СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактическое занятие для педагогов с элементами тренинга "Сохраним себя для себя".

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложены упражнения для снятия мышечного напряжения, обучения педагогов приёмам саморегуляции и релаксации.

Просмотр содержимого документа
«Профилактическое занятие для педагогов с элементами тренинга "Сохраним себя для себя".»

Профилактическое занятие для педагогов с элементами тренинга

«Сохраним себя для себя»

Разработала: педагог-психолог

Сыромятникова А.В.

Цель: профилактика эмоционального выгорания, укрепление психического здоровья педагогов.

Задачи:

-знакомство с приёмами психологической саморегуляции;

- обучение способам снятия напряжения и расслабления;

-создание благоприятной атмосферы, способствующей стабилизации душевного состояния, гармонизации эмоциональной сферы.

Форма работы: групповая (10-12 человек).

Материалы: цветные карандаши, бумага, краски, кисточки, музыкальное сопровождение, мячик.

Ход занятия.

  1. Приветствие. Вступительное слово ведущего.Знакомство с правилами работы в группе.

  2. Упражнение для разогрева группы «Вы ещё не знаете, что я люблю…» (техника «Снежный ком»).

  3. Теоретический блок:

  • психологическое здоровье, признаки

  • информирование о разновидности стрессов (по Н.В. Самоукиной)

  • феномен «выгорания» педагогов

4. Практикум по саморегуляции, обучение способам снятия нервно-мышечного напряжения:

  • упражнение для активизации, снятия напряжения «Удержи карандаш», обсуждение

  • «Активная мышечная релаксация» - снятие мышечных зажимов (прорабатываются последовательно части тела: лицо, шея, руки, пресс, бёдра, голени, стопы)

  • Упражнение «Гора с плеч»

  • Упражнение «Головной убор»

  • Обсуждение самочувствия, актуального состояния

  • Дыхательные упражнения: «Медленный вдох - медленный выдох, «Дыхание через диафрагму». Обсуждение.

  • Релаксационное упражнение «Рисование» (с элементами арт-терапии), обсуждение продукта творческой деятельности.

  • Медитативное упражнение «Сад моей души».

5.Завершение занятия. Рефлексия. Вручение памяток.

Упражнение «Аплодисменты».




Литература:

  1. Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. – СПб, 2007.

  2. Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом. – М., 2002.

  3. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб., 2005.

  4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.,2005.

  5. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2003.

  6. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль, 2002.

  7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М., 2005.

  8. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. - СПб., 2003

  9. Электронный ресурс: 5psy.ru – психологический портал






















ПРИЛОЖЕНИЯ

Стадии профессионального выгорания

Первая стадия:

  • приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний;

  • исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;

  • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая стадия:

  • возникают недоразумения с коллегами;

  • появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.

Третья стадия:

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным;

  • безразличие ко всему.


Симптомы профессионального выгорания.

Первая группа: Психофизические симптомы

  • Чувство постоянной усталости не только вечером, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости)

  • Ощущение эмоционального и физического истощения

  • Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию)

  • Общая ассенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей)

  • Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта

  • Резкая потеря или резкое увеличение веса

  • Полная или частичная бессонница

  • Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня

  • Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке

  • Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обаяния, потеря внутренних, телесных ощущений

Вторая группа: Социально-психологические симптомы

  • Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности)

  • Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события

  • Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения, уход в себя)

  • Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность)

  • Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что « что - то не так, как надо»)

  • Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или « я не справлюсь»

  • Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»)

Третья группа: Поведенческие симптомы

  • Ощущение, что работа становиться все тяжелее и тяжелее, а выполнить ее - все труднее и труднее

  • Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы)

  • Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает

  • Педагог затрудняется в принятии решений

  • Чувство бесполезности, неверия в улучшения, снижения энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам

  • Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий

  • Дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности

  • Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Профилактика профессионального выгорания


  • НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям возможность обсуждать их вместе с вами.

  • НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

  • НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

  • НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.

  • Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

  • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.



ПОЗИТИВНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ:


У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ!

Я ПОЛЕЗНА И НУЖНА!

Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ!

Я УМЕЮ СЛУШАТЬ!

Я УМЕЮ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ!

Я ПОЛНА ХОРОШИХ ИДЕЙ!

У МЕНЯ СКАЗОЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ!

Я ОЧЕНЬ УМНАЯ!

У МЕНЯ ВЫДАЮЩИЕСЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ!

Я МОГУ СДЕЛАТЬ ВСЕ, К ЧЕМУ ПРИЛОЖУ МОЗГИ!

Я УВЕРЕНА В СЕБЕ – Я СПРАВЛЮСЬ!

Я ВЕРЮ В СЕБЯ!

МНЕ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ВЕЗЕТ!

Я ВСЕГДА ОКАЗЫВАЮСЬ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ!

Я СЧАСТЛИВА!

Я ВСЕГДА ДЕЛАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!

СО МНОЙ ВСЕГДА СЛУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ!

МНЕ ХОРОШО БЫТЬ С САМОЙ СОБОЮ!

ЛЮДИ РАДЫ ВИДЕТЬ МЕНЯ!

Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, И ОНА ОЧЕНЬ ИТЕРЕСНАЯ!

Я ВСЕГДА СТАРАЮСЬ!

Я УНИКАЛЬНАЯ И ОСОБЕННАЯ!

Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!

Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!

МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!

Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!

Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!

Я САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!

КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ Я СТАНОВЛЮСЬ ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ!

Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ!

Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!

Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!

Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!

Я ВЕРЮ ТОЛЬКО В ЛУЧШЕЕ!

У МЕНЯ ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР!

МОИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ РАБОТУ!

Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!

Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!

МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!

Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!

Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!

Я САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!

Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!

Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!

Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!



Анкета «Обратная связь».


Степень включенности 0 1 2 3 4 5 (обвести)



Что Вам понравилось, было интересно?

________________________________________________________

________________________________________________________


Что Вам не понравилось, не вызвало интереса? Почему?

________________________________________________________

________________________________________________________


Мысли после занятия:

О себе:_________________________________________________

О группе:_______________________________________________


Ваши замечания и пожелания:

________________________________________________________

________________________________________________________


Спасибо за участие в работе!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!