Профилактика агрессивного поведения
младших школьников как социально-педагогическая проблема
Карпов В.В., социальный педагог
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Начальная школа - детский сад № 58 на п/ст Ангасолка»
Одной из наиболее значимых проблем современного общества является увеличение случаев проявления агрессии среди детей младшего школьного возраста. Эта тема, безусловно, является актуальной, так как агрессивные реакции детей оказывают негативное влияние, как на общество, так и на самих детей, а именно, данные реакции ограничивают активность школьника, обеспечивают компенсирующую или заниженную самооценку стимулируют повышение уровня тревожности.
К младшим школьникам относятся дети в возрасте от семи до одиннадцати лет. Данный период является непростым для ребёнка и предполагает поступление в школу, что ведёт к изменению социального статуса ребёнка, привычного уклада жизни, перестраиванию системы отношений с окружающим миром. Основным отличием данного возраста является то, что у школьников начинает проявляться чувство самостоятельности, ответственности за себя, свои мысли, слова и поступки.
Для того, чтобы рассмотреть пути профилактики агрессивного поведения, необходимо рассмотреть само понятие «агрессия» и близкие к нему понятия – «агрессивность», «агрессивное поведение».
В психологической литературе достаточно часто человеческая агрессия определяется как действия, предпринятые одним индивидом (агрессором) с намерением причинения вреда другому индивиду (жертве), которая с точки зрения агрессора, предпринимает усилия, чтобы избежать этот вред.
Близким к понятию агрессия является «агрессивность» – это некоторое комплексное психологическое образование, детерминирующее, направляющее и обеспечивающее реализацию агрессивного поведения.
Агрессивное поведение младших школьников проявляется в следующих формах:
негативизм, заключается в непринятии, отторжении общественных стереотипов, в чувстве противоречия, протеста;
подозрительность, заключается в том, что ребёнок не доверяет людям, подозревает их в обмане и в плохих умыслах;
чувство вины проявляется во внушении, убеждении ребёнком, что он поступил плохо, либо что он является нехорошим человеком;
раздражительность, заключается в нетерпеливых, необдуманных поступках, словах, как правило, негативного характера;
обида, проявляется в недоброжелательности, зависти детей к людям за реальные и мнимые действия;
вспыльчивость, заключается в обычно кратковременной реакции раздражения, например, крик, стук по парте, бросание предмета.
К внешним причинам агрессии можно отнести средовые факторы, такие как семейные взаимоотношение, климат в семье. Грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, конфликтные отношения между родителями могут спровоцировать использование аналогичной модели поведения, взаимодействия с окружающими младшими школьниками в будущем; так же здесь можно выделить педагогические причины, такие как: плохая успеваемость, если ребёнок плохо усваивает учебный материал, то это может вызвать внутреннее напряжение и последующее агрессивное поведение;
К внешним факторам, вызывающим агрессию относят отвержение младших школьников своими сверстниками, одноклассниками. Младший школьник в такой ситуации может затаить обиду, которая в последующем, возможно, вызовет желание отомстить.
Среди внутренних внутренних факторов, которые являются причиной агрессивного поведения стоит отметить следующие:
особенности психического развития и состояния младших школьников. Задержанное психическое развитие может вызвать эмоциональную незрелость учащихся.
проявление агрессивного поведения может быть у обучающихся с нормативно психическим развитием, существует мнение, что младшие школьники, подростки эмоционально нестабильны.
состояния одиночества, напряженности, страха, отгороженности могут вызвать проявления агрессивного поведения.
Работа с детьми, целью которой является профилактика агрессивного поведения, должна быть направлена на обучение детей применению методов безопасного высвобождения негативных эмоций, на повышение самооценки, улучшение климата в классе, совершенствование коммуникативных навыков младших школьников, развитие эмпатии.
Приведем примеры упражнений, которые могут снять негативные эмоции и урегулировать агрессивное поведение.
Упражнение «Бумажный бум»
Цель: снятие агрессии, напряжения с помощью неагрессивных форм двигательной активности.
Все участники делятся на две команды. Кабинет делится на 3 части, на полу прочерчиваются соответственно две линии. Одна команда оказывается на левой части комнаты, другая на правой. Участникам предлагаются листы газет или бумаги поровну и сминаются в мячики. Задача каждой из команд все те мячики, которые оказались на ее территории, перебросить на территорию другой команды.
Час тишины и час «можно»
Цель: ослабление негативных эмоций, формирование произвольности поведения.
Договоритесь с детьми, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в группе будет час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда детям разрешается делать все: прыгать, кричать и т.д. «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в классе.
Упражнение «Обзывалки»
Цель: снятие вербальной агрессии.
Инструкция: «Ребята, сейчас мы, передавая мяч по кругу, будем называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими «обзывалками» можно пользоваться, это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., лук!». Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, .... ягодка!»
Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей.
Список использованных источников
1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 2021. – 352 с.
2. Волкова Е. Особенности работы педагогов, психологов с трудными детьми и их родителями. Агрессивные дети. // №3. 2019. С. 108-111.
3. Штинова Г. Н. Социальная педагогика. М.: ВЛАДОС, 2008. – 447 с.