Муниципальное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
ХМАО-Югра, г. Когалым
Профилактическая программа
психолого-педагогического сопровождения учащихся и родителей
«Формирование сознательных установок на здоровый образ жизни»
Педагог-психолог Орлова Н.Т.
Когалым
2018
Оглавление
Краткая аннотация ……………………………………………………………….. 2
1. Обоснование проблемной ситуации и вид программы …………………………4
3. Обоснование актуальности программы, цели и задачи, гипотеза………………4
3. Потенциальные участники программы ………………………………………......5
4. Научное, методическое обоснование …………………………………………….5
5. Обоснование необходимости реализации данной программы,
сроки программы…………………………………………………………………….. 6 6.Структура и содержание программы по формированию социальных установок
на здоровый образ жизни……………………………………………………………6-7
7. Комплексный план программы по формированию здорового образа жизни…8-9
8. Список презентаций……………………………………………………………..9-14

Краткая аннотация.
В работе описывается личный опыт и практика комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся по профилактике вредных привычек и сохранения здоровья подростков на основе использования в практической деятельности психолога современных информационных компьютерных технологий. Представлен инструментарий, созданный психологом и его учениками, и применяемый в профилактической работе в рамках школьной программы «Здоровье».
Программа включает тематику презентаций в составе занятий, призванных поэтапно формировать у подростков, родителей, учителей установку на здоровье как главную ценность.
Содержание программы имеет форму поэтапного погружения в информационное поле, которые можно использовать для учащихся, учителей и родителей. Представлены презентации учеников из тьюторской группы по пропаганде здорового стиля жизни, как наглядный результат работы.
1.Обоснование проблемной ситуации и вид программы
Недостаточность знаний родителей, учителей и учащихся о сложности и многогранности психологии наркозависимости, о психологии здоровья, недооценка влияния деструктивных отношений в семье на формирование психологических комплексов, ведущих к позиции
избегания жизненных трудностей через различные формы адикции, неспособность принятия решения в меняющемся мире – это вопросы, которые сегодня надо решать.
Пути решения этих проблем в рамках психолого-педагогического сопровождения – это проведение психологической, просветительской и профилактической работы по вопросам здоровья детей и подростков. С помощью наглядного материала и практических заданий происходит формирование осознанного отношения подростков к своему здоровью. Работа проводится непосредственно как с подростками, так и с их родителями, просвещая семью в ходе родительского лектория, с учителями проводятся беседы и лекции, тренинги здоровья.
Отвечая современным требованиям, данная программа является образовательной, так как в большей степени направлена на развитие личностного потенциала всех участников учебно-воспитательного процесса. В программе предусмотрен современный подход в решении вопросов воспитания через проектную деятельность с учениками, учителями.
Поэтому программа является комплексной, и проблема решается через систему просветительских и профилактических мероприятий со всеми, кто воспитывает подростков,
2.Обоснование актуальности программы, цели и задачи.
Сейчас активно обсуждается вопрос о психологическом сопровождении вообще и, в частности, вопросы сохранения здоровья школьников, а также о философии и стратегиях сопровождения и о других важных аспектах этого процесса. Но многие из школьных психологов задаются вопросами: «А что же и как необходимо делать практическому психологу, чтобы реализовать это сопровождение? Какие средства задействовать, чтобы процесс этот был технологичным и интересным?». На мой взгляд, использование информационных технологий - большой ресурсный и творческий потенциал, который сможет объединить всех участников сопровождения: родителей, учителей, врачей ,психолога, логопеда и самого учащегося по любой актуальной проблеме. А также использование интерактивных методов работы. Адаптация - как трактуют сегодня ученые - это способность человека принимать решения. Я бы ещё добавила и принимать за них ответственность, иначе в психологическом смысле не происходит осмысленного действия. Адаптация – это поглаживание, создание комфортных условий для развития и самореализации.
Использование компьютерных технологий – это современная, мобильная и удобная форма общения.
Компьютер стал необходимым средством в работе педагога-психолога. Введение современных технологий обучения и развития детей, позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка. Преимущества использования ИКТ открывают широкие возможности и в практической деятельности учащихся и педагога-психолога. Подготовленные тематические занятия можно легко и быстро изменить, использовать в профилактической работе с учащимися, родителями и учителями. Помимо существующего компьютерного инструментария мы самостоятельно попробовали составлять несложные игры-игрушки, творческие дети сами создавали презентации.
3. Сроки программы
Программа - долгосрочная.
1этап – организация (2016-17 уч.г.),
2 этап- адаптация (2017-18 уч.г.),
3 этап – корректировка (2018-19 уч.г.),
