СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональное самовоспитание педагога: со-держание, средства и методы.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профессиональное самовоспитание педагога: со-держание, средства и методы.»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ ПЕДАГОГА: СО-ДЕРЖАНИЕ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ.

В работе рассматриваются содержание, средства и методы самовоспитания в профессиональной деятельности педагога, позволяющие наиболее эффективно реализоваться, обеспечивая саморазвитие и самоорганизацию, способствуя творческому подходу к делу.

В настоящее время возникла объективная необходимость в создании качественно нового подхода к подготовке современного учителя, одной из важных задач которой является формирование педагогического самовоспитания будущего педагога. Сформированность педагогического самовоспитания современного учителя становится основой для оформления модели личностно ориентированного образования. Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания учителя является самообразование, под которым мы понимаем «целенаправленную, познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями.

Анализ широкого круга литературы показал, что в науке имеет место существенная теоретическая база для изучения профессионального самовоспитания учителя, но несмотря на обилие работ, посвященных изучению самовоспитания личности, тема эта не перестает привлекать исследователей в силу непреходящей значимости осмысления и понимания самого себя индивидом. Проблема самовоспитания остается одной из важнейших и для фундаментальной, и для практико-ориентированной психологии.

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников ак-тивности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разре-шить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании. В психологии известны многие компенсаторные механизмы снятия подобных противоречий: рационализация, инверсия, проекция, "бегство от реальности" и др.[1]

Таким образом, чтобы достичь вершин педагогической деятельности, не потерять к ней интерес, ощущать внутреннее удовлетворение от выполняемой работы, учитель должен постоянно работать над собой. Работа над собой начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» называет ряд приоритетных направлений, одним из которых является совершенствование учительского корпуса. Новая школа требует сегодня нового учителя. Современному педагогу становится необходимым постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней).

Инновационная деятельность педагога.

Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Аттестация педагогов, повышение квалификации

Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.

Функции, которые выполняет методический совет, это:

Аналитическая (состоит в изучении профессиональной культуры педагога, его умений работать с классом, отдельными учащимися, его владение профессиональным языком, методикой организации и проведения урока, диагностике результатов деятельности педагога)

Консультативная (состоит в оказании аналитической, практической, консультативной и иной помощи структурным подразделениям в разработке и внедрении инновационных форм работы; в обобщении опыта работы педагогов школы)

Организационная (состоит в организации и проведение методических, предметных недель, в организации работы творческих и проблемных групп педагогов, в организации работы с молодыми педагогами).

К внешним факторам, влияющим па процесс самовоспитания, относят:

– положение учителя в обществе (позитивное или негативное отноше-ние к учителю);

– педагогический коллектив (психологический климат, сплоченность, отношения внутри коллектива и т.д.);

– стиль руководства школой (создание для учителя ситуации успеха, поддержка его начинаний и т.д.);

– фактор свободного времени (наличие времени для чтения художе-ственной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения социальной, а также психолого-педагогической литературы).

К внутренним факторам, влияющим на процесс самовоспитания, можно отнести личные источники активности учителя:

– самооценка;

– убеждения;

– чувство долга, ответственности.

Процесс самовоспитания должен носить не фрагментарный, а постоянный, непрерывный характер. Он должен быть направлен на адаптирование своих индивидуальнонеповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, на постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально- нравственных и других свойств личности.

Под содержанием самовоспитания педагога подразумевается такие поведение и деятельность, которые приводят к достижению целей самовоспитания. А это в большой мере зависит от психических качеств личности — ее интеллектуальной, эмоциональной и практически-волевой сферы.

- Средствами самовоспитания выступают своеобразные орудия и способы воздействий на себя, которые опосредуют цели и результат. Главным средством самовоспитания является содержание практической деятельности человека.К средствам самовоспитания следует отнести и организационные формы: различные индивидуальные (а в случае группового или коллективного самовоспитания cоответственно групповые или коллективные) планы и самообязательства как в письменных вариантах, так и в виде обещаний коллективу, авторитетным лицам или как осмысленные намерения.

По существу в роли средств самовоспитания выступает все, что можно использовать как орудие самопознания и самовоздействия. А многообразие средств порождает такое же многообразие способов их применения.

Для выявления уровня самовоспитания и самоорганизации педагогов, было проведено анкетирование учителей школы МСОШ № 4 города Тейково. В анкетировании приняли участие 12 учителей. С разным стажем педагогической работы:

5 учителей со стажем работы 25 и более лет

6 учителей стажем работы 10 лет

1 учитель стажем работы 2 года

В результате анкетирования были получены следующие результаты:

60% преподавателей- организованные люди, единственное, что им можно посоветовать - развивать и дальше самоорганизацию.

Оставшиеся 40% учителей считают организованность частью своего «Я».

Исходя из результатов анкетирования большинство преподавателей, 60% имеют средний уровень самоорганизации и самовоспитания, что недостаточно для того, что бы их ставить в пример ученикам, это скорей всего из-за малого стажа работы и пока они входят в систему преподавания и обучения учеников, но не смотря на это стараются, занимаются своей самоорганизацией. 40% учителей имеют высокий уровень самоорганизации и самовоспитания, к ним относятся преподаватели с достаточно большим стажем работы.

Итак, главным условием и средством успеха профессионального вос-питания и самовоспитания педагога является адекватная реальная (теоретическая и практическая) педагогическая деятельность. Но и в реальной жизни человека достаточно многообразных ситуаций, которые могут выступать в качестве условий для саморазвития. Использование искусственных ситуаций в целях самовоспитания может быть оправдано только в том случае, когда они применяются как своеобразные учебные упражнения в процессе работы над собой.