СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональные педагогические способности учителя труда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профессиональные педагогические способности учителя труда»

До недавнего времени важными качествами хорошего учителя труда были владение учебным материалом, профессиональные педагогические способности, а также владение большим комплексом разнообразных трудовых умений. Считалось, что учитель технологии – «мастер на все руки». Если в школе поломался замок в двери или потек кран, в первую очередь обращались к своему коллеге.

Современность изменила сложившийся некогда стереотип. Поломки и протечки решаются службами техподержки согласно регламенту. Ремонтные работы становятся всѐ более редким случаем: повреждѐнную вещь утилизируют и производят новую закупку. Сами вещи становятся менее надѐжными. Материалы, из которых они изготовлены, способы крепления деталей часто делают их неремонтопригодными. Эволюция труда заставляет иным образом взглянуть на обучение специалистов, как в сфере обслуживания и ремонта, так и в области подготовки учителей технологии. Исходя из наблюдений, бесед с коллегами, обсуждений в социальных сетях и личного опыта, выделим ряд актуальных технических способностей и профессиональных качеств учителя, делая акцент на сферу обучения техническому творчеству.

Всѐ большее распространение в производстве получают технологии обработки полимеров, композитных и керамических материалов и т.п. В школах помимо традиционных (древесина, металлы, ткани) используются новые наиболее доступные, безопасные и простые в обработке материалы (древесно-волокнистые материалы, разнообразные картоны, пластмассы и т.п.) и технологии их обработки (3D-печать, лазерная резка тонколистовых древесных материалов, фрезеровка и гравировка по древесине, пластмассам и мягким металлам). Соответственно современный учитель технологии должен иметь представление о правилах пользования новым технологическим оборудованием: 3D-принтером, портативными станками (токарными, сверлильными, фрезерными, гравировальными и т.д.), станками с числовым программным управлением (ЧПУ), технологическим оборудованием для подготовки материалов для занятий (разметки, распиловки) и для итоговой обработки изделий (шлифовки, полировки, нанесения финишных покрытий). Поскольку технологии современного производства являются цифровыми, черчение и проектирование вышли на качественно новый уровень, важным для педагога качеством является умение работать на компьютере в профессиональных средах разработки и моделирования (CAD и CAM-системы, САПР). Этот процесс также стимулируется бурным развитием области, ранее бывшей модулем дополнительного образования, – школьной робототехники. Растѐт потребность в знании учителем электротехники и электроники, а также программирования.

Существенные изменения претерпели технические средства как основа создания образовательной среды современной школы. К таким средствам относятся интерактивная доска, электронный школьный журнал, системы регистрации на школьные и внешкольные мероприятия (олимпиады, конкурсы и прочее). На примере Москвы это – Московская Электронная Школа, Единая Система Регистрации на олимпиады, СтатГрад, АИС по учѐту достижений обучающихся, портал госуслуг, портал поставщиков (для поиска и подбора оборудования и материалов) и иные сетевые информационные ресурсы. Учитель технологии должен владеть этими средствами.

Следующим важным качеством учителя технологии является владение трансформирующимся набором приѐмов, методов и технологий обучения, относимым к новым педагогическим технологиям обучения. В последнее время распространение получают методы и технологии с труднопроизносимыми названиями (наше личное мнение, что это дань моде, но они всѐ же занимают и укрепляют свои позиции в списке педагогического инструментария): геймификация, скрайбинг, сторителлинг и прочие. Специалисты широко обсуждают достоинства новой дидактики, способной обеспечить высокую эффективность учебного процесса [3]. Можно отметить, что у «взрослого поколения» учителей некоторые термины вызывают отторжение, но суть их рациональна и способна привнести пользу в образование. Актуальным направлением для современного учителя технологии также является участие в таких проектах, как Worldskills, Futureskills , где можно ощутить, насколько обучение в конкретном технико-технологическом направлении приблизилось к мировым профессиональным стандартам. Стоит отметить, что подготовка к таким мероприятиям весьма трудозатратна, сравнима с подготовкой учебных проектов высокого уровня.

Назовѐм ещѐ одно важное качество, нужное для современного учителя технологии – это способность к новой коммуникации. Речь о том, что современное общество создало новую культуру общения, основанную на использовании компьютерных коммуникационных технологий. Человеку становится всѐ проще разговаривать «через океан» и даже буквально присутствовать в нескольких удалѐнных местах одновременно. Глядя на достижения коллег, публикуемые в Интернет и в социальных сетях, можно получить значительный заряд вдохновения, разобраться в нюансах профессиональных вопросов, в том числе на иноязычных форумах и конференциях. Обучиться грамотно и целесообразно использовать эти возможности также чрезвычайно важно для современного профессионала.