СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя профессиональная концепция

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Кадры решают всё»

Согласно национальной доктрине образования в Российской Федерации, «система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий…»[1, с.3]. Актуальность развития творческих способностей обучающихся с использованием новых информационных технологий в развитой информационной среде системы профессионального образования нашей страны не вызывает никаких сомнений. Творческая деятельность – это старт к профессиональной карьере. Поэтому цель профессиональной деятельности преподавателя дисциплины «Информатика» – воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за конечный результат, иначе говоря – подготовка специалиста-профессионала.

Просмотр содержимого документа
«Моя профессиональная концепция»

Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Тюменской области

«Ялуторовский аграрный колледж»

Профессиональная концепция преподавателя

учебных дисциплин «Информатика» и

«Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Информация→Творчество→Профессионализм

Разработал преподаватель /Высоцкий И.А./


Ялуторовск 2013

Творить – значит выражать то, что есть в тебе.

Анри Матисс

И воспитание, и образование нераздельны.

Нельзя воспитывать, не передавая знания,

всякое же знание действует воспитательно.

Л. Н. Толстой

«Кадры решают всё»

Согласно национальной доктрине образования в Российской Федерации, «система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий…»[1, с.3]. Актуальность развития творческих способностей обучающихся с использованием новых информационных технологий в развитой информационной среде системы профессионального образования нашей страны не вызывает никаких сомнений. Творческая деятельность – это старт к профессиональной карьере. Поэтому цель профессиональной деятельности преподавателя дисциплины «Информатика» – воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за конечный результат, иначе говоря – подготовка специалиста-профессионала.

Следующие задачи инновационной деятельности преподавателя конкретизируют поставленную цель:

  • реализовывать идею перманентного обогащения информационной, коммуникативной культуры студента за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»; 

  • развивать творческую инициативу студентов;

  • воспитывать в обучающемся уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность [9].

Поставленные задачи решаются через практическую реализацию образовательных программ учебных дисциплин «ОДП. 16 Информатика и ИКТ», «ЕН. 02 Информатика», «ОП. 08 Информационные технологии в профессиональной деятельности» (ИТПД) и т.д. Данные программы определяют цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности.

Пути решения поставленных задач – это оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения; метода проектов; технологии контекстного обучения, интерактивных методов обучения.

Их сочетание и применение позволяют формировать следующие компетенции:

  • информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);

  • коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);

  • социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);

  • предметную (способность применять полученные знания на практике) [10];

  • творческую (способность решать нестандартные задачи) [8];

  • общие и профессиональные компетенции, обозначенные в программах разработанных согласно ФГОСам третьего поколения.

Для развития творческих способностей обучающихся используются на уроках следующие принципы и правила: свобода выбора, правило открытости, правило деятельности, правило обратной связи, правило индивидуальности.

Главная роль отводится проектной технологии, способствующей созданию:

  • условий для формирования и развития внутренней мотивации обучающихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;

  • повышения мыслительной активности студентов и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;

  • речевого развития обучающихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;

  • развития индивидуальных особенностей воспитанников, их самостоятельности, потребности в самообразовании;

  • более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности студента;

  • изменения роли преподавателя в образовательной среде.

О результативности данной методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:

  • победы и призовые места студентов в предметных олимпиадах и творческих конкурсах от муниципального до международного уровней;

  • активное участие наших воспитанников и призовые места в ежегодной неделе науки;

  • публикации творческих работ студентов на сайтах сетевых сообществ;

  • высокий уровень компетенций, сформированных у студентов;

  • высокое качество знаний обучающихся по учебным дисциплинам (до 100%);

  • успешная социализация наших выпускников-специалистов.

Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта

Воспитательная система направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности студента, максимальное раскрытие личностного потенциала обучающегося, формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в научной и практической деятельности.

Цель воспитательной системы – воспитание социально активной личности через осознание собственной значимости и самоценности, и необходимости участия в жизни общества. В основу профессиональной воспитательной деятельности преподавателя заложены принципы гуманной педагогики, основанной на взглядах учителей классиков Я.А Коменского [2], И.Г. Песталоцци [4], К.Д. Ушинского [6], Л.Н. Толстого [5], А.С.Макаренко [3].

Данная концепция построена на следующих принципах классического педагогического мышления:

— творческий поиск системы сотрудничества;

— облагораживание души и сердца студента; а знания мыслятся как необходимое условие творчества, созидания, творения блага;

— принятие студента полностью, таким, какой он есть;

— воспитание людей самой жизнью;

— диалогичность;

— принципы любви, созидательного терпения, доверия, свободного выбора, радости познания и общения, сотрудничества – как существенные компоненты педагогического процесса;

— путь творчества и инноваций;

— аксиоматическая основа классической педагогики – духовная субстанция [7].

