СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональные возможности в выборе будущей профессии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по данной теме проводится с выпускными классами (9 и 11). Материал может использоваться и на уроках обществознания.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональные возможности в выборе будущей профессии»

10



Если вы не знаете, в какую гавань держите путь,

то ни один ветер не будет для вас попутным.

Сенека

ЧТО ЗНАЧИТ ВЫБРАТЬ СЕБЕ ПРОФЕССИЮ?


Мы встретились с огромным миром профессий. Теперь нам предстоит очень важный, может быть самый главный в жизни выбор. В мире очень мало вещей, которые мы не можем выбирать: собственное тело, историческая эпоха и страна, в которой мы родились, родители, события раннего детства. Все остальное в нашей жизни в той или иной степени зависит от нашего выбора. Одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу, выборов является выбор профессии. По важности он сопоставим только с выбором супруга. Есть смысл отнестись к нему как можно более серьезно.

Конечно, как можно развестись с супругом, можно поменять и профессию. Однако такой шаг сделать непросто. Он может быть связан с болезненными переживаниями, мучительными сомнениями, ощущением утраты, потерей времени и сил.

Если же самый первый выбор был неслучайным, то исправлять его не потребуется вовсе. Или можно будет обойтись незначительными поправками. Итак, куда приведет вас ваш выбор? Как ориентироваться в пути? Что следует взять с собой в дорогу? Что вас ожидает в вашем профессиональном путешествии?


Какие ошибки совершают люди

при выборе профессии?


В своих беседах с клиентами профконсультанты всегда спрашивают, почему они выбрали или хотят выбрать ту или иную профессию. И очень часто оказывается, что люди, впервые выбирающие себе профессию, либо ориентируются только на один критерий, либо в качестве ведущего используют далеко не самый важный мотив. При выборе профессии многие люди:

– ограничиваются престижностью профессии,

– требуют только высокой заработной платы,

– ориентируются лишь на хорошие условия труда,

– избегают трудностей обучения,

– следуют указаниям родителей,

– идут учиться за компанию.

Одни люди при выборе профессии ограничиваются ее престижностью. Они хотят, чтобы профессия пользовалась признанием в обществе. Чтобы, став представителями этой профессии, они автоматически стали уважаемыми людьми. Однако следует иметь в виду, что общественное признание профессий существенно меняется со временем. Самый свежий пример того, как это происходит, касается многих из ваших родителей. Еще совсем недавно, каких-нибудь 15-20 лет назад, считалось очень престижным иметь высшее техническое образование. И многие люди, окончив школу, потоками поступали в технические институты. Закончив их, они распределялись по разным конструкторским бюро, научно-исследовательским институтам, научно- производственным объединениям на должности инженеров. И что же произошло? Изменение экономических условий привело к снижению спроса на инженеров и падению их престижности. И многие из тех, кто ориентировался только на престижность профессии, остались за воротами предприятий. В наши дни наиболее престижными считаются профессии, связанные с бизнесом, финансами и управлением. Но что будет с этими профессиями через какой-нибудь десяток лет, не знает никто.

Другие люди хотели бы приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась. Однако они часто забывают о том, что оплачивается не профессия, а должность. Недостаточно получить профессию, чтобы потом много зарабатывать. Заработок зависит не только от профессиональных знаний и навыков, но и еще от здоровья человека и его желания работать. А ведь и здоровье, и стремление работать непосредственно связаны с тем, насколько человеку нравится его работа и профессия. Если человек к профессии равнодушен, то ему очень трудно заставить себя много работать и повышать свой профессиональный уровень. Когда же он пытается это сделать, это зачастую приводит к расстройствам здоровья..

Есть люди, которые на первое место ставят условия труда. Основание существенное. Но оно связано не столько с профессией, сколько с местом работы. Ведь любая профессия на самом деле предполагает довольно широкий спектр рабочих мест. И чем выше уровень вашей квалификации, тем больше возможностей выбрать место работы по душе.

У ряда людей ведущим мотивом выбора профессии является доступность обучения. Такие люди выбирают ту профессию, которую легче получить. Например, поступают в то учебное заведение, которое поближе к дому, или где конкурс поменьше, или где работает знакомый, который может помочь. В некоторых случаях это может быть оправдано. Не всегда, например, дорогостоящее обучение более качественно, чем обучение дешевое и бесплатное. Однако, ориентируясь только на доступность обучения, вы сильно ограничиваете себе возможности профессионального выбора.

