Профилактическая программа
психокоррекционной работы для детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС ООО
Программа состоит из 4 подпрограмм: «Цветное настроение», «Прогоним гнев», «Хочу всё знать», «Я учусь владеть собой», «Развитие памяти и внимания», которые направлены на коррекцию когнитивной и эмоциональной сферы, агрессивного поведения, навыков эмоциональной саморегуляции, а также развитие памяти и внимания учащихся.
Можно использовать и в психокоррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Подпрограмма "Цветное настроение"
(арт - терапевтические занятия для коррекции когнитивной и эмоциональной сферы)
Пояснительная записка
Основанием для составления программы явилась необходимость в сохранении здоровья и коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ.
Система занятий в предлагаемой последовательности представляет модель краткосрочной тематически-ориентированной арт-терапии. При этом основной акцент делается на адаптационные, психопрофилактические, социально-терапевтические, воспитательные, развивающие, диагностические задачи.
Арт-терапия оказывает позитивное влияние и лишена противопоказаний. Любой человек с 5 – 6 лет, независимо от культурного опыта и художественных способностей может быть участником арт-терапевтического процесса.
Общение через экспрессивную продукцию нередко предпочтительнее вербальной коммуникации, поскольку помогает детям «спрятать» свои переживания в визуальных образах и избежать прямого контакта с взрослым (психологом, учителем).
По мере осознания своих проблем дети постепенно могут переходить к их вербализации, преодолению, разрешению.
Каждое из предложенных занятий является многоцелевым и может стать основой для системы арт-терапевтической работы с одной из наиболее часто встречающихся личностных проблем. Среди них: страхи, тревожность, агрессивность, застенчивость, проблемы общения, внутригруппового взаимодействия, взаимоотношений с окружающими и многие другие.
Длительность одной встречи составляет 30 - 40 минут (в зависимости от арт-терапевтической цели, логики работы и возраста участников). Периодичность: 1 раза в неделю.
Тема, чётко выраженная структура, определённое содержание каждого этапа занятия задают организационную упорядоченность, некоторую директивность. Однако по стилю психотерапевтических отношений, эмоциональной атмосфере арт-терапевтическое взаимодействие отличается демократичностью, творческим гуманистическим характером, личностно- ориентированно.
Предложенные техники довольно универсальны и подходят для работы со всеми возрастными группами. Могут быть адаптированы для индивидуальной арт-терапии.
Цель подпрограммы: создание психологических условий для развития эмоциональной сферы; формирования базовых и более сложных эмоций, навыков самоконтроля и саморегуляции поведения, обучение навыкам общения.
Задачи:
1.Развивать
познавательный интерес;
логическое, образное, творческое мышление, способность мыслить самостоятельно;
речь;
все виды внимания, памяти, восприятия;
эмоциональную выразительность, чувство эмпатии;
тонкую моторику рук;
уважительное отношение к окружающим;
коммуникативные навыки;
2. Формировать
3. Обучить
Я - высказыванию;
Умению слушать и понимать других;
Взаимодействию со сверстниками, с детьми более младшего или старшего возраста.
Этапы и сроки реализации
Программа рассчитана на занятия в течение одного учебного года, 1 раз в неделю. Все занятия объединены по темам и даются в строгой последовательности от простого к сложному.
Психологу необходимо вовлечь ребёнка в творческий процесс, дать ему почувствовать, что у него всё получается. Каждый раз чётко поставленная задача побуждает всё время учиться новому, продвигаться вперёд.
Содержание подпрограммы и пути её реализации
Первый раздел «Делаем вместе»: включает в себя совместное занятие детей, направленное на знакомство, снятие ситуативной тревожности, развитие коммуникативных навыков. Приобретение опыта работы с цветом.
Второй раздел «Краска и цвет»: объединяет ряд занятий направленных на развитие эмоционального восприятия цвета, освоение способов выражения собственных ощущений через рисование.
Третий раздел «Линия с характером»: занятия этого раздела научат детей понимать, различать и изображать с помощью линии различные человеческие чувства и ощущения, перевоплощаться, проигрывать различные роли и характеры.
Четвёртый раздел «Форма»: изучая форму, дети учатся более внимательно наблюдать за всем тем, что их окружает. Занятия этого раздела помогут научиться сравнивать формы различных предметов, выявлять их главные особенности и различия. Предлагаемые упражнения способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей.
Пятый раздел «Композиция»: Этот раздел предполагает как индивидуальную так и групповую работу. Ориентирован на развитие понятия того, что любая творческая работа должна представлять собой единство и гармонию всех входящих в неё элементов.
Шестой раздел «Ритм»: Ряд занятий этого раздела способствует применению полученных знаний о форме и цвете. Эти знания пригодятся детям не только в изучении ритма, но и помогут создавать свои ритмы звуков, движений, фигур и цветов.
