СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактические занятия с элементами тренинга "Актуальность проблемы подросткового суицида"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время активизировались различные интернет-сообщества — клубы для самоубийц, в которые вовлекается большое количество детей и подростков. Родители и педагоги бьют тревогу, потому что не в силах противостоять этому явлению. В этих условиях роль педагога-психолога особенно возрастает. Суицид среди учащихся можно снизить. Проводите с учащимися программу по профилактике суицидального поведения.

Просмотр содержимого документа
«Профилактические занятия с элементами тренинга "Актуальность проблемы подросткового суицида"»

ГПОУ «МСЦ ПТО им. Ф.И.Бачурина» Актуальность проблемы подросткового суицида Подготовила: педагог –психолог Ручий Н.И 2017 г.

В последнее время активизировались различные интернет-сообщества — клубы для самоубийц, в которые вовлекается большое количество детей и подростков. Родители и педагоги бьют тревогу, потому что не в силах противостоять этому явлению. В этих условиях роль педагога-психолога особенно возрастает. Суицид среди учащихся можно снизить. Проводите с учащимися программу по профилактике суицидального поведения.

Самоубийство, суицид (от лат. sui caedere — убивать себя) — целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное (но бывают случаи вынужденного самоубийства) и самостоятельное (в некоторых случаях с помощью других людей).

Актуальность проблемы подросткового суицида

Актуальность этой проблемы в подростковом возрасте связана с рядом причин и обстоятельств.

Во-первых, несформированность психики подростков и, как следствие, ранимость, импульсивность, склонность накапливать негативные эмоции, преувеличивать тяжесть переживаемых трудностей и сложностей. Для большинства подростков все происходящее имеет только две полярные оценки — «черное» и «белое», без переходов и компромиссов.

Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств самоубийств несовершеннолетних, который провела Генеральная прокуратура России, показал: 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Во-вторых, у подростков чаще, чем у взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вéртера» — самоубийство под влиянием чьего-либо примера. Интернет-ресурсы, пропагандирующие суицид, открываются и создаются чаще, чем закрываются, давая подросткам возможность свободно обсуждать смерть, суицид. Уберечь подростка от подобной информации практически невозможно.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Эффект Вéртера — массовая волна подражающих самоубийств, которые совершаются после самоубийства, широко освещенного телевидением или другими СМИ, либо описанного в популярном произведении литературы или кинематографа. Выявлен в 1974–1975 годах американским социологом
Д. Филлипсом. Он исследовал волну подражающих самоубийств, прокатившуюся по всей Европе в конце XVIII века и спровоцированную распространением романа
И.В. фон Гёте «Страдания юного Вертера» — отсюда и произошло название феномена.

В-третьих, в настоящее время установлено, что количество суицидальных попыток в подростковом возрасте многократно превышает количество осуществленных самоубийств. Многие попытки носят демонстративный (предупреждающий для взрослых) характер и совершаются в тех местах и в те часы, когда наиболее велика вероятность быть спасенным.

Доктор медицинских наук, психиатр В.Ф. Войцех считал, что часто причина детско-подросткового суицида в том, что «в сознании подростка нет негативного отношения к суициду».

Другие исследователи, например Л.В. Ким, выделили такой феномен, как «прессинг успеха» — в погоне за высокой успеваемостью и победами на различных конкурсах и соревнованиях отличники более подвержены риску суицида. Как правило, семья и школа выступают основными «факторами» доведения до самоубийства.

Доктор медицинских наук, профессор А.Г. Амбрумова выдвинула концепцию о том, что суицид — это феномен социально-психологической дезадаптации личности.

Содержание программы профилактики суицида среди подростков

Профилактика подростковых самоубийств заключается не в избегании конфликтных ситуаций — это невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным.

В девяти случаях из десяти юношеские покушения на самоубийство — не желание покончить счеты с жизнью, а крик о помощи. О подобных желаниях подростки часто говорят и предупреждают заранее: 80% суицидальных попыток совершается дома, в дневное или вечернее время, когда кто-то может вмешаться. Многие из них откровенно демонстративны, адресованы кому-то конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже.

