СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профильная смена «Правовой лабиринт», как средство формирования социальной компетентности детей и подростков

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы определяется необходимостью создания инновационных педагогических технологий, способствующих формированию социальных компетенций у детей различного возраста. Традиционные способы и методы повышения уровня социальной компетентности (лекции, тренинги, образовательные программы) чаще всего не учитывают интересы и склонности детей и подростков, особенности их возраста. Зачастую они фрагментарны, ориентированы преимущественно на развитие отдельных сторон социальной компетентности, доступны далеко не всем, при их проведении требуются значительные временные и материальные затраты. В итоге существующие методы не способны привести к достижению требуемого уровня социальной компетентности.

Просмотр содержимого документа
«Профильная смена «Правовой лабиринт», как средство формирования социальной компетентности детей и подростков»

Профильная смена «Правовой лабиринт», как средство формирования социальной компетентности детей и подростков

К.И. Мельникова, Социально-оздоровительный центр «Голоёвка», Смоленск.

Актуальность темы определяется необходимостью создания инновационных педагогических технологий, способствующих формированию социальных компетенций у детей различного возраста. Традиционные способы и методы повышения уровня социальной компетентности (лекции, тренинги, образовательные программы) чаще всего не учитывают интересы и склонности детей и подростков, особенности их возраста. Зачастую они фрагментарны, ориентированы преимущественно на развитие отдельных сторон социальной компетентности, доступны далеко не всем, при их проведении требуются значительные временные и материальные затраты. В итоге существующие методы не способны привести к достижению требуемого уровня социальной компетентности.

В ряде работ (Е.М. Бабосов, Б.М. Бим-Бад, В.Г. Бочарова, В.М. Бочаров, Б.З. Вульфов, И.А.Зимняя и др.) авторы делают акцент на необходимость усиления внимания к формированию социальной компетентности. Она считается одной из ключевых, поскольку представляет собой обобщенное качество личности, способствующее успешному выполнению ею определенных социальных ролей [1].

Анализ программ по организации детского отдыха показывает, что они чаще направлены на развлечение, отдых и, естественно, преследуют оздоровительные цели. С другой стороны, организация профильной правовой смены как целенаправленной и разнообразной деятельности оказывает многообразное положительное влияние не только на здоровье, но и на развитие личности, разнообразных способностей ребенка. Отдых становится не только развлечением, в его процессе происходит формирование осознанной гражданской позиции, самосознания, развиваются когнитивная и эмоционально-волевая сфера личности. В процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми формируются навыки общения, коммуникативные способности. Всё это послужило основанием для выдвижения следующей гипотезы: участие детей и подростков в профильной правовой смене способствует формированию у них социальных компетенций.

Для проверки гипотезы на базе социально-оздоровительного центра «Голоёвка» Рославльского района Смоленской области было проведено исследование, которое включало в себя несколько этапов. На первом этапе был определен начальный уровень сформированности социальной компетентности 120 детей и подростков в возрасте от 11 до 17 лет, прибывших в социально-оздоровительный центр для участия в профильной смене «Правовой лабиринт». Для выявления уровня социальной компетентности мы воспользовались методикой «Шкала социальной компетентности (А.М. Прихожан)»[2]. Результаты первого этапа исследования представлены на диаграмме 1.

Вторым этапом исследования было непосредственное участие детей в профильной смене «Правовой лабиринт». Для проведения данной смены педагогами центра была разработана комплексная программа, которая включала в себя разные информационно-деятельностные блоки, составленные с учетом психологических и возрастных особенностей детей. Для формирования социальной компетентности детей и подростков наиболее значимыми по нашему мнению явились познавательный и культурно-массовый блоки.

Познавательный блок предполагал знакомство детей и подростков с основами правовой культуры в популярной, занимательной, игровой форме. В рамках этого уровня проводились интеллектуальные игры, диспуты, беседы, социологические исследования. Кроме этого были организованы встречи с ведущими специалистами в данной области, дискуссионные клубы. В течение смены проводились конкурсы: социальной рекламы (правовой аспект), конкурс плаката, правовых сказок.

Культурно-массовый блок включал в себя творческие мероприятия в рамках логики смены: «Я, ты, он, она – правовая мы страна» - вечер знакомств; «Маленький человек в большом мире» - конкурсно-развлекательная программа; «Проступок. Правонарушение. Преступление» - диспут с инспектором ОПДН; «Твои права от А до Я» - интеллектуальная игра; «Хочу работать» - встреча с представителем рославльского центра занятости населения; встреча с фотокорреспондентом газеты «Рославльская правда» Данилевским П.А.; «Изучая экологическое право» - деловая игра; «Социальная реклама (правовой аспект)» КТД – изготовление плакатов; «Я – гражданин России» - концертная программа.

На заключительном этапе исследования снова был определен уровень сформированности социальной компетентности 120 детей и подростков в возрасте от 11 до 17 лет, принявших участие в профильной смене «Правовой лабиринт», по той же методике, что и на первом этапе. Полученные результаты представлены на диаграмме 2.

Сравнив уровни сформированности социальной компетентности, выявленные на начальном и заключительном этапе исследования, мы сделали вывод о реальности выдвинутой нами гипотезы. Количество испытуемых с нормальным уровнем сформированности социальной компетентности увеличилось на 10%, с уровнем несколько выше нормы – на 3%, с уровнем ниже нормы – снизилось на 13 %. Эти данные позволяют считать профильную смену «Правовой лабиринт» эффективным средством формирования социальных компетенций у детей и подростков.

В результате участия в профильной смене «Правовой лабиринт» дети и подростки приобретают:

1)элементарные представления об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре общества;

2)опыт ролевого взаимодействия и реализации правовой позиции; 3)опыт социальной и межкультурной коммуникации;

4)начальные представления о правах и обязанностях человека, обучающегося, гражданина, семьянина, товарища;

5)элементарные понятия и представления о нормах морали, законах. Всё это в конечном итоге способствует формированию их социальной компетентности.

  1. Спирин А.В. Формирование социальной компетентности в межвузовом образовательном центре. Кострома, 2010. – 74 с.

  2. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. — М.: АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с.