СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональный стандарт педагога

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Профессиональный стандарт педагога" является разработкой педагогического совета. В ходе мероприятия обсуждаются требования, предъявляемые к профессиональным качествам педагогических работников

Просмотр содержимого документа
«Профессиональный стандарт педагога»

С1 Профессиональный стандарт педагога


С2 20 декабря 2016 года на базе Московского государственного психолого-педагогического университета состоялась Всероссийская конференция, на которой обсуждалось введение профессионального стандарта для педагогов. Дискуссия получилась достаточно горячей, ведь выступающие предложили кардинально изменить формат оценки профессиональной деятельности учителей и напугали педагогов перспективой сдачи квалификационных экзаменов уже в 2019 году. Что изменилось на сегодняшний день, и какими действительно буду профстандарты для сотрудников дошкольного образования, учителей-предметников и преподавателей высшей школы, начиная с 2019 года? Давайте разбираться.


Речь о необходимости стандартизации параметров оценки профессиональной деятельности в различных сферах труда, ведется еще с 2012 года. Тогда Владимир Путин в своем выступлении заявил, что именно введение единых профессиональных стандартов поможет стране укрепить экономику и поднять систему образования на качественно новый уровень. Результатом первого этапа стала разработка стратегии введения профстандартов. В Федеральном законе о труде появились такие понятия, как «профессиональный стандарт» и «квалификация работника», а на рассмотрение специальной комиссии предложено более 300 проектов, в числе которых был и проект профессиональных стандартов для педагогов, который должен был вступить в силу уже в 2018 году.


С3 Что это такое?

Педагоги – одни из тех, кто формирует состояние будущего общества: именно на их плечах лежит формирование из подрастающих личностей тех, за счет кого будет развиваться государство. Именно поэтому любая страна выражает крайнюю озабоченность вопросами качества образования, что выливается в огромное количество норм и правил для учителей.

Но если до недавнего времени педагоги в нашем государстве руководствовались лишь должностными инструкциями, то с прошлого года была введена новая норма – профессиональный стандарт.


Основные задачи профстандарта педагога


С4На современном этапе развития отечественной законодательной базы, ввод профстандартов для педагогов является актуальным решением ряда проблем при оценке профессиональных навыков трудящихся граждан. Используемые ранее справочники являются морально устаревшими и не отвечающими современным требованиям. Поэтому вводимые стандарты призваны решать такие задачи:

  • Формирование комплекса методов для повышения общего уровня преподавания и, как следствие, образования;

  • Определение конкретных оценочных факторов для отбора преподавательского состава в образовательные учреждения различных уровней;

  • Повышение уровня дополнительной подготовки работников обговариваемой сферы, а также создание необходимых условий для регулярного повышения квалификации и профессионального развития индивидов;

  • Составление перечня конкретных требований к уровню образования и навыков у педагогов при их приеме на работу, а также заблаговременное оповещение всех кадров, трудящихся в образовательной сфере, о нововведениях;

  • Обеспечение мотивации сотрудников образования к обучению и повышению своего уровня знаний.

С5 Для чего нужны Профстандарты

Огромные усилия по разработке и внедрению системы профстандартов в образовательные учреждения предполагает существенный рост качества образования:

  1. Повсеместный контроль основных сторон педагогической деятельности (образованности, инициативности, внимания к подопечным) даст возможность исключить из системы образования кадры, не соответствующие целям государственной политики в отношении образования.

  2. Помимо всего прочего большой упор делается на повышение гибкости системы, которая может быстро видоизменяться за счет внедрения новых технологий и стремительного развития технических средств. В число обязанностей учителя теперь войдет не только преподавание предмета, но и умение быстро перестраиваться, адаптируясь к реалиям окружающего мира.

  3. На практике внедрение профстандартов делает работников сферы образования более универсальными, а также поощряет кадры с ярко выраженным стремлением к совершенствованию своих навыков.