Задачи программы:

  • снизить уровень личностной и ситуационной тревожности;

  • создать условия для того, чтобы подростки смогли выработать эффективное стресс-совладающее поведение;

  • снизить уровень депрессивных состояний;

  • выработать эффективные стратегии поведения в группе;

  • дать возможность подросткам преодолеть чувство одиночества.

Программа предназначена для учащихся 11–15 лет. Включает 21 занятие (таблица). Продолжительность занятий — 1,5–2 часа, периодичность встреч — 1–2 раза в неделю.

Результаты программы. Повышаются ресурсы личности, которые позволяют противостоять трудностям (депрессии, стрессовым состояниям, беспомощности, истощенности физического или психического плана). Формируются позитивный взгляд на жизнь, умение регулировать собственное состояние, способности преодолевать эмоциональные порывы. Конфликты, проблемные и кризисные ситуации подростки воспринимают не как конец света, но как возможность изменить что-то в своем поведении, своей жизни. Взгляд на суицидальный поступок меняется — подростки уже не воспринимают его в романтически-героическом ореоле, как смелый вызов, решительное действие, мужественное решение.

Примеры занятий по программе профилактики суицидальных рисков Ход занятий 11–12 1. Психотерапевтическая сказка «Коряга»

Предложите участникам с закрытыми глазами прослушать сказку и придумать к ней свое окончание.

Сказка «Коряга»

Давным-давно в одном прекрасном лесу среди красивых деревьев с густыми кронами и стройными стволами жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей. Долго лежала коряга среди этих деревьев, горько размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая — ни красоты, ни проку… Как ей было обидно! Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубали деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили на мебельную фабрику. «Счастливчики…, — думала Коряга, завидуя этим деревьям. — Из них изготовят красивую мебель, которая будет радовать людей и приносить им пользу, а я такая никому не нужна. Так и сгнию в этом лесу, и никто даже не узнает о моем существовании…».

Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда-то кому-то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли, попробовал на прочность, слегка согнув ее, и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут, выкинут и позабудут… Но несмотря на это она была счастлива!

В телеге Коряга оказалась в большой компании с различными палками и поленьями, и, как всегда, тут же нашлись завистники. Они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств. В довершение всех унижений телегу неожиданно тряхнуло. Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась! О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, что же с ней произойдет в конце, она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, камни, траву, за землю, но ничего не получалось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось, и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни.

Она упала в море. «Что это? Куда я попала? Что со мной будет?» — думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизведанностью, непонятностью, нереальностью. Через некоторое время на море начался шторм. Все вокруг потемнело, завыл ветер, над морем угрожающе стянулись огромные тучи.

Корягу кидало из стороны в сторону. Она то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность и думала, что этот кошмар никогда не закончится и ей точно придет конец. Но вот шторм начал потихоньку стихать, на небе показалось солнышко. Оглянувшись вокруг, Коряга увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи. Теплые морские волны словно любимое дитя убаюкивали Корягу. Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого, с кем можно было бы ее сравнивать. Здесь она была одна такая… единственная. И на душе у нее стало радостно и спокойно.

Так она плавала по волнам, пока ее не выбросило на берег. Опять безнадежность — так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Прогревшись на солнышке, коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики.

Пробудилась она от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые ее подняли. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который с восторгом повторял: «Это просто чудо! Настоящее чудо!» На нее никто не смотрел с такой любовью, и никогда она не слышала такой похвалы в свой адрес, и никто не держал ее в руках так осторожно и заботливо. Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком.

Корягу доставили туда, где было много народа, и с большим почтением поместили на стенд с надписью «Дар моря». Ее неоднократно представляли на различных конкурсах, и она завоевала огромное количество наград.

«Сколько бедствий я перенесла, — думала Коряга, — и наконец-то моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно».

Вопросы для обсуждения:

  • О какой проблеме символически рассказано в этой сказке?

  • Какую вы придумали концовку?

  • Почему именно такую?

Подведите итоги: Это история про открытие уникальности Коряги. Она учит нас самопринятию. А что такое самопринятие, по вашему мнению?.. (После того как участники выскажутся, обобщите все ответы.)

