МБОУ СОШ с.Кувак-Никольское
«Профессиональная мобильность классного руководителя как условие эффективности воспитания и развития конкурентоспособной личности»
Подготовила:
Редькина Н.П.,
учитель МБОУ СОШ с.Кувак-Никольское
С.Кувак-Никольское, 2020г.
В новых условиях современного образования и воспитания на первый план выходит профессиональная мобильность классного руководителя». А в чём же заключается профессиональная мобильность классного руководителя?
Профессиональная мобильность классного руководителя – это его способность быстро реагировать на изменения, происходящие в сфере воспитательных технологий, применение их на практике. Но классный руководитель не может быть «мастером на все руки». Успешный классный руководитель всегда ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Чаще всего он это делает интуитивно. Школьная политика в сфере воспитания должна переводить этот процесс в план осознания педагогами своих возможностей, стилей, их развития, поддержки ценности вариативности осуществления классного руководства. Опыт анализа деятельности успешных классных руководителей показывает наличие четырёх базовых варианта деятельности классных руководителей:
Классный руководитель – организатор. Это классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований. Классный руководитель – психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.
Поддерживающий классный руководитель. Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения, регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.
Классный руководитель – социальный организатор. Это классный руководитель, стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.
Это педагог (исследователь, воспитатель, предметник). Он является «центром» организации, координации всех влияний, оказываемых на отдельную личность, на коллектив учащихся;
это – просветитель родителей в области воспитания;
это – помощник в деятельности детских и юношеских объединений;
это – координатор совместных усилий учителей-предметников, работающих в классе, психолога, социального педагога.
Классный руководитель – это самый уважаемый, самый подготовленный специалист.
Какими же должны быть мы – классные руководители ХХІ века?
Ведущие характеристики классного руководителя:
исследовательская компетентность (знания и опыт в области педагогического исследования);
коадаптационное мастерство (иметь высокий уровень коадапционных умений, основанных на коадапционных знаниях);
медиаобразованность (интегративное качество личности современного учителя);
конкурентоспособность (иметь высокий уровень готовности к работе классного руководителя).
личностные качества:
Мобильность (способность к бысторму реагированию на происходящие перемены в социуме, педагогике и практике),
коммуникабельность (перенос качества на «деловое общение»),
Таким образом, современный классный руководитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. Поэтому важно со стороны учителя быть разносторонне образованным человеком.
В нашей школе всего 117 учащихся, 11 классов. В состав ШМО классных руководителей в текущем учебном году входит 9 классных руководителей, из них - 3 – начальная школа (1-4), 4 – среднее звено (5-9 кл.), 2 - старшие классы (10 -11). Из 9 классных руководителей – все имеют высшее образование. 4 учителя - с высшей категорией и 5 педагогов - с І категорией.
В нашей школе есть классные руководители с большим стажем работы, а так - же есть молодые специалисты. Одним из направлений работы ШМО классных руководителей является оказание им помощи. Это консультации, привлечение к общественной жизни, выступления на различных уровнях. ШМО заинтересовано в том, чтобы классные руководители были компетентными, мобильными, профессиональными мастерами своего дела, знали и применяли в своей работе различные технологии.
Подводя итоги работы ШМО классных руководителей, можно сделать вывод, что все проявили себя инициативными, заинтересованными людьми. Каждый знает, что успех возможен благодаря реализации принципа педагогической поддержки. А это значит: верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.
Вся работа школы направлена на развитие личности ребенка с целью формирования значимых социальных свойств и качеств личности и строилась через работу школьной и классных детских организаций, проведение внеклассных и общешкольных мероприятий с детьми и их родителями.
Классные руководители работают над занятостью учащихся во внеурочное время, 98% учащихся посещают занятия внеурочной деятельности, кружки и секции. Организовывают внеклассные мероприятия; проводят профилактическую работу с учащимися и родителями т.д.
В каждом классном коллективе сложились отношения товарищества, толерантности, создан благоприятный климат для саморазвития личности детей, самоутверждения каждого ученика, раскрытия его способностей. Об этом свидетельствуют опросы родителей и детей.
Используются различные формы работы: индивидуальные, групповые, КТД, экскурсии по памятным местам, заочные путешествия, деловые игры и т.д. Классные руководители владеют целым арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса, имеют высокую теоретическую и методическую подготовку в целеполагании, планировании, организации и анализе воспитательной работы, достаточно уверенно ориентируются в современных педагогических концепциях воспитания и используют их как основу для педагогической деятельности.
Ведётся целенаправленная работа по профилактике правонарушений и вредных привычек. Проведены классные часы: «Твои права и обязанности», «Хочу и надо», «Вся правда о курении». Раз в четверть проводятся встречи с инспектором ПДН Дружининым Д.Е..
Одно из главных мест занимает патриотическое воспитание. Проведены классные часы о нашем земляке, великом русском поэте М.Ю.Лермонтове, классные часы «Наши земляки –участники Великой Отечественной войны», «Моя малая Родина – Пензенский край». Обучающиеся принимают участие в проектах: «А мы из Пензы. Наследники победителей», «Культурный марафон».
Важное значение в воспитании имеет социальная адаптация обучающихся. В ноябре 2019 года была организована экскурсия в г.Саранск для детей 5 – 11 классов. Обучающиеся побывали в центре города, познакомились с социально-культурными объектами, учебными заведениями Мордовии, узнали, какие профессии можно получить в Саранском Государственном университете. Кроме того, посетили музей мордовской культуры.
На должном уровне проходит большинство классных и общешкольных мероприятий: праздники, конкурсы, классные часы, родительские собрания и т. д., о чем свидетельствуют отзывы администрации школы, учителей, родителей. Дети участвуют в различных конкурсах, занимают призовые места. Вовлечены в социально-значимую деятельность. Все участвуют в благоустройстве школьной территории, памятника воинам-односельчанам.
Однако, важной составляющей в нашей профессии остается внутренний мир учителя.
Я считаю, что человек, воспитывающий будущее поколение, должен получать максимум удовольствия от своей профессии, проявлять любовь к детям, воспитывать в детях честность и справедливость.
У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.
Еще учителю нужно учиться быть искренним. Хороший учитель всегда готов признать свои ошибки, понимая, как трудно бывает школьникам понять тот или иной материал. Если мы научимся признаваться в собственных ошибках, то и от детей не будем всегда ожидать безупречного поведения, ведь они тоже люди…маленькие люди. Ну и, конечно, в сердце учителя всегда должна жить Любовь! Любовь к жизни, любовь к себе, любовь к своей профессии, любовь к своему предмету, любовь к детям. Без любви ежедневный труд становится утомительным и безрадостным.
Конечно, хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им может быть каждый учитель при условии упорной работы над собой и ответственного отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств.
Самое главное – это желание работать с детьми, желание профессионально расти самому учителю, желание добиваться новых побед и искренне радоваться за успехи своих детей.