  4. Одним из приоритетов инициативы является поощрение самообразования как у учащихся, так и среди преподавателей. Радикальные изменения после вступления стандартов в силу не наступят, но заложат фундамент для глубокой реформы образования.


Такой подход уже имел место в частных компаниях и для присвоения уровней квалификации (разрядов) ряду специалистов. Теперь таким же образом будет оцениваться и профессиональная пригодность педагогов и воспитателей.

Идея введения и тестирование

С6 В 2013 году был создан первый проект закона, в котором авторы попытались разработать процедуру объективной оценки педагогов. За основу были взяты:

  • личностные качества работника сферы образования;

  • профессиональная готовность;

  • спектр применяемых методов в преподавании.

В результате в том же году Министерство труда издало приказ, утверждающий необходимость создания профстандартов. Это значило, что процесс принял необратимый характер и идея с оценкой профессиональных качеств педагога будет воплощена.

Изначально планировалось опробовать методику в ряде передовых учебных заведений, а в 2015-м запустить во всех школах и вузах. Тем не менее, процесс затянулся и дату официального утверждения профессиональных стандартов для педагогов неоднократно переносили.

По заявлениям законодателей такой подход показал себя с наилучшей стороны: в исследованиях его влияния на качество обучения были задействованы почти полсотни учебных заведений.

Улучшение было замечено сразу по нескольким ключевым параметрам:

  • условия труда педагогов;

  • средний уровень знаний учащихся;

  • результаты сдачи промежуточных контрольных тестов и ЕГЭ.

Новые задачи

В зависимости от знаний, умений и успехов педагога новые профессиональные стандарты предусматривают разделение на пять уровней компетенции. Каждый из них имеет свой перечень необходимых требований, а оценка каждого специалиста производится по почти двум десяткам параметров.


С7 В качестве основных задач этой концепции:

  • повышение степени адаптации детей-инвалидов к социуму;

  • поддержка социально уязвимых учеников;

  • распознание и развитие талантливых детей.

Фактически, педагог обязан будет решать не только проблемы методологического характера, но и способствовать поддержанию устойчивого психологического состояния у учащихся.

В число новых задач, которые должно решить внедрение профстандартов, входит выполнение учителем роли социального терапевта, сотрудничая с представителями узкоспециализированных областей педагогики (логопедами, дефектологами и т. д.).

Ошибочно считать, что принимаемые профстандарты созданы для школы и касаются лишь учителей, работающих там. Требования распространяются для работников всех сфер: их дифференциация создана как для ДОУ и дополнительного образования, так и для высших учебных заведений.

Для каждого типа учебных заведений отдельно разрабатываются:

  • способы оценки;

  • должностная инструкция;

  • образцы трудовых договоров;

  • рекомендованные оклады для представителей того или иного уровня аккредитации;

  • инструкции по аттестации сотрудников.


Помимо необходимой профессиональной квалификации, любой педагог также должен обладать навыками воспитателя. К требованиям по данному вопросу относятся:

  • Осуществление воспитательных работ как во время занятий, так и в ходе внеклассной жизни;

  • Регулирование поведения подопечных;

  • Мотивирование познавательной активности учеников;

  • При необходимости использование индивидуального подхода и оказание преподавательской поддержки;

  • Стимулирование подопечных к исполнению дисциплины, а также к созданию органа самоуправления (например, выбор старосты в классе);

  • Открытость в вопросе сотрудничества с прочими специалистами образовательной сферы.


Сегодня работник просвещения должен обладать: универсальной образованностью; информированностью; эрудицией; компетенцией; прогрессивностью. Кроме этого, педагогу необходимо уметь находить общий язык с разными детьми, независимо от их способностей и развития. Также будет уместно, если он сумеет проявлять уважение к личности учащегося и будет видеть его возможности. Преподаватель сегодня должен во всем показывать пример подрастающему поколению, начиная с личной жизни и внешнего вида и, заканчивая своими профессиональными данными.


