СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНОЛОГИЯ профилактики антивитального поведения подростков «Жизненный источник»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика антивитального поведения подростков

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЯ профилактики антивитального поведения подростков «Жизненный источник»»



Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

Московской области

«Клинский центр социальной помощи семье и детям «Семья»



ТЕХНОЛОГИЯ

профилактики антивитального поведения подростков

«Жизненный источник»

Материал подготовила психолог

Е.А.Новоторцева



2017 год

Человек есть то,

что он думает.

Д.Карнеги



Под витальностью (от лат.Vitalis – «жизненный») понимается поведение, характеризующееся энергией, энтузиазмом, выносливостью; в более широком смысле – это способность оставаться живым.

Антивитальное поведение – поведение, направленное против биологических потребностей человека; может носить характер пассивного и ненамеренного размышления и / или рисковых в отношении здоровья мыслей и действий, напрямую не связанных с намерением свести счеты с жизнью.

Опасность антивитального поведения состоит в том, что оно может трансформироваться в суицидальное. Антивитальное поведение может носить настолько саморазрушающее действие, что способствует более ранней физической смерти.























Философские и психологические концепции витальности.

Теоретические построения, касающиеся витальности, или жизненной энергии человека, давно были в фокусе внимания различных философских и психологических школ. Одной из первых теорий, связавших жизненную энергию и психическое здоровье, был психоанализ З.Фрейда, утверждавшего, что каждый человек имеет ограниченный запас психической энергии.

В философских учениях востока идея физического и психического благополучия занимает центральное место. В Китае это концепция «Ци», которая отчасти отражает жизненную силу и энергию, являющуюся источником жизни, творчества и гармонии. В Японии концепция Ки подобным образом рисует энергию и силу, которой можно управлять, и которая связана с физическим и психическим здоровьем. Целители с острова Бали стремятся привести в движение байу, витально-духовную силу, или силу жизни, которая у разных людей разная; эта сила представляет собой то, что необходимо для жизни, роста и сопротивления болезням. Большое число практик оздоровления, направленных на развитие и усиление жизненной энергии, доказывают важность связанных с витальностью концепций мышления в восточном мышлении. В этих подходах витальность представляется как активная внутренняя сила, поддерживающая психическое и физическое здоровье.

Концепция энергии и витальности интересовали также представителей практической медицины. Например, Селье в разработанной им теории стресса предположил, что люди обладают ограниченным объемом адаптационной энергии, которая необходима для поддержания здоровья. Он считал, что люди используют эту энергию, сталкиваясь с различными стрессорами, и она представляет собой важнейший фактор устойчивости к стрессу и приспособляемости организма.

Источники антивитального поведения кроются в раннем и дошкольном детстве.

Росту антивитальных настроений подростков может способствовать ряд факторов:

- социальные: воспитание в неблагополучной семье, завышенные требования в благополучных семьях, тяжелое материальное положение, физическое, психологическое, финансовое насилие в семье, наличие случаев суицида в семье, отсутствие одного из родителей, наличие отчима / мачехи, частя смена места жительства или учебы;

- индивидуально-психологические: особенности психического склада – легкая возбудимость, раздражительность, повышенная впечатлительность, низкая самооценка, употребление ПАВ, наличие соматических заболевания, ограниченных возможностей здоровья либо инвалидности;

- поведенческие: нарушение межличностных отношений, сужение круга общения, утрата позиций в группе, невозможность влиться в коллектив, утрата интереса к окружающему миру;

- ситуационные: личные неудачи, ссоры, частые конфликты, травля (в том числе в социальных сетях), нестабильная обстановка в семье или тяжелая жизненная ситуация.

Антивитальные действия могут носить и хронический характер (например, самоповреждения) при недоступности или несформированности других средств опосредования негативных эмоций и регуляции психической деятельности, нанося ущерб здоровью и создавая риск для жизни.







Признаки антивитального поведения:

- внутренние суицидальные мысли, замыслы, намерения;

- разговоры о смерти;

- намеки о своих намерениях;

- черный юмор на тему самоубийства;

- заинтересованность в вопросах смерти.



В Центре практической помощи психологии образования был разработан тест витальности (автор Г.В.Резапкина), который позволяет выявить группу риска среди учащихся 8-11 классов на основании самооценки жизненного тонуса, целеустремленности, стрессоустойчивости и независимости подростков (журнал «Школьный психолог» (№ 7-8, 2017 год).

























ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Задача вторичной профилактики – ранее выявление и реабилитация психических нарушений и работа с «группой риска», например, с подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактикарешает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушением поведения. Также третичная профилактика может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформировавшимся девиантным поведением.

Следует отметить, что вовремя замеченные проявления антивитальных настроений в поведении подрастающего поколения, правильно организованная психолого-педагогическая и медицинская помощь играют первостепенную роль в предотвращении деформации личности подростка, которая может привести к суицидальным попыткам.



















