АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное казенное образовательное учреждение специальная общеобразовательная школа № 27 открытого типа пр. Бусыгина, 39, г. Нижний Новгород, 603053, тел./факс (831) 253-57-71, e-mail: schooln27@inbox.ru
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ»
номинация:
Методическая разработка воспитательного мероприятия»
название мероприятия:
Профилактическая интерактивная игра-тренинг «Здоровью зеленый свет»
Автор: социальный педагог
Варюхина Ирина Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Распространенность ВИЧ-инфекции среди молодежи неуклонно растет. Подростковый возраст является критичным как в физиологическом, так и в социальном плане. Социальное развитие подростка состоит в познании роли человека в обществе и путей реализации этой роли, восприятии ценностных ориентаций, установок, норм в различных сферах, в том числе в сфере здоровья. Факторами риска для здоровья могут быть как отклонения негативного характера (алкоголизм, наркомания), так и позитивного характера.
К числу наиболее значительных социальных изменений подросткового возраста, оказывающих влияние на поведение и на здоровье, относятся:
1. Установление новых дружеских связей.
2. Большая независимость в принятии решений и контроле над своим поведением.
3. Повышение чувства ответственности.
4. Формирование полового поведения в ответ на внутренние и внешние стимулы.
5. Приобщение к вредным привычкам (алкоголизм, курение, наркомания).
Для решения проблемы профилактики ВИЧ-инфекции, как и для решения других сложнейших проблем общества, необходимо посмотреть, каким образом ценности и нормы поведенческой культуры подростков конкретизируются в сложнейших жизненных ситуациях, в том числе при необходимости формирования своего отношения к здоровью.
Наше образовательное учреждение создавалось в 1992 году как центр реабилитации подростков девиантного поведения. С 2001 года школа имеет статус специальной общеобразовательной школы открытого типа.
Миссия нашей школы – формирование у обучающихся осознанной потребности в получении образования, профессии; самоконтролю и законопослушного поведения; приобретение навыков и потребности в здоровом образе жизни и отказе от вредных привычек.
В нашей школе ежегодно обучается до 130 подростков по направлению Комиссии по делам несовершеннолетних, так называемые «трудные» подростки или «дети группы риска».
Анализ данных контингента учащихся специалистами социально-психологической службы указывает на неутешительные выводы:
1. Высока распространенность употребления подростками ПАВ
70% учащихся предрасположены к зависимым формам поведения (т.е. это подростки с высокой степенью риска наркотизации);
54% учащихся пробовали алкоголь и употребляют его по случаю;
82% учащихся положительно относятся к табакокурения
2. Омоложение потребителей табака, алкоголя и наркотиков
приобщение подростков к употреблению алкоголя в последние годы наблюдается с 12-13 летнего возраста;
приобщение к табакокурения в отдельных случаях начинается с 7 лет, пик приобщения к табакокурения также приходится на 12-13 лет.
Среди подростков «группы риска» актуальной девиацией является наркотизация. Под наркотизацией мы понимаем не только употребление подростками психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков), но и предрасположенность к их употреблению.
Данная тема мероприятия возникла в связи с необходимостью снижения роста ВИЧ-инфицированности среди молодежи. Необходимо помочь подростку защитить свое здоровье, воспитать ответственное поведение, выработать стратегию поведения в сложных ситуациях, чтобы не заразиться ВИЧ-инфекцией.
Интерактивная игра-тренинг «Здоровью - зеленый свет»
Цель мероприятия:
- профилактика распространения ВИЧ/СПИДа в молодёжной среде,
-формирование у обучающихся осознания важности проблемы ВИЧ/СПИДа и личной ответственности за свое поведение,
-пропаганда ЗОЖ, воспитание толерантности по отношению к ВИЧ – инфицированным.
Задачи:
- объективная подача информации о ВИЧ/СПИДе и людях, живущих с ВИЧ;
- показать актуальность и значимость проблемы ВИЧ/СПИДа;
- формирование у молодёжи чувства ответственности за свою жизнь и безопасность;
- пропаганда здорового образа жизни.
