СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная проба: проектирование и технология проведения.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мнтодическая разработка посвящена  технологии проведения профессиональных проб для самоопределения учащихся  в выборе профессиональной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная проба: проектирование и технология проведения.»





















ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ





























Оглавление


Введение

1. Научно-педагогические основы профессиональных проб

2. Технология организации профессиональной пробы

3. Педагогические условия проведения профессиональных проб

4. Проведение профессиональных проб

Заключение

Литература

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5










































Введение

Профессиональное самоопределение рассматривается как результат процесса формирования у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации своего развития, самостоятельного нахождения личностно-значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности. Одним из оптимальных способов организации профессионального самоопределения является организация профессиональных проб обучающихся.  

  1. Научно-педагогические основы профессиональных проб

Пробы – еще один эффективный вид образовательной деятельности, педагогической задачей введения которого является получение обучающимися самостоятельного опыта деятельности в той или иной сфере. Как известно, склонность к профессии развивается в процессе деятельности, поэтому обучающимся необходимо пробовать себя в самых различных видах занятий.

Профессиональная проба – профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Целью профессиональных проб является побуждение обучающихся к деятельности, к достижению поставленных личностью целей, наполнение ее конкретным содержанием, и как результат, осознание обучающимся себя в качестве субъекта трудовой, профессиональной деятельности.

Профессиональная проба помогает «окунуться» в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, определится в недостатках. Профессиональные пробы также являются возможностью самовыражения. Профессиональной пробой может быть:

- результат (материальные изделия, информационные продукты);

- некоторая самостоятельно смоделированная имитация деятельности профессионала;

- имитационная (деловая) игра на школьных курсах профессиональной направленности.

Профессиональные пробы, выполняющие познавательную, развивающую и диагностическую функции, могут осуществляться как в учебном процессе, так и во внеурочной работе.

В ходе профессиональных проб осуществляются следующие виды деятельности:

- моделируются различные элементы профессиональной деятельности;

- определяется уровень готовности обучающихся к выполнению проб;

- обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

В ходе профессиональных проб обучающимся сообщают базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности, моделируются различные элементы профессиональной деятельности, определяется уровень готовности обучающихся к выполнению проб, обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

Профессиональные пробы являются, своего рода, моделью конкретной профессии, посредством апробирования которой обучающиеся получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, что позволяет узнать данную профессию изнутри. При этом учащиес на собственном опыте узнают о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное, могут сами соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда.

Профессиональная проба включает: представление о себе, своих качествах и особенностях (Образ «Я»); представления о будущей профессии («Образ профессии»); соотнесение Образа «Я» с «Образом профессии» - практическая проба сил.

В содержании профессиональной пробы выделяют два этапа: подготовительный и практический. На каждом этапе решаются определенные задачи

Вводно-ознакомительный этап, где решаются задачи по определению интересов, увлечений обучающихся, их отношение к различным сферам профессиональной деятельности. Средством получения необходимой информации об обучающихся могут быть анкеты и ознакомительная беседа. Полученная информация дает возможность определить состояние общей готовности обучающегося к выполнению профессиональной пробы.

На первом этапе (подготовительном) накапливается информация об учащихся школ, направленная на выявление их знаний и умений в области той профессиональной деятельности, в которой предполагается проба. Учащиеся знакомятся с реальной деятельностью специалистов в ходе просмотра видеофильмов, бесед со специалистами, посещения предприятий, учреждений определенной трудовой деятельности по предполагаемой пробе. Кроме диагностической задачи, на данном этапе решаются дидактические задачи по приобретению теоретических знаний. Этот этап предусматривает формирование у школьников представлений о данном виде деятельности, которую им предстоит выполнять в ходе профессиональной пробы. Полученные данные используются для определения уровня подготовленности учащихся к выполнению пробы и при анализе результатов её выполнения в целом.

Второй (практический) этап включает комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий и орудий труда, а также ситуации проявления профессионально важных качеств (ПВК) специалиста.

Приобретенный социальный опыт поможет школьникам определиться с теми направлениями, которые им нравятся и где они смогут быть наиболее успешны и конкурентоспособны. Непременное условие организации профессиональных проб – их логическое вплетение в целостный учебно-воспитательный процесс, с одной стороны, и максимальная приближенность к реальному производству – с другой.  

Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.

На каждом практическом этапе обучающиеся выполняют задания, требующие от них владения начальными профессиональными умениями, достаточными для их реализации в качестве исполнителя. Задания выполняются на трех уровнях сложности. Первый уровень сложности самый простой, исполнительский. Задания второго уровня сложности содержат элементы творческого характера, предусматривают внесение в изготавливаемый продукт новизны и оригинальности. Задания третьего уровня сложности предполагают самостоятельную деятельность школьников – планирование, постановку промежуточных и конечных целей, принятие решения, анализ и самооценку результатов деятельности. Таким образом, третий уровень сложности предполагает самостоятельный поиск выхода из проблемной ситуации.

На первых двух уровнях сложности работа учащихся сопровождается консультированием, помощью в решении затруднительных вопросов со стороны преподавателя или консультанта-профессионала. Учащиеся пользуются справочной литературой, вспомогательными дидактическими материалами (схемами, таблицами, чертежами, рисунками).

Профессиональная проба предусматривает три аспекта – технологический, ситуативный и функциональный. Их интеграция позволяет воссоздать целостный образ профессии. Поэтому содержание профессиональных проб обусловливает наличие исполнительского, созидательного и творческого компонентов деятельности, соответствующих уровню интеллектуального развития обучающихся.

Технологический аспект (исполнительский компонент) характеризует операционную сторону профессии, предполагает овладение учащимися  приёмами работы, орудиями труда, знаниями о последовательности воздействия на предмет труда с целью получения завершенного изделия. Он позволяет воспроизвести предметную сторону профессиональной деятельности, и получить ответы на вопросы: «Что? Как? В какой последовательности должны осуществляться действия, чтобы получить завершенный продукт деятельности?». Исполнительский компонент в профессиональной пробе предполагает выявление (формирование) у учащихся практических умений действовать по определенно заданному алгоритму. Например, это может быть выполнение практической работы в соответствии с инструкцией.

Ситуативный аспект (созидательный компонент) воспроизводит содержательную сторону профессиональной деятельности. Убучащийся должен определить, найти способ деятельности, который в наибольшей степени соответствует его природным данным и сложившимся у него формам поведения. Созидательный компонент профессиональной пробы предполагает развитие у учащихся способностей к конструированию, исследовательской работе. Это могут быть работы, направленные на изготовление чертежей, эскизов, технологических карт, выбор материалов, деталей, а также предусматривающие модернизацию какой-либо конструкции.

Функциональный аспект (творческий компонент) отражает динамическую сторону профессиональной деятельности, определяет успешность её освоения средствами, приемами и внутренними, компенсаторными механизмами обучающегося. Он фиксирует те функции и их показатели, которые должны быть достигнуты и проявлены в конкретном задании пробы. К творческому компоненту профессиональной пробы можно отнести содержание деятельности учащегося, связанное с конструированием принципиально новых изделий, использованием новых методов решения поставленного задания и т. п.

 Выделяют три уровня профессиональных проб. Пробы 1-го уровня сложности требуют от них в основном исполнительских действий; пробы 2-го уровня содержат элементы интеллектуального труда (работа с чертежами, технологической документацией, справочной литературой, расчет по известным формулам, анализ выполненного задания и др.); пробы 3-го уровня носят репродуктивно-творческий характер и предусматривают включение учащихся в конструкторско-технологическую деятельность.

Профессиональные пробы завершаются подведением итогов. Это может быть беседа, в ходе которой выясняется, изменились ли профессиональные намерения учащихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы. При подведении итогов выполнения этапов или всей пробы в целом преподаватель подчеркивает, какие индивидуальные черты учащегося не позволили ему выполнить задание на требуемом уровне (например, невнимательность, излишняя подвижность или пассивность) и дает необходимые рекомендации. Если преподаватель сам испытывает при оценке затруднения, то за помощью следует обратиться к психологу.      

При подведении итогов педагогу следует обратиться к анализу выполнения учащимися заданий профессиональной пробы и особое внимание обратить на ее составляющие компоненты – технологический, ситуативный, функциональный.