4 этап – внедрение и развитие (2020-2021 уч.г.)
Программа направлена на решение следующих целей и задач.
Цель- формирование осознанных установок своему здоровью через активную деятельность и повышение знаний учащихся, учителей и родителей о психологическом здоровье.
Задачи.
1.Повысить качество психолого - педагогического сопровождения по проблеме сохранения здоровья.
2. Организовать интерактивные формы профилактиктической и просветительской работы с учащимися, родителями и учителями, направленные на формирование установки осознанного отношения к своему здоровью.
3. Интегрировать информационные технологии в процесс психологического сопровождения как дополнительного средства в работе психолога по профилактике, коррекции и развитию учащихся.
4.Создать банк презентаций.
Гипотеза.
Использование информационных технологий в психолого-педагогическом сопровождении обеспечат условия для эффективной работы психолога по формированию здорового образа жизни школьников, их адаптации и развития.
4. Потенциальные участники программы.
Первая часть программы была апробирована с учащимися 8-11 классов, с подростками,
имеющими трудности в социальной и интеллектуально-познавательной адаптации, а также
с одаренными учащимися - участниками конференции «Шаг в будущее», с лидерами
детского самоуправления.
Участниками проекта были учителя и родители школы. Реализация программы возможна была при активном участии врача школы, классных руководителей при поддержке администрации школы, Совета школы.
Потенциальными участниками программы могут быть как в профилактической работе, так и в коррекцинно - развивающей работе все учащиеся, представители общественности, решающие вопросы сопровождения здоровья детей. Примером тому является проведённый городской семинар по здоровьесберегающим технологиям, на котором была представлена работа по программе и получена положительная оценка.
4. Научное, методическое обоснование.
Программа сохранения психологического здоровья построена по модели целостной информационной и практической деятельности психолога со всеми субъектами образовательного процесса, что соответствует трём основным взаимосвязанным компонентам по М.Р. Битяновой:
1). Систематическое отслеживание статуса ребёнка.
2). Создание социально-психологических условий для развития личности ребёнка.
3). Создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии.
Использование презентаций на одну и ту же тему с учётом возраста является специальным условием, которое органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога со всеми участниками образовательного процесса. Даёт возможность одновременно формировать установки здоровья у всх членов школьного коллектива и в семье.
Как показала практика, общий объем использования ИКТ в работе с различными субъектами образовательного процесса, приблизительно, распределяется следующим образом:
1) с учащимися (профилактическая работа, психодиагностика, развивающая и коррекционная работа, психологическое просвещение, групповое консультирование) - 50% от общего использования ИКТ в работе;
2) с педагогами (психодиагностика, сопровождение профессионального развития педагога, психологическое просвещение, групповое консультирование) - 30%;
3) с родителями (психологическое просвещение, групповое консультирование) -20%.
Этими цифрами подтверждается факт эффективности и востребованности
использования средств ИКТ в профилактической, просветительской и коррекционной работе психолога. Что этому способствует? Первое и немаловажное условие - это огромный интерес детей и подростков заниматься всем, что связано с компьютерами; второе и тоже важное – это широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение, динамика, лучше моделируют живую реальность, обусловливая более полное восприятие информации); третье – возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка (например: индивидуальный темп деятельности, ведущую репрезентативную систему, интересы и т.д.); четвертое – интерактивность компьютерных программ.
Компьютерные программы – это уникальное соединение техники, развлечения, психологии и педагогики. Использование этих программ способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций; повышению эффективности обучения учащихся, повышению их учебной мотивации, развитию их интеллектуальных и творческих возможностей и др.
6. Обоснование необходимости реализации данной программы.
Реализация школьной программы «Здоровья» требуют от педагога-психолога четкого алгоритма действий для реализации одной из главных проблем сопровождения – сохранение здоровья школьника, поиск оптимальных и эффективных форм работы для повышения качества образования и адаптации учащихся.
Сегодня эффективно говорить с подростком на языке информационных технологий, потому что на новом уровне можно осветить знакомую тему, но по-прежнему очень важную, так как здоровье напрямую связно с успехом в карьере и в личной жизни. Как показала практика, интерактивная форма наиболее эффективна, так как изменяет изнутри личностные установки.
7. Структура и содержание программы по формированию сознательных установок на здоровый образ жизни.
