Согласовано: Утверждаю:
Начальник управления Главный врач
образования БГО ГАУЗ СО
«Березовская ЦГБ»
Н.В. Иванова С.А. Кан
______________________ _________________
«_____»___________2021г. «______»__________2021г.
Профилактическая программа
БМАДОУ «Детский сад № 19» г. Березовский
для сохранения здоровья детей
«Здоровячок»
на 2021 – 2023 г.г.
2021 год
Оглавление
Обоснование…………………………………………………………….….3
Цель, задачи…………………………………………………………...........4
Приоритетные направления ………… …………………………………...5
Методы и средства обеспечения программы…………………………….8
Ожидаемые результаты работы по реализации программы………….…9
План мероприятий……………………………………………………..…...9
Этапы и сроки реализации программы………………………………….14
Критерии оценки эффективности программы………………….……….15
Обоснование
Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
Мы живём в эпоху кризисов и социальных проблем. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что даёт ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом? Ребёнок беспомощен, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом. Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон И.В. Дубровиной (доктор психологических наук) понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»? Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Проблема ухудшения здоровья детей, как физического, так и психологического, стоит на повестке дня уже давно. Медики, психологи, педагоги, родители отмечают у детей нарушения, отклонения, несоответствия нормам развития, в первую очередь это касается нервной системы. Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Поэтому в детском саду мы внедряем целенаправленную систему работы по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников с момента поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая его выпуском в первый класс общеобразовательной школы.
Согласно исследованиям специалистов 60% болезней заложены в детстве. Анализируя характер заболеваний, можно отметить преобладание неврологических нарушений, нарушение развития опорно-двигательного аппарата, снижение адаптационных резервов организма. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.
Хроническая заболеваемость
детей БМАДОУ «Детский сад № 19
за 2020 – 2021 учебный год
БМАДОУ «Детский сад № 19» посещают 48 детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов.
Заболевания нервной системы: | 100% |
Расстройства аутистического спектра | 30% |
Умственная отсталость | 6% |
Задержка психического развития | 50% |
Нарушения опорно – двигательного аппарата | 4% |
Тяжелые нарушения речи | 10% |
Цель и задачи
Цель: развитие и укрепление психологического здоровья у детей дошкольного возраста; психологическая профилактика и коррекция негативных проблем.
Задачи:
создавать условия для полноценного физического и психического развития дошкольников, их эмоционального и личностного благополучия;
корректировать действия всех участников воспитательно-образовательного процесса для эффективного развития и укрепления психологического здоровья детей;
своевременно выявлять проблему и оказывать соответствующую помощь ребёнку;
обучение детей, родителей, педагогов основным понятиям, мероприятиям, приемам здорового образа жизни;
обеспечивать выпуск ребёнка в школу в соответствии с разработанной «Моделью выпускника», которая включает в себя следующие компоненты: психологическая и социальная готовность к школе; развитие психофизиологических функций; развитие познавательной деятельности и состояние здоровья будущего школьника.
Приоритетные направления:
Кадровое обеспечение.
Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОО.
Воспитательно - образовательное направление.
Лечебно - профилактическое направление.
Мониторинг реализации программы.
Управление программой и осуществление контроля за ее реализацией
Кадровое обеспечение
Кадровое обеспечение: заведующий, медицинский работник, социальный педагог, старший воспитатель, воспитатели, учителя – дефектологи, учителя – логопеды, педагоги – психологи.
Материально – техническое оснащение:
медицинский кабинет, физиотерапевтический кабинет, музыкальный зал, сенсорно – динамический зал, групповые комнаты, кабинеты специалистов, сайт ДОО https://19ber.tvoysadik.ru , официальные страницы в социальных сетях.