С8 Современный учитель или воспитатель — своего рода универсальный специалист, обладающий навыками методиста и психолога, не понаслышке знакомый с информационными технологиями, способный найти подход к детям с разным уровнем развития. На сегодняшний день для сферы образования и науки разработано пять профессиональных стандартов разной направленности:

  • специалист в области воспитания (социальный педагог);

  • педагог-психолог;

  • педагог в дошкольном, а также начальном, основном и среднем общем образовании (воспитатель, учитель);

  • педагог дополнительного образования детей и взрослых;

  • педагог профессионального образования.

Все без исключения педагогические должности, будь то тьютор, воспитатель, школьный учитель или преподаватель вуза, связаны с высоким уровнем ответственности и требуют серьезной подготовки, теоретической и практической. Поэтому педагогические профстандарты очень долго обсуждались и редактировались, а ранее намеченные сроки их внедрения неоднократно сдвигались.


С9 Наряду с сугубо квалификационными требованиями каждый профстандарт педагога-2018, утвержденный Правительством РФ, содержит особые условия допуска к работе.

Согласно нормам российского законодательства, не допускаются к педагогической деятельности лица, утратившие данное право по решению суда, а также признанные недееспособными в установленном законом порядке.

Кроме того, не могут занимать педагогические должности работники, имеющие (или имевшие в прошлом) судимость за преступления против:

  • жизни и здоровья (гл.16 УК РФ);

  • семьи и несовершеннолетних (гл.20 УК РФ);

  • свободы, чести и достоинства личности (гл.17 УК РФ);

  • половой неприкосновенности и половой свободы личности (гл.18 УК РФ);

  • общественной безопасности (гл.24 УК РФ);

  • основ конституционного строя и безопасности государства (гл.29 УК РФ);

  • здоровья населения и общественной нравственности (гл.25 УК РФ).

Предусмотрены профстандартами и ограничения по здоровью. Пункт об ограничениях не содержит конкретных медицинских противопоказаний к педагогической деятельности, но ссылается на актуальные перечни противопоказаний, утвержденные федеральными органами исполнительной власти.

Исходя из существующих норм, не имеют права работать педагогами лица, больные наркоманией, а также острыми и хроническими заразными заболеваниями (в частности, открытыми формами туберкулеза легких и туберкулезной волчанкой).

Заниматься педагогической деятельностью в учебно-воспитательных учреждениях, домах ребенка и интернатах при школах запрещено лицам с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися проявлениями затяжных психических расстройств.

Если по результатам медосмотра у педагогического работника выявляется такое заболевание, работодателю приходится переводить его на другую работу, не противопоказанную по состоянию здоровья, в предусмотренном ст.73 ТК РФ порядке.


Структура и содержание профстандартов педагогов в 2018 году


С10 Все принимаемые профессиональные стандарты педагогов имеют своей основой заблаговременно разработанный шаблон. Данный шаблон был утвержден Приказом Министерства труда РФ № 147-н от 12.04.2013г. Так, структура профстандарта в 2018г. представляет собой следующие разделы:

  • Общие данные о специальности, для которой разрабатывался документ;

  • Перечень должностных функций, которые педагог должен исполнять в ходе профессиональной деятельности;

  • Характеристика обобщенных рабочих обязанностей;

  • Данные об учреждениях, которые занимались проектированием стандарта.


Первый раздел посвящен описанию специальности и сопутствующих нюансов. Второй раздел отражает необходимые функции, исполнение которых является целью работы педагога. Также во втором разделе отражаются уровни и подуровни, исходя из поставленных перед субъектом задач. Третий раздел предназначен для более подробного раскрытия функций каждого конкретного подуровня. Так, в нем находят отражение конкретные требования к навыкам, знаниям и опыту трудовой деятельности сотрудника образовательного учреждения. Четвертый раздел отражает сведения об учреждениях, которые проектировали стандарт. В данном пункте освещаются все этапы проектировки документа, а также порядок его принятия и утверждения.


Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания

Данный стандарт регулирует рабочую деятельность воспитателей и педагогов в дошкольных учреждениях и школах. Основные функции при этом делятся на подпункты, к которым относятся:

  • Обеспечение общепедагогической деятельности.