Комментарий к сказке. Метафорический кризис: непринятие своей уникальности, так как сравнение идет себя с другими; она страдает от этого; нет того, кто смог бы помочь Коряге принять свою уникальность.

Метафорический кризис: обида, зависть, крушение надежд.

Метафора: метафора «нужности», которая заключается в том, что иногда из-за желания быть нужным мы толкаем себя «на самоубийство», мы «сгораем».

Метафорический кризис: шанс изменить жизнь.

Метафора: Вода и шторм — метафорические символы души и кризиса. Когда человек меняет свою жизнь, он попадает в кризис; т. е. ему представляется возможность пережить это как шанс поменять свое мироощущение; кризис меняет человека, как шторм поменял самоощущение Коряги, погрузил ее в себя, в свою психику и ей стало спокойнее, — именно кризис принес оздоровление. Чем больше мы в своей жизни переживаем этих бурь, тем меньше у нас становится тревожных ожиданий, тем здоровее, сильнее мы становимся. Происходят видоизменения в душе, осознание себя в новом качестве.

Метафора: признание индивидуальности; придача товарного вида.

Метафора: торжество.

2. Дискуссия на тему «Кризис»

Вопросы для дискуссии:

  • С какими словами у вас ассоциируется понятие «кризис»?

  • Что вы понимаете под кризисной ситуацией? Какие ситуации можно отнести к кризисным?

  • По каким признакам окружающие могут догадаться, что человек в данный момент находится в сложной жизненной ситуации, переживает кризис?

  • Какие способы выхода из кризисных ситуаций вы могли бы предложить?

Акцентируйте внимание учащихся. Кризис — это неумение выйти из сложной жизненной ситуации. Он может наступить после катастрофы, физического насилия, разлуки с дорогим человеком, ухода из жизни близких людей, развода родителей и т. п. Часто к душевному кризису приводит участие в боевых действиях. При кризисе можно наблюдать несколько реакций (либо одну из них, либо в сочетаниях): тревогу, снижение ясности мышления из-за рассеянности и потери способности к концентрации внимания, страх, избегание или поглощение, депрессию, гнев, чувство вины, стыд.

3. Дискуссия по методу Джеффа

В разных углах помещения поставьте таблички с надписями «ЗА» и «ПРОТИВ». Зачитайте поочередно различные утверждения. Попросите участников обозначить свою точку зрения по каждому из них — для этого учащиеся должны встать рядом с соответствующей их мнению табличкой.

В процессе выполнения задания мотивируйте подростков к обсуждению и анализу высказанных мнений. Попросите их к каждому утверждению привести примеры из жизни или из художественной литературы. При этом строго следите за тем, чтобы участники соблюдали принцип безоценочности высказываний.

Предложите учащимся ответить на вопросы:

  • Почему люди приходят к мысли о самоубийстве?

  • Какими мотивами они руководствуются?

Акцентируйте внимание учащихся. Психология самоубийства — это прежде всего психология безнадежности, обиды, обиды на жизнь, на других людей, на весь мир; психология замыкания человека в самом себе, в своей собственной тьме. Причин для самоубийства множество. Люди убивают себя из-за несчастной любви, сильной страсти или не сложившейся семейной жизни, бессилия, позора, бесчестия, из-за потери состояния и нужды. Убивают, чтобы избежать измены и предательства; из-за безнадежной болезни и страха перед мучительными страданиями. Бывали случаи, когда люди совершали самоубийство из-за страха заразиться холерой. Самоубийство может совершаться по мотивам эстетическим, из желания умереть молодым, вызвать к себе особую симпатию.

Иногда самоубийца может производить впечатление сильного человека, ведь нелегко покончить с собой, нужна безумная решительность. Но в действительности это не так. Самоубийство — это малодушие, отказ проявить духовную силу, отказ от борьбы, отказ от перемен в собственной жизни, нежелание взять ответственность за свою жизнь.

Материал к дискуссии. Утверждения

1. Судьба определенно не справедлива ко мне.

2. Лучше вообще не жить, чем жить плохо.