Воспитательно-образовательное направление
Психическое здоровье детей обусловливается их полноценным психическим развитием, которое, в свою очередь, предполагает развитие базовых психических процессов дошкольников – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации), речи. Эта задача решается через реализацию адаптированных образовательных программ ДОО:
— фронтальные занятия с детьми по программам, в структуре и содержании которых уделяется большое внимание развитию речи, мышления, воображения детей;
— создание полноценной развивающей предметно – пространственной среды в группах;
— организацию игровой деятельности детей;
— индивидуальную работу с детьми.
Организация рациональной двигательной активности
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями. Укрепление здоровья средствами физического воспитания:
повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;
совершенствование реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;
повышение физической работоспособности;
нормализация деятельности отдельных органов и функциональных систем, также возможная коррекция врождённых и приобретённых дефектов физического развития;
повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.
Основные принципы организации физического воспитания:
физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;
сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости кардиореспираторной системы (занятия строить с учётом группы здоровья);
медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья;
включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.
Создание представлений о здоровом образе жизни
Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в ДОО должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
Формирование элементарных представлений об окружающей среде;
Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.
Лечебно-профилактические мероприятия:
- физиопроцедуры (электрофорез, ОЛМ одеяло, ультратон, электросон, электрорасческа);
- кислородные коктейли
- витаминотерапия
-диспансеризация - ежегодные профилактические осмотры детей декретированных возрастов групп специалистами (ЛОР, хирург, окулист, невропатолог, психиатр) с последующим заключением педиатра - осмотр детей 2 раза в год педиатром и по показаниям узкими специалистами
- диспансерное наблюдение хронически больных детей - полное лабораторное обследование детей, поступающих в школу
- закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребёнка.
Основные факторы закаливания:
закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;
закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, и во всех режимных моментах;
закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур.
В ДОО проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий, согласно плану:
1. Соблюдение температурного режима в течение дня.
2. Правильная организация прогулки и её длительность.
3. Соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей.
4. Облегчённая одежда для детей в помещениях ДОО.
5. Дыхательная гимнастика после сна.
7. Мытьё рук водой комнатной температуры.
8. Профилактика плоскостопия и неправильной осанки.
9. Пальчиковая и артикуляционная гимнастики.
10. Босохождение.
11. Музыкотерапия и релаксация.
Организация мероприятий с педагогическим коллективом и родителями:
-профилактическая работа с родителями и педагогами по снижению заболеваемости;
-вакцинация в соответствии с национальным календарем прививок;
-контроль за санитарным состоянием учреждения;
-контроль за питанием;
-проведение с детьми занятий по теме «Я и мое здоровье»
Мониторинги
-здоровья воспитанников
-показателей физического развития ребенка
-освоение программы по разделу «физическое воспитание»
- уровня адаптации детей
- травматизм в ДОУ
-анализ заболеваемости и посещаемости детей
Диагностика - комплекс мероприятий, который позволяет определить исходные показатели психического и физического здоровья, уровень двигательного развития, объективные и субъективные критерии здоровья. Учёт возрастных и личностных особенностей обследуемого совместными усилиями педагогов и медицинских работников позволяет не только выявить имеющиеся у ребёнка проблемы, но и его потенциальные возможности.
Методы и средства обеспечения программы
Методы и приёмы подбираются с учетом особенностей всех психических процессов детей. Ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам. Необходима опора на наглядный материал, участие на занятии сразу нескольких анализаторов ребенка, обязательное соотнесение слова с предметом, многократное повторение, выполнение действий с предметами, которые обозначаются словом.
Средства:
демонстрационные и раздаточные;
визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
естественные и искусственные;
реальные и виртуальные;
Средства, направленные на развитие деятельности детей:
двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
игровой (игры, игрушки);
коммуникативной (дидактический материал);
чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).
Технологии и методики оздоровления:
• Элементы точечного массажа (по А. А. Уманской)
• Пальчиковая и артикуляционная гимнастика
• Дыхательная и звуковая гимнастика по Стрельниковой
• Психогимнастика по методике Чистяковой
• Звуковая гимнастика Лобанова
• Элементы упражнений хатха-йога
• Антистрессовый и интеллектуальный массажи Фрица Ауглина
Ожидаемые результаты работы по реализации программы
Снижение количества наиболее часто встречающихся в раннем, преддошкольном и дошкольном возрасте заболеваний.
Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
Повышение заинтересованности работников ДОО и родителей (законных представителей) в укреплении здоровья детей.
Повышение квалификации работников учреждения.
Привитие детям культурно-гигиенических навыков в режимных моментах.
Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
Обеспечение статистического учета, контроля и анализа на всех уровнях.
Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
План мероприятий
№ | Содержание мероприятия | Ответственный | Сроки | Ресурсы | Контрольная точка |
1 | Анализ информации о состоянии здоровья детей по данным статистики в динамике за 3 года на уровне Свердловской области, муниципального образования | Заведующий детским поликлиническим отделением, заведующий (ОМПОвОУ) Фельдшер, врач, медицинская сестра (ОМПОвОУ) | 05.05 2021 г. Январь 2022г. Январь 2023г. | Учреждение здравоохранения, (ОМПОвОУ) | Проведение анализа, выявления факторов риска, определение мероприятий, способствующих устранению факторов риска |
1.2 | Анализ на уровне образовательного учреждения, распределение обучающихся по группам здоровья в динамике за 3 года | Врач, медицинский работник образовательного учреждения | 05.05. 2021 г. Февраль 2022, Январь 2023г. | Учреждение здравоохранения, (ОМПОвОУ Образовательная организация. | Разделение учащихся на I, II, III группы здоровья, выявление факторов риска по формированию заболеваний. Выбор профилактического направления работы по заболеванию. |
1.3 | Проведение анкетирования родителей | педагоги медицинский работник | 03.09. 2021 г. Сентябрь 2022г. | Образовательная организация | Оценка уровня мотивации к ЗОЖ учащихся и определение основных приоритетов дальнейшей профилактической работы |
2. | Гигиеническая оценка образовательной среды (параметры микроклимата; уровень шума; уровни искусственного и естественного освещения, коэффициент пульсации в кабинетах, спортивных залах, рекреациях; напряжение электромагнитного поля, параметры яркости и освещенности в компьютерных классах) | Заведующий | | Образовательная организация | Достижение оптимальных гигиенических показателей по всем параметрам оценки образовательной среды |
3. | Мониторинг состояния здоровья обучающихся Анализ процентного соотношения количества обучающихся, отнесенных к разным группам здоровья; процент обучающихся имеющих гармоничное физическое развитие; соотношение обучающихся, относящихся к физкультурным группам; процентное соотношения выявленных патологий. | медицинский работник, инструктор по физической культуре, педагоги - психологи | В плановом режиме. Ежегодно. | Учреждение здравоохранения. Образовательная организация. | Оценка уровня состояния здоровья обучающихся. Выявление основных факторов влияющих на здоровье обучающихся в текущем режиме. |
4 | Проведение динамических пауз | Педагоги | Ежедневно | Образовательная организация | Снижение напряжения и утомления детей |
5 | Организация и составление графика работы сенсорно – динамического озала. Проведение открытых занятий. На собраниях, педсоветах, родительских собраниях представить информацию о занятиях. | Заведующий, педагоги. | Сентябрь 2021г., 2022г.,2023г. | Образовательная организация | Повышение двигательной активности |
6 | Оформление стендов на тему ЗОЖ, психологическое здоровье детей | Педагоги | Сентябрь-октябрь 2021г., 2022г., 2023г. | Образовательная организация | Повышение уровня знаний обучающихся и родителей |
7 | Проведение консультаций и бесед на тему «Профилактика формирования психологического неблагополучия в развитии детей», «Факторы риска психологического здоровья детей», «Психологическая поддержка детей» | Медицинский работник, социальный педагог, педагог - психолог | В течение года | Образовательная организация | Повышение уровня знаний родителей |
8 | Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований к образовательной деятельности | Медицинский работник, педагоги | Ежедневно | Образовательная организация | Повысить эффективность учебного процесса. Спланировать мероприятия по снижению напряжения и утомления детей. |
