СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональный стандарт педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональный стандарт педагога. Педагог – ключевая фигура реформирования образования.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональный стандарт педагога»

Профессиональный стандарт педагога

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во

всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В

стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое

педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение

учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции,

сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например,

предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными

обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально

устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

(далее – ФЗ) относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ,

наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями

закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.

Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической

деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования

(воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. В перспективе предполагается

расширить сферу применения профессионального стандарта педагога, введя специальности: педагог дополнительного образования и педагог системы профессионального образования. Учитывая необходимость работы в образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограниченные возможности, планируется рассмотреть введение дополнительных специальностей:

педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог), осуществляющий свою деятельность в

дошкольном учреждении общего типа и массовой школе, тьютор, оказывающий индивидуальную

поддержку и сопровождение ребенка-инвалида и т.п. Таким образом, профессиональный стандарт

педагога является открытым документом, который может быть дополнен и расширен.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к

квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не

учил .Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно

повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в

центрах повышения квалификации.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает

его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации,

предлагая критерии ее оценки.

С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура

постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.

Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они

осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального

стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты,

учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в

мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику

реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и

т.п.). Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога

потребует совокупных творческих усилий учителей, администраторов, родительской

общественности, экспертного сообщества и должно быть принято и утверждено на основе

консенсуса.

Стремление к достижению консенсуса в обществе по вопросу введения профессионального

стандарта педагога заложено в процесс его разработки, апробации и внедрения, начиная с широкого

обсуждения проекта документа, заканчивая определением окончательных сроков его введения.

Для обеспечения действенного общественного контроля на всех этапах работы над

профессиональным стандартом предлагается в полной мере задействовать механизмы

государственно-общественного управления. С этой целью предполагается создать независимую

общественную ассоциацию «Профессиональный стандарт педагога – 2013», наделив ее

необходимыми правами и полномочиями.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

· Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

· Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного

образования на международный уровень.

· Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

· Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:

· Работа с одаренными учащимися.

· Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

· Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

· Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

· Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми

учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Требования к профессиональному стандарту педагога

Стандарт должен:

· Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.

· Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.

· Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от

выполнения своих прямых обязанностей.

· Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.

· Соответствовать международным нормам и регламентам.

· Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят

исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.

Характеристика стандарта

· Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором

определяются основные требования к его квалификации.

· Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями,

учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории

(мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические

регионы накладывают свою специфику на труд педагога).

· Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом

образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со

спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных,

инклюзивная школа и т.п.).

· Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику

работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.

· Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как

математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения

выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты

педагога по этим специальностям.

· Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной

деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного

образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими

компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

· Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его

профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне

зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:

· Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.

· Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты

своего труда.

· Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

Профессиональный стандарт педагога

1. Область применения. Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования.

Профессиональный стандарт педагога может применяться:

а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными

органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае

предоставления им соответствующих полномочий.

2. Цель применения

2.1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты

обучения, воспитания и развития ребенка.

2.2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его

труда.

2.3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему

требованиях.

2.4. Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

3. Термины и определения применительно к педагогу

3.1 Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его

готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его

профессиональных компетенций.

3.2 Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе

практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

3.3 Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий

перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей

территории Российской Федерации.

3.4 Региональное дополнение к профессиональному стандарту:

документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие

ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте.

3.5 Внутренний стандарт образовательной организации: документ, определяющий

квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации

образовательным программам.

3.6 Ключевые области стандарта педагога: разделы стандарта, соответствующие структуре

профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка.

3.7 Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное использование

общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при

решении профессиональных задач там, где это необходимо.

3.8 Аудит: систематический, независимый и документируемый процесс получения

свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения

требований.

3.9 Внутренний аудит: аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией

от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для

подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а

также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям.

3.10 Внешний аудит: аудит, проводимый независимой от образовательной организации

стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями,

представляющими интересы потребителей.

4. Содержание профессионального стандарта педагога

4.1. Часть первая: обучение

Педагог должен:

1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и

работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть

созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные

эксперименты, полевая практика и т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в

образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных

учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными

возможностями и т.д.

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы

контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций

приведены в Приложении 1).

4.2. Часть вторая: воспитательная работа

Педагог должен:

1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во

внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной

образовательной среды.

5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и

воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели,

способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера,

постоянно искать педагогические пути их достижения.

6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и

правилами поведения в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов

самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и

обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоциональноценностную сферу ребенка(культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать)воспитательные возможности

различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и

т.д.).

12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей,

половозрастных и индивидуальных особенностей.

13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые

общности учащихся, их родителей и педагогов.

14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их

заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и

специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).



4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции,

необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей,

особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная

установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с

особенностями их развития.

4.4. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику

работы в начальной школе

Педагог начальной школы должен

1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом

ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную

позицию ученика.

2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня,

необходимого для обучения в основной школе.

4.5. Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования

(воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования

-Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования,

реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам

обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо

учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и

реальные учебные возможности.

Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев

могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.

По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве

критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться

интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был –стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только

комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных

качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной

школе.

5.2. Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с

потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их

родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.

5.3. Возможные способы достижения и демонстрации учителем соответствия требованиям

настоящего профессионального стандарта приведены в Приложениях № 1–2.

5.4. Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена

посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством

результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

5.5. Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа

наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам,

процедурам и методам проведения аудитов (см. ГОСТ Р ИСО 19011 как руководство по проведению аудита). Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.

5.6. Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной

аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.

6. Заключительные положения

Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и

образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.

Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом

могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют

возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет

разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации

педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее

деятельности.

Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство отбора педагогических

кадров в образовательные организации. Международный опыт доказывает, что наиболее

эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере

деятельности, является стажировка будущих сотрудников. Предстоит определить те правовые,

организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку

будущего учителя, как оптимальный способ введения его в профессию.

Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может

произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества. В связи с этим к документу прилагаются рекомендации по процедуре внедрения профессионального стандарта учителя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!