Еще одна крайне неудачная причина выбора профессии связана с желанием родителей или советами близких людей. К сожалению, приходится признать, что большинство родителей знает мир профессий лишь немного лучше вас самих. Да и в ваших профессиональных возможностях они ориентируются очень слабо. А поскольку современный рынок труда меняется очень быстро, то устаревшие представления многих родителей о профессиях оказываются ничуть не лучше, чем ограниченные, но не устаревшие представления у вас самих.

Поэтому на рынке труда вы вполне можете выступать на равных с большинством ваших родителей. Вообще успешность на рынке труда не зависит от возраста.

Еще менее основательная причина выбора профессии связана с примером других людей. Это может быть в том случае, если вы поступаете в учебное заведение за компанию с кем-нибудь. В этом случае вы выбираете себе профессию в соответствии с интересами и способностями ваших друзей или приятелей, а не с вашими собственными. Комментарии здесь излишни.


Что следует помнить и учитывать при выборе профессии?


Можно сформулировать три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная вами профессия:

– чтобы она была интересной,

– чтобы можно было бы найти работу по специальности,

– чтобы профессия соответствовала возможностям.

Один из самых существенных мотивов, по которому люди выбирают себе профессию, это интерес к ее содержанию. Это одна из наиболее веских причин профессионального выбора. Если человеку нравится содержание труда, то он более охотно будет работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и в конечном счете больше зарабатывать. Он будет крепче держаться за свое рабочее место, да и у работодателя будет гораздо меньше поводов для его увольнения.

Среди причин выбора профессии крайне важной является возможность трудоустройства. Когда человек выбирает себе профессию первый раз, он, к сожалению, не всегда задумывается над тем, пользуется ли эта профессия спросом у работодателей, легко ли будет найти себе работу по этой специальности. А потом оказывается, что, окончив учебное заведение и получив диплом, человек остается без работы, так ни дня и не поработав по этой специальности. Раньше, если уж вы поступали в училище, техникум или институт, то после его окончания устройство на работу было вам гарантировано. Даже если вы этого не хотели. Пусть даже эта работа вас не вполне устраивала. Наша экономика была плановой, и учебные заведения набирали столько учащихся, сколько потом государство могло трудоустроить. Теперь экономика стала рыночной, и гарантировать трудоустройство может только спрос на представителей выбранной профессии со стороны работодателей. А этот спрос может и измениться. К сожалению, сегодня невозможно с уверенностью сказать, какие профессии будут пользоваться спросом через 5 или 10 лет. Но уже сегодня можно с уверенностью сказать, какие специалисты требуются, а какие не требуются на сегодняшний день.

Есть и другая, не менее веская причина выбирать себе профессию. Это наши профессиональные возможности. Люди склонны забывать о том, что они могут делать. Гораздо чаще они вспоминают о том, чего они делать не могут. А ведь профессиональная пригодность – один из важнейших моментов при выборе профессии.


Что такое профессиональная пригодность?


Любая профессия предъявляет к человеку определенные требования. Это могут быть требования к состоянию здоровья, к профессиональной квалификации, к профессиональным способностям. Здоровье, квалификация и способности человека являются его профессионально важными качествами. Если имеющийся у человека уровень развития профессионально важных качеств превосходит необходимый, человека можно считать профессионально пригодным к этой профессии. Если же уровень развития какого-нибудь профессионально важного качества не соответствует профессиональным требованиям, то можно говорить о профессиональной непригодности человека.


Можно ли оценить и улучшить свои

Профессиональные возможности?


Из всех профессионально важных качеств только уровень профессиональной квалификации можно значительно повысить в соответствии с вашим желанием. В вашем распоряжении может быть возможность пройти систематическое профессиональное обучение, стажировку, наконец, заняться самообразованием, чтобы стать более квалифицированным специалистом. Были бы здоровье и способности. Оценка же квалификации традиционно осуществляется при помощи обыкновенных экзаменов.