3. Если человек совершил какой-то промах в обществе, то об этом будут помнить все и всегда.

4. Если мои родные не пытаются меня понять и принять, я их могу наказать тем, что покончу с собой, — пусть знают!

5. Суицид — это лучший способ быстро и навсегда избавиться от накопившихся проблем.

4. Тренинг разрешения проблемных ситуаций

Предложите учащимся методом «мозгового штурма» выработать наиболее эффективные способы поведения в кризисных ситуациях, ответив на вопросы:

  • Какие жизненные трудности, проблемные, критические ситуации могут произойти в жизни ваших сверстников?

  • Как обычно ведут себя люди в данных ситуациях? (Предложенные варианты запишите на доске.)

  • Как вы обычно ведете себя в критической ситуации? (Вопрос для самоанализа.)

После того как учащиеся выскажутся, распределите все названные способы на конструктивные и неконструктивные.

Подведите учащихся к выводу о последствиях неконструктивных способов (употребление алкоголя, психоактивных веществ, суицид). Сохраняется и накапливается напряжение; есть уход от проблемы, но нет ее решения, могут возникнуть негативные последствия; употребление психоактивных веществ — это болото, из которого не выбраться; самоуничтожение не ведет к разрешению проблемы.

5. Моделирование ситуации «Проблема»

Расставьте в круг стулья и попросите учащихся встать за них. Пригласите в центр одного участника (А), предложите ему придумать себе имя и проблемную ситуацию (обозначьте ее стулом, поставив его перед, А). Разыграйте следующую сценку: некий знакомый Б (второй участник) предлагает, А наркотик как способ забыть проблему. Тот соглашается — проблема немного отдаляется (отодвиньте от, А стул-проблему). Далее сообщите о том, что у, А могут возникнуть другие проблемы, и предложите остальным участникам придумать какие (с полицией, родителями, школой, со здоровьем и т. п.). Каждая проблема обозначается стулом, который участник двигает к А. В конце сообщите о том, что и первая проблема усугубилась, и придвиньте стул к остальным.

Обсуждение. Попросите участников поделиться чувствами, которые возникали по ходу сценки, в процессе усугубления первоначальной проблемы.

Акцентируйте внимание подростков. С помощью неконструктивных способов (в данном случае — наркотика) проблема не разрешается. Она лишь может отодвинуться на время, но потом к ней обязательно присоединятся и другие. В любой проблемной ситуации возникают негативные чувства, эмоции, напряжение. Важно их не отодвигать, а определенным образом прорабатывать, выражать, давать им выход, используя конструктивные способы, которые не позволят нанести вред себе и другому человеку.

Попросите учащихся придумать свои варианты таких способов, все ответы запишите.

6. Тренинг разрешения проблемных ситуаций

Попросите участников разделиться на группы и выбрать какую-либо актуальную проблему. Задача — в течение трех минут придумать сценку, отразив в ней суть влияния проблемной ситуации на жизнь человека. По истечении времени каждая группа представляет результат своей работы.

Обсуждение. Рассмотрите вместе с учащимися пути решения проблем с разных позиций: пассивной («Меня заставили; так получилось; все пошли, и я пошел; он сказал, и я сделал; меня все достали») и активной.

Акцентируйте внимание учащихся. Принятие ответственности по отношению к проблеме (активная позиция) способствуют ее решению. Если проблема возникла, следует:

  • ответить на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ситуация разрешилась?»;

  • оценить собственные ресурсы;

  • сказать себе «Проблемы в жизни — нормальное неизбежное явление»;

  • сформировать уверенность в том, что существуют эффективные способы решения проблемы;

  • принять ее не как угрожающую, а как нормальную ситуацию, которая несет изменение;

  • найти всю доступную информацию о проблеме → разделить информацию на объективную и субъективную (непроверенную);

  • определить факторы и обстоятельства, которые делают ситуацию проблемной, то есть препятствуют достижению целей;

  • сформулировать реалистичные цели решения проблемы с описанием деталей желательного исхода;

  • сформулировать как можно больше альтернативных вариантов решения проблемы;

  • проанализировать имеющиеся возможности разрешения проблемы → выбрать из них наиболее эффективные, которые приведут к полному разрешению проблемы и к положительным последствиям (кратковременным/долговременным, направленным на себя /направленным на окружающих) → проанализировать возможные последствия → выполнить решение → оценить его эффективность, поощрить себя.