  • Организация воспитательного процесса.

  • Обеспечение развивающей деятельности посредством организации учебных занятий и некоторого ряда мероприятий.

  • Преподавание дошкольной общеобразовательной программы. Обеспечение начального образования ученикам. Организация и проведение занятий по основному и среднему образованию.

  • Предметная квалификация по направлению «Математика».

  • Предметная квалификация по направлению «Русский язык». Такая деятельность относится к шестому квалификационному уровню и требует от работника образовательной сферы специального высшего образования. Для субъектов, чье поле деятельности заключается в обеспечении образовательного процесса в дошкольных учреждениях, актуален пятый уровень квалификации.


Также дошкольный и школьный учитель должен обладать следующими навыками: уметь применять методы перехода от игры к образовательной программе; обеспечивать учеников необходимыми условиями для максимально действенного восприятия информации; уметь находить подход к малолетним детям и вызывать доверие у них; готовность нести ответственность за происходящее в классе; принимать во внимание личностные характеристики каждого отдельного ученика и разрешать вопросы, выходящие за границы образовательного процесса.


Профстандарт социального педагога — специалиста в области воспитания Одной из подкатегорий специалиста в области воспитания является социальный педагог. Главная задача социального педагога, исходя из обговариваемого стандарта, – обеспечение воспитательного и образовательного процесса для учеников. При этом социализация детей должна проходить в позитивном ключе, что способствует динамичному развитию личностей подопечных преподавателя. Роль социального педагога заключается в поддержке интересов учеников, планировании мероприятий и хода занятий, а также в обеспечении сопровождения подопечных при необходимости. Квалификационный разряд данной сферы деятельности также относится к шестому уровню. При этом для проведения такой работы гражданину необходимо иметь высшее или среднее специальное образование


Профстандарт педагога психолога

Данный профстандарт предполагает, что работник, занятый в педагогической деятельности, также обеспечивает психологическое сопровождение проводимым занятиям. К основным функциям педагогов-психологов относят:

Обеспечение психологической помощи субъектам с повышенными потребностями, а также тем лицам, которые испытывают сложности с восприятием общеобразовательной информации в ординарных условиях.

Обеспечение психологической поддержки и помощи в адаптации к условиям получения образования для лиц, ставших жертвами противоправных действий, а также для подозреваемых и виновных субъектов (подразумевается, как административная, так и уголовная ответственность).

Определение психологической безопасности и удобства образовательной среды для подопечных работника. Обеспечение психологических консультаций ученикам в случае необходимости, а также регулярные тренинги и частные беседы. Профилактические работы или осуществление коррекции девиантного поведения. Так, квалификационный уровень педагогов-психологов – седьмой.

Подразумевается, что для исполнения подобных обязанностей субъекту необходимо иметь специальное высшее образование.


Профстандарт педагога дополнительного образования

Деятельность данных педагогов регламентирует Профстандарт № 513. Трудовые функции педагогов дополнительного образования указанной сферы образования относятся к шестому квалификационному уровню, и заключаются в следующем: Обеспечение педагогического процесса и соответствующего контроля за получением и усвоением учениками знаний. Ознакомление с нововведениями в профессиональной сфере дополнительного образования, а также исследовательская деятельность с целью повышения уровня квалификации. Обеспечение проведения дополнительных программ образования, например, деятельность в секторе социального партнерства или организация общественных мероприятий. Под приведенные требования попадают не только педагоги дополнительного образования, но также тренеры, методисты и педагоги, занимающиеся организацией различных образовательных мероприятий.


С11 Утвержденный правительством РФ документ обладает четкой структурой, которая имеет три основных направления, связанных с: обучением; воспитанием; развитием. Разделы, связанные с двумя первыми направлениями содержат педагогические требования, касающиеся знаний предмета, владения нужными приемами и донесения знаний до каждого ученика. Третье направление, пожалуй, самое сложное, так как оно кардинально увеличивает компетенцию педагога. Предполагается, что современный учитель, например математики или физики может обладать навыками психолога или другого врача. В таком случае он может рассчитывать на существенную прибавку к зарплате, если конечно подтвердит свою квалификацию в смежной области.