Что касается здоровья, то возможность его изменения и улучшения может быть довольно ограниченной. К сожалению, не всегда можно преодолеть некоторые профессиональные недостатки, вызванные теми или иными расстройствами здоровья. Поэтому, если вы страдаете хроническими заболеваниями, то могут существовать медицинские противопоказания к некоторым профессиям. Определить, имеете ли вы какие-нибудь противопоказания в связи с вашим состоянием здоровья, можно только в результате медицинского обследования. Этим занимаются специалисты по врачебно-трудовой экспертизе в поликлиниках. В том случае, если у вас нет никаких жалоб на здоровье, то оснований для того, чтобы проходить такую экспертизу, у вас нет.

Наконец, ваши профессиональные способности, как правило, являются вашими устойчивыми индивидуальными особенностями, изменить которые довольно сложно. Уровень развития профессиональных способностей точнее всего можно определить в процессе обучения или трудовой деятельности.

Некоторые ваши способности можно определить еще до того, как начать обучение, а, тем более, трудовую деятельность. Для этого применяются специальные психологические тесты.


Как правильно выбрать себе профессию?

Пришло время подвести некоторые итоги. Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться всего в трех вещах.

Во-первых, определить ваши профессиональные интересы и склонности. Коротко мы называем их словом «ХОЧУ».

Во-вторых, оценить, каковы Ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют в конечном счете вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на вопрос, какое у вас «МОГУ».

В третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня "НАДО".


Три условия выбора профессии


ХОЧУ - Профессиональные склонности и интересы

МОГУ - 1)Состояние здоровья

2)Профессиональная квалификация

3)Профессиональные способности

НАДО - Спрос на рынке труда и возможность трудоустройства.

В том случае, если вы сумеете совместить "ХОЧУ", "МОГУ" и "НАДО", ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

1) интересна и привлекательна для вас,

2) соответствует вашим возможностям,

3) пользуется спросом на рынке труда.


Хорошо ли я себя знаю?


Знаете ли вы себя достаточно, чтобы ваш выбор был обоснованным. Некоторые люди считают, что уж себя-то они понимают на все процентов. Это чужая душа – потемки. Другие испытывают сомнения относительно того, что же они могут и чего в конечном счете хотят. И даже в привычных ситуациях далеко не всегда уверены в том, как они себя поведут. Но и те и другие иногда удивляются самим себе и совершают что-то совсем неожиданное. Жизнь часто преподносит сюрпризы. И иногда мы сами не ожидаем от себя тех или иных действий или переживаний.

У каждого из нас имеется свой собственный жизненный опыт, на который мы ориентируемся, когда оцениваем себя, свои мотивы и поступки, черты и способности. Опыт у разных людей не может повторяться. У каждого были в жизни свои события, встречи, дела, успехи и неудачи. Каждый имеет свои цели, образцы, примеры для подражания, имеются свои обстоятельства. Одни относятся к себе более критически, требовательно, другие – более снисходительно. Мы постоянно сравниваем себя с разными людьми и с собой в разных ситуациях. Ведь все познается в сравнении. Меняются ситуации, меняемся и мы с вами. И наше мнение о себе не может, да и не должно быть, постоянным. И, конечно, наше представление о себе может быть субъективным, в чем-то более полным и точным, в чем-то приблизительным, в чем-то ошибочным.


С чего лучше начать самопознание?


Для того чтобы узнать о своих профессиональных склонностях, а также о том, какое представление вы имеете о своих профессиональных способностях, можно воспользоваться анкетой "Ориентация". Эта анкета позволит вам быстро и просто определить вашу направленность на тот или иной тип и класс профессий. Она сделана специально для тех случаев, когда человек испытывает затруднения при выборе профессии. Анкета состоит из двух частей: "Я хочу" и "Я могу".

В первой части ("Я хочу") вы можете оценить по 4-балльной шкале степень своего желания заниматься каждым из 35 приведенных в перечне видов деятельности. Эта часть анкеты предназначена для определения сферы ваших профессиональных склонностей, интересов, предпочтений, стремлений и наиболее привлекательных видов профессиональной деятельности.

Во второй части ("Я могу") вы можете оценить с помощью такой же шкалы степень своих способностей к каждому из 35 заданных видов деятельности. Эта часть предназначена для определения ваших представлений о своих профессиональных способностях. Она определяет не столько объективную степень выраженности ваших профессиональных способностей, сколько то, что вы о них думаете, как вы их оцениваете. Для того чтобы получить точную и объективную информацию о ваших профессиональных способностях, вам необходимо воспользоваться более сложными психологическими тестами.



