СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная подготовка в условиях требований рынка труда

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья для преподавателей ссузов о необходимости профессиональной подготовки в условиях требований рынка трудаПроцессы глобализации привели к возникновению и развитию мирового рынка профессий. Чтобы занять на нем достойное место, СПО помимо традиционно решаемых задач, обращается к задаче подготовки специалистов, соответствующих запросам потребителей рынка труда. 

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная подготовка в условиях требований рынка труда»

Профессиональная подготовка в условиях требований рынка труда

Объективные социальные потребности общества обусловливают необходимость формирования конкурентоспособной молодежи как важнейшей жизненной необходимости, так как каждая профессиональная деятельность требует от специалиста не только его предметной компетентности, мастерства, умений, информационной зрелости, но и качественной психологической подготовки.

Одним из основных требований к образованию, в том числе и профессиональному, являются требования его современности, которое включают в себя представление о том, кто такой современный человек, человек-профессионал, как он живет, каково его назначение в мире, его роль в обществе, культуре, в природе, в сфере производства; каков заказ (социальный и политический) на его образование, каковы ожидания образования у самого человека, общества и производства.

Процессы глобализации привели к возникновению и развитию мирового рынка профессий. Чтобы занять на нем достойное место, СПО помимо традиционно решаемых задач, обращается к задаче подготовки специалистов, соответствующих запросам потребителей рынка труда. Здесь необходимо отметить, что в России в настоящее время существует две параллельные системы качества, одна – в образовательных учреждениях, другая на предприятиях.

Рынок труда, развивающийся в нашей стране, требует определенных стратегий профессионального поведения личности. Выпускнику СПО предстоит работать в учреждениях и организациях разных форм собственности, в разных сегментах социальной и экономической сфер, в области управления и администрирования. В одних случаях для работодателя будут важны основные и дополнительные квалификации, а также освоенные образовательные программы. В других случаях он скорее заинтересован в работнике, который в оптимальные сроки сможет реализовать определенный проект или решить производственную задачу, связанную с проблемой развития предприятия. В первом случае речь идет о знаниях и умениях, сформированных у студентов, во втором – об их компетенциях и компетентности.

Перечень профессиональных задач, к выполнению которых должен быть подготовлен студент, раскрывается в квалификационных требованиях к выпускнику и отражен в Стандарте. Он определяет место специалиста в области производства, требования к его гражданским, мировоззренческим и профессиональным качествам, знаниям и умениям, необходимым для выполнения трудовых функций.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам. На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Вопрос повышения конкурентоспособности работника на рынке труда обусловлен повышением требований работодателей к уровню квалификации работников. Развитие производственных технологий привело к существенному изменению квалификационных требований к работникам. Изменения в области производственных технологий обусловливают необходимость формирования у специалиста особых профессиональных знаний, умений и навыков, свойств, качеств и способностей, обеспечивающих его профессиональную мобильность, компетентность и социальную защищенность. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, выпускник учреждения профессионального образования должен быть специалистом широкого профиля. Подготовка таких специалистов – ведущая тенденция профессионального образования в целом. Следует отметить, что подготовка специалистов находится в некотором несоответствии с мировой практикой. В России находится лишь в стадии становления подготовка кадров по маркетингу и менеджменту, ощущается дефицит экономистов и финансистов, способных работать в сложившихся условиях.

Профессиональное образование еще не может в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. Все зависит от выбора наиболее эффективного способа повышения компетентности специалистов за счет качественной профессиональной подготовки, улучшения их профессионально-квалификационных характеристик. От специалиста требуют новых профессиональных и личных качеств, среди которых следует выделить системность мышления, правовую, информационную, коммуникативную культуру, самостоятельность, инициативность, творческую активность, ответственность за выполненную работу, гибкость и мобильность. Это обусловливает необходимость перехода системы профессионального образования на реализацию опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности. Опережающее образование ориентируется не столько на конкретную профессиональную деятельность специалиста, сколько на формирование у него готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений, и обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника, отвечающего запросам современного рынка труда. Надлежит существенно повысить качество профессиональной подготовки с ориентацией ее на международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий. Анализ современного рынка труда позволяет сформулировать требования к специалисту:

• базовая теоретическая подготовка, позволяющая осваивать смежные специальности;

• практическая подготовка, позволяющая работать в случае необходимости по рабочей профессии;

• умение работать с компьютерной техникой, использовать ее в сфере профессиональной деятельности, применять информационные технологии;

• навыки делового общения, умение наладить деловые контакты;

• профессиональная готовность к изменению вида и характера профессиональной деятельности.

Возрастающие темпы технологической революции, и в связи с этим появление новых требований на рынке труда к его участникам, оказывают сильное влияние на систему профессионального образования в любой промышленно развитой стране.

Дуальное обучение, как показывает практика европейской системы образования, является продуктом взаимодействия образовательных организаций и работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста.

Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения с периодами производственной деятельности. Будущий специалист учится в двух организациях, где, по определению любителей метких фраз, догоняет двух зайцев, осваивая и теорию, и практику. С одной стороны, получает образование в образовательной организации (она дает теоретические знания), а с другой — на обучающем предприятии, где вырабатываются необходимые для данного производства компетенции. Обе организации являются партнерами по отношению друг к другу. Очень важно, что молодые специалисты, сочетающие обучение с производственной деятельностью, остаются работать на обучающем предприятии.
Дуальная модель обучения как производственная компонента базового профессионального обучения очень привлекательна для образовательных организаций СПО, но все же следует правильно извлекать полезность дуального обучения в обществе с учетом социально-экономических проблем, развития мировых интеграционных процессов в образовании, существующих законодательных и нормативных актов и менталитета российских граждан. Таким образом, реализация механизма взаимодействия образовательных организаций и предприятий путем воздействия на сбалансирование спроса и предложения рабочей силы позволяет повышать качество подготовки кадров, улучшать ситуацию с трудоустройством и занятостью студентов, а также вносит свой вклад в развитие человеческих ресурсов.

Дуальная модель обучения как важнейший компонент этого механизма способствует освоению выпускником профессиональных компетенций, формированию активной жизненной позиции и становлению ответственной личности, способной к продуктивному труду. Я считаю, что необходимо налаживание реальной связи между производственным сектором и образованием для того, чтобы обеспечить квалифицированными и

профессиональными кадрами предприятия страны.
ЛИТЕРАТУРА

1.Сидакова Л. В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения // Образование и воспитание. — 2016. — №2.

2.Рынок труда. Учебник. Под ред. Проф. В.С.Буланова и проф. Н.А,Волгина. – М.: «Экзамен», 2000. – 448 с.

3.Экономика и социология труда: Учебник/ Под ред. Д.э.н. проф. А.Я.Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 584 с.

4.http://www.informio.ru/publications/id1259/Podgotovka-konkurentosposobnogo-specialista-kak-cel-sovremennogo-srednego-professionalnogo-obrazovanija


Современные условия изменяют роль специалистов, их место и функции, повышают требования к компетентности, технической культуре и качеству труда. Все это диктует повышение образовательного, культурного, нравственного уровня личности, которая могла бы самосовершенствоваться, самоопределяться, осваивать и приобретать социальный опыт. Профессиональное образование ориентируется на становление социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом. Принцип профессиональной мобильности предполагает выработку умений творчески применять знания в производственном труде, самостоятельно приобретать их в дальнейшей жизни. Чем выше и качественнее будет уровень образования, тем успешнее выпускники смогут осваивать на производстве новые специальности, и тем эффективнее принцип профессиональной мобильности будет отвечать требованиям производства и самого человека.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!