Таким образом, в процессе выполнения профессиональных проб учащиеся будут получать обширные сведения о деятельности различных специалистов, приобретут опыт соотнесения своих интересов, индивидуальных особенностей с требованиями интересующего профиля, что поможет им выбрать направление дальнейшего обучения.

По итогам выполнения профессиональных проб учащиеся должны знать:

- содержание, характер труда в определенной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам специалиста;

- общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;

- технологию выполнения профессиональной пробы;

- правила безопасности труда, санитарии, гигиены;

- основные материалы, инструменты, оборудование и правила их использования на примере профессиональной пробы

По итогам выполнения профессиональных проб учащиеся должны уметь:

- выполнять простейшие операции; пользоваться инструментом, материалом, документацией;

- выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;

- соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.

  1. Технология организации профессиональной пробы

Основные задачи программ профессиональных проб – ознакомление учащихся с группой профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих (инженеров) различных отраслей; формирование профессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, оказание учащимся школ помощи в профессиональном самоопределении.

В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.

Особенностями профессиональной пробы являются:

  1. Диагностический характер пробы, т. е. на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).

  2. Результатом каждого этапа и итога профессиональной пробы является получение завершенного продукта деятельности – изделия, узла, выполнение функциональных обязанностей профессионала.

  3. Процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей.

  4. Развивающий характер профессиональной пробы, направленный на интересы, склонности, способности, ПВК личности школьника, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьников к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности.

  5. Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.

  6. Профессиональные пробы проводятся по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий (по классификации Е.А. Климова): Человек-Человек (Ч-Ч), Человек-Природа (Ч-П), Человек-Техника(Ч-Т), Человек-Знаковая система (Ч-З), Человек-Художественный образ (Ч-ХО).

Непременное условие организации профессиональных проб – их логическое вплетение в целостный образовательный процесс, с одной стороны, и максимальная приближенность к реальному производству – с другой.

В школе профессиональные пробы реализуются в рамках внеурочной деятельности определённой направленности или за счет направлений программы воспитания и социализации личности или в рамках программы предпрофильной подготовки и курсов по выбору. В профессиональной образовательной организации профессиональные пробы реализуются в рамках работы с абитуриентами. Комплектование групп для освоения программ профессиональных проб осуществляется на добровольной основе, исходя из индивидуальных образовательных потребностей и интересов учащихся.

Группы могут формироваться из учащихся: одного класса, одной параллели, образовательных учреждений района, расположенных компактно, разных образовательных учреждений района.

Если на ранних этапах обучения школьники не включались в выполнение профессиональных проб, то в 7-х классах профессиональные пробы включают: проектные и имитационные игры, которые служат дополнением к информационной работе, т.к. учащиеся не имеют практического опыта в конкретной сфере деятельности. После выполнения проб в 7 классе учащиеся должны иметь знания об индивидуальных особенностях личности: способностях, склонностях, о познавательных процессах, о личностных особенностях; о профессиях и их классификации. Определить изучить свою самооценку; знать особенности темперамента, характера и их роли в выборе направления и модели продолжения обучения и профессии.

В 8-х классах проводятся в ходе профессиональных проб проводятся практические работы, проектные работы в конкретной сфере профессиональной деятельности. По окончании 8-го класса учащиеся должны расширить знания об индивидуальных особенностях личности: мотивы, ценности, направленность, профессиональная пригодность. Определить предпочтительные сферы труда, мотивы выбора профессии. Развитие стремления к самопознанию, уметь строить личный профессиональный план. В 7-8 классах профессиональные пробы являются ориентационными, они направлены на ознакомление учащихся с миром профессий, самопознание.

В 9-х классах проводятся пробы в рамках сферы профессиональной деятельности в соответствии с интересующим их профилем обучения в ходе учебных практик, практикумов. В ходе выполнения проб учащиеся смогут понять значение профессионального самоопределения, научиться составлению профессионального плана, освоить правила выбора профессии, получить представление о профессиях и профессиональной деятельности, понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизических и психологических возможностях человека и степени соответствия его эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей. В 9-м классе профессиональные пробы направлены на оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения.