Анкета «ОРИЕНТАЦИЯ»

ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания обведите цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности:

0 – нет

1 – не уверен(а)

2 – да

3 – да, только так


Я ХОЧУ

(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю)


1

Обслуживать людей

0 1 2 3



Заниматься лечением

0 1 2 3



Обучать воспитывать

0 1 2 3



Защищать права и безопасность

0 1 2 3



Управлять людьми

0 1 2 3


2

Управлять машинами

0 1 2 3



Ремонтировать оборудование

0 1 2 3



Собирать и налаживать технику

0 1 2 3



Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи

0 1 2 3



Заниматься строительством

0 1 2 3


3

Обрабатывать тексты и таблицы

0 1 2 3



Производить расчеты и вычисления

0 1 2 3



перерабатывать информацию

0 1 2 3



Работать с чертежами, картами и схемами

0 1 2 3



Принимать и передавать сигналы и сообщения

0 1 2 3


4

Заниматься художественным оформлением

0 1 2 3



Рисовать, фотографировать

0 1 2 3



Создавать произведения искусства

0 1 2 3



Выступать на сцене

0 1 2 3



Шить, вышивать, вязать

0 1 2 3


5

Ухаживать за животными

0 1 2 3



Заготавливать продукты

0 1 2 3



Работать на открытом воздухе

0 1 2 3



Выращивать овощи и фрукты

0 1 2 3



Иметь дело с природой

0 1 2 3


А

Работать руками

0 1 2 3



Выполнять решения

0 1 2 3



Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать

0 1 2 3



Получать конкретный практический результат

0 1 2 3



Воплощать идеи в жизнь

0 1 2 3


Б

Работать головой

0 1 2 3



Принимать решения

0 1 2 3



Создавать новые образцы

0 1 2 3



Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать

0 1 2 3



Планировать, консультировать, проектировать, разрабатывать, моделировать

0 1 2 3




ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания обведите цифру, соответствующую степени вашей способности к этому виду деятельности.


Я МОГУ

(способен, умею, обладаю навыками)


1

Знакомиться с новыми людьми

0 1 2 3



Быть чутким и доброжелательным

0 1 2 3



Выслушивать людей

0 1 2 3



Разбираться в людях

0 1 2 3



Хорошо говорить и выступать публично

0 1 2 3


2

Искать и устранять неисправности

0 1 2 3



Использовать приборы, машины, механизмы

0 1 2 3



Разбираться в технических устройствах

0 1 2 3



Ловко обращаться с инструментами

0 1 2 3



Хорошо ориентироваться в пространстве

0 1 2 3


3

Быть сосредоточенным и усидчивым

0 1 2 3



Хорошо считать в уме

0 1 2 3



Кодировать информацию

0 1 2 3



Оперировать знаками и символами

0 1 2 3



Искать и исправлять ошибки

0 1 2 3


4

Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи

0 1 2 3



Разбираться в литературе и искусстве

0 1 2 3



Петь, играть на музыкальных инструментах

0 1 2 3



Сочинять стихи, писать рассказы

0 1 2 3



Рисовать

0 1 2 3


5

Разбираться в животных или растениях

0 1 2 3



Разводить растения или животных

0 1 2 3



Бороться с болезнями, вредителями

0 1 2 3



Ориентироваться в природных явлениях

0 1 2 3



Работать на земле

0 1 2 3


А

Быстро выполнять указания

0 1 2 3



Точно следовать инструкциям

0 1 2 3



Работать по заданному алгоритму

0 1 2 3



Выполнять однообразную работу

0 1 2 3



Соблюдать правила и нормативы

0 1 2 3


Б

Создавать новые инструкции и давать указания

0 1 2 3



Принимать нестандартные решения

0 1 2 3



Легко придумывать новые способы деятельности

0 1 2 3



Брать на себя ответственность

0 1 2 3



Самостоятельно организовывать свою работу

0 1 2 3















Не существует правил, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии – склонностям или способностям. Тем более что в ходе жизни они часто сближаются. Если человеку нравится какой-либо вид деятельности, то он занимается им в течение большего времени, затрачивая на него больше усилий, поэтому соответствующие способности могут развиваться и совершенствоваться. Но также верно и обратное. Если человек обладает выраженными способностями к какому-то виду деятельности, то он лучше с ним справляется и испытывает большее удовольствие, когда им занимается. Поэтому данный вид деятельности становится для него более привлекательным.

