Стабилизирующим фактором культуры выступает культурная традиция. Благодаря ей происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение может актуализировать этот опыт, опираясь в своей репродуктивной и творческой деятельности на созданное предшествующими поколениями. Таким образом, задача человека заключается в творении культуры, взращивании, возделывании, охране природы, космоса от разрушения, не только увеличении разнообразия и сложности мира, но и упорядочении его.

На уровне личностного социально-ролевого проявления одной из слагаемых культуры выступает профессиональная культура, включающая в себя, по утверждению А.М.Трудкова, многоуровневый комплекс, слагаемыми которого выступают:

  1. Система ценностей, определяющая общественную и индивидуальную значимость средств, результатов и последствий профессиональной деятельности.

  2. Целеполагание, характеризующее уровень представлений личности о нормах в сфере профессиональной жизнедеятельности.

  3. Система средств и методов профессиональной деятельности, включающая в себя научный понятийный аппарат и знание нормативного использования профессиональных технологий и мыслительных операций с целью преобразования проблемных ситуаций.

  4. Информационно-операциональные ресурсы профессиональной культуры, наработанные предыдущей практикой.

  5. Объекты профессиональной деятельности, состояние которых требует определенных нормативных изменений (23).

Термин “профессиональная культура педагога” зачастую используется в качестве синонима таких понятий, как “педагогическая культура педагога ”, “педагогическая компетентность педагога ”. По утверждению А.Ситника, профессиональная культура педагога включает такие составляющие, как общая культура, педагогическая культура, этическая культура, эстетическая культура, философская культура и т.д. Отсюда определим ее как совокупность общей культуры личности и профессиональных знаний по основным направлениям педагогической деятельности – теории и методики преподавания предмета, педагогике как науке о воспитании, возрастной и социальной психологии и т.д.

Профессиональная культура педагога соединяет в себе элементы формального (следование определенным нормам, инструкциям, наработанным приемам) и неформального (творчество, индивидуальность, импровизацию) плана. Чаще всего данные элементы характеризуются взаимосвязанностью и органичным переходом друг в друга. Однако, как утверждал П.К.Энгельмейер, “хороший воспитатель тем и отличается от ремесленника, что, тогда как последний руководствуется только стереотипными приемами, первый вживается в индивидуальные особенности воспитанника и к ним прилаживает свой идеал доброго гражданина” (цит. по: 12,с.9)

Способность верно разбираться в личности и поведении своих учениках, адекватно откликаться на их поступки, выбирать адекватную систему методов обучения и воспитания, наилучшим образом отвечающих индивидуальным особенностям детей, – показатель высокой профессиональной культуры педагога, его педагогического искусства. В свою очередь, последнее выступает в качестве совершенного владения педагога всей совокупностью знаний, умений и навыков, соединенного с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей.

Категорией меньшей общности по отношению к понятию “профессиональная культура учителя” выступает категория “профессиональная культура педагога-музыканта”. Ее специфика выражается в ее направленности на созидание и утверждение ценностей музыкальной культуры, развитие личностной музыкальной культуры школьника, возрастание ее духовной свободы и культурного богатства. Одновременно, являясь подсистемой более объемных систем, она включает все сущностные характеристики таких феноменов, как общая культура, педагогическая культура, профессиональная культура, музыкальная культура, культура личности и т.д.

Педагог–музыкант как носитель высокой художественной культуры становится созидателем музыкального искусства, которое призвано играть значительную роль в формировании духовной культуры детей. Хороший педагог-музыкант, по мнению Д.Б.Кабалевского, всегда сделает искусство своим помощником в раскрытии необъятных духовных сил учащихся.

Все музыкально-воспитательные программы, все новаторские идеи реализуются через творческую деятельность учителя музыки. Именно поэтому его профессиональная культура как “представителя самого изящного вида искусств” во многом определяет содержание духовной жизни воспитанников.

Таким образом, профессиональная культура педагога, окрашенная общекультурными, общепедагогическими и искусствоведческими аспектами, слагается из следующих доминирующих компонентов:

  • богатый духовный мир личности педагога, способного вбирать в себя эстетическое, познавательное и воспитательное воздействие музыкального искусства:

  • концептуально-целостное видение сущности, природы и закономерностей музыкального искусства;

  • творческая увлеченность музыкально-педагогической профессией;

  • активная самообразовательная познавательно-художественная деятельность в области музыкально-педагогической науки.

Сущностные характеристики профессиональной культуры учителя музыки следует рассмотреть, на наш взгляд, через призму ее основных структурных подсистем. В их качестве, согласно А.М.Трудкову, могут выступать социально-мировоззренческая, методологическая, психологическая, коммуникативная и музыкально-эстетическая подсистемы профессиональной культуры учителя музыки.

Основной целью музыкального воспитания выступает музыкально-эстетическая культура личности, которая рассматривается как совокупность способностей личности воспринимать, переживать и преобразовывать природу, общественную жизнь, самого человека по законам красоты, открывающим путь наиболее полного гармонического раскрытия всех сущностных сил человека. От уровня ее развитости во многом зависит качественный уровень профессиональной деятельности педагога. В содержательном аспекте музыкально-эстетическая культура педагога предстает как единство следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных частей:

  • мотивационный компонент, включающий многообразие установок личности: убеждения, потребности, интересы, цели и т.д.;

  • информационный компонент, охватывающий систему видов и форм знаний о музыке: представления, понятия, концепции, теории и т.д.;

  • деятельностный компонент как совокупность всех форм и видов музыкальной деятельности, включая элементы, составляющие ее основу: умения, навыки, способы, приемы, методы и т.д.;

  • эмоционально-оценочный компонент, связанный с формированием музыкально-эстетических чувств, оценок, идеалов, вкусов, убеждений и т.д.

Музыкально-эстетической культура педагога - музыканта как составная часть его общей духовной и профессиональной культуры, отражает способность педагога воспринимать и творить мир музыки не только по законам технологии музыкального искусства, но и в соответствии с нормами эстетического отношения. Эстетический аспект профессиональной культуры педагога - музыканта проявляется в реальном музыкально-педагогическом процессе в гармонии целей и средств, композиционной стройности и завершенности, пропорциональности педагогических влияний, в эмоционально-чувственных моментах их ритмической организации.

Таким образом, профессиональная культура педагога - музыканта, являясь мерой многогранного освоения общекультурных, психологических, коммуникативных, эстетических, исполнительских явлений музыкально-педагогической действительности, представляет собой социально-психологическое новообразование, отвечающее за познание, ценностное осознание и творческую деятельность в мире музыкально-педагогических ценностей. Способность педагога - музыканта выстраивать свою творческую профессиональную деятельность по законам добра, гармонии и гуманистической личностно ориентированной педагогики является важнейшей способностью, формирующейся на основе слияния творческих и специальных способностей личности. Реализация педагогом-музыкантом духовных, культурологических, нравственно-эстетических и художественных ценностей музыкального искусства является главным показателем высокопрофессиональной культуры личности, свидетельством возрастания ее духовности и культурного богатства.







Список используемой литературы:

  1. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М., 2000.

  2. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

  3. Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья. – М., 1977.

  4. Каган М.С. Философия культуры. – СПб, 1996.

  5. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990. – С. 9.

  6. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1955.

  7. Краевский В.В. Три измерения в педагогике // М.Н.Скаткин и современное образование: Материалы научно-практической конференции: В 2 т. – М., 2000. – Т.