Просмотр содержимого документа
«Профилактика антивитального поведения.»
Профилактика антивитального поведения.
Подготовила : социальный педагог МКОУ « Озёрская СОШ»- Чечикова Л.А.
- Содержание:
- • Цель и задачи.
- • Рекомендуемая литература.
- • Профилактика антивитального поведения в школе. Ознакомление с теоретическими основами темы.
- • Что такое антивитальное поведение, и кто на него способен? (рекомендации по выявлению подростков группы риска)
- • Практическая работа (материалы для обсуждения и рефлексии)
- • Роль родителей в профилактике суицидальных попыток
- • Заключение
Что такое антивитальное поведение, и кто на него способен? (Рекомендации по выявлению подростков группы риска.)
- Психотерапевты определяют антивитальное поведение как осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.
- Общей причиной антивитального поведения является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.
- В категорию детей с антивитальным поведением включаются те, чье поведение и активность наносит вред им самим, их физическому и душевному здоровью.
- Можно определить склонность подростка к антивитальным проявлениям. Различают внешние и внутренние антивитальные проявления.
Внутренние проявления включают в себя:
- • мысли; фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»);
- • замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени;
- • Антивитальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.
К внешним формам антивитального поведения относятся:
- • попытки – целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;
- • Завершенный антивитальный поступок: заканчивается гибелью человека.
- Согласно исследованиям главный источник негативных переживаний – семейные конфликты. На это указали 50% мальчиков и 78% девочек из группы «трудных» подростков. Среди «благополучных» подростков эти показатели 47% и 18% соответственно.
- Важная причина подростковых переживаний – частые наказания детей. В группе «трудных» - эту причину указали 35% опрошенных, тогда как среди «благополучных» 21% мальчиков и 2% девочек.
- Частые наказания провоцируют развитие лживости как средства скрыть проступок. На этот мотив лжи указывают 71% мальчиков и 63% девочек из группы «трудных» подростков.
- Досаждает подросткам и неумелое морализаторство родителей. На эту причину указали 65% мальчиков и 72% девочек.
№ п/п
1
Класс
2
Основные виды деятельности с учащимися
1 – 4
Становление и развитие самооценки учащихся.
3
На что обратить внимание
5
6
В 9 лет, как правило, проявляется интерес к смерти.
Естественно, если в этом возрасте самооценка слегка завышена. Рискованные поступки могут совершаться из-за интереса к смерти.
4
Адаптация к среднему звену Активизация интереса к коллективной деятельности.
Активизация интереса к эмоционально-волевой сфере человеческой жизни
5
Коррекция детской застенчивости; развитие эмоциональной сферы ребенка
7
6
8
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы; Рефлексия понятий «герой, героизм, патриот»
Резкое падение самооценки; повышение агрессивности, тревожности, ранимости, неадекватности реагирования в общении
Незначительно снижение тревожности и агрессивности сочетается с нестабильной самооценкой; Активизация сферы профессиональных интересов
9
7
Развитие навыков общения, Формирование навыков саморегуляции, реализация потребности в эмоциональной поддержке со стороны взрослых (семьи, педагогов)
Активизация сферы профессиональных интересов; рост потребностей в психологических знаниях о себе; поиск целей и смысла жизни; просыпается конфликт «отцов и детей»
Развитие навыков общения; формирование навыков саморегуляции; первичное исследование сферы профессиональных интересов
10-11
Профессиональное самоопределение. Раздумья о любви, о семейных отношениях Юношеский максимализм, идеализм, высокий уровень критики жизненного устройства, радикальность мнений и поступков Появление собственной внутренней философии, отношения к жизни и ее смыслу
Психологическая, педагогическая подготовка учащихся к профильному выбору; Обучение построению жизненных перспектив и планов с учетом психологических знаний о себе
Нетрадиционные педагогические и психологические приемы обучения, общения, воспитания. Готовность педагога помочь найти ответ на вопросы, которые ставят перед ним учащиеся
- Уважаемые педагоги, педагоги-психологи, и медицинские работники! Проанализируйте свои планы учебных, воспитательных мероприятий на учебный год.
- Подумайте, какие из них служат целям профилактики антивитального поведения, а какие, возможно, могут нанести вред психологическому, психическому благополучию учащихся (особенно группы риска).
- Ведь известно, что участие в физическом соревновании физически слабого ребенка может спровоцировать у него депрессивное расстройство.
- Продумайте схемы проведения всех мероприятий на предмет сохранения психологического благополучия учащихся.