9 | Соблюдение требований к занятиям. Соблюдение требований к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся; Равномерное распределение учебной нагрузки; Составление расписания уроков с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся. | Старший воспитатель, педагоги | Ежедневно | Образовательная организация | Повысить эффективность Образовательной деятельности. Спланировать мероприятия по снижению напряжения и утомления детей. Снизить заболеваемость обучающихся |
10 | Контроль режима проветривания групповых комнат кабинетов | Медицинский работник, педагоги | Ежедневно | Образовательная организация | Снизить заболеваемость обучающихся |
11 | Контроль соблюдения режима дня обучающимися в соответствии с возрастом (анкетирование, собеседование, наблюдение) режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания); время пребывания на воздухе в течение дня; продолжительность и кратность сна; продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома; свободное время. | Медицинский работник, педагоги | Ежедневно | Образовательная организация | Повысить эффективность Образовательной деятельности. Спланировать мероприятия по снижению напряжения и утомления детей. Создать условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. |
12 | Организация работы по пропаганде здорового образа жизни воспитанников (лекции, беседы, игры) | Медицинский работник, старший воспитатель, педагоги | 1 раз в месяц | Образовательная организация | Сформировать заинтересованное отношение детей к собственному здоровью. Обеспечить заинтересованное отношение педагогов и родителей к здоровью детей |
13 | Проведение психологических дней | Педагоги - психологи | 1 раз в квартал | Образовательная организация | Сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни |
14 | Проведение Дней здоровья | Педагоги, инструктор по физической культуре | Ноябрь, апрель 2021г., 2022г., 2023г. | Образовательная организация | Сформировать положительное отношение к своему здоровью |
15 | Мероприятия по здоровому образу жизни | Педагоги, инструктор по физической культуре | 1 раз в месяц | Образовательная организация | Сформировать положительное отношение к двигательной активности и совершенствованию физического состояния |
16 | Включение в темы родительских собраний бесед о психологическом здоровье детей | Педагоги | Сентябрь, январь, май 2021г., 2022г., 2023г. | Образовательная организация | Обеспечить заинтересованное отношение педагогов и родителей к здоровью детей как к главной ценности |
17 | Сбор информации о состоянии здоровья детей, оценка эффективности программы | Фельдшер, мед. сестра | 1 июня 2022г., 2023г. | Учреждение здравоохранения, кабинет/отделение организации медицинской помощи обучающимся в образовательных учреждениях (ОМПОвОУ) | Проведение анализа, отражающего динамику устранения факторов риска, оценка проведенных мероприятий, способствующих устранению факторов риска |
18 | Анализ заболеваемости воспитанников, распределение по группам здоровья | Фельдшер, врач, мед. сестра | 15 мая 2022г., 2023г. | Образовательная организация | Разделение на группы здоровья, выявление снижения заболеваемости детей |
Этапы и сроки реализации
I этап – 2021 организационно-мотивационный.
Координация деятельности педагогов и родителей ДОО на основе общей цели, направленной на комплексное решение проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
II этап – 2022 – 2023 основной.
Реализация основных направлений деятельности ДОО по здоровьесбережению.
III этап. – 2023 итогово — аналитический.
Оценка и анализ положительных и отрицательных тенденций в реализации программы, определение новых ближних и дальних перспектив.
Критерии оценки эффективности программы
положительная динамика состояния здоровья обучающихся
сформированность у обучающихся ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья, наличие навыков здорового образа жизни.
сформированность у всех категорий педагогических работников единых ценностных подходов к сохранению и укреплению здоровья детей.
удовлетворённость организацией образовательного процесса и условиями обучения со стороны родителей (законных представителей)
повышение двигательной активности
снижение заболеваемости обучающихся более чем на 10%.