ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ, КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.
Педагог-психолог ГБУ КО
«школа-интернат №7 п.Большое Исаково»
Любинина Ксения Николаевна
Рост алкоголизации и наркотизации является неотъемлемой частью широко распространенных социальных недугов. Особую тревогу вызывает распространение психоактивных веществ (ПАВ) среди подрастающего поколения. Особая опасность употребления ПАВ в детском и подростковом возрасте заключается в том, что указанный контингент в силу незавершенности возрастного психического и физического развития быстрее, чем взрослые, попадает в болезненную зависимость.
В данной ситуации актуальность ведения профилактической работы по предупреждению употребления детьми и подростками ПАВ является бесспорной. В профилактике алкоголизма и наркомании одним из приоритетных направлений признано превентивное образование учащихся, и это вполне объективно в связи с тем, что у большинства детей и подростков отсутствуют превентивная психологическая защита, ценностный барьер, препятствующий приобщению к ПАВ.
Образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики аддиктивного поведения и позволяет:
- формировать навыки ведения здорового образа жизни (ЗОЖ) в процессе обучения;
- формировать уровень притязаний и самооценку детей и подростков;
- осуществлять совместную работы с семьями учащихся;
- привлекать различных специалистов (медиков, психологов, представителей силовых структур и др.) для осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий.
Однако реальная действительность свидетельствует о том, что педагогический состав до сих пор недостаточно включен в разработку необходимых профилактических программ и концепций и считает задачу профилактики и сохранения здоровья детей вторичной по отношению к базовому учебно-воспитательному процессу, что резко снижает эффективность работы в образовательных учреждениях; не разработаны в достаточной мере эффективные педагогические технологии перевода знаний о здоровье и ЗОЖ на поведенческий уровень, и при существующем многообразии локальных экспериментальных профилактических программ у учебных заведений, как правило, отсутствует информация о них, нет критериев эффективности и оценки.
С учетом вышесказанного представленные методические рекомендации, адресованные классным руководителям, педагогам образовательных учреждений, и разработаны с целью повышения их компетентности в вопросах профилактики употребления ПАВ детьми и подростками.
Основные приоритеты профилактической работы.
Профилактика - система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья.
Первичная профилактика - комплекс превентивных мероприятий, направленных на предупреждение формирования негативных ценностей и мотивов употребления ПАВ, пропаганду ЗОЖ. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не имеющим проявлений алкогольной и табачной зависимости. Она рассчитана на все население, но прежде всего на детей и подростков и осуществляется с целью предотвращения их вовлечения в потребление ПАВ.
Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т. д.
Основные задачи первичной профилактической деятельности:
формирование мотивации подростков на эффективное физическое и социально-психологическое развитие, позитивное отношение к окружающему мнению, стремление вести ЗОЖ;
формирование знаний и навыков в области противодействия употреблению табака и алкоголя у детей дошкольного возраста, родителей и учителей;
формирование навыков социально-поддерживающего и стресспреодолевающего поведения.
Методологические аспекты первичной профилактики зависимости от ПАВ у детей имеют ряд особенностей:
1. Групповая работа с учащимися. Для нее необходимы навыки работы с группой, возможность донести до участников группы информацию, помощь в приобретении знаний, развитии позитивных навыков в противодействии предложенного приема спиртного и курения.
Работа в малых группах - взаимодействие учащихся лицом к лицу, приобретение навыков такого взаимодействия (лидерство, умение общаться, принимать решения и преодолевать конфликты).
Упражнения-энергизаторы - для повышения концентрации внимания и преодоления усталости в группе.
Установление положительной эмоциональной атмосферы при проведении занятий (недопустимость критиканства, уважение чувств окружающих, конфиденциальность).
Вторичная профилактика - раннее выявление начавших употреблять ПАВ и помощь потенциально зависимым лицам во избежание активизации, у них психической и физической зависимости. Она ориентирована на группы риска. Целевыми группами этой формы профилактики являются молодые люди, подростки и дети, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь, наркотические и токсические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любых ПАВ (подростки с явлениями социально-педагогической запущенности, с пограничными нервно-психическими расстройствами, с отягощенной наследственностью, дети из неблагополучных семей и т. д.).