Тем не менее, если ваши профессиональные склонности не совпадают с вашей оценкой профессиональных способностей, не мешает выяснить, каковы же ваши способности на самом деле.

Стоит поподробнее узнать о своих способностях также и в том случае, если у вас нет четко выраженных склонностей и интересов. Поэтому, если оценки ваших профессиональных склонностей по анкете "Ориентация" не очень сильно отличаются друг от друга, если разница между вашим предпочтением разных типов и классов профессий не больше 2-3 баллов, то при выборе профессии лучше ориентироваться на наиболее выраженные ваши способности.

Наконец, учет степени развития способностей должен быть первоочередным в случае, если оценка наиболее предпочитаемого типа или класса профессий не превышает 4-5 баллов. Это может быть тогда, когда вы вообще не склонны заниматься каким-либо общепринятым видом профессиональной деятельности.


Как разобраться в способностях?

Понятие способностей позволяет объяснить, почему люди различаются по степени успешности профессиональной деятельности. Почему два человека, занимаясь одним и тем же, делают это неодинаково хорошо и удачно? Почему у одного и того же человека одно дело получается лучше, а другое хуже? Все дело в том, что люди обладают разными способностями. Каждый человек может в той или иной степени обучаться новому, запоминать, рассуждать, воображать, анализировать ситуацию, принимать решение, понимать окружающих людей, оказывать на них влияние, улаживать конфликты, формулировать свои мысли, разбираться в технике, управлять машинами, искать и устранять неисправности, читать, считать, рисовать, планировать, контролировать свои чувства, преодолевать препятствия, отвечать за. Себя и других, переносить физические нагрузки, работать руками или головой. Иначе говоря, люди обладают разными способностями.

Вспомним, что способности – это индивидуальные особенности которые определяют возможность успешного выполнения различных видов деятельности. Способности принято делить на общие и специальные.

Некоторые способности необходимы для успешного выполнения практически любой деятельности. Это способности воспринимать информацию, совершать движения, концентрировать внимание, запоминать и понимать информацию, принимать решения, устанавливать контакты с другими людьми, произвольно управлять своим поведением и состоянием.

Независимо от того, чем человек занимается, он должен уметь учиться, общаться и контролировать самого себя. К наиболее общим способностям можно отнести:

1) способности к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, двигательным реакциям, координации движений и формированию двигательных навыков;

2) способности к обучению и познавательной деятельности (психологи называют их умственными способностями или интеллектом);

3) способности к общению и саморегуляции (тесно связаны с характером человека).





для достижения успехов в любом де- Но для некоторых видов деятельности одних – оказаться недостаточно. Необхо-


Общие способности:


К восприятию и движениям

(сила и ловкость)

К обучению и познавательной деятельности

(интеллект)

К общению и саморегуляции

(характер)









Общие способности нужны для достижения успехов в любом деле, в любой профессии. Но для некоторых видов деятельности одних только общих способностей может оказаться недостаточно. Необходимы еще и другие способности, которые могут быть своими для каждого вида деятельности и для каждой профессии. Иногда в зависимости от вида деятельности дополнительно требуются какие-то специальные способности: технические, математические, художественные, музыкальные, организационные, педагогические, творческие, спортивные. Например, для профессии художника недостаточно иметь общих способностей к зрительному восприятию, координации движений рук и пальцев, обучению. Требуется также высокий уровень развития кожно-мышечной чувствительности, глазомера, цветоразличения, зрительной памяти, пространственного представления, воображения, художественного вкуса.

Полного перечня специальных способностей, необходимых для всех профессий, конечно, не существует. И оценить все ваши специальные способности не сможет никто. Психологи с помощью тестов могут с достаточной точностью выявлять большинство общих способности и некоторое количество специальных. Однако диагностика специальных способностей человека представляет собой достаточно сложную задачу и вряд ли возможно своими собственными силами. Поэтому в дальнейшем в нашей книге мы будем ориентироваться в основном на самостоятельное определение уровня развития ваших общих способностей, что позволяет в дальнейшем выбрать для себя наиболее подходящий тип и класс профессий.