В 10 – 11-х классах учащиеся при выполнении профессиональных проб с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющие устойчивые профессиональные интересы. Выполнение школьниками профессиональных проб решает познавательно-оценочную задачу, в то время как формирование профессиональных знаний, умений и навыков играет вспомогательную роль и служит средством диагностики учащимися своих индивидуальных качеств, инструментарием к познанию сфер профессиональной деятельности, что определяет успешность выбора учебного заведения для дальнейшего обучения.

Таблица 2 – Результаты выполнения профессиональных проб

7 класс

8 класс

9 класс

10 – 11 классы

Ориентационные

профессиональные пробы

Профильные пробы

Определение направления подготовки

Ознакомление с основными сферами профессиональной деятельности.

Проектные и имитационные игры, которые служат дополнением к информационной работе

Профессиональные пробы, направленные на актуализацию процесса профессионального самоопределения, выявление индивидуальных возможностей и способностей школьников. Практические работы, проектные работы

Углубленные пробы в рамках сферы профессиональной деятельности в соответствии с интересующим их профилем обучения в ходе учебных практик, практикумов.

Углубленные пробы в рамках сферы профессиональной деятельности в соответствии с интересующим их профилем / направлением обучения

Итог профессиональных проб:  

-ознакомление с миром профессий, их классификацией

- знание индивидуальных особенностей личности: способностей, склонностей, познавательных интересов

Итог профессиональных проб:  

-определение предпочтительных сфер труда, мотивов выбора профессии

-знание индивидуальных особенностей личности:

мотивы, ценности, направленность, профессиональная пригодность

- осуществление пробы сил в выбранном направлении профессиональной деятельности

Итог профессиональных проб:  

- знание правил выбора профессии;

- опыт практической работы в конкретной профессиональной деятельности

- выбор направления и модели продолжения обучения;

- составление проекта индивидуального учебного плана.

Итог профессиональных проб:  

- знание о профессиональном самоопределении личности и путях построения карьеры;

- опыт практической работы в конкретной профессиональной деятельности

- выбор направления и профиля продолжения обучения;

- составление проекта профессионального развития в интересующей сфере профессиональной деятельности


Технология организации профессиональных проб предполагает прохождение, как правило, трёх этапов: подготовительного, практического, рефлексивно-коррекционного.

Подготовительный этап состоит из двух частей: обучающая часть и диагностическая. Включает в себя следующие виды работ: информирование, диагностика, консультирование. На подготовительном этапе накапливается информация об обучающихся, направленная на выявление их знаний и умений в области той профессиональной деятельности, в которой предполагается проведение пробы. Обучающиеся знакомятся с реальной деятельностью в ходе просмотра видео-ролика, посещения предприятий, учреждений, встреч с профессионалами из области, предполагаемой для выполнения профессиональной пробы. Диагностика может проводиться как педагогом-психологом, обязательно подбор и содержание диагностических методик должен быть обоснованным и соответствовать возрастным особенностям.

Практическая реализация профессиональных проб может осуществляться в различных формах или их сочетании:

- выполнение учащимися конкретного задания, связанного с выполнением технологически завершенного процесса;

- проведение серии последовательных имитационных (деловых) игр, позволяющих обучающимся не просто познакомиться с профессией, но и в ходе ролевой игры попробовать себя в профессии;

- выполнение учащимися творческого задания исследовательского характера, связанного с изучением особенностей той или иной профессии.

При составлении содержания профессиональной пробы необходимо учитывать, чтобы у школьников в процессе её выполнения создалось целостной представление о профессии, специфике данного вида профессиональной деятельности, включающего ситуации для проявления профессионально важных качеств специалиста, возможности для развития интересов, способностей и склонностей учащегося.

Рефлексивно-коррекционный этап характеризуется осмыслением результатов профессиональной пробы, оценкой (внешней) и самооценкой, выявлением проблем, корректированием (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута. При подведении итогов выполнения пробы необходимо отметить положительные аспекты выполнения пробы, при необходимости подчеркнуть, какие индивидуальные черты учащегося не позволили ему выполнить задание на должном уровне, даёт необходимые рекомендации.

При проектировании и проведении профессиональных проб необходимо учитывать, что должна соответствовать интересам учащихся, а также их возрастным особенностям. Поэтому перед началом организации профессиональной пробы следует провести мониторинг в любом виде (опросы учащихся, анкетирование, собеседование) для выбора темы профессиональной пробы.