7. Психологические рекомендации «Как преодолеть кризис»

Ваше слово: Кризис затрагивает не только эмоциональную сферу, но и привычный уклад жизни, вносит неопределенность в будущее. Поэтому, чтобы выйти из кризиса, необходимо: 1) преодолеть негативные чувства; 2) преодолеть проблемы, к которым он привел.

Как преодолеть негативные чувства. При кризисе образуются два порочных круга, каждый из которых подпитывает сам себя. Первый — это тревога, паника, второй — депрессия, отчаяние. Для выхода из кризиса нужно преодолеть прежде всего эти негативные эмоциональные состояния.

Главное в преодолении эмоционального беспокойства — не сдерживать чувства, которые возникли по поводу случившегося. Это могут быть: грусть, печаль, повторяющиеся или насильственно внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, вспышки воспоминаний, кошмарные сны, избегание напоминаний о событии, равнодушие, утомляемость. Эти чувства — обязательная проработка сознанием и бессознательным того, что произошло, адаптация к ним. Это все естественно, но не безболезненно.

Главное в преодолении чувств — проговаривать с кем-либо, кому вы симпатизируете, испытываете доверие, то, что с вами произошло. Если вы интроверт (человек, обращенный внутрь себя) и вам трудно кому-либо рассказывать о себе, напишите то, что вы пережили. Особенно это касается кризиса, связанного с разрывом отношений с близкими людьми. Написанное потом можно сжечь, но можно и не сжигать. Так, например, И.В. фон Гёте, после того как расстался с любимой девушкой, описал свои чувства в романе «Страдания молодого Вертера». Г. Х. Андерсен, после того как девушка отказалась выйти за него замуж, написал сказки «Гадкий утенок» и «Снежная королева».

Часто человек, испытывая чувство вины, принимает желаемое за действительное («если бы я сделал это и это, то не произошло бы того, что произошло»; «если бы я не ушла, он был бы жив»; «если бы я был таким-то и таким-то, то она бы меня не бросила»). Это не приведет к уменьшению негативных чувств, потому что событие уже произошло, ничего не вернешь. Это свершившийся факт.

Иногда травматическое событие может быть настолько сильным, что человек избегает о нем говорить, вытесняет его в подсознание и забывает о нем. Однако травма дает о себе знать в самых неожиданных случаях, и никто не знает, когда это может случиться. В таких случаях необходимо обратиться к специалистам: психологу или психотерапевту.

Когда пик отрицательных переживаний начнет спадать, преодолеть чувства поможет взгляд на себя со стороны. Для этого подумайте о том, как бы поступил в этой ситуации тот, кем вы восхищаетесь, кого уважаете. Или представьте себе, что вы хотите помочь человеку, оказавшемуся в подобной ситуации. Что бы вы ему посоветовали? Какими качествами он должен обладать, чтобы пережить и выстоять?

Как преодолеть проблемы. Преодолеть проблемы, порожденные кризисом, можно только с активной позиции, с изменения собственного поведения. Это трудно сделать, так как все время прокручивается одно и то же, т. е. проблема видится очень узко, как будто вы смотрите на нее из туннеля. Этот «туннельный эффект» надо преодолеть с помощью «расширения его границ». Для этого найдите информацию о том, как решали похожие проблемы другие люди, вспомните, как вы сами раньше выходили из подобных ситуаций. Сбор информации поможет найти новые способы решения проблемы, о которых вы, возможно, даже и не подозревали. Кроме того, составьте план в письменном виде, что нужно сделать, чтобы выйти из кризиса. Это даст вам ощущение контроля над ситуацией и уменьшит чувство неопределенности.

