СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика аутодеструктивных нарушений у несовершеннолетних

Нажмите, чтобы узнать подробности

в современном рискогенном обществе - "Обществе риска"(У.Бек) все больше возникает деструктивных явлений, одним из которых является  - суицид(аутодеструкция). В связи с тем, что проблема суицида среди несовершеннолетних остается достаточно сложным, в плане восприятия, вопросом, тем не менее актуальность рассмотрения данного аутодеструктвиного явления (особенно среди подрастающего поколения) важна как никогда. Статистические данные свидетельствуют нам о том, что тема эта, действительно, существует. Важна она как для родителей, педагогов, так и для самих, несовершеннолетних

Просмотр содержимого документа
«Профилактика аутодеструктивных нарушений у несовершеннолетних»

Профилактика аутодеструктивных явлений  среди несовершеннолетних

Профилактика аутодеструктивных явлений среди несовершеннолетних

Аутодеструктивное поведение или саморазрушение, самоповреждение (суицид)

  • Понятие «самоубийство» предусматривает осознанность действий, предпринятых человеком для лишения себя жизни. Таким образом, самоубийство — явление, свойственное только людям. Похожие явления наблюдаются и среди животных — например, киты, выбрасывающиеся на берег или козы, бросающиеся в пропасть. Но у животных самоубийства обусловлены инстинктами.
  • Каждые 40 секунд в мире один человек добровольно расстаётся с жизнью. Ежедневно в мире добровольно уходят из жизни около 3 тыс. человек.
  • Особенно высок уровень суицида среди молодёжи, особенно подростков и юношей.
  • У подростков социальной причиной может стать изоляция в классе, изоляция в референтной группе, дезадаптация в новом коллективе (например, при переходе в другую школу).
  • Существенным оказывается семейное влияние.
  • Психологическими особенностями детей и подростков группы риска являются впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать.
В образовательных организациях Московской области зафиксировано 17 завершенных суицидов и 38 суицидальные попытки среди несовершеннолетних за 2020г   (по данным на 24.12.2020г )

В образовательных организациях Московской области зафиксировано

17 завершенных суицидов и 38 суицидальные попытки среди несовершеннолетних за 2020г

(по данным на 24.12.2020г )

Причины суицидального поведения конфликтные детско-родительские отношения; неразделенная любовь; психиатрический диагноз; состояние алкогольного опьянения;  острое эмоциональное состояние;  неустановленные причины.

Причины суицидального поведения

  • конфликтные детско-родительские отношения;
  • неразделенная любовь;
  • психиатрический диагноз;
  • состояние алкогольного опьянения;
  • острое эмоциональное состояние;
  • неустановленные причины.

Причины незавершенных суицидальных попыток наличие психиатрического диагноза  (у девочек психиатрический диагноз в 2,5 раза чаще, чем  у мальчиков); конфликтные детско-родительские отношения; неразделенная любовь; алкогольное опьянение; неуспеваемость в школе; демонстративно-шантажное поведение; острое эмоциональное состояние;  неустановленные причины.

Причины незавершенных суицидальных попыток

  • наличие психиатрического диагноза

(у девочек психиатрический диагноз в 2,5 раза чаще, чем у мальчиков);

  • конфликтные детско-родительские отношения;
  • неразделенная любовь;
  • алкогольное опьянение;
  • неуспеваемость в школе;
  • демонстративно-шантажное поведение;
  • острое эмоциональное состояние;
  • неустановленные причины.
Профилактика в образовательных организациях Общая профилактика предполагает работу по сбережению здорового образа жизни и направлена на предупреждение формирования девиаций в поведении несовершеннолетних.   Первичная профилактика   связана с формированием и развитием у обучающихся, воспитанников личностных ресурсов , повышающих их устойчивость к негативным влияниям среды .

Профилактика в образовательных организациях

  • Общая профилактика предполагает работу по сбережению здорового образа жизни и направлена на предупреждение формирования девиаций в поведении несовершеннолетних.

  • Первичная профилактика   связана с формированием и развитием у обучающихся, воспитанников личностных ресурсов , повышающих их устойчивость к негативным влияниям среды .
Памятка, где можно получить помощь.   Всероссийский детский телефон доверия 8-800-200-01-22 (звонок из любого региона РФ бесплатный, абонент попадает в службу свое­го региона, круглосуточно, анонимно).  ВЫХОД ЕСТЬ ВСЕГДА! контактные данные Уполномоченного Администрации Губернатора Московской области Мишонова Ксения Владимировна - instagram: ksenia_mishonova; - сайт: detimo.mosreg.ru; - e-mail :  upr@mosreg.ru; - телефон для справок и записи на приём:  8-498-602-32-07; 8-906-732-06-98

Памятка, где можно получить помощь.

  • Всероссийский детский телефон доверия 8-800-200-01-22 (звонок из любого региона РФ бесплатный, абонент попадает в службу свое­го региона, круглосуточно, анонимно).

ВЫХОД ЕСТЬ ВСЕГДА!

контактные данные