Как определить уровень своего

физического развития?

Двигательные способности представлены у большинства людей в степени, достаточной для овладения практически любой профессией, если только эта профессия не предъявляет повышенных требований к человеку. Так, профессии, связанные с движением транспорта, требуют от человека, безусловно, хорошего зрения и слуха. Многие рабочие профессии, а также такие специальности как милиционер, официант, массажист, тренер требуют повышенного уровня развития физической силы, выносливости и ловкости.

Однако двигательные качества человека, если, конечно, человек физически здоров, более или менее легко поддаются развитию и тренировке. Кроме того, чтобы измерить степень чувствительности, быстроту и точность реакции человека, требуются довольно сложные тесты, а иногда специальная аппаратура. Поэтому вопрос о развитии у вас разных свойств восприятия и двигательных способностей мы оставим в стороне. Это можно сделать только в психологических лабораториях с помощью специальной аппаратуры и компьютеров.

Зато оценить уровень вашего физического развития, быстроты, можно без проблем. Для этого вы можете использовать ваши результаты по таким упражнениям, как подтягивание на перекладине, бег на 100 и 1000 метров, плавание на 100 метров вольным стилем.

Подтягивание выполняется из виса хватом сверху, каждый раз из неподвижного положения в висе на прямых руках с паузой 1-2 секунды без рывков и маховых движений ногами, поднимая подбородок выше уровня перекладины. Бег на 100 метров проводится по беговой дорожке стадиона или по ровной дорожке с любым покрытием с высокого старта. Бег на 1000 метров проводится на пересеченной местности (кросс). Плавание на 100 метров вольным стилем осуществляется любым способом и начинается прыжком со стартовой тумбочки.

Поворот выполняется с обязательным касанием стенки бассейна любой частью тела.


Как оценить особенности своего умственного развития?


Способности, являющиеся результатом умственного развития, совершенно необходимы, во-первых, для успешного обучения, усвоения знаний, приобретения навыков внимания, памяти и мышления, которые нужны для овладения широким кругом профессий; во-вторых, для успешного решения профессиональных задач в области творческих специальностей. Достаточно высокий уровень общего умственного развития является условием успешной профессиональной деятельности в таких специальностях, как учитель, врач, менеджер, юрист, психолог, предприниматель, коммерсант, секретарь-референт, инженер, бухгалтер, экономист, программист, физик, химик.

Интеллект проявляется в способности человека к отвлеченному логическому рассуждению, пространственному воображению, сосредоточению внимания, запоминанию, усвоению и использованию знаний. От уровня развития интеллекта зависит успешность работы с текстами, таблицами, графиками, схемами и чертежами, легкость понимания смысла высказываний и формулирования собственных мыслей, вычислений и количественных расчетов.

Уровень интеллекта, так же как и уровень физического развития не является постоянным. С одной стороны, он зависит от природных задатков, наследственных особенностей, состояния здоровья, возможностей мозга, пола и возраста человека, с другой стороны, он определяется жизненным опытом, знаниями и навыками, содержанием и уровнем образования, условиями и образом жизни, характером воспитания, мотивами и чертами характера и даже сиюминутным состоянием человека. Поэтому, с помощью психологических тестов можно лишь измерить уровень интеллекта в момент обследования, но не определить, почему он таким является.

Люди различаются по своему типу интеллекта. Одни в большей степени способны к логическим рассуждениям, пониманию абстрактных понятий, владению языком, работе с текстами. Такой тип интеллекта позволяет наиболее успешно работать в сфере профессий «человек – человек».

Другие люди с большим успехом могут оперировать точными величинами, производить вычисления, работать с таблицами. Этот тип интеллекта позволяет достичь наибольших успехов в сфере профессий «человек – знак».

Наконец, третьи люди отличаются способностью к пространственным представлениям, воображению, работе с графиками, чертежами, картами и схемами. Такой тип интеллекта является самым подходящим в сфере профессий "человек-техника".

Поэтому при выборе профессии важно учитывать свои интеллектуальные возможности. Как же получить представление о типе своего интеллекта? Разумеется, с помощью интеллектуальных тестов. Наиболее точную оценку вы могли бы получить, обратившись к профессиональному психологу-профконсультанту. Однако есть возможность попробовать измерить свои интеллектуальные способности и самому.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!