До начала проведения профессиональных проб необходимо определиться с социальными партнерами, которые окажут Вам и учащимся консультационную, информационную поддержку, создадут условия проведения профессиональной пробы. Это могут быть специалисты тех профессий, узнать о которых учащиеся смогут в ходе проведения профессиональной пробы.

3. Педагогические условия проведения профессиональных проб

В процессе организации и проведения профессиональных проб необходимо предусматривать следующие педагогические условия:

  1. Подготовка преподавателя (педагога, мастера) к проведению занятий по профессиональным пробам.

Необходимо тщательно подготовить дидактический материал: профессиограммы на профессии и специальности, с которыми учащиеся будут знакомиться при выполнении профессиональных проб; классификации профессий для составления формул профессий и формул профессиональной деятельности учащихся при выполнении заданий профессиональных проб; тестовые задания для выявления уровня подготовленности учащихся и уровня развития их ПВК, комментарии специалистов к ним; наглядные пособия для демонстрации опытов, принципов действия, обеспечивающие усвоение школьниками предлагаемого учебного материала.

Преподаватель разрабатывает содержание профессиональных проб с выделением этапов, уровней сложности выполнения заданий; подобрать инструменты, технологическую документацию, оснастку для их выполнения; разработать критерии оценки выполнения профессиональных проб или их этапов. (При этом подходы к оцениванию результатов обучающихся могут быть различными – от традиционной пятибалльной системы оценок до выделения уровней качества выполнения заданий.)

  1. Ознакомление учащихся с требованиями профессий к специалистам и содержанием профессиональной деятельности, в сфере которой организуют пробы. Преподаватель знакомит учащихся с предметами, средствами, целями, условиями, орудиями труда данной сферы деятельности. Школьники работают с профессиограммами, составляют формулы профессий в соответствии с принятыми или специально разработанными классификациями профессий.

  2. Осуществление диагностического тестирования.

Диагностика способствует в ходе выполнения профессиональных проб самостоятельному сравнению требований, предъявляемых профессией к человеку, его индивидуальным возможностям. Подбор тестов, их содержание и диагностическая ценность должны быть обоснованы и согласованы с психологами. Тщательно разработаны инструкции к проведению диагностического тестирования.

  1. Выявление профессиональных намерений учащихся и их опыта в конкретной сфере деятельности. Это позволяет получить представление об интересах учащихся, уровне их знаний, опыте в определенной сфере профессиональной деятельности; определить уровень подготовленности школьников к выполнению заданий различной сложности.

  2. Ознакомление учащихся с содержанием профессиональных проб и организацией их выполнения.

4. Проведение профессиональных проб  

Ознакомление учащихся с содержанием профессиональных проб организуется таким образом, чтобы в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний они смогли самостоятельно выбрать уровень сложности задания.

Практическое выполнение заданий профессиональной пробы осуществляется по схеме: задание – условие – результат.

Перед учащимися ставится задача (задание) определенной степени трудности (уровня сложности), проблемности, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий, и определяется тот продукт деятельности (результат), который учащийся должен получить по завершении цикла профессиональной деятельности в результате тех или иных воздействий.

В ходе выполнения профессиональных проб преподаватель выявляет, формирует и закрепляет необходимый объем представлений, умений, которые требуются для качественного выполнения заданий. Это могут быть: краткое изложение теоретических сведений, связанных с технологией; упражнения с рабочим инструментом, инструкционными, технологическими картами, чертежами; выполнение простейших технологических операций, графических, измерительных, вычислительных работ; подробное консультирование; показ правильных рабочих действий, движений, приемов.

Профессиональные пробы завершаются подведением итогов. Это может быть беседа, в ходе которой выясняется, изменились ли профессиональные намерения учащихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы.

При подведении итогов выполнения этапов или всей пробы в целом преподаватель подчеркивает, какие индивидуальные черты учащегося не позволили ему выполнить задание на требуемом уровне (например, невнимательность, излишняя подвижность или пассивность и др.), и дает необходимые рекомендации. Если преподаватель сам испытывает затруднения при оценке, то за помощью ему следует обратиться к психологу.

