СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессионально-педагогическая направленность личности тренера

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Различные исследования раскрывают профессиональную направленность по-разному. Например, академик Б.Г. Ананьев пишет о направленности как о  «смыслообразующем мотиве», А.С. Прангишвили называет направленность «динамическая организация сущностных сил человека».

Просмотр содержимого документа
«Профессионально-педагогическая направленность личности тренера»

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА

Кривопалов А.Н.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Спортивная школа №8» г.Тамбова

Различные исследования раскрывают профессиональную направленность по-разному. Например, академик Б.Г. Ананьев пишет о направленности как о «смыслообразующем мотиве», А.С. Прангишвили называет направленность «динамическая организация сущностных сил человека».

Многочисленные исследования рассматривают педагогическую направленность либо как положительное отношение к педагогической деятельности (В.Н. Голубева, А.А. Деркач, Т.В. Дмитренко), либо как склонность и готовность заниматься ею (Л.Б. Спирин, М.А. Степинский, Г.А. Томилова М.Л. Фрумкин ). Ряд авторов отождествляют сущность педагогической направленности с ведущим мотивом или доминирующим интересом (Б.М. Ассадулин, Ю.Л. Воробьев, С.А. Зимичева, Е.М. Никиреев Г.А. Томилова).

В работах Б.М.Теплова (1985) по индивидуальным психологическим различиям идея направленности личности отрабатывалась как значимая характеристика психологии личности, которая обнаруживает себя в склонностях личности к определённой деятельности. В более глубоком плане в направленности личности различаются её формы и качества. К формам направленности относятся влечения, желания, интересы, потребности, склонности, идеалы и мировоззрение. Качества направленности личности включают такие понятия, как широта, интенсивность, устойчивость действенность. Интенсивность направленности может колебаться от полного безразличия до отчетливого выраженной страсти.

Профессиональная направленность личности проявляется в той сфере деятельности, которую индивид выбрал для себя ведущей. Потребности и интересы человека, связанные с его отношением к профессиональному труду, характеризуют профессиональную направленность личности.

Формами проявления направленности являются потребности, мотивы, интересы, идеалы, убеждения и мировоззрение.

Проблема профессиональной мотивации повсеместно в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней под определенным углом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

Изучая структуру профессионально-ориентированной мотивации студентов института физической культуры ТГУ им.Державина, знание мотивов, которые побудили их пойти именно на отделение физической культуры, позволит обоснованно решать задачи повышения эффективности педагогической деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировка профессиональной карьеры и будущего трудоустройства.

№ ответа



Ответы

Кол-во ответов (%) 2013 г.

1

Желание работать учителем

2,7

2

Желание работать тренером

61

3

Привлекает работа с детьми, молодежью

30,5

4

Интересно работать с детьми-инвалидами

19,4

5

Стремление получить высшее образование

58,3

6

Отсрочка службы от армии

0

7

Желание повысить спортивное мастерство в избранном виде спорта

58,3

8

Семейные традиции

0

9

Из подражанию учителю, тренеру

16,6

10

Возможность овладеть другими видами спорта

33,3

11

Так сложилось, что другого выбора не было

2,7

12

Проходил по конкурсу

16,6

13

Другое

5,5

Преобладание мотивов, направленных на собственно спортивное совершенствование и желание овладеть другими видами спорта оправдано в том случае, если выпускники в дальнейшем свяжут свою жизнь с педагогической профессией, иначе их основной целью пребывания в институте становится не приобретение профессии, а укрепление здоровья, овладение новыми двигательными действиями, возможность продлить собственную спортивную карьеру. Хотя, как мы видим из опроса стремление получить высшее образование даже выше и желание работать тренером преобладают.

Основными компонентами структуры деятельности педагога принято считать организаторский, конструктивный, гностический и коммуникативный. В работе тренера по физической культуре и спорту выделяют также двигательный компонент.

Конструктивные умения помогают специалисту планировать

свою деятельность. К ним относят умения: отбирать и строить

учебный материал, осуществлять годовое и текущее

планирование. Конструктивная деятельность включает в себя поиск и

создание оптимальной методики урока физической культуры.

Являясь основанием для последующей работы, конструктивная деятельность тренера становится результативной лишь в сочетании с организаторским компонентом, содержание которого заключается в организации разнообразных видов самостоятельной физкультурной деятельности учащихся, освоении двигательных умений и навыков, воспитания физических качеств и формирования личности в целом. Организаторские умения напрямую связаны с реализацией намеченных планов.

Следующий важный компонент - коммуникативная компетентность, по мнению О.М. Казарцевой, – это не врожденная способность, а способность, формируемая в человеке, в процессе приобретения им социально-коммуникативного опыта. В основе такого переключения лежит изменение ролевых отношений между участниками общения. В педагогическом процессе участниками общения являются учитель и ученики, которые вступают в ролевые отношения при решении задач обучения и воспитания. Специфика коммуникативной компетенции обусловливает установление адекватных взаимосвязей и отношений между тренером и обучающимися.

Отношения тренеров и обучающихся — это обусловленное всей системой производственных, моральных, правовых отношений общества взаимодействие, которое направляется педагогом на решение образовательных задач.

Коммуникативная компетентность представляет собой совокупность специальных коммуникативных знаний, умений, навыков с помощью которых педагог, тренер, преодолевает возникновение психологических трудностей и может прогнозировать результативность межличностного общения.

Гностический компонент - это система знаний и умений, составляющих основу профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. Сюда относятся умения строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты. 

Кузьмина, А. К., Елманова В. К. , Щербаков А. И., Маркова Н. В.,  выделяют гностический компонент как профессионально важный, заключающийся в изучении особенностей педагогического процесса, его достоинств и недостатков, переработке полученных знаний, в эффективном взаимодействии с субъектами педагогического процесса. 

Двигательный компонент деятельности – специфическая особенность работы специалиста по физической культуре и спорту. Он определяется содержанием самого предмета, непосредственно уроков физкультуры, спортивной тренировки, а также внеклассных спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Благодаря интенсивности, яркости занятий разнообразными движениями тренеру, необходимо рационально выбрать свое место на спортивной площадке или в зале, своевременно организовать перемещения, квалифицированно владеть техникой физических упражнений, приемами помощи и страховки обучающихся. Двигательные умения отражают, прежде всего, умение преподавателя выполнять физические упражнения. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу обучения, определяет эффективность учебной деятельности школьников.

Все перечисленные компоненты педагогической деятельности в практике находятся в тесной связи и взаимозависимости, но соотношение их различно. Человек не может быть универсальным воплощением всех достоинств. У каждого что-то преобладает, каждый, имея ту или иную неповторимую черту, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то определенной сфере труда.

Индивидуальный стиль руководства тренера обусловлен прежде всего личностными качествами тренера; поведением тренера, тоном голоса, каким он отдает распоряжения, внешним видом; необходимостью, разумностью приказов и их своевременностью.