Краткое описание: интерактивная игра-тренинг представляет собой совокупность заданий, упражнений. За каждым заданием, упражнением закреплена определенная тематика с учетом их логической последовательности. Каждая команда должна посетить все представленные станции в определенном порядке и выполнить предложенные задания за выделенное время
Вид занятия: интерактивная игра, тренинг
Продолжительность: 50 минут
Участники: учащиеся 9-х классов
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Количество участников: 20человек
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ- ТРЕНИНГА
первый этап – знакомство;
второй этап – актуализация проблемы;
третий этап – информационный блок;
четвертый этап – блок практических навыков;
пятый этап – пропаганда здорового образа жизни
Шестой этап - подведение итогов. Обратная связь.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ
Первый этап - знакомство
Упражнение «Мое имя»- 5 минут
Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
Материалы: не требуются.
Каждый участник называет свое имя и придумывает прилагательное, начинающееся на ту же букву, что и его имя. Очень важно сказать тот эпитет, который подчеркивает индивидуальность участника. Необходимо следить за тем, чтобы определения не повторялись и чтобы участники не подсказывали друг другу эпитеты.
Пример: Первый участник: Максим мудрый
Второй этап – актуализация проблемы. Оценка уровня информированности. Данный этап необходим для соотнесения личного опыта участников (знания о проблеме, отношение к ней) с реальными фактами и ситуацией.
Задание «Лото»- 10минут
Цель: получить информацию о мифах, которые существуют среди молодежи по проблеме ВИЧ. Научиться в повседневной жизни отличать правду от мифов, связанных с ВИЧ - инфекцией
Разложить карточки с высказываниями на табло по принципу зеленое поле - верно, красное поле – неверно
Высказывания:
СПИД – это заболевание, которым болеют взрослые.
Ты не можешь заразиться, находясь рядом с больным, или даже прикасаясь к нему.
ВИЧ, проникнув в твой организм, ослабит его способность сопротивляться болезням.
ВИЧ-инфицированный может передавать инфекцию другому человеку через несколько дней после заражения, при этом он выглядит абсолютно здоровым.
ВИЧ-инфекция от женщин не передается детям.
Можно заразиться вирусом ВИЧ от укусов комаров.
Вирусом ВИЧ можно заразиться, пользуясь общей посудой.
Наркоманы чаще заражаются вирусом ВИЧ, так как пользуются одним шприцем.
Людям, которые делают внутривенные инъекции, нельзя пользоваться иглой, которую использовали другие люди.
Целесообразно остановить кровотечение рукой, если в учебном заведении кто-то поранился и нуждается в помощи.
Вирус ВИЧ вызывает болезнь СПИД.
С ВИЧ долго не живут
СПИД – это тоже самое, что и ВИЧ.
Положительные результаты теста на ВИЧ говорят, что человек болен СПИДом.
Между поражением и проявлением ВИЧ/СПИДа могут пройти годы
ВИЧ никто не видел, а значит, он не существует
Задание «Лото»
СПИД – это заболевание, которым болеют взрослые. | Можно заразиться вирусом ВИЧ от укусов комаров. | Ты не можешь заразиться, находясь рядом с больным, или даже прикасаясь к нему. | Вирусом ВИЧ можно заразиться, пользуясь общей посудой |
Наркоманы чаще заражаются вирусом ВИЧ, так как пользуются одним шприцем. | ВИЧ, проникнув в твой организм, ослабит его способность сопротивляться болезням. | С ВИЧ долго не живут | ВИЧ-инфицированный может передавать инфекцию другому человеку через несколько дней после заражения, при этом он выглядит абсолютно здоровым. |
Положительные результаты теста на ВИЧ говорят, что человек болен СПИДом. | Целесообразно остановить кровотечение рукой, если в учебном заведении кто-то поранился и нуждается в помощи. | Людям, которые делают внутривенные инъекции, нельзя пользоваться иглой, которую использовали другие люди. | ВИЧ — это приговор |
Вирус ВИЧ вызывает болезнь СПИД. | Между поражением и проявлением ВИЧ/СПИДа могут пройти годы | ВИЧ никто не видел, а значит, он не существует | ВИЧ не передается во время кашля и чихания. |
Третей этап - информационный блок
Цель данного блока – передать учащимся информацию о ВИЧ-инфекции.
Упражнение «ПУТИ ПЕРЕДАЧИ» - 15 минут
Цель: закрепление информации о путях передачи и риске инфицирования в различных ситуациях.