Цель вторичной профилактики - сократить продолжительность воздействия проблемы и ограничить степень вреда, который она причиняет личности и обществу.
Задачи вторичной профилактики:
распознавание случаев опасного и вредного потребления ПАВ;
оказание многопрофильной специализированной помощи;
осуществление целевых вмешательств по изменению образа жизни;
работа с родителями детей данной группы.
Третичная профилактика направлена на достижение и сохранение повышенного уровня индивидуального функционирования и реабилитации, раннее восстановление сети общественных связей, а также организацию эффективных медико-психологических и социальных программ. Она включает диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия.
Цель третичной профилактики - предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание социальной дееспособности человека.
Задачи третичной профилактики:
формирование реабилитационной среды (реализация реабилитационных программ, включающих психотерапевтические, психологические, социальные и духовные методики);
создание групп взаимопомощи;
взаимодействие с группами «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы»;
работа с семьей зависимых лиц.
Модели профилактической работы с детьми.
Содержанием профилактической антинаркотической пропаганды до недавнего времени являлось описание отрицательных последствий злоупотребления ПАВ. Считалось, что чем более страшной и обильной будет информация о последствиях злоупотребления, тем более отрицательное отношение к ним выработается у подростков и, следовательно, тем меньше шансов, что школьники захотят их попробовать. Миновали те времена, когда популярными были традиционные обучающие программы, которые ставили своей целью формирование у школьников представления о риске, связанном с употреблением ПАВ, и тем самым создание отрицательных установок по отношению к ним. Школьники прекрасно знают, что курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков чрезвычайно вредны для организма человека, однако на себя это не переносят и к любому воспитательному воздействию по этой проблеме относятся очень сдержанно, не выказывая интереса. Будущее - за новым поколением профилактических программ, которые базируются на более полном понимании причин приобщения. Использование профилактических программ такого типа поможет устранить противоречие между знанием и реальным поведением детей.
На сегодняшний день главным направлением в плане профилактики видится работа со здоровыми детьми с целью формирования у них знаний, привычек и способностей к ЗОЖ. Путь решения этой задачи - выделение и введение живых образцов нормальной и здоровой жизнедеятельности, их культивирование и распространение.
В связи с тем, что до сих пор эксперты не пришли к единому мнению о том, какие профилактические стратегии наиболее эффективны, вероятно, наиболее удачной будет комбинация профилактических стратегий, направленных на:
изменение отношения детей и подростков к ПАВ (бесполезно ожидать от ПАВ блага, решения своих проблем);
уменьшение влияния факторов риска;
выработку механизмов и навыков сопротивления зависимостям,
усиление защитных факторов;
изменение норм поведения в обществе в целом.
Профилактика должна быть, прежде всего, позитивной в своей основе. Это значит, что главное здесь - гигиеническое и культурное воспитание, привитие с раннего детства жизнеутверждающих потребностей и навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья, развитие способностей к достижению социального благополучия.
Формы ведения первичной профилактики
К методам первичной профилактики относят следующие традиционные и инновационные формы работы:
Лекции
Лекция является традиционным, одним из самых древних и в настоящее время очень распространенным методом обучения. Лекция представляет собой монолог (выступление, рассказ) преподавателя при ограниченной доле обсуждения.
Преимущества лекций:
является непревзойденным средством изложения большого объема теоретического материала в короткий срок;
позволяет осветить и развить множество теорий, концепций, подходов и идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты;
чрезвычайно эффективна с экономической точки зрения, поскольку один преподаватель может работать одновременно с десятками учеников.
Однако у лекций отмечается также немало недостатков:
роль обучающихся ограничивается восприятием и самостоятельным осмыслением материала, с их стороны отсутствуют практические действия;
отсутствует отработка практических навыков и умений, формирование нового типа поведения, отношений;
отсутствует обратная связь;
трудно контролировать степень усвоения материала и корректировать обучение;
для эффективности лекций требуется высокий уровень лекторского искусства;
часто бывает скучной, быстро забывается, поэтому требует повышенной внешней и внутренней мотивации.