Существуют различные формы психопрофилактической работы:

- своевременное выявление проблемы;

- поддержка семьи и ее ближайшего окружения;

- информационная поддержка;

- работа с молодежной субкультурой;

- развитие индивидуальной устойчивости;

- укрепление социальных, коммуникативных, эмоционально-поведенческих навыков;

- поддержание отношений с надежным взрослым, чувство поддержки и тыла;

- формирование позитивного образа будущего, навыков эффективного преодоления трудных жизненных ситуаций, навыков саморегуляции и уверенного поведения;

- организация деятельности, альтернативной девиантному поведению;

- профилактика употребления ПАВ, обращение к принципам ЗОЖ.

















Наиболее значимой формой профилактической работы является активное социальное обучение социально-важным навыкам, реализующаяся в форме групповых тренингов.

В настоящее время распространены следующие их формы:

- тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознания манипулятивных стратегий, развивается способность говорить «Нет» в случае давления сверстников, дается информация о негативном влиянии родителей и других взрослых (например, в случае, если они употребляют алкоголь) и т.д.;

- тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков учат распознавать эмоции, выражать их приемлемым способом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятий решений, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей;

- тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимаются наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. В работе с подростками данная модель тренинга является одной из наиболее перспективных.





Конкретные методы и приемы работы с антивитальным поведением.

Упражнение «Точка опоры».

Цель: визуализировать в медитативном состоянии свой самый фундаментальный внутренний ресурс, получить доступ к его образу, зафиксировать его в мысленном рисунке.

Инструкция. Сядьте удобно. Проверьте свою позу, проверьте, как вы сидите. Сядьте так: обопритесь спиной на спинку стула и одновременно распрямитесь. Распрямите позвоночник и расслабьте все мышцы спины. Голову опустите на грудь, но не слишком наклоняйтесь вперед. Ноги поставьте под тупым углом к плоскости стула, слегка расставьте и носки разведите немного врозь.

Глаза закрыты или полузакрыты. Рот закрыт, а нижняя челюсть расслаблена и язык тоже расслаблен. Руки лежат свободно на коленях... «Пройдитесь» по телу мысленно и проверьте, все ли части тела соответствуют инструкции, все ли они расслаблены...

Убедившись, что это так, начните дышать чуть медленней и глубже, чем обычно. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов продолжительнее, чем обычно.

Погрузитесь в себя. Задумайтесь над таким вопросом: что в вас есть такое, за что вы держитесь, когда наступают самые худшие времена?

Пусть спонтанно возникнет образ, символизирующий то, что помогает вам выжить несмотря ни на что. Рассмотрите его... Пусть этот образ покажет вам себя со всех сторон. Наблюдайте его с уважением и благодарностью столько, сколько вам потребуется. Испытав ощущение завершенности, отпустите образ с чувством благодарности и откройте глаза... Подышите немного в своем привычном режиме. Возьмите бумагу, карандаши и нарисуйте то, что вы увидели. Если ЭТО будет не один, а несколько образов или процесс трансформации одного образа, рисуйте несколько рисунков, в той последовательности, как вы это видели.

Упражнение «Метафора моей жизни».

Цель работы: создание собственной оригинального образа жизни. (Проводится в пять этапов).

  1. Жизнь – это… (метафора, связанная с едой, питанием)

  2. Жизнь – это… (метафора, связанная с геометрической фигурой)

  3. Жизнь – это… (метафора, связанная с каким-либо животным или птицей)

  4. Жизнь – это... (метафора, связанная с областью человеческих отношений)

  5. Прочитать предыдущие определения, подчеркнуть в них ключевые слова и из них составить новое определение жизни.

Упражнение «Две руки»

Левая рука – «Берущая от жизни».

На каждом пальце левой руки написать, что я могу взять от этой жизни для себя. Между пальцами – что мне мешает это сделать. В середине ладони записать, что является смыслом жизни.



Правая рука – «Отдающая».

На каждом пальце правой руки подписать, что я могу отдать, чем поделиться с окружающими и тем самым изменить и свою жизнь. Между пальцами указать, что мне в этом мешает. Середина ладони – ответить на вопрос «Зачем я этой жизни?».

Рефлексия упражнения: если у меня есть, что взять от жизни и чем поделиться с другими, как я могу думать, что могу уйти из нее? Что мне мешает начать брать от жизни большее? Чему учат меня эти меня эти трудности и как эти знания могу применить их в дальнейшем?

В целом это упражнение имеет очень значимый терапевтический эффект, так как содействует поиску жизненных ресурсов, а также позволяет проанализировать то, что мешает их достичь.

Упражнение «Капля» (с использованием элементов арттехнологии). Цель данного упражнения – показать, что многие, даже порой незначительные, проблемы мы сами способны доводить до крайности, и что любая проблема решаема, главное, найти способ ее решения.

Каждому участнику ведущий капает кисточкой на чистый лист по капле краски. Участник может сделать с этой каплей все, что захочет. (Кто-то начинать дуть на нее, что она потекла по листу; кто-то складывает лист и растирает каплю; кто-то начинает что-то из нее рисовать, а кото-то просто оставляет каплю на месте и ничего не делает с ней). Анализ упражнения показывает, что каждый из нас по-своему решает проблемы, главное – не превращать их во что-то страшное для себя.

























7