Программа состоит из 7 разделов. Содержание программы для родителей, учащихся и учителей, включает 12 занятий, призванных поэтапно формировать у старшеклассников позитивные социальные установки по отношению к компонентам здорового образа жизни, помогает реализовать себя в полезном деле. Родителям и учителям даются знания, которые помогут общаться с подростком без конфликтов, предусматривать сложные ситуации, распознавать состояние подростков и помогать им в сложных ситуациях, предостеречь от необдуманных поступков, направлять инициативу подростков на развитие положительных выборов, грамотно использовать воспитательный потенциал семьи, среды и информации. В программе уделяется внимание и здоровью учителя.
Ключевым моментом, инициирующим обсуждение тем в рамках данной системы, являются авторские презентации, каждая из которых направлена на развитие рефлексии и поиска ответов на вопросы, что для каждого из нас значит здоровье, жизнь, какие условия необходимы для сохранения хорошего настроения и психических сил. В свою очередь презентация имеет достаточный информационный материал для проведения бесед, диспутов, практических занятий. Программа рассчитана для проведения работы с обучающимися, родителями и учителями.
8. Комплексный план программы.
Разделы программы | Тематика, форма работы, целевые группы |
Родители | Учителя | Учащиеся |
Раздел1. Первичная профилактика наркозависимости, суицида, аддиктивного поведения. | Тема№1. Лекция. Психологические особенности внутрисемейных отношений, ведущих к наркотизации подростка. Презентации №.9 Тема2. Материалы к лекции «Пока не пришла беда в дом». Презентация №6 Тема №3. Роль психических расстройств в развитии аддиктивного поведения. Презентация № 1 Тема№4. Профилактика суицида. Презентация № 10 Тема№5. Диагностика употребления наркотиков. Первые признаки. Презентация№7 | Тема №1 Семинар. «Эффективность профилактики» 1.Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий по наркозависимости, алкоголизму. 2. Памятки для учителей по выявлению подростков, склонных к суициду. Тема2. Материалы к лекции «Пока не пришла беда в дом». Презентация №6 Тема №3. Роль психических расстройств в развитии аддиктивного поведения. Презентация № 1 Тема№4. Профилактика суицида. Презентация № 10 Тема№5. Диагностика употребления наркотиков. Первые признаки. Презентация№7 | Тема1. Тренинг. Формирование собственной позиции в отношении здорового стиля жизни. Справочные материалы к теме №1. Тема2. Зависимости. Как уберечься? Тема №3. Что такое суицид? Презентация №2. 2.Памятка «Что делать, если твой друг заговорил, что покончит жизнь самоубийством.» Тема №4. Употребление и злоупотребление психоактивными веществами и закон Справочные материалы. Тема № 5 Пути передачи ВИЧ. Справочные материалы. ( Проводит врач) |
Раздел 2 Психологические особенности возраста (о периодах адаптации) | Тема№6 Презентация «Как подготовить школьника к школе» Тема № 7. «Некоторые конфликтные ситуации с подростками и как их решать». 3. Лекция. Особенности адаптации в 5 классе. 4.Профилактика стрессов при сдаче экзаменов. Презентация «Советы родителям». | Тема № 6 1.Семинар «Как помочь ребёнку адаптироваться в 1 классе» Презентация №1. 2.Сеансы релаксации. Тема №7. Адаптационное занятие «Планета моего класса» Презентация «ЕГЭ. Стратегия поведения учителя» | Тема№6. 1.Большая психологическая игра « В поисках дружбы» (с советом самоуправления) 2.Сеансы Г.Н.Азовцевой уроки здоровья. Тема №7 Презентация№6.7 «Шар дружбы». Проект «Спорт и здоровье» Проект «Цвет и здоровье» |
Раздел 3. Психологическое здоровье. | Тема №8. Психологическое здоровье школьника Презентация №1. Тема №9. К здоровью школьника через развитие его эмоционального и социального интеллекта (презентация для учителей и родителей). 3.Первая любовь и стресс расставания. Презентация. | Тема №8. Психологическое здоровье учителя Презентация№7 для учителей. (с участием врача) Тема №9. К здоровью школьника через развитие его эмоционального и социального интеллекта (презентация для учителей и родителей). | Тема №8. Последствия злоупотребления психоактивными веществами. Презентация №3 Тип характера и стрессоустойчивость Тема № 9. 1.Сохранение здоровья подростков-девочек. (8-11 классы) Презентация №3 (с участием врача) Беседы с 11классами. Гражданский брак. За и против. (с участием юриста) |
Раздел4. Психоэмоциональная коррекция. | Тема№10. Сам себе психолог. Презентация из серии «Здоровье». Девять упражнений для души (управление своим эмоциональным состоянием) | Тема №10. Сам себе психолог Презентации№ 1. «Борьба с плохим настроением». 2. Формула счастья. | Тема №10. Принятие решений. 1. «Борьба с плохим настроением». 2. Формула счастья. 3.Как справится с тревогой. |
Раздел5. Половое воспитание | Тема №11 Этика семейных отношений. Презентация№3 «Трагедий в любви не бывает» (для взрослых), Первая любовь… Презентация№5 | Тема №11 Этика семейных отношений. Презентация№3 | Тема№11. Ответственное поведение. Твой любимый сказочный герой. Психология любви. О диете. Тема№12. Средства контрацепции. (проводит врач) |
Экспертиза | Анкетирование | Анкетирование | Анкетирование |
9.Список подготовленных презентаций.
(Примечание: номера презентаций в плане соответствуют номерам
в разделах)
Раздел 1.
Психопрофилактика.
(профилактика наркозависимости, суицида, аддиктивного поведения).
1.Роль психических расстройств в генезе аддиктивного поведения у несовершеннолетних.
(для родителей).

