Профилактика агрессивного поведения детей
Презентацию подготовила:
педагог-психолог МБОУ СОШ № 9
Горлова Г. И.
- Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение , противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям.
Психологический словарь
- Агрессивность – намерение, состояние, предшествующее агрессивному поведению.
- Агрессия подростков — это признак внутреннего дискомфорта и неумения владеть своими эмоциями.
Что такое буллинг?
- Буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) определяется как притеснение, дискриминация, травля. Дэвид Лейн и Эндрю Миллер определяют буллинг как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребёнку (другим детям).
- Буллинг - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях.
Типы отвергаемых детей, которые чаще всего подвергаются нападкам.
- « Любимчик » . Дети не любят тех сверстников, которых выделяет учитель или воспитатель. Особенно если они не могут понять, чем «любимчик» лучше их.
- « Прилипала ». Эти дети очень трепетно относятся к проявленному к ним вниманию и сочувствию. Любой сверстник, оказавший им поддержку, подсказавший что-то, сразу же возводится в ранг «лучшего друга». Отверженные дети могут быть весьма навязчивыми. Устав от избытка сочувствующий может перейти в агрессоры.
- « Шут » или « козел отпущения ». Такой ребёнок легковозбудимый, вспыльчивый и очень неуверенный в себе. Отчаявшись привлечь к себе внимание, выбирает тактику классного шута. На уроках он выкрикивает разные шутки, ребята смеются. Его перестают воспринимать всерьез и поэтому особо не обижают. Самое опасное в выбранной тактике то, что изжить однажды сложившуюся репутацию «шута» практически невозможно.
- « Озлобленные ». Некоторые дети, не сумев установить контакт с одноклассниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.
- « Непопулярные ». Такой ребенок не умеет инициировать общение, он застенчив, не знает, как привлечь внимание одноклассников, поэтому его не замечают, с ним никто не играет.
- « Наблюдатели ». В школьной ситуации буллинга основная масса детей – наблюдатели. И они также нуждаются в серьезной помощи и рвботы. Очевидцы буллинга часто испытывают страх в школе, а также чувство беспомощности перед лицом насилия. Даже если оно направлено не на них непосредственно. Они даже могут испытывать чувство вины из-за того, что не вступились или, в некоторых случаях, из-за то, что они присоединились к буллингу.
Факторы детской агрессивности:
- врожденная склонность (враждебность; биологическая и социальная наследственность);
- аверсивные случаи (боль, жара, теснота);
- возбуждение;
- массовая культура;
- агрессивные игры;
- влияние группы.
Формы и виды агрессии?
- Физическая агрессия : подросток использует физическую силу против других людей.
- Вербальная агрессия: подросток выражает свои негативные чувства при помощи слов, угроз, крика и т.п.
- Раздражительность : подросток грубит по малейшему поводу, становится резким и вспыльчивым.
- Подозрительность : подросток негативно настроен по отношению к окружающим, не доверяет им, считая, что «все против него».
- Косвенная агрессия : подросток пытается выражать свою агрессию, направленную на кого-то конкретного, посредством других людей (злые шутки, сплетни, травля).
- Обида : подросток может обидеться по малейшему поводу, причем обида может быть направлена на конкретного человека (сверстника или взрослого) или «на весь мир».
- Пассивно-агрессивное поведение (скрытая агрессия) : подросток не делает то, что просят, или делает слишком медленно, забывает о просьбах и поручениях, оттягивает время.
Наиболее распространенные цели агрессивного поведения :
- привлечение внимания
- причинение боли жертве
- месть за перенесенное страдание
- причинение ущерба
- доминирование, власть над другим человеком
- получение материальных благ
- самоутверждение, повышение самооценки
- защита от воображаемой или реальной угрозы
- отстаивание автономии и свободы
- завоевание авторитета в группе сверстников
- удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей
Факторы воспитания и стиля общения взрослых, провоцирующие детей на агрессивное поведение
- противоречивость требований к ребенку со стороны взрослых
- собственные негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие контроля и саморегуляции с их стороны
- использование наказаний детей как способа разрядки взрослым собственных негативных эмоций
- негативный стиль общения с ребенком (использование приказов, обвинений, вербальные оскорбления детей, игнорирование чувств ребенка, его интересов и желаний)
- физические наказания
- угрозы
- лишение привилегий
- введение ограничений и отсутствие поощрений
- частые изоляции детей
- сознательное лишение любви и заботы в случае проступка
Рекомендации родителям:
- Самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему:
- демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми,
- отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения.
- воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) - это главное условие предотвращения агрессивности. Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. В таблице, представленной ниже, даны общие «рецепты» избавления от гнева, которые будут полезны всем родителям.
Содержание
Пути выполнения
1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно
- Слушайте своего ребенка; - проводите вместе с ним как можно больше времени; - делитесь с ним свои опытом; - рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах; - если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое "безраздельное" внимание каждому из них в отдельности
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия
- Отложите совместные дела с ребенком; - старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения
Содержание
Пути выполнения
3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии
- Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: "Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате"
4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить
- Примите теплую ванну, душ; - выпейте чаю; - послушайте любимую музыку
Содержание
Пути выполнения
5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев
- Не давайте ребенку играть теми вещами, которыми дорожите; - не позволяйте выводить себя из равновесия; научитесь предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией
6 . К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее
- изучайте силы и возможности своего ребенка; - если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад, школу), отрепетируйте все заранее
Рекомендации родителям и педагогам.
Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.
- Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: - полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения); - выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»); - переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»); - позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).
- Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы.
Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.
- Контроль над собственными негативными эмоциями.
Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших чувств.
- Снижение напряжения ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: - повышение голоса, изменение тона на угрожающий; - демонстрация власти («Будет так, как я скажу»); - крик, негодование; - агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»; - сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; - негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; - использование физической силы; - втягивание в конфликт посторонних людей; - непреклонное настаивание на своей правоте; - нотации, проповеди, «чтение морали»; - наказание или угрозы наказания; - обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда, - сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу); - команды, жесткие требования, давление; - оправдания, подкуп, награды.
Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.
- Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего для самого маленького агрессора.
- Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения. Для сохранения положительной репутации целесообразно: - публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину; - не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему; - предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками. Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.
- Демонстрация модели неагрессивного поведения. Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
- нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;
- пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка. Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения.
Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.
Спасибо за внимание!