Седьмой раздел «Роли и характеры»: Предлагаемые занятия дают возможность детям попробовать себя в разных ролях, придумывать и изображать различные характеры персонажей, вещей и предметов, выразить свои чувства и личное отношение к каждому персонажу.
Требования к знаниям на конец обучения:
сформированность представлений:
- о цвете и оттенках;
- геометрических формах;
- эмоциональных проявлениях;
- характерах.
Результаты, ожидаемые от реализации программы.
Снижение тревожности и агрессивности у детей.
Развитие творческого потенциала, цветовосприятия, моторики.
Приобретение детьми способности адаптироваться к новым условиям.
Повышение коммуникабельности, формирование у ребёнка положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми
Развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.
В зависимости от полученных результатов от реализации подпрограммы строится следующий цикл занятий.
Основная форма реализации подпрограммы индивидуальная, групповая (по возможности привлечение к программе родителей), или психолог тоже выполняет задания.
Рисование – это особый язык, на котором можно учиться говорить с помощью цвета, формы, ритма, линии, фактуры, движения. Занятия по арттерапии смогут дать ребёнку те необходимые знания, которые нужны ему для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, лучше понимал себя и других людей, выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Основные виды деятельности |
п | ф |
№ | | | Тема / название занятия | Задачи |
| Раздел 1 |
1 | | | «Делаем вместе» Лучики солнца | Развитие коммуникативных навыков, тонкой моторики рук. |
| Раздел 2 |
2 | | | Цвет и образ | «Краска и цвет» | Развитие воображения; восприятие цвета. |
3 | | Полоски: прямые и волнистые | | Развитие тонкой и общей моторики, координации движений. Понятия вертикально, горизонтально, прямой, волнистый. |
4 | | Точки и кружки | | Развитие тонкой и общей моторики, координации движений. Понятия: точка, кружок; (различия, сходство). |
5 | | Полоски, точки и кружки | | Обобщение полученного опыта. |
6 | | Мячики | | Понятия: фигура, фон. |
7 | | Бумажный веер (светлые и тёмные краски) | | Эмоциональное восприятие цвета. Развитие тонкой и общей моторики. |
8 | | Домик и дерево днём и ночью | | Закрепление понятий: светлый, тёмный. Развитие воображения. |
9 | | Почувствуй себя волшебником: (по мокрой бумаге) – точки, линии, «небо», «поляна» | | Развитие произвольности, самоконтроля, воображения, моторики. |
| Раздел 3 |
10 | | | «Линия с характером» спокойная, радостная, хитрая и т.д. | С помощью линии изобразить различные чувства и ощущения. |
11 | | | «Как зовут твоего героя» | С помощью линий создать различные образы, героев. |
12 | | | Сказочный лабиринт | Развитие воображения, фантазии. Понятие пространства листа. |
| Раздел 4 |
13 | | | «Форма» геометрические; природные; фантастические | Знакомство с формой. Изображение формы на бумаге. |
14 | | | Форма похожая на рыбу | Изображение по памяти, использование цвета в определении различных предметов и образов. |
15 | | | Превращение кружков | Работа с формой круга. |
16 | | | Маленькие строители | Развитие образного, абстрактного мышления. Работа с кубиками; цветной бумагой; карандашами. |
17 | | | Как из квадрата получился телевизор | Развитие творческого мышления, воображения. Работа с разными фигурами одного цвета. |
18 | | | Как из мячика сделать ромашку | Развитие образного мышления. Работа с разными геометрическими фигурами разных цветов. |
19 | | | Рисовальный конструктор | Комбинирование форм и цветов. |
20 | | | Как в пятне увидеть зверя | Развитие творческого воображения, мышления. |
21 | | | Как обрезок превратился в «мерседес» | Развивает образное мышление, воображение, сообразительность, произвольность |
| Раздел 5 |
22 | | | «Композиция» Расположение фигур на листе | Понятия – центр, угол, диагональ, по всей плоскости. |
23 | | | Весёлые квадратики | Закрепление пройденных тем |
24 | | | Лоскутный коврик | Развитие мышления, памяти, внимания, тонкой моторики. |
25 | | | Этот огромный космос | Развитие коммуникативных навыков |
26 | | | Волшебные бумажные тарелочки | Развитие воображения, восприятия. |
| Раздел 6 |
27 | | | «Ритм» Весёлые строчки | Ритмическое чередование фигур, цветов, деталей, формы. Счёт. |
28 | | | Чудесное ритмопревращение | Композиции в заданном ритме. |
29 | | | Собираем бусики | Использование ритма формы и цвета; бусы на тарелочке. |
| Раздел 7 |
30 | | | «Роли и характеры» Рисуем три разных дома; дерева | Развитие эмоциональной сферы; выражение чувства через рисунок. |
31 | | | Волшебный огонь | Развитие коммуникативных навыков, коллективная работа. |
32 | | | Вазы на полке | Понятия половина – целое; большое – маленькое; толстый – худой. |
33 | | | Древнее животное | Проверка степени усвоения программы, способность на практике применить полученные знания. |