«Профессиональное выгорание педагога и его профилактика»
Подготовила: учитель МБОУ
«Воробьевская средняя школа»
Чернобиль А.В.
ТИП ЗАНЯТИЯ: лекция с элементами тренинга
ЦЕЛЬ: Способствовать профилактике эмоционального сгорания у педагогов.
ЗАДАЧИ:
1) Познакомить с понятиями: эмоциональное выгорание, синдром эмоционального выгорания, его фазы и симптомы.
2) Познакомиться с основными методами снятия психоэмоционального напряжения.
Лекция
Вам знакомо состояние, когда внезапно накатывает давящая усталость, такое ощущение, что-то сломалось внутри. И вчера еще любимая работа, сегодня не радует, а раздражает, вызывают лишь негативные эмоции. И это всё может перелиться через край. Но взрослый человек продолжает свою работу, невзирая на сидящею в голове мысль, когда же все это закончится, и я уйду домой. Но дома Вам ничего не хочется, и раздражает общение даже с близкими людьми. Подобное состояние, наверное, испытывал каждый.
Сегодня речь пойдет о синдроме эмоционального выгорания (его также называют «синдром психического выгорания», «информационный невроз», «синдром менеджера»). Сам термин (“burnot”) введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году. Ввели его для обозначения состояния, когда на работе человек чувствует себя «загнанным в клетку». Чаще всего подвержены эмоциональному выгоранию люди профессий типа «Человек-человек», поскольку работа с людьми требует больших эмоциональных затрат.
Особую опасность таит в себе работа педагогов, психологов, медицинских и социальных работников. Их деятельность связана с большим количеством людей и предполагает оказание услуг пациентам, которые отличаются от лиц основной массы населения психической неуравновешенностью и зачастую девиантным поведением в той или иной форме. Синдром у работников этой сферы характеризуется отсутствием эмоциональной вовлеченности и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, который ведет к упрощению профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь. Деятельность педагога требует большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеет весьма неопределенные критерии успеха. Негативное влияние на здоровье оказывают постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает этот педагог в процессе социального взаимодействия с детьми и родителями, постоянного проникновения в суть его проблем, а также по причине личной незащищенности и других морально-психологических факторов. Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения («трудные» дети, подростки и т. д.). В идеале на пенсию педагогическим работникам надо идти через 10 лет.
Эмоциональное выгорание не возникает внезапно. Это процесс, развивающийся во времени.
Первая стадия - забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию). Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста или руководителя первая стадия может формироваться в течение трех-пяти лет.
На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (клиентов, больных, школьников); «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с вполоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.
Третья стадия - собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет в обычных условиях.
Синдром профессионального выгорания
1. Первоначально синдром проявляется на уровне физиологических реакций, проявляющихся в физических симптомах (физическое истощение).
Развитию синдрома предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак — истощение. Истощение проявляется через перенапряжение и исчерпание эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.
• общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее;
• дрожь или нервный тик;
• спазмы и связанные с ними кишечные, почечные колики, запоры, понос, затрудненное глотание, головные боли, заикание;
• повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение.
Психологическая причина болезни
В каком органе проявляется болезнь.
• Высокое давление - Долгая неразрешенная эмоциональная проблема
• Головная боль - Самокритика, страх
• Желудок -Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь
• Сосуды -Черствость, отказ от радости.
• Печень - Хроническое нытье
2. Затем синдром проявляется на уровне аффективно-когнитивных реакций (эмоциональное и мотивационное истощение).
Существует четыре ядовитых чувства, которые составляют эмоциональную сторону синдрома сгорания:
ВИНА перед собой и другими за то, что не сделал, не успел;
СТЫД (не так получилось, не имел права на ошибку);
ОБИДА (например, с детства человеку внушают: жертвуйте собой ради людей! "Я жертвую собой, чтобы спасти вас всех и рассеять тьму!" - носитель этой установки сгорает особенно быстро. А ведь для того чтобы полноценно жить и развиваться, человеку очень важно, чтобы у него существовала частная жизнь. Чтобы была сфера, где можно расслабиться и отдохнуть. Вместо не полученной благодарности человека начинает изнутри подтачивать обида на тех, кто не оценил его усилий, не сказал спасибо" за сделанное);
СТРАХ (у меня не получится, и меня не поймут). Все эти чувства разрушают нашу психику и так же ведут к профессиональному выгоранию.