Практическая реализация профессиональной концепции

Итогами практической реализации данной концепции являются результаты студентов Ялуторовского аграрного колледжа, которые занимали первые места во Всероссийском конкурсе «Моя страна – Моя Россия», были отмечены дипломами финалистов международной Олимпиады в сфере информационных технологий для студентов ВПО и СПО «IT-Планета». Проекты воспитанников нашего колледжа получили высокие оценки на различных научно-практических конкурсах и конференциях: «Меня оценят в 21 веке», «Молодёжь – ресурс, потенциал, стратегия», «Инициативы молодых», «Наука – сельскому хозяйству», «Практико-ориентированные молодёжные исследования проблем региона».

На уроках информатики и ИТПД создаются благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности каждого студента посредством использования здоровьесберегающих технологий и создания ситуации успеха. Формируется у обучающихся здоровый образ жизни, осознанное отношение к своему здоровью как духовно-нравственной ценности, проводятся уроки, тематические беседы о здоровом образе жизни. Обучающиеся выполняют компьютерные проекты по созданию видеороликов и листовок о здоровом образе жизни. На уроках ИТПД с использованием систем автоматизированного проектирования выполняется чертежи для курсовых и дипломных проектов. Организуется учебный процесс в соответствии с санитарными нормами и правилами, проводятся «физкультминутки», рационально используется время на различных этапах урока. Домашнее задание носит дифференцированный характер. Большое внимание уделяется защите прав и интересов обучающихся, безопасной работе студентов в сети Интернет. Проводится работа по предупреждению доступа обучающихся к Интернет-ресурсам экстремистского характера, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования.

На занятиях воспитательные задачи решаются посредством организации коллективной творческой деятельности учащихся, работы в парах, индивидуальной работы, привлекая внимание к постановке общей и частной (личностно значимой) целей.

Творческие продукты (видеоролики, презентации), созданные в результате совместной коллективной деятельности получают хорошие отзывы всех участников образовательного процесса и свидетельствуют о реализации педагогики сотрудничества, гуманизации отношений между преподавателем, учащимися и их родителями. Также широко используются технологии организации воспитательной деятельности: методика коллективных творческих дел, методики организации групповой деятельности, игровые и коммуникативные технологии. Наши студенты – активные участники дистанционного обучения, сетевых олимпиад, фестивалей, конкурсов, проектов, сетевых игр, недели науки, конференций, студенческого научного общества.

Основными задачами профессиональной деятельности преподавателя являются:

  • планирование и осуществление контроля за качеством знаний, умений, навыков и компетенций;

  • разработка содержания, форм и методов проведения контроля;

  • анализ результатов контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время.

При реализации данных задач учитываются возрастные особенности обучающегося, уровень развития и образовательных достижений студента, проводится педагогическая диагностика, позволяющая определить уровень сформированности предметных компетенций по информатике и ИТПД.

В процессе классного руководства, идёт работа над формированием студенческого коллектива, как постоянного, так и сменного состава; реализуется руководство творческими группами учащихся, что обеспечивает положительную возможность раскрытия и использования интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, обеспечивается успешное продвижение студента по индивидуальному образовательному маршруту на уроках информатики и ИТПД.

Благоприятный микроклимат образовательной среды уроков и внеклассных мероприятий позволяют каждому студенту проявлять себя в качестве субъекта обучения и воспитания: высказывать своё мнение, аргументируя его; принимать точку зрения другого; вступать в деловую дискуссию; обмениваться практическим опытом; поддерживать других; оценивать себя и окружающих, творчески подходить к решению сложных задач.

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, себе, формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров осуществляется при выполнении учащимися различных творческих дифференцированных индивидуальных заданий. Студент, осознавая свою значимость процесса своей учебной деятельности, выполняет, как правило, задания повышенного уровня, испытывая чувство гордости за результат своей работы. Подобная работа – психологическая подготовка к будущей трудовой деятельности.

Таким образом, позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует данная профессиональная концепция, помогает каждому выпускнику успешно адаптироваться в обществе, готовит к профессиональной карьере.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1.О национальной доктрине образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N751 г. Москва [Текст] // Бюллетень Министерства образования РФ. - 2000. - 11. – с.3.

2.Коменский Я.А. Великая дидактика. Государственное Учебно-педагогическое издательство Наркомпроса, 1939. - 318 с.

3.Макаренко А. С. Сочинения / Собр. соч.: в 8т. – М., 1986.

4.Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. Т.1. М.: Педагогика, 1981. 336 с.

5.Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 20-ти т. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961.

6.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. – М.: Педагогика, 1998 г.

Интернет-ресурсы:

7.http://royallib.ru/book/amonashvili_shalva/duhovnaya_osnova_obrazovaniya.html – Амонашвили Шалва. Духовная основа образования.

8.http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-tvorcheskie-kompetentsii-v-spektre-kategorialno-ponyatiynogo-polya-pedagogiki – Научные статьи. Народное образование.

9. http://stepanenkoo.ucoz.ru – Сайт учителя Степаненко О.В.

10. http://kategrehova.jimdo.com – Cайт учителя Греховой Е.А.

9