Орг. момент. Вступительное слово учителя. Здравствуйте ребята! Все готовы, мы начинаем урок. Актуализация опорных знаний. Учитель: Для начала предлагаю поиграть. Викторина «Угадай термин» Термин состоит из следующих букв: О С Е Ф И П С Я Р. Что это? Подсказка 1. В словаре С.И.Ожегова данный термин имеет следующее определение: основной род занятий, трудовой деятельности. Подсказка 2. Социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности. Подсказка 3. Каким термином можно объединить следующие слова: учитель, строитель, машинист. Учитель: «ПРОФЕССИЯ». Мы определили тему нашего урока и поговорим о профессиональном образовании и профессиональной карьере. Формирование новых знаний Учитель: Проблема выбора профессии стоит на первом месте у выпускников школ и их родителей. Почему? Ученики: Человек должен иметь постоянный источник дохода, быть занятым любимым делом. Учитель: Да! Профессия дает нам не только средства к существованию, но и самоудовлетворение, определенное место в обществе, придает значимость нашей жизни. Учитель: Ребята, какие этапы необходимо пройти, чтобы стать квалифицированным специалистом. Ученики: Учеба в школе; Учеба в колледже или вузе; Опыт работы по специальности; Дополнительное повышение квалификации; Карьерный рост. Учитель: Правильно. Мы с вами составили план работы на уроке. Практическая работа. Учитель: Ребята, как определить, какая профессия подходит тому, или иному человеку? Ученики: У каждого человека свои интересы, любимые занятия, которые могут послужить основой для будущей профессии. Учитель: Интересы, склонности, способности каждого человека играют огромную роль в выборе профессии и их можно развивать уже в школе. Учеба в школе помогает нам совершенствоваться. Сейчас вы пройдете тестирование на определение своих профессиональных интересов и склонностей (прил.1). Учитель: Каждый из вас определил, к какому типу профессии относятся ваши интересы. Объединитесь с вашими единомышленниками в группы, и продолжим работу. 1 группа – тип Человек-Природа; 2 группа – тип Человек-Техника; 3 группа – тип Человек-Человек; 4 группа – тип Человек-Знаковая система; 5 группа – тип Человек-Художественный образ. Учитель: Задание для групп: за одну минуту подобрать как можно больше профессий, которые подходят к вашему типу. Подсказкой может служить тест и список профессий на обратной стороне теста (прил.2). Ученики: озвучивают список выбранных профессий, все проверяют и исправляют ошибки. Учитель: Мы с вами получили базу данных традиционных профессий. Где найти информацию о вакансиях специалистов востребованных на современном рынке труда? Ученики: Биржа труда, центр занятости. Учитель: В каждом регионе функционирует служба занятости населения (СЗН), которая помогает найти работу по специальности, переобучиться, а также пройти тестирование на определение склонностей и способностей. На их сайте можно найти всю необходимую информацию, получить консультацию психолога. Учитель: Следующее задание: выберите профессию, которая вам интересна и расскажите, какими качествами должен обладать человек данной профессии (приветствуется работа в парах). Ученики: рассказывают о требованиях профессии. Учитель: Как только школьник определяется с профессиональным выбором, появляется следующий вопрос «Куда пойти учиться?» Алгоритм поиска ответа на данный вопрос представит Иванов Илья. Он провел исследовательскую работу об образовательных учреждениях г. Минеральные Воды. Илья: Представляет исследовательскую работу «Куда пойти учиться?» Учитель: Вам, ребята, первое задание домашней работы: найти учебные заведения, в которых можно обучиться выбранной профессии и определить условия поступления. Учитель: Для чего знать условия поступления? Ученики: Для подготовки к сдаче экзаменов по тем предметам, результаты которых предусмотрены для зачисления на определенный факультет того или иного образовательного учреждения. Учитель: Зная это, ученики могут составить план профессионального становления? Кто из вас готов представить подобный план? Это второе задание домашней работы. Ученики: Один ученик представляет свой план профессионального становления. Учитель: Следующий этап нашего плана. Где и как можно получить опыт работы? Ученики: Подрабатывать во время учебы, устроиться на работу по направлению от колледжа или института, открыть свое дело. Учитель: Сложности с трудоустройством, к сожалению, проблема для молодых специалистов, поэтому одним из способов решения этой проблемы создание своего дела. Петрова Екатерина работала над этой проблемой, создала бизнес-проект: «Ателье» Екатерина: представляет проект Учитель: Ребята, можно стать хорошим предпринимателем, имея только бизнес-план? Ученики: Нет, необходимо получить дополнительные знания и опыт. Учитель: Также, необходимо иметь и развивать способности к предпринимательской деятельности. Проведем тест «Предпринимательские способности» и узнаем наши результаты (прил.3). Учитель: Не расстраивайтесь, если результаты теста отрицательные. Все можно исправить саморазвитием. Из выступления мы узнали о плюсах, о каких? Ученики: Занятие любимым делом, свободный график, высокий доход, карьерный рост. Учитель: Кто мечтает о карьерном росте и что это такое? Ученики: отвечают, учитель их корректирует. Карьерный рост-это один из ярких проявлений профессионального развития личности. Учитель: Предпринимательство дает возможность карьерного роста? Ученики: Да. Учитель: Степанова Дарья подготовила бизнес-план своего дела с условиями карьерного роста. Дарья: Бизнес-план «Лингвист» Подведение итогов урока. Учитель: Ребята, как вы оцениваете значимость полученных вами знаний и вашу работу на уроке? Обоснуйте. Учащиеся оценивают свою работу и обосновывают оценку. Учитель: Запишите домашнее задание. 1. Подготовить сообщение о профессиональном учебном заведении вашего региона. 2. Составить план профессионального становления. Урок окончен. Желаю успеха. |