3. Последний уровень проявления – уровень поведенческих реакций, сниженная рабочая мотивация и продуктивность.
Поведенческие:
• беспокойство или повышенная возбудимость;
• раздражительность, гнев, агрессивность;
• невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;
• чувство беспомощности.
Профилактика эмоционального выгорания
Эмоциональное выгорание легче предотвратить, чем лечить
Антистрессовое дыхание. Техника «глубокого дыхания». Сделать глубокий вздох и в уме досчитать до 10, затем сделать глубокий выдох.
2. Аутогенная тренировка.
В основе этого метода лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на происходящие в организме процессы, в том числе не поддающиеся контролю в обычных условиях. Составьте фразы – внушения, направленные на достижение определенных лично значимых целей, повторяйте эти фразы по несколько раз находясь в состоянии глубокого расслабления. Примеры таких фраз: исчезли все неприятные ощущения в голове; в любой обстановке я сохраняю спокойствие, уверенность в себе; я спокоен за работу моего сердца…
3. Релаксация – этот метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения. Релаксация является, очень полезным методом, поскольку овладеть им довольно легко. Следует четко уяснить, что, освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, снижать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию.
Упражнение «Лимон» - представьте себе, что в левой руке у вас находится лимон. Сожмите руку в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. Еще крепче. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно. Опять сожмите лимон крепко крепко…так по 3 раза каждую руку.
4. Целительные возможности смеха люди узнали давно. Еще в средние века появилась знаменитая фраза о том, что для здоровья горожан гораздо важнее прибытие в город бродячего цирка, нежели каравана с лекарствами. Существует определенная взаимосвязь между активностью лицевых мышц и кровоснабжением головного мозга. Когда человек смеется или хотя бы улыбается, поток крови к мозгу из-за работы лицевых мышц усиливается, поэтому мозг получает больше кислорода, что положительно сказывается и на эмоциональном состоянии. Происходящие во время смеха вибрации и тряски ликвидируют усталость, очищают верхние дыхательные пути и улучшают циркуляцию крови. Улыбка и веселое настроение делают свое благородное дело – вытаскивая человека из состояния эмоционального напряжения.
5. Выражайте эмоции:
• изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;
• мните, рвите бумагу;
• кидайте предметы в мишень на стене;
• попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите; поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен. ", "Меня это обидело. ").
7. Творите, займитесь любимым делом: любая творческая работа может исцелять от переживаний.
8. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
9. Примите горячую ванну или ходите в баню. Когда человек напряжен в стрессовой ситуации, когда он беспокоен и даже тревожен, приток крови к его конечностям уменьшается. Горячая вода восстанавливает циркуляцию крови, как бы давая понять организму, что он находится в безопасности и что уже можно расслабиться. Если рядом нет ванны, душа или бани, то можно просто подержать руки под струей горячей воды из крана до тех пор, пока вы не почувствуете, что напряжение уходит. К тому же проточная вода, по мнению биоэнерготерапевтов, «смывает» накапливающуюся в человеке «отрицательную», вредную для его здоровья энергию. В заключении лекции предлагаю вам выполнить упражнение на релаксацию «Водопад».
Упражнение «Водопад» - закройте пожалуйста глаза и представьте, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем падает мягкий белый свет. Представьте, что вы стоите под этим водопадом. Почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льется по лбу, затем по лицу, шее… Белый свет течет по вашим плечам, помогает им расслабиться… Нежный свет течет дальше. По груди, по животу… Пусть свет гладит ваши ручки и пальчики. Свет течет и по ногам, и вы чувствуете, что тело полностью расслаблено. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя спокойно. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией».
Благодарю за внимание!
Сейчас предлагаю остаться тех, кто желает принять участие в тренинге «Профилактика эмоционального выгорания»
Тренинг для педагогов
«Профилактика эмоционального выгорания»
Цель тренинга: психологический тренинг направлен на улучшение эмоционального состояния работников педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся проявлять эмпатию, лучше понимать друг друга. Данный тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами саморегуляции и коммуникативной компетентности.