Беседа, опрос
Беседа - это активный метод получения информации на основе вербальной коммуникации, состоящий из ответов на вопросы, поставленные педагогом при общении. При организации педагогической профилактики опрос (устный, письменный) учащихся выполняет целый ряд важных функций. Во-первых, при помощи опроса можно определить актуальность профилактики как таковой для конкретной группы детей. Во-вторых, полученные данные позволяют выявить преимущественные направления профилактики, на что прежде всего следует обратить внимание: на борьбу с курением, использованием токсических веществ, наркотиков и др. В-третьих, результаты опроса могут служить показателем эффективности работы педагога.
Этот метод не требует какого-либо специального оснащения и в то же время как ни один другой предъявляет высокие требования к экспериментатору-педагогу - его мастерству, профессиональной зрелости, опыту, предполагающим построение заинтересованного общения между двумя людьми.
Тип беседы определяется в соответствии со следующими критериями:
особенности предварительно подготовленного плана (программа, стратегия);
характер стандартизации беседы, т. е. ее тактика.
Под программой и стратегией подразумевают составленные в соответствии с целями и задачами беседы перечень смысловых тем и последовательность их обсуждения. В стандартизированной беседе инициатива принадлежит специалисту, задающему вопросы. В зависимости от содержания вопросы условно могут быть разделены на диагностирующие и аналитические. Диагностирующие вопросы предполагают выявление конкретных характеристик в школьном коллективе. Аналитические вопросы направлены на изучение отношения подростков к различным аспектам молодежного табакокурения и алкоголизма.
В зависимости от формы выделяют прямые и косвенные, альтернативные и поливариантные вопросы. Прямой вопрос формируется в личной форме - он обращен к самому отвечающему. Альтернативные вопросы содержат несколько вариантов ответа, однако отвечающий должен выбрать только один из них. Поливариантные вопросы напоминают меню: из перечня вариантов опрашиваемый может выбрать несколько.
Брейнсторминг
Брейнсторминг («мозговой штурм») - способ быстрого включения всех участников в работу. Вначале ведущий просит всех высказать свое мнение по какому-либо вопросу и записывает все ответы без комментариев. Он должен быть внимательным и стараться не пропустить ни одного высказывания, так как стеснительным людям бывает непросто решиться высказаться вслух. Если при этом их мнение не услышано, то они замыкаются и отказываются от дальнейшего участия в групповых занятиях.
Когда все высказывания будут записаны, ведущий группирует поступившие ответы, обсуждая принципы группировки с участниками и вырабатывая единое мнение.
Тренинговые занятия
Тренинги находят широкое применение при оказании психологической помощи, в преподавании, при организации работы в молодежных клубах, детских оздоровительных лагерях. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций и понимания их выражения у окружающих, самопознания и самопринятия.
Тренинг - это особая разновидность обучения через непосредственное проживание и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, которые не сводимы ни к традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к психологическому консультированию или психотерапии. При таком обучении занимающийся непосредственно соприкасается с изучаемой реальностью, а не просто думает о встрече с ней или размышляет о возможности что-то с ней сделать. Таким образом, социально-психологический тренинг- это активное обучение посредством приобретения жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии людей.
Особенно актуально такое обучение именно в подростковом возрасте, когда потребность в общении обострена, а жизненного опыта недостаточно, зато ярко выражено влечение к его приобретению.
В подавляющем большинстве случаев тренинг проводится в групповой форме, что дает ряд преимуществ:
группа отражает общество в миниатюре и поэтому может служить «полигоном» для развития самых разных социальных умений;
подросток может осваивать в группе новые умения, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров;
группа дает возможность получения обратной связи и поддержки людей со сходными проблемами, участники могут идентифицировать себя с группой;
групповой опыт противодействует отчуждению, что помогает установлению более близких отношений с окружающими и решению межличностных проблем;
группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания участников.
Игры
Игры и игровые методы используют в своей повседневной практике практически все педагоги, поскольку игра позволяет повысить познавательный интерес учащихся, дает возможность преподнести, применить и закрепить знания в более яркой форме и в непринужденной обстановке.