Факторы, влияющие на продуктивность выполнения профессиональной пробы. В процессе выполнения профессиональных проб учащиеся будут получать обширные сведения о деятельности различных специалистов, приобретут опыт соотнесения своих интересов, индивидуальных особенностей с требованиями интересующей профессии в конкретной практической деятельности. Таким образом, при организации и проведении профессиональных проб учащихся необходимо учитывать субъективные и объективные факторы, влияющие на продуктивность их выполнения.

К субъективным факторам относятся факторы, определяющие индивидуальную психофизиологическую готовность учащихся к выполнению профессиональных проб. Объективные факторы влияют на рациональный и качественный подход к реализации профессиональных проб.


Таблица 3 – Факторы, влияющие на выполнение профессиональных проб

Объективные факторы

Субъективные факторы

физиологические

психологические

Структура пробы. Содержание пробы. Условия выполнения пробы

Состояние         здоровья. Выраженность физиологических показателей ПВК.

Выраженность психологических показателей ПВК.

Способность к самоанализу.

Способность к анализу профессии


По итогам выполнения профессиональных проб учащиеся должны знать:      

- содержание, характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;

- общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;

- технологию выполнения профессиональной пробы;

- правила безопасности труда, санитарии, гигиены;

- инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы.

Обучающиеся должны уметь:

- выполнять         простейшие операции;

- пользоваться инструментом,         материалом, документацией;

- выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;

- выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции;

- соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.

Заключение



По итогам профессиональных проб учащийся заполняет «Отзыв о профессиональной пробе», где указывает своё отношение к профессиональной пробе и называет профессию, заинтересовавшую его (Приложение 2).

При прохождении профессиональных пробучащийся заполняет технологическую карту профессиональной пробы. (Приложение 2)

Таким образом, профессиональные пробы в профориентации являются эффективным способом формирования профессионального самоопределения учащихся. Более того, организация и проведение профессиональных проб на базе учреждений среднего профессионального позволит решить проблему привлечения учащихся к освоению рабочих профессий, что, в свою очередь, создаст условия для урегулирования дисбаланса между спросом современного рынка труда и предложением рынка образовательных услуг. Через практическую деятельность в рамках профессиональной пробы у учащихся формируется способность к принятию осознанного профессионального выбора и успешной реализации себя в будущей профессии.









Литература

  1. Гуткин М.С. Об одном из подходов к конструированию профессиональных проб / М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило // Школа-Труд-Профессия: тезисы междунар. семинара, программа ЮНЕСКО. – Ярославль, 1991. – 140 с.

  2. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998.  –148 с.

  3. Егорова Н.А. Выпуск журнала как профессиональная проба / Егорова Н.А. // Школа и производство. – 2006. - №7. – С.7-11.

  4. Елькина, О. Ю. Профессиональные пробы в процессе подготовки школьников педагогических классов к выбору профессии [Текст] / О. Ю. Елькина //Проблемы и перспективы современного образования: Материалы научно-практической конференции факультета ПМНО; Ред. коллегия: Т. И. Шалавина, А. Ф. Молева. – Новокузнецк, 2000. – С. 3 – 5.

  5. Климов Е. А. Психология: критерии готовности обучающихся к профессиональному самоопределению / Е.А. Климов; под ред. Чистяковой С. Н. – Л – М: Филология, 1998. – 528с.

  6. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. – Воронеж, МО ДЭУ, 2003. –  400с.

  7. Махаева О.А. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников / О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. – М.: УЦ «Перспектива», 2002. – ХХХ с.

  8. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Академия, 2000.  – ХХ с.

  9. Профессиональная ориентация и профильное обучение: учебно-методические материалы в помощь разработчикам элективных курсов. Под редакцией Г.В. Черниковой. Москва, АПК и ППРО, 2005.– ХХ с.

  10.  Профессиональные пробы школьников / Под ред. С. Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 2000.– ХХ с.

  11.  Профессиональные пробы: технология и методика проведения методическое пособие для  учителей 5 — 11классов / C.Н.Чистякова, Н.Ф.Родичев, П.С.Лернер, А.В.Гапоненко; под ред. С.Н.Чистяковой. —М.: Издательский центр «Академия», 2014. —192 с.