2. Профилактика суицида (для учителей, родителей, учащихся).
Вопросы для рассмотрения и рекомендации.

3Профилактика наркозависимости в школе «Здоровья, добра и радости».
4.Методические рекомендации руководителю ОУ по работе с семьями «группы риска».
5.Психологические особенности внутрисемейных отношений, ведущих к
наркотизации подростка.

6.Материалы к лекции для родителей. Помощь родителям: «Пока беда не пришла в дом».
( профилактика наркозависимости).
Никто не знает детей лучше, чем родители. Важно, чтобы мамы и папы рассказали детям о последствиях, которыми чревато употребление наркотиков!
Умейте слушать своих детей; они должны знать, что могут поговорить с Вами обо всем, и что Вы всегда выслушаете их - даже в том случае, когда речь пойдет о крайне неприятных и тяжелых для Вас вещах.

7. Диагностика наркотического опьянения (для родителей, учащихся, учителей).
Рекомендуется: не стесняясь спрашивать напрямую и досконально обо всех непонятных и беспокоящих Вас поступках и словах Вашего ребенка. Сейчас вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде «у всех так бывает» и «могут же быть тайны у человека». Наркотики продаются, и полностью исключить, что ребенок не вступит в контакт с ними, пока невозможно.

8.Успешность и причины неуспеваемости (для учителей и родителей).
9.Психологические особенности внутрисемейных отношений, ведущих к наркотизации подростка.
Раздел 2.
Психологические особенности возраста.
1. Лекция и презентация. Психологические особенности первоклассников.
( для учителей и родителей).

2. Тренинг. Некоторые конфликтные ситуации общения с подростком и пути их решения (для родителей)
3.Беседа и презентация. Подростковая агрессия и пути её преодоления.

4. Беседа и презентация. О конфликтах (для учителей и родителей).

5. Диспут с элементами тренинга. Легко ли быть молодым (для родителей.)
6.Презентация. О воспитании и дисциплине младших школьников (для родителей).
7.Как родителям подготовить ребёнка к школе. Что такое школьная зрелость? (для родителей и учителей).
8.Как выглядит логика развития адаптационного периода в 5-6 классах?
Цель: раскрыть механизмы адаптации этого возраста, и оказать помощь в сохранении здоровья.
Младший подростковый возраст характеризуется прежде всего такой особенностью, как чувство взрослости, которое предполагает отношение подростка к самому себе как к взрослому, его представление или ощущение себя в известной мере взрослым.
Первый этап адаптационного периода пятиклассников (который всего длился 4 дня) был посвящен знакомству ребят друг с другом.

Раздел3
Психологическое здоровье.
1.Психологическое здоровье школьника (для родителей и учителей).
2.К здоровью школьника через развитие его эмоционального и социального интеллекта (для учителей и родителей).
3.Сохранение здоровья подростков-девочек.
Презентация состоит из 7 занятий.
4.Сохранение здоровья подростков (для родителей, учеников ).
8. Успешность обучения и причины неуспеваемости и здоровье (для учителей и родителей).
9.Советы родителям «Как подготовиться школьнику к экзаменам» (для родителей).
10.Психологическое здоровье учителя (для учителей).
Раздел 4.
Психоэмоциональная коррекция.
1.Презентация из серии «Здоровье». Девять упражнений для души (управление своим эмоциональным состоянием)

2. Презентации «Борьба с плохим настроением».

3. Формула счастья.

4.Психологическая подготовка выпускников к экзаменам.
5.Шар дружбы (для старшеклассников).
6.О дружбе (для младших школьников).
Раздел5.
Половое воспитание.
1.Этапы любви (для школьниц).
2. «Сказка ложь. Да в ней намёк». Психологический аспект. Женский образ в русской мифологии.
(для школьниц)
3Презентация для взрослых «Трагедий в любви не бывает».
4.Презентация из серии «Психология и этика современной семейной жизни» ( о гражданском браке) .Для школьниц 11-х классов.
5.Первая любовь. ( для родителей).

6 раздел
Предпрофильная подготовка.
1. Как не допустить ошибку при выборе профессии.
7 раздел
Программа «Одарённые дети».
1. Психологическое сопровождение процесса определения одарённости в
МАОУ СОШ №1.
2. Презентация. Психологическая подготовка ораторов. « Как подготовиться к выступлению, и удачно выступить».