Ролевая игра является разновидностью психодрамы (социодрамы) - подобия импровизированной театральной постановки по сюжету истории, рассказываемой одним из участников группы, где присутствующие попеременно выступают в качестве актеров и зрителей. Именно театральность, вживание участников в определенный, заранее выбранный образ является главной специфической чертой ролевой игры. За счет возникновения сильных эмоциональных переживаний, связанных с содержанием самой роли, с качеством ее выполнения всеми участниками игры, с реализацией общего сюжета, опыт игры может оказать существенное влияние на развитие личности ребенка. Однако ситуация, являющаяся основой игры, может быть не только вымышленной, но и вполне реальной; важно, чтобы в ходе ролевой игры участники научились занимать определенную позицию, отстаивать мнение. Ролевые игры, вписываемые в рамки учебно-воспитательного процесса, возможны в самых разных формах: моделирования ситуации, эпохи или межличностных, профессиональных, межгрупповых, межэтнических отношений, учебного суда и др.; но эффективность этой формы учебной деятельности повышается, если осуществляется моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников. В таком случае применение игровых методов в обучении дает уникальную возможность приобрести опыт действия до столкновения с настоящей практикой. Ролевые игры имеют большой воспитательный потенциал. Они позволяют педагогу эффективно использовать активность учащихся, нереализуемую в рамках урока. Для учащихся с избыточной активностью (часто попадающих в категорию нежелательных, «плохих» учеников) игра становится своего рода пространством активности, дающим возможность реализовать не полностью востребованный энергетический потенциал. С другой стороны, негативная оценка действий в игре (как со стороны организаторов, так и со стороны других игроков) является одним из самых сильных средств коррекции поведения.
Достоинства ролевых игр:
дает возможность получения дополнительных знаний, выявления неосвещенных в учебном курсе вопросов; учащиеся могут показать умение применять полученные знания в решении поставленных задач;
способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели, развиваются творческие способности при решении поставленных задач;
учащиеся пытаются занимать разные позиции, находить аргументы и формулировать взгляды в той или иной роли (часто не совпадающей с их собственными взглядами), формируется толерантное отношение к другим мнениям;
позволяет направить в полезное русло избыточную активность учащихся, дает возможность самовыражения, проявления эмоций в социально приемлемых формах для учеников с особенностями поведения.
Такое подробное описание основных качеств, свойств игры обусловлено тем, что о них важно помнить при организации первичной профилактики употребления ПАВ в учебно-воспитательном процессе, эффективно использовать достоинства игровой деятельности в разных формах занятий.
Научно-исследовательская работа
Научно-исследовательская работа представляет собой своеобразную форму организации учебного процесса, предполагающую доскональное самостоятельное изучение учащимися какой-либо проблемы с презентацией и последующей защитой результатов работы. Она позволяет обучать школьников навыкам самостоятельной поисковой и исследовательской работы, повышает мотивацию к обучению, позволяет адаптировать ученика к реалиям современного мира. Научно-исследовательская деятельность дает возможность выйти за границы урока и представить изучаемую проблему «объемно», не только с позиций разных дисциплин, но с позиций этики и морали.
В обобщенном виде достоинства научно-исследовательской работы как формы организации школьной учебной деятельности могут быть систематизированы следующим образом:
возможность углубленного и многостороннего изучения отдельных тем;
исследовательский, поисковый характер;
-значительная самостоятельность учащихся в выборе форм и видов деятельности;
-активное взаимодействие между всеми участниками работы, коммуникативный аспект;
-возможность организации познавательной деятельности на основе внутренней мотивации к обучению.
Основные характеристики научно-исследовательской работы как формы учебной деятельности:
представляет собой самостоятельную индивидуальную или групповую работу поискового, исследовательского или творческого характера;
проводится по строго определенной теме;
-требует привлечения разнообразных источников информации;
позволяет рассмотреть тему с различных позиций, реализует межпредметные связи;
заканчивается презентацией результатов работы;
обязательно включает оценку и самооценку работы;
проводится в тесном контакте между учащимися и научными руководителями.