  12.   Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии / Е.Н. Прощицкая//Школа и производство, 1993, №4. – С.20-22

  13.  Пряжников Н.С. «Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н. С. Пряжников. – М.: ВАКО, 2005 –  228 с.

  14.  Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения. / Н. С. Пряжников. – М.: МГППИ,2001. – ХХ с.

  15.  Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н. С. Пряжников. - М.: МГППИ,1999-108с.

  16.  Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков / Г.В. Резапкина. – М., 2004.

  17.  Рябцева И.В. Комплект программ профессиональных проб в учебном процессе для школьников 6-8 классов. – Новокузнецк: ИПК, 2004. – 100 с.  

  18.  Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2003. – 159 с.

  19.  Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. - М., 1992. - 301 с.

  20.  Черкашин Е.О. Профессиональная проба «Фитодизайн» как средство формирования готовности старшеклассников к самоопределению в сфере экологии. [Текст] / Е.О.Черкашин // Школа и производство –2014 – №5. – С. 8 – 10.

  21.  Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учебно-методическое пособие / Т.В.Черникова. – М.: Глобус, 2006.–  252 с.

  22.  Чистякова С.Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб / С. Н, Чистякова. – Кемерово, 1995. - 212 с.

  23.  Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников / Науч. ред. С.Н. Чистякова. – М.: АПКиПРО, 2003. – 102 с.








Приложение 1

Этапы профессиональной пробы

Профессиональная проба «Металлургия черных металлов»

Форма – виртуальная метеллургия  


Этап

Суть этапа

Деятельность в рамках профессиональной пробы

1.Подготовительный  



  1.  Обучающая часть

На данном этапе учащиеся школ получают начальное представление о профессии, соотносят свои склонности и возможности с требованиями, которые предъявляет данная профессия человеку, составляются экономические, технологические, медицинские и психологические характеристики профессиональной деятельности через: проведение экскурсий; встречи с представителями профессии

Экскурсии на предприятие

Организация встречи учащихся с ведущими специалистами предприятия.


1.2. Диагностическая часть

Выполнение учащимися заданий для самодиагностики способностей и склонностей и занятий по развитию профессионально важных качеств, необходимых для выполнения деятельности в различных сферах профессий; определяются интересы и запросы учащихся

Мониторинговые исследования  

  1. Практический этап

Учащиеся работают на тренажере, позволяющему непосредственно попробовать себя в выбранной деятельности.

Практическая реализация профессиональных проб может осуществляться в конкретном задании, связанном с выполнением технологического процесса.


  1. Рефлексивно-коррекционный этап

Подведение итогов профессиональной пробы, самоопределение учащимися своего дальнейшего образовательного маршрута

Проведение по окончании профессиональных проб круглых столов, на которых учащиеся могут высказать свои впечатления, поделиться чувствами, эмоциями



















Приложение 2

Отзыв о профессиональной пробе

(образец)

7  класс

МБОУ «СОШ №2»

Фамилия, Имя  _____________________________________________

п\п

Сфера деятельности

Специальность

Понравилась проба

Меня заинтересовала специальность

Да

Нет

1

Производство

22.02.05 Обработка металлов давлением




2

Производство

22.02.01 Металлургия черных металлов




3

Производство

22.02.04 Металловедение и термическая обработка металлов




4

Производство

22.02.06 Сварочное производство




5

Производство

15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)




6

Производство

15.02.16 Технология машиностроения




7

Теплотехника и теплоэнергетика

13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование





Приложение 3

Технологическая карта профессиональной пробы

___________________________________________________

(наименование пробы)

учащийся ________ класса______________________________

__________________________________________________________

(ФИО)

специальность, которые нравятся

Выбранная специальность

Пути получения специальность

Что привлекает в специальность

Профессиональная направленность






Название специальность:_____________________________________________

Место работы специалиста:________________________________________

Профессионально важные качества:________________________________

Профессиональные навыки:_______________________________________

Требования к образованию:________________________________________

Пути получения специальность:_______________________________________

Практический этап

Описание задания (заполняется преподавателем)

Описание трудовых действий по выполнению задания (заполняется преподавателем)

Результат (оценка педагогом-психологом и специалистом)

Приобретённый опыт, выводы (заполняется учащимся)

Впечатления о результатах профессиональной пробы (заполняется учащимся)