Профилактическое занятие для педагогов с элементами тренинга
«Сохраним себя для себя»
Разработала: педагог-психолог
Сыромятникова А.В.
Цель: профилактика эмоционального выгорания, укрепление психического здоровья педагогов.
Задачи:
-знакомство с приёмами психологической саморегуляции;
- обучение способам снятия напряжения и расслабления;
-создание благоприятной атмосферы, способствующей стабилизации душевного состояния, гармонизации эмоциональной сферы.
Форма работы: групповая (10-12 человек).
Материалы: цветные карандаши, бумага, краски, кисточки, музыкальное сопровождение, мячик.
Ход занятия.
Приветствие. Вступительное слово ведущего.Знакомство с правилами работы в группе.
Упражнение для разогрева группы «Вы ещё не знаете, что я люблю…» (техника «Снежный ком»).
Теоретический блок:
психологическое здоровье, признаки
информирование о разновидности стрессов (по Н.В. Самоукиной)
феномен «выгорания» педагогов
4. Практикум по саморегуляции, обучение способам снятия нервно-мышечного напряжения:
упражнение для активизации, снятия напряжения «Удержи карандаш», обсуждение
«Активная мышечная релаксация» - снятие мышечных зажимов (прорабатываются последовательно части тела: лицо, шея, руки, пресс, бёдра, голени, стопы)
Упражнение «Гора с плеч»
Упражнение «Головной убор»
Обсуждение самочувствия, актуального состояния
Дыхательные упражнения: «Медленный вдох - медленный выдох, «Дыхание через диафрагму». Обсуждение.
Релаксационное упражнение «Рисование» (с элементами арт-терапии), обсуждение продукта творческой деятельности.
Медитативное упражнение «Сад моей души».
5.Завершение занятия. Рефлексия. Вручение памяток.
Упражнение «Аплодисменты».
Литература:
Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. – СПб, 2007.
Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом. – М., 2002.
Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб., 2005.
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.,2005.
Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2003.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль, 2002.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М., 2005.
Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. - СПб., 2003
Электронный ресурс: 5psy.ru – психологический портал
ПРИЛОЖЕНИЯ
Стадии профессионального выгорания
Первая стадия:
приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний;
исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.
Вторая стадия:
возникают недоразумения с коллегами;
появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.
Третья стадия:
Симптомы профессионального выгорания.
Первая группа: Психофизические симптомы
Чувство постоянной усталости не только вечером, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости)
Ощущение эмоционального и физического истощения
Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию)
Общая ассенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей)
Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта
Резкая потеря или резкое увеличение веса
Полная или частичная бессонница
Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня
Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке
Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обаяния, потеря внутренних, телесных ощущений
Вторая группа: Социально-психологические симптомы
Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности)
Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события
Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения, уход в себя)
Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность)
Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что « что - то не так, как надо»)
Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или « я не справлюсь»
Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»)
Третья группа: Поведенческие симптомы
Ощущение, что работа становиться все тяжелее и тяжелее, а выполнить ее - все труднее и труднее
Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы)
Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает
Педагог затрудняется в принятии решений
Чувство бесполезности, неверия в улучшения, снижения энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам
Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий
Дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности
Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Профилактика профессионального выгорания
НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям возможность обсуждать их вместе с вами.
НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
ПОЗИТИВНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ:
У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ!
Я ПОЛЕЗНА И НУЖНА!
Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ!
Я УМЕЮ СЛУШАТЬ!
Я УМЕЮ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ!
Я ПОЛНА ХОРОШИХ ИДЕЙ!
У МЕНЯ СКАЗОЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ!
Я ОЧЕНЬ УМНАЯ!
У МЕНЯ ВЫДАЮЩИЕСЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ!
Я МОГУ СДЕЛАТЬ ВСЕ, К ЧЕМУ ПРИЛОЖУ МОЗГИ!
Я УВЕРЕНА В СЕБЕ – Я СПРАВЛЮСЬ!
Я ВЕРЮ В СЕБЯ!
МНЕ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ВЕЗЕТ!
Я ВСЕГДА ОКАЗЫВАЮСЬ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ!
Я СЧАСТЛИВА!
Я ВСЕГДА ДЕЛАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!
СО МНОЙ ВСЕГДА СЛУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ!
МНЕ ХОРОШО БЫТЬ С САМОЙ СОБОЮ!
ЛЮДИ РАДЫ ВИДЕТЬ МЕНЯ!
Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, И ОНА ОЧЕНЬ ИТЕРЕСНАЯ!
Я ВСЕГДА СТАРАЮСЬ!
Я УНИКАЛЬНАЯ И ОСОБЕННАЯ!
Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!
Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!
МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!
Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!
Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!
Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!
Я САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!
КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ Я СТАНОВЛЮСЬ ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ!
Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ!
Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!
Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!
Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!
Я ВЕРЮ ТОЛЬКО В ЛУЧШЕЕ!
У МЕНЯ ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР!
МОИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!
Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ РАБОТУ!
Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!
Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!
МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!
Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!
Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!
Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!
Я САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!
Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!
Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!
Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!
Анкета «Обратная связь».
Степень включенности 0 1 2 3 4 5 (обвести)
Что Вам понравилось, было интересно?
________________________________________________________
________________________________________________________
Что Вам не понравилось, не вызвало интереса? Почему?
________________________________________________________
________________________________________________________
Мысли после занятия:
О себе:_________________________________________________
О группе:_______________________________________________
Ваши замечания и пожелания:
________________________________________________________
________________________________________________________
Спасибо за участие в работе!