В школьном проекте роль научного руководителя очень высока. Он организует и внимательно контролирует каждый этап работы, следит за тем, чтобы участники проекта не отклонялись от поставленной темы, их поисковая деятельность была направлена на достижение определенного результата, интересного и посильного для участников проекта. Учитель, выступая в роли научного руководителя, в заметной степени способствует тому, чтобы неформальное общение учеников между собой, составляющее основу успеха данной формы познавательной деятельности учащихся, было направлено на решение учебных задач. Кроме того, учитель-предметник, решивший организовать научно-исследовательскую деятельность, должен продумать взаимодействие с коллегами, чья помощь будет необходима в реализации межпредметных связей, а также в оформлении и защите презентаций.
Социально-культурное проектирование в организации работы по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков.
Социальный проект – это всегда нововведение, то, чего ранее не существовало.
Социальный проект преследует цель создание материальной и духовной ценности.
Другими словами, создание того, что имеет значение для человека в его жизни.
Проект должен соответствовать принятым в сообществе ценностно-нормативным требованиям. Проект – это деятельность, имеющая строгую ограниченность: – во времени (месяц, полгода, десять месяцев), – месте (школа, район, город и т.д.), – ресурсах (материальные и нематериальные).
Для того чтобы создать эффективный социальный проект,
нужно следовать общему алгоритму социального проектирования.
Это так называемые этапы создания проекта, их схема такова:
1. Анализ ситуации и постановка проблемы.
2. Формулировка темы проекта.
3. Постановка цели и задач проекта.
4. Определение целевых групп.
5. Методы осуществления.
6. Необходимые ресурсы.
7. Оценка.
Организация волонтерского движения за здоровый образ жизни.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне.
Цель волонтерского движения:
- Формирование у детей и подростков установок по отношению привилегий ведения здорового образа жизни
Задачи:
1.Проведение комплексной профилактике и коррекции антиобщественного проведения учащихся.
2. Содействие в воспитании культурного, законопослушного гражданина; формирование общепринятых норм культуры поведения и здорового образа жизни.
3. Развитие инициативы и творчества ребят в процессе учебной деятельности.
Отличительные особенности волонтерского движения за здоровый образ жизни:
Основой является методика «равный – равному».
Понятие «методика «равный – равному» базируется на том, что главное участие в распространении знаний принимает сама молодёжь.
Преимущества методики «равный – равному» состоят в том, что подростковая среда является естественной социокультурной средой для ровесников, доступность к которой взрослым ограничена возрастом, социальным статусом, языком, стилями коммуникации и эффективности влияний.
Условия для организации волонтерского движения:
Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).
Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, и т.п.). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий. И, конечно исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.
Классный час по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков.
Классный руководитель должен уделить большое внимание в работе с классом профилактике аддиктивного поведения.
С этой целью в классе необходимо организовать серьезную профилактическую просветительскую работу через систему внеклассных мероприятий.
Для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать следующие формы работы:
- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением,
- просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления;
- встречи со специалистами,
- изучение отношения взрослых к проблемам учащихся
- чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях,
- тематические викторины, устные журналы,
- выставки рисунков, фотовыставки пропагандирующие привелегии ведения здорового образа жизни,
- нравственные классные часы,
- интерактивные игры,
- пресс-конференции, брифинги по данной теме.
Необходимые условия, которые нужно соблюдать при подготовке профилактических мероприятий:
1. Мероприятия должны соблюдать время и место. Если мероприятие запоздает, оно может вызвать иронию и сарказм учащихся.
2. Подготовка мероприятия должна быть очень детальной и достоверной. Разговор на данную тему не терпит фальши и формализма.
3. Мероприятия такого рода должны быть очень искренними и максимально откровенными со стороны взрослого.
4. Форма общения — не назидание с позиции своего опыта, а совместный поиск истины.
6. Такие мероприятия не должны требовать от ученика единства взглядов со всеми остальными. Они должны поставить ученика в позицию раздумий, поисков.
Заключение
Усугубление наркологической ситуации, в частности тенденция к неуклонному омоложению потребителей ПАВ, требует создания целостной системы профилактики наркозависимости в образовательном учреждении. Профилактика зависимости должна быть направлена на снижение влияния факторов риска наркотизации и усиление защитных факторов. Приоритетной является позитивная профилактика, опирающаяся на возрастные особенности детей.