С12 рассмотреть приказ


Вот так можно представить будущие квалификационные уровни:


С13 Уровни педагога. Требуемые качества


Учитель: Качественное обучение по основной программе. Умение взаимодействовать с детьми. Профессиональная работа с родителями. Непрерывное совершенствование знаний.

Старший учитель: Разработка индивидуальных программ обучения, воспитания и развития. Проектирование программ коррекционной работы.

Ведущий учитель: Организация разработки образовательных программ и обучение по ним. Координация работы педагогов, дефектологов, психологов. Разработчики проекта ввели последний раздел в связи с решением Правительства уменьшить число узкопрофильных специалистов (дефектологов, терапевтов, психологов) в соответствии с программой оптимизации учебных организаций. Таким образом, руководство старается изыскать средства для повышения зарплаты преподавателей. Теперь у педагогов появилась возможность воспользоваться моментом и неплохо заработать, освоив новую близкую к преподавательству специальность, тем более, что правительственные чиновники уже анонсировали возможные зарплаты учителей.


С14 На этапе рассмотрения и открытых дискуссий очевидной стала неготовность отечественной системы образования к столь кардинальным переменам. Специалисты решили, что и учителям, и организациям, на плечи которых ляжет обязанность проверять компетенцию учителей, необходим определенный переходный период, который позволит легко и максимально безболезненно адаптироваться к новым требованиям.

По сути, в тексте нового документа подробно прописаны характеристики современного учителя, способного эффективно преподавать свой предмет, прививать ученикам практические навыки, выстраивая межпредметные связи, учитывая специфику современного общества и находя индивидуальных подход к каждому с учетом его интеллектуальных и физических возможностей. Для молодых, активных и открытых к инновациям специалистов изменения понятны и очевидны, а вот педагогам, привыкшим работать по стандартам «старой» школы идеи пришлись не по душе. Итак, новые профстандарты для педагогов, введение которых плавно отодвинули на 2019 год, потребуют от учителей не только наличия диплома о высшем образовании, но и ряда компетенций:

1 Глубоких знаний по предмету. Даже если вы читаете математику исключительно в 5 и 6 классах, необходимо в идеале владеть всей школьной программой, включая темы старшей школы.

2 Базовых знаний в смежных областях и других предметах. Необходимое условие для проведения интегрированных уроков, ставку на которые делает новый стандарт обучения.

3 Компетентности в сфере IT-технологий. Использование на уроках мультимедийных презентаций, видео-роликов, виртуальных сред и различных компьютерных программ уже давно стало нормой и неотъемлемой частью образовательного процесса.

4 Понимания психических и физиологических процессов, протекающих в организме детей разных возрастных групп. Эти знания помогут учителю правильно построить формат общения с учениками, найти оптимальный подход к каждому ребенку и подобрать материал, который дети воспримут с интересом и смогут понять. Важным аспектом для современного учителя будет готовность к тому, что в классе может оказаться ученик с особыми потребностями.

5 Умения работать с родителями и улаживать конфликтные ситуации. Это сегодня базовые требования в любой сфере, где есть непосредственный контакт с людьми.

Педагоги, стремящиеся шагать в ногу со временем, уже давно взяли все эти моменты на вооружение, не ожидая, когда государство их пропишет в определенном документе. Тем же, кто упорно старался не замечать того, что мир вокруг меняется, придется приспосабливаться и учится работать по-новому, реализуя тройственную структуру: эффективное обучение; воспитание уверенной в себе и способной принимать решения личности; всестороннее развитие.


С15 Как будет работать новый профстандарт?

Требования ясны и давно не новы, но как будут проверять, кто соответствует высокому званию «учитель», а кто нет? Этот вопрос сегодня волнует многих работников сферы образования, ведь, несмотря на то, что выпускники 11 класса во всех регионах сдают экзамены по единому стандарту, уровень преподавания в больших городах и удаленных районах может существенно отличаться. С целью определения уровня отдельно взятого учителя, независимо от региона его трудовой деятельности, к 2019 году будут разработаны единые стандарты. А к привычным для педагогов этапам аттестации прибавится сдача экзамена. НКТ (Национальный Квалификационный Тест) будет включать в себя вопросы из трех направлений: предметная область (для каждого направления это будут свои вопросы); педагогика; психология. Уже представлены проекты таких тестов для сотрудников дошкольных учреждений, учителей младшей школы и предметников, психологов и дефектологов, завучей и директоров, а также других участников образовательного процесса. Уже с 1 января 2019 года, когда и начнет действовать новый профстандарт, учителя получат ряд дополнительных возможностей для личностного и карьерного роста, а именно: активный учитель, дающий высокие результаты, больше не должен будет ждать 5 лет для очередной аттестации; доказав высокий уровень, любой молодой специалист сможет получить соответствующую категорию (можно будет «перепрыгивать» сразу на 1 или на высшую); перспектива карьерного роста найдет свое отражение в двух новых должностях: старший и ведущий учитель.


С16 синквейн


С17 Результаты соцопроса учащихся даёт нам стандарт педагога:

3-4 классы: Позитивный, терпеливый, счастливый, организованный, спокойный, активный, честный, трудолюбивый, толерантный, современный, воспитанный, нестрогий, приветливый, вежливый, опрятный, общительный.


7-8 классы: Общительный, требовательный, адекватный, творческий, оптимист, нестрогий, серьёзный, вежливый, сдержанный, толерантный, мотивирующий, современный, уважающий, ответственный, терпеливый, равнодушный, честный.


11 классы: Снисходительный, толерантный, ответственный, мотивирующий,талантливый, нестрогий, воспитанный, приятный, опрятный, без стереотипов, общительный, открытый, мудрый, адекватный, развивающийся.


С18 Минусы грядущей реформы

Если все так радужно, то почему многие учителя не в восторге от нововведения? Новые профстандарты, которые Правительство планирует ввести для педагогов в грядущем 2019 году, могут поднять на поверхность такие непростые вопросы:

Что делать с учителями, которые не смогут подтвердить свою квалификацию? Кто оплатит дополнительное обучение «провалившим» экзамены?

Кем заменить тех, кто не пройдет аттестацию или решит уйти из образования, испугавшись новых требований?


Кроме того, существует сразу несколько тезисов, которые подвергают сомнению возможность безболезненно внедрить профстандарты в учебных заведениях:

  • низкий уровень материального обеспечения;

  • неприспособленность большинства школ к обучению детей с ограниченным возможностями;

  • малое количество работников с узкой специализацией (сурдопереводчиков, тьюторов, дефектологов и т. д.);

  • невысокий уровень подготовки и переподготовки педагогов;

  • низкий уровень обеспечения методическими материалами;

  • слабое взаимодействие между муниципальными органами и учителями на местах;

  • вероятное ухудшение обстановки в коллективе педагогов за счет разделения на должности с разными уровнями оклада и ответственности;

  • значительная нагрузка на каждого отдельно взятого учителя;

  • отсутствие алгоритма профессиональной аттестации, позволяющего адекватно оценивать его успехи.


На сегодняшний день вопросов остается достаточно много. Хотя создатели новых стандартов и уверяют, что никаких массовых увольнений не произойдет, а возможность повысить свой уровень будет предоставлена каждому желающему, неопределенность пугает. Только время покажет, будет ли новый стандарт прорывом, способным поднять уровень преподавания и престижность профессии или большой головной болью для небольших школ, у которых и сегодня немало кадровых проблем....


С19 Готовясь к ПС у меня возникла мысль: «К педагогу предъявляются многими много требований. А мы, педагоги, какими бы хотели видеть современного ученика? Давайте составим портрет ученика»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!