Выступление на методсовете по теме «Профессиональная компетентность учителя»
Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.
Мастерство учителя – это и есть компетентность.
Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Существует несколько типов профессиональной компетентности. Это:
1. Специальная компетентность. Педагог владеет профессиональной компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также у него развита коммуникабельность.
2. Социальная компетентность. Педагог владеет совместной профессиональной деятельностью, сотрудничает с окружающими и ответственен за результаты своего труда.
3. Личностная компетентность. Педагог владеет способами личностного самовыражения и саморазвития. Это интересная яркая личность.
4. Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения, имеет интуицию выбора метода.
5. Психолого-педагогическая компетентность. Педагог знает психику детей, умеет определять индивидуальные качества каждого ученика
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:
интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми,
информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах;
рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
- обобщение собственного педагогического опыта.
Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности
Принципы | Педагогический замысел |
«Принцип фейерверка»: Раскрой себя! ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/04/s_5a4df91f20fe0/786740_1.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/04/s_5a4df91f20fe0/786740_1.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/04/s_5a4df91f20fe0/786740_3.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/04/s_5a4df91f20fe0/786740_4.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/04/s_5a4df91f20fe0/786740_5.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/04/s_5a4df91f20fe0/786740_6.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/04/s_5a4df91f20fe0/786740_7.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/04/s_5a4df91f20fe0/786740_8.png) ![]() ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/04/s_5a4df91f20fe0/786740_10.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/04/s_5a4df91f20fe0/786740_4.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/04/s_5a4df91f20fe0/786740_12.png) | Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других…. Главное – желание сиять! |
«Принцип весов»: Найди себя! Твой выбор – твои возможности! ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/04/s_5a4df91f20fe0/786740_14.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/04/s_5a4df91f20fe0/786740_14.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/04/s_5a4df91f20fe0/786740_16.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/04/s_5a4df91f20fe0/786740_17.png) | Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире. Весы–качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения. |
«Принцип рейтинга»: Побеждай! Пробуй! Планируй! | У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях. |
«Принцип успеха»: Реализуй себя! Знаю Хочу ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/04/s_5a4df91f20fe0/786740_18.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/04/s_5a4df91f20fe0/786740_19.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/04/s_5a4df91f20fe0/786740_20.png)
Умею Могу ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/04/s_5a4df91f20fe0/786740_22.png) | Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы. Педагог – равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности. |
Вывод. Заключение
Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества образования в целом.
А закончить хотелось бы словами В.А.Сухомлинского « Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».