Цветными маркерами закрасить ячейки с правильными ответами.
Красное «возможно», желтое - («возможно при определенных обстоятельствах», зеленое - «невозможно».
Степень риска для заражения ВИЧ | Возможно | Возможно при определенных обстоятельствах», | Невозможно |
Поцелуй в щеку | | | |
Использование общей посуды | | | |
Использование общего туалета | | | |
Кашель, чихание | | | |
Посещение школы, в которой есть ВИЧ-инфицированные | | | |
Плавание в бассейне | | | |
Занятие спортом совместно с ВИЧ-инфицированными | | | |
Нанесение татуировки нестерильными инструментами | | | |
Прокалывание ушей не стерильными инструментами | | | |
Пользование общественными фонтанчиками питьевой воды | | | |
Использование чужих лезвий для бритья | | | |
Переливание непроверенной крови | | | |
Укусы насекомых | | | |
Употребление пищи, приготовленной ВИЧ – инфицированным человеком | | | |
Прикосновение к ВИЧ-инфицированному | | | |
Четвертый этап - приобретения практических навыков
Главная цель этого этапа – осознание участниками важности принятия ответственных решений.
Игра «Провокатор – жертва»- 10 минут
Группам предлагается рассчитаться на «первый-второй». Первые номера выходят из помещения с одним из ведущих. Им дается задание настойчиво уговорить партнера на одно из действий. Вторые номера, пользуясь одним или несколькими способами отказа, должны противостоять «провокатору».
«Провокаторы» предлагают:
проколоть уши, нос и т.д; сделать татуировку; художественное шрамирование; сделать маникюр (педикюр) на дому у знакомой; попробовать наркотик и пр.
(любую из этих ситуаций при наличии времени можно разыграть как сценку, применяя 8 способов сказать «Нет!»)
Обсуждая итоги игры, участникам задаются вопросы:
-удалось или нет уговорить партнера по игре?
-какие способы давления на партнера были самыми эффективными?
-какие способы отказа сработали для Вас лучше всего?
Пятый этап – пропаганда здорового образа жизни «Здоровью – зеленый свет»
Упражнение «БЕРЕГИ СЕБЯ»- 5 минут
Коллективное пожелание (напутствие) ровеснику «Как уберечь себя от ВИЧ?»
Нарисовать сердце так, чтобы на внутри сердца были написаны советы как уберечь себя от заражения ВИЧ - инфекцией.
Будь осторожен в зонах риска.
- Соблюдай личную гигиену.
- Пользуйся разовыми или индивидуальными предметами, предполагающими контакт с жидкими средами организма (шприцы, лезвия, бритвы, несессеры и пр.)
- Избегай случайных контактов.
- Откажись от вредных привычек.
- Относись внимательно к своему здоровью и т.д.
Здоровью - зеленый свет!
Соблюдай личную гигиену.
БЕРЕГИ СЕБЯ!
Шестой этап - подведение итогов. Обратная связь -5 минут
АНКЕТА ОЦЕНКИ МЕРОПРИЯТИЯ
Уважаемые учащиеся, пожалуйста, заполните эту анкету.
Ваши ответы помогут лучше подготовить другие мероприятия. Заранее спасибо Вам!
1. Что понравилось Вам больше всего на мероприятие?
2. Что Вам не понравилось?
3. Какая часть мероприятия была более удачной и почему?
4. Получили ли Вы ответы на те вопросы, с которыми шли на мероприятие?
5. Как Вы будете использовать информацию, полученную на мероприятие?
6. Ваши пожелания организатору мероприятия
СПАСИБО
Используемая литература:
Профилактика ВИЧ-инфекции в учреждениях образования на основе жизненных навыков Пособие для педагогических работников учреждений образования Под общей редакцией начальника управления социальной и воспитательной работы ГУО «Академия последипломного образования» А. С. Никончука
Проведение обучающих семинаровтренингов по наркомании и ВИЧ/СПИДу Руководство для сотрудников интернатов и детских домов Авторысоставители: Кружкова Ирина Морозова Наталья
Всероссийская профилактическая образовательно-интерактивная программа «Все, что ты должен знать о ВИЧ»
ФОТООТЧЕТ