Находясь в проблемной ситуации, человек испытывает стресс. Даже если негативные эмоции выплеснулись, все равно он может чувствовать себя не вполне комфортно. Не до конца удовлетворена потребность в безопасности, сложно достичь успокоения и гармонии. В таком случае можно использовать определенные техники, открывающие каждому человеку его внутренний ресурс устойчивости к стрессу и напряженной ситуации, который позволит найти силы для решения проблемы.

Обсуждение. Предложите учащимся поразмышлять над следующими высказываниями.

Высказывания

1. В этом мире есть, по крайней мере, три человека, которые любят тебя.

2. Одна твоя улыбка обрадует кого-то, даже если он не любит тебя.

3. Каждую ночь кто-то думает о тебе перед тем, как лечь спать.

4. Для кого-то ты — целый мир.

5. Ты особенный и неповторимый человек.

6. Кто-то, о ком ты даже не знаешь, любит тебя.

7. Когда ты думаешь, что мир отвернулся от тебя, взгляни: скорее всего, это ты отвернулся от него.

8. Когда ты хочешь чего-то, но думаешь, что не сможешь этого добиться, ты скорее всего этого не добьешься. Но если веришь в себя, то рано или поздно ты получишь то, что хочешь.

9. Вспоминай чаще о комплиментах, которые тебе говорят. Забывай злобные высказывания и насмешки.

8. Упражнение «Мои внутренние ресурсы»

Для упражнения необходимо музыкальное сопровождение.

Ваше слово: Любой человек может найти в себе внутренние ресурсы и силы для решения возникших у него проблем. Для этого нужно уметь отвлекаться от внешних обстоятельств — они нам часто мешают понять самих себя. Сейчас мы отправимся с вами в увлекательное путешествие за уникальным даром.

Сядьте удобно, закройте глаза и расслабьтесь. Сделайте несколько глубоких вдохов и следуйте в воображении за моими словами.

Вы открываете дверь, которая ведет на улицу, и оказываетесь на лугу. Оглядываясь вокруг, вы замечаете яркость света и красок, траву, небо, солнце. Вы ощущаете легкий ветерок, нежно обдувающий лицо, чувствуете запах травы и цветов. Вы собираетесь в увлекательное путешествие. Чтобы добраться туда, куда вы хотите, вам нужен особый транспорт. Вы поднимаете глаза и видите волшебный летающий ковер, который устремляется к вам. Вы подходите к ковру и садитесь на него.

Ковер взлетает, вы чувствуете, как он поднимает вас все выше и выше над землей. Вы ощущаете себя в безопасности, зная, что вы не можете упасть. Вы приближаетесь к горам, к одному из самых высоких пиков. Ковер приближается к необычному месту, напоминающему большую пещеру. Стены покрыты кристаллами, похожими на драгоценные камни, они переливаются и сверкают.

Каким-то образом вы понимаете, что это обитель проводника. Он появляется, держа в руках сундучок с подарком для вас, и вручает его вам. Вы поражены его красотой. Проводник говорит вам, что содержимое сундучка является тем, чем вы обладаете. Открыв сундучок, вы видите подарок и рассматриваете его. Как только вы поймете, на что он похож, вы сможете установить связь между этим предметом и вашими внутренними возможностями.

Затем проводник говорит, что вы можете задать вопросы об этом подарке, и вы их задаете. (Сделайте длинную паузу.) Вы понимаете, что вам пора прощаться с проводником, благодарите его за драгоценный дар. Зная, что вы еще можете встретиться, вы не прощаетесь с ним и направляетесь к ковру, положив подарок в сундучок и бережно неся его с собой.

Вы идете к выходу из пещеры, садитесь на ковер и взлетаете. Возвратившись к месту, откуда вы улетали, вы сходите с волшебного ковра, он поднимается, а вы провожаете его взглядом. Вы совершили путешествие во времени и пространстве и возвращаетесь в комнату. Не торопясь, прислушиваетесь, понимая, что вокруг находятся другие участники, открываете глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Обсуждение. Попросите учащихся поделиться впечатлениями о путешествии. Желающие могут рассказать, что получили в дар, о чем шел разговор с проводником. Предложите подросткам дома нарисовать свой необыкновенный подарок и повесить рисунок на видное место, чтобы он напоминал каждому о его собственных ресурсах.