СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Профессиональный стандарт педагога»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете ознакомило присутствующих с требованиями, предъявляемыми к педагогическому работнику в рамках стандартизации образования

Просмотр содержимого документа
««Профессиональный стандарт педагога»»

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА № 3

заседания педагогического совета учителей

МБОУ «СШ № 9» города Смоленска

от 27.12.2016 г.

Присутствовало: 43 человека

ПОВЕСТКА:

1. Профессиональный стандарт педагога

2. О внесении изменений в образовательную программу школы

3. О внесении изменений в локальные акты школы.

4. О внесении изменений в отдельные рабочие программы по предметам.


Ход педсовета:

Директор школы Антышева О.В. предложила открыть заседание педагогического совета (голосовали: «за» - единогласно), ознакомила присутствующих с повесткой дня (голосовали: «за» - единогласно) и регламентом проведения педагогического совета (голосовали: «за» - единогласно).

  1. Слушали:

Заместителя директора школы Емельянову Е.С., которая представила вниманию педагогов доклад о профессиональном стандарте педагогов. Она сказала, что Приказом Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. был утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Что касается понятия профессионального стандарта, то оно было внесено в Трудовой кодекс РФ еще в 2012 году и закреплено в статье 195.1.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 536 от 27 мая 2015 года создана Рабочая группа по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов, утвержден ее состав, а также план-график ее деятельности. До 2018 года Минобрнауки РФ будет проводить  работу по разработке  следующих профессиональных стандартов работников сферы образования:

  • Педагог (педагогическая деятельность в  сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель); апробация с 2016 года, вступит в силу в 2017 году.

  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых; с 2018 года

  • Педагог-психолог (психолог в сфере образования); с 2018 года

  • Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог,

олигофренопедагог, тифлопедагог); с 2018 года

  • Руководитель образовательной организации и организации дополнительного образования детей; с 2018 года.


В российском законодательстве, а тем более в сфере образования профессиональных стандартов никогда не было. Идея профессионального стандарта заимствована из зарубежного опыта. Отмечу, что сфера образования одной из первых внедряет данную новацию. Данные нововведения вызваны изменениями в реальной системе образования. Меняется структура общества и его потребности. Поэтому педагог как центральная фигура образовательного процесса столкнулся с новыми вызовами общества. Разработчики  стандарта старались смотреть в будущее, чтобы прогнозировать, какие требования будут предъявляться к педагогу завтрашнего дня. Если раньше педагог был главным носителем знаний, то сейчас, с развитием IT, информационная функция педагога чем дальше, тем больше будет снижаться. Мы видим на примере введения ФГОСов какие новые требования предъявляются квоспитателю: помимо привычных и понятных предметных результатов, ему нужно освоить самому и научить детей совершенно новым компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве. Не случайно ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей, а именно:

  • Работа с одаренными детьми;

  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

  • Работа с детьми мигрантами;

  • Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;

  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.

Для кого-то из педагогов новые требования не являются проблемой, потому что они уже используют в своей работе самые современные методы. Но кому-то придется решать задачу освоения на практике новых для них трудовых действий, необходимых знаний и умений.

Мы хорошо понимаем, что ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций, записанным в стандарте, и каждый руководитель вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности в зависимости от особенностей своей образовательной организации. Стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности. Кроме того, никто не требует от педагога, например, корректировать сложные отклонения в поведении ребенка, но его главная задача – суметь вовремя распознать те или иные проблемы (будь то задержка в развитии или умственная отсталость или просто дефицит внимания) для того, чтобы направить ребенка к нужному специалисту. Поэтому одно из главных требований стандарта – умение взаимодействовать с другими специалистами: психологами, социальными педагогами, дефектологами и т.д.

В 2015 году Министерство образования и науки Российской Федерации организовало второй этап внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога  на базе 21 стажировочной площадки. Внедрение будет осуществляться не менее чем 6 месяцев.

В процессе внедрения профстандарта педагога апробируются:

  • персонифицированные модели повышения квалификации работающих педагогов с точки зрения требований профессионального стандарта;

  • должностные обязанности педагогических работников с использованием перечня трудовых функций профессионального стандарта и состава его профессиональных действий;

  • новые модели процедуры аттестации педагога на основе требований профессионального стандарта;

  • модели перехода на эффективный контракт, включая расчет норм рабочего времени и механизмы базовой и стимулирующей части оплаты труда во взаимосвязи с реализацией профессиональных действий стандарта.

Минтруд России подготовил новый Законопроект «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», который определяет новую систему оценки квалификации специалиста, основанную на профессиональном стандарте. В настоящее время предлагается ввести сертификацию квалификаций и для педагогических работников. С этой целью планируется создавать сертификационные центры в регионах. Эта инициатива сейчас активно обсуждается профессиональным сообществом, в том числе и в Минобрнауки России. Если будет принято решение, что этот закон распространяется и на работников образования, то после его введения изменится процедура аттестации педагогов, порядок оценки и самооценки педагогической деятельности, будет введен профессиональный экзамен на определение квалификационного уровня педагога.

Внедрение профстандарта педагога будет означать изменения в работе аттестационных комиссий. Предполагается, что будет создана система аудита – внутреннего и внешнего, с участием общественной структуры.

Основой всех перечисленных механизмов оценки профессионализма станут требования, зафиксированные в профессиональном стандарте педагога.


  • В содержание профессионального стандарта включены общие сведения (цели деятельности, группы занятий и т. д.), характеристика трудовых функций, в нем определяются основные требования к квалификации педагога, отражена структура профессиональной деятельности педагога, требования к личностным качествам педагога

Но стоит учесть, что профстандарт

  • Может дополнятся региональными требованиями

  • Может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения

  • Является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов дошкольного учреждения и школы


Требования стандарта к образованию педагогов

  • Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации

  • Требования к опыту практической работы не предъявляются


Не допускаются к работе лица

  • Лишенные права заниматься педагогической деятельностью

  • Имеющие или имевшие судимость

  • Признанные недееспособными

  • Имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

Основные направления проектирования ИОМ

Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования реализуется через обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки в условиях функционирования региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.

Деятельность педагога в профессиональном сообществе осуществляется через руководство или участие в работе методических объединений, творческих экспериментальных групп, ассоциаций и др., а также работу в региональных и федеральных профессиональных сообществах.

Участие в методической работе может осуществляться как через традиционные формы развития профессиональной компетентности (семинары, лектории, методические советы, «круглые столы», педагогические мастерские и т.п), так и через технологии развития профессиональной компетентности с использованием активных методов обучения (деловые и ролевые игры, дебаты, дискуссии, анализ видеоматериалов и т. п.). Взаимообучение и развитие профессиональной компетентности педагогов может происходить через различные формы презентаций инновационного педагогического опыта (открытые уроки, мастер-классы, презентации на семинарах, проектную деятельность, участие в создании банка научно-методических разработок и т. п.).

Самообразование педагога реализуется через работу
с научной и методической литературой, посещение и взаимопосещение занятий, самодиагностику, самостоятельное освоение инновационных образовательных технологий, разработку проекта и т. д.

Далее Емельянова Е.С. отметила, что введение профессионального стандарта будет способствовать повышению качества образования:

Во–первых, качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов; во-вторых, профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста; в-третьих, профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.




Председатель педсовета О.В. Антышева


Секретарь педсовета М.В. Зайцева







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!