Задачи тренинга:
- формирование благоприятного психологического климата;
- развитие навыков рефлексии и самопознания;
- сплочение группы педагогов, осознание каждым участником своей роли, функции в коллективе, своего педагогического амплуа;
- повышение коммуникативных навыков педагогов;
- повышение настроя на удачу, счастье, добро и успех.
Необходимые материалы для тренинга:
- листы формата А-4 с распечатанной основой по числу участников, фломастеры, цветные карандаши или восковые мелки;
- спокойная музыка для релаксации;
- тетрадные листы в клетку, шариковые ручки по числу участников.
Правила работы в тренинговой группе:
1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе все обращаются друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.
2. Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
3. Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
4. Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.
5. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
6.Уважение к говорящему. Говорим только по одному. Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он закончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.
7. “Не опаздывать!” Во время занятий создается психологическое пространство, которое надо беречь.
8. “Стоп!"- тот член группы, который не хочет отвечать на какой -либо вопрос, участвовать в какой-либо игре, процедуре из-за нежелания быть искренним или из-за неготовности быть откровенным, имеет право сказать: "Стоп!", и тем самым исключить себя из участия в процедуре. Будем надеяться, что к этому правилу вы будете прибегать редко, поскольку оно сильно ограничивает человека в самопознании. К сожалению, невозможно осуществить подвиг без напряжения силы воли. Каждый имеет право сказать: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно".
9. “Активность!"- ответственность каждого за результаты работы группы. Это правило подразумевает зависимость эффективности групповой работы от вклада каждого ее члена и необходимость работы не только для себя, на решение собственных проблем, но и на других, ибо работа на другого есть способ познания себя.
10.“Не оценивать!" - это важное правило мы часто нарушаем в жизни. Считаем себя вправе осуждать и оценивать чужие поступки, слова, привычки ("ты ненормальный", "это идиотская мысль", "ты такой грубый"). У нас в группе мы должны учиться не оценивать других людей, а принимать их такими, какие они есть. Так как каждый человек уникален, и наша задача помочь ему раскрыть свой потенциал.
11. “Презумпция здоровье!" - участники берут на себя ответственность признать себя здоровыми людьми.
Ход тренинга
Ведущий: Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, о важности навыков саморегуляции для педагогов. Психологический климат – это, как Вы знаете, атмосфера трудового коллектива, которая определяет его основное настроение, так называемое эмоциональное поле. В одном климате можно расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива: в одних условиях педагоги чувствуют себя неуютно, стремятся поскорее покинуть рабочее место, проводить там как можно меньше времени, их личностный рост замедляется, в других условиях — педагоги чувствуют себя комфортно, имеют возможность максимально полно реализовать свой потенциал. Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива проявляют творчество и стремятся к самосовершенствованию.
Упражнение «Приветствие»
Цель: настрой на работу, активизация мыслительной деятельности, создание положительного эмоционального фона.
Инструкция: Давайте поприветствуем друг друга: вам необходимо выбрать партнера, рядом сидящего, крепко пожать руку и улыбнуться. Ведь как вы знаете улыбка создает позитивный внутренний настрой. Вот теперь вы в хорошем настроении.
Вступительное слово: Итак, а теперь я хочу вам зачитать анекдот:
«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.
Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:
- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?
- Да, водицы испить.
- Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»
Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело, люди усложняют свою жизнь и жизнь других. Профессия педагога относится к особо престижным и почитаемым, потому что работать с людьми - это дело важное, достойное и необходимое. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, они всегда должны быть сдержаны, и показывать пример для всех. А к тому же скоро открытый урок, аттестация, итоги педагогических конкурсов, публикации… Даже болея мы идем на работу: ведь на нас держится весь мир (нам так кажется).
Упражнение «Откровенно говоря»
Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.
Инструкция: Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем уроке…
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к урокам…
Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
Откровенно говоря, когда я волнуюсь..
Откровенно говоря, когда я проверяю тетради…
Откровенно говоря, когда я прихожу на урок…
Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходят родители…
Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходят завучи или методисты…
Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...
Откровенно говоря, когда мой рабочий день…
Откровенно говоря, когда я провожу свой урок…
Откровенно говоря, когда работа с детьми…
Откровенно говоря, моя работа…
Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
Откровенно говоря, мое здоровье…
Откровенно говоря, когда я разговариваю с директором…
Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…
Откровенно говоря, после рабочего дня…
Откровенно говоря, когда я заполняю журнал…
Откровенно говоря, когда я выставляю оценки…
Откровенно говоря, когда наступает пора каникул…
Откровенно говоря, когда я слышу звонок на урок…
Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
Откровенно говоря, неприятности на работе…
Откровенно говоря, успехи на работе…
Рефлексия
Трудно ли вам было отвечать?
Считаете ли вы полезным упражнение?
Открыли ли вы что-то новое для себя?
Как вы себя сейчас чувствуете, какие ощущения?
Упражнение «Стирка» (диагностическое)
Цель: выявить уровень стресса и способность к стрессоустойчивости.
Инструкция: представьте себе, что вы живёте в те времена, когда все стирали бельё вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжёлыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят вам в голову?
1. «Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же одеться?»
2. «Подожду немного, может быть, погода наладится».
3. «Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода».
4. «Не важно, пойдёт дождь или нет, я всё-таки начну стирку».
Интерпретация ответов
Когда к скучным домашним делам добавляется ещё и плохая погода, человек невольно оказывается в стрессовой ситуации. Ваша реакция на неудачу в день намеченной стирки является показателем, отражающим уровень стресса, испытываемого вами в жизни.
1. Если вы выбрали первый вариант, то по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь всем мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние не отразилось отрицательно на вашем здоровье.
2. Если вы надеетесь, что погода может улучшиться, то уровень стресса, испытываемого вами, составляет 50. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении непредвиденных неприятных условий. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате всё складывается благополучно. Не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим в вашей жизни, как к стимулу, побуждающему вас преодолевать их.
3. Если вы выбрали этот вариант, то уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причины тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую, мудрую житейскую философию: ваши беспокойство и волнение не станут препятствием для дождя, он всё равно пойдёт.
4. Если вы ответили, что начнёте стирать независимо от того, будет идти дождь или нет, то уровень испытываемого вами стресса равен 100. Вы ощущаете гнёт такого количества неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что не обращаете внимания на существующие реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удаётся, то вы сталкиваетесь с ещё более серьёзной проблемой и, следовательно, испытываете ещё более сильный стресс, чем прежде. Если вы выделите время и позволите себе отдохнуть и основательно поразмышлять, то вы убедитесь, что все ваши усилия были напрасными. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.
Упражнение «БАТОН» (для снятия эмоционального напряжения)
Цель: выработка ресурса для сохранения психологического здоровья.
Инструкция: участники отвечают на вопрос: «Где человеку черпать ресурсы, чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания»?
Все названные ресурсы можно разделить на четыре группы:
Близкие люди (семья);
Работа;
Интересы, увлечения, хобби;
Друзья.
Не секрет, что если какой-либо из ресурсов преобладает или отсутствует, то возникает дисбаланс и, следовательно, человек становится более подвержен синдрому эмоционального выгорания.
Материалы: 2 листа бумаги с изображением батона.
У вас изображен хлеб. Хлеб – это основной продукт, который необходим для жизни.
Изображено два батона, вам пока необходим один, выберите, тот который нравится, любой.
Отрежьте тот кусочек от этого батона, который вы отдаете РАБОТЕ - ровно столько занимает ваша работа.
Далее, отрежьте тот кусочек от этого батона – сколько занимает ваша СЕМЬЯ! Отметьте сколько, вы отдаете своей семье, помните у каждого своего рисунка и своя жизнь.
Следующий кусок - ЗДОРОВЬЕ! Если вы уделяете время своему здоровью, может вы вообще не уделяете. Может и нет такого куска.
Далее - САМООБРАЗОВАНИЕ! В широком смысле этого слова, какие-то курсы, семинары, конференции, вебинары, научная профессиональная литература, общение с коллегами, профессиональное сообщество и т.д. Т.Е. как вы повышаете свое профессиональные знания, как их расширяете, как вы это понимаете.
Еще один кусок - УВЛЕЧЕНИЯ! Это и Ваше хобби, есть ли в вашей жизни место, для ваших дел, для любых занятий, увлечений. У кого осталось место для увлечений, ВОТ У КОГО они ЕСТЬ, это просто замечательно!
Поднимите руки, пожалуйста, у кого осталось время на увлечения, хобби, ваше личное время? (Посчитать сколько таких педагогов в аудитории). Можно похлопать им.
!!!!! Помните, чем меньше удовольствий в жизни, тем труднее переносить трудности и стрессы.
Исправлять можно. Проверять никто не будет.
А теперь распределите все эти критерии ИДЕАЛЬНО, как бы вы хотели. Независимо от обстоятельств сегодня, посмотрите на ваш второй батон и распределите коротенько обозначьте, где какие теперь позиции займут места.
Рефлексия: снова вопрос, это ВАЖНО! ЗАПИШИТЕ
Что ВЫ можете сделать для того чтобы то идеальное сочетание стало реальным, чтобы оно осуществилось? (у кого реальное и идеальное не совпало для того этот вопрос актуален).
В этом упражнении спрятался БАЛАНС РЕАЛЬНЫЙ И ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ
«Что заказываешь, то и получаешь»
Женщина едет раздраженная в троллейбусе и думает: «Пассажиры – хамы и грубияны. Муж – пьяная скотина. Дети – двоечники и хулиганы. А я – такая бедная и несчастная…»
За спиной у неё стоит ангел-хранитель с блокнотиком и все записывает по пунктикам:
«1. Пассажиры – хамы и грубияны. 2. Муж – пьяная скотина…» и так далее.
Потом перечитал и задумался:
– И зачем ей это нужно? Но если заказывает, будем исполнять…
Упражнение «Калоши счастья»
Цель: развитие позитивного мышления педагогов, развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Материалы: «калоши счастья» (игровой элемент, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями.
Инструкция: зачитываются различные ситуации, а задача педагогов — надев калоши, найти в ситуации, предложенной им, позитивные стороны. Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.
Ситуации:
Директор отчитал Вас за плохо выполненную работу.
• Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
• В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
Вам дали классное руководство над слабыми детьми.
• Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.
• Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.
На работе задержали зарплату.
• Можно сэкономить на чем-то.
• Можно теперь сесть на диету.
По дороге на работу Вы сломали каблук.
• Хороший повод купить новые сапоги.
Большинство Ваших учеников написали контрольную очень слабо.
• Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо
усвоили.
Вы внезапно заболели.
• Хороший повод отдохнуть.
• Заняться наконец-то своим здоровьем.
Вас бросил муж.
• Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, а тратить свое время на себя.
• Больше времени на хобби.
Вы попали под сокращение.
• Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной
деятельности.
• Новый коллектив, новые перспективы
Рефлексия:
В заключении нашего тренинга хотелось бы прочитать притчу. Послушайте пожалуйста.
Притча про стакан
В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"
- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.
- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?
- Ничего, - ответили студенты.
- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.
- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.
- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.
- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?
- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?
Студенты были удивлены и обескуражены.
- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.
- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.
- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.
Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!
Упражнение «Мнение» (подведение итогов тренинга)
Цель: вербальная рефлексия тренинга, установление обратной связи, завершение.
Инструкция: мы надеемся, что на сегодняшнем занятии каждый из вас задумался о своем психологическом здоровье, выбрал некоторые способы снятия напряжения. Сейчас желающим предлагаем рассказать о своих впечатления о тренинге. Ваше мнение для нас очень важно. Спасибо за ваши высказывания.
Желаем вам удачного дня, эмоциональной стабильности, поддержки коллег и близких. Мы сегодня эффективно поработали, давайте друг друга поблагодарим и одарим друг друга фейерверком из аплодисментов. Улыбнитесь друг другу!
Литература:
Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ О.И Бабич – Волгоград: Учитель, 2009. – 116 с.
Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2005. – 184 с.
Митина Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция/ Л. М. Митина. – М.: 2003. – 312 с.
Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/ Т. И. Рогинская. Психологический журнал – М.: 2002. – № 3 – с. 85–95.
Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога/ Е.М. Семенова – М.: Издательство института психотерапии, 2002. – 211 с.
Рычкова В.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога/ В.В. Рычкова – Чита: ЧИПКРО, 2005. – 75 с.
13