СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на городской межведомственной научно-практической конференции "Преемственность в социализации и профориентации детей с ОВЗ на разных уровнях образования".

Просмотр содержимого документа
«Профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»

Городская межведомственная научно-практическая конференция

«Преемственность в социализации и профориентации детей с ОВЗ на разных уровнях образования».


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Авторы: Фирсова Татьяна Петровна - учитель-дефектолог ГБОУ СКОШ VIII вида №804, г. Москва.

e-mail: [email protected]

Амбарцумова Лияна Владимировна – учитель-дефектолог ГБОУ СКОШ VIII вида №804 г., Москва.

e-mail:ambartsumova2015@yandeх.ru


Литература: Ковалева Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985 обучения сельскохозяйственному Пособие для учителя. - М.:


В современном обществе усиливается внимание к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Важнейшей задачей специального образования является создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, для обучения, воспитания, психолого-педагогической реабилитации этой категории детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество. Школа является одним из главных институтов социализации подрастающего поколения, включающий такой важный компонент, как самоопределение человека и его профессионально-трудовую подготовку.

Сейчас выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, как правило, мало конкурентоспособны на современном рынке труда; часто отсутствуют необходимые условия для получения ими доступного профессионального образования, а их трудоустройство остается проблемой школьных учреждений и родителей. Профессионально-трудовая подготовка является основой для социальной адаптации и интеграции в общество выпускников школ VIII вида, а Трудоустройство государственной задачей, поэтому разработка

организационно-методических основ профессионально-трудовой подготовки учащихся 1 О - 11 классов, расширение количества профилей трудового обучения в специальных школах, организация обучения детей с нарушениями интеллекта до 11 класса с углубленной трудовой подготовкой, - все это является актуальным на современном этапе развития школ VIII вида. Е.А. Ковалева отмечала, что «... овладение приемами труда явится не только средством расширения трудового опыта умственно отсталых школьников, но и предпосылкой успешной работы по коррекции недостатков их трудовой деятельности» [1]. В начальных классах закладывается фундамент трудовой подготовки учащихся. Кроме того, начальная школа - одно из первых звеньев формирования личности будущего экологически культурного человека. Комнатные растения обеспечивают взаимное согласованное влияние на интеллектуальную, эмоциональную и действенную сферу младшего школьника.

В 1-2 классах дети знакомятся с 2-3 комнатными растениями, правилами ухода за ними ( полив, удаление пыли с листьев, удаление сухих листьев), знакомятся с правилами организации своего рабочего места и поддержания порядка во время работы. В 3 классе дети обучаются вегетативному размножению растений: черенками, луковицами, отводками, усами. В 4 классе дети знакомятся с особенностями размещения комнатных растений и сами размещают комнатные растения во внутреннем интерьере школы. В зависимости от их отношения к свету, теплу, воде, почве. В школе есть зимний сад на 1 и 5 этажах, где учащиеся сами ухаживают за растениями.


С начала 2000-х годов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида № 804 города Москвы были открыты 10 - 11 классы с углубленной трудовой подготовкой, создано и апробировано программно-методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе по цветоводству и декоративному садоводству. Занятия проводятся по разработанной и утвержденной в ОМЦ ЗАО программе авторов Кустовой С.А., Шевыревой Т.С.

Трудовая подготовка учащихся с нарушениями интеллекта по профилю «Цветоводство и декоративное садоводство» проводится с 2006 - 2007 учебного года на базе хорошо организованного пришкольного участка, зимнего сада и специального кабинета по данному профилю трудового обучения.

Пришкольный участок включает:

• фруктовый сад, заложенный около 40 лет назад (5 видов

яблонь, вишни и др.);

• мини дендропарк (более 20 видов декоративно-лиственных

деревьев и кустарников);

• альпийская горка, содержащая многие виды хвойных растений;

• цветники с одно-, двулетними и многолетними растениями. Зимний сад является базой для изучения комнатных растений и

практики по уходу за ними. В специальном кабинете по данному профилю трудового обучения представлены авторские учебные пособия и методические материалы, а также необходимое учебное оборудование.

Содержание программы «Цветоводство и декоративное садоводство» имеет особенности, которые обусловлены задачами коррекции, развития, обучения и воспитания умственно отсталых учащихся, исходя из их психофизиологических возможностей, а также предметного содержания естествоведческой и трудовой подготовки.

Программа предусматривает:

• закрепление и расширение навыков ухода за цветочно-декоративными растениями открытого и закрытого грунта, садово-декоративными растениями;

• выработка умения ориентироваться в задании и планировать работу по предложенному учителем материалу;

самостоятельное планирование последовательности действий; контроль хода и результатов работы (комментирование и оценка действий);

• формирование и совершенствование специфических для цветоводства и садоводства приемов труда;

• дальнейшее развитие и совершенствование общих трудовых умений.

В рамках реализации программы профессионального образования учащихся 9-11 классы обучаются разработке проектов по озеленению малых и больших территорий( пришкольного и загородного участков, парка и лесопарка)

Основные виды деятельности учащихся: 1. Работы в открытом грунте:

- уход за деревьями и кустарниками, используемых в ландшафтном строительстве, подготовка и улучшение почв на пришкольном участке, сезонный уход за садовыми дорожками и площадками, работы по устройству цветников, элементов цветочного оформления.

2. Работы в закрытом (защищенном) грунте:

-обработка и зимнее хранение корнеклубней незимующих многолетников, разбор, сушка и хранение семян-однолетников, уход за комнатными растениями в зимнем саду, составление почвенных смесей, выращивание рассады цветочно-декоративных культур для открытого грунта, составление букетов и декора из срезанных культур.

Обучение цветоводству и декоративному садоводству рассчитано на общую подготовку учащихся школ VIII вида в условиях городской среды элементам сельскохозяйственного труда по специальности «озеленитель», «рабочий садово-паркового хозяйства». Такая подготовка позволит выпускникам выполнять разнообразные виды работ по выращиванию и уходу за цветочными и садовыми культурами, а также продолжить дальнейшее образование в колледже соответствующего профиля.

Так, после окончания СКОШ №804, дальнейшее профессиональное образование проходило в колледже малого бизнеса -N" 4 (профессия «цветовод») и в колледже ландшафтного дизайна -N" 18 (профессии: «цветовод», «рабочий зеленого хозяйства»). В 2012 году четыре человека, окончивших 11- ый класс школы, продолжили свое образование в этих колледжах, в 2014 году - еще четыре человека поступили в колледж №4. Все учащиеся этих колледжей проходят производственную практику в теплицах и садах на территории ВДНХ.

Итак, обучение цветоводству и декоративному садоводству будет способствовать более успешному трудоустройству и повышению конкурентоспособности выпускников школ VIII вида на рынке труда, а продление сроков пребывания умственно отсталых детей в школе создаст предпосылки для достижения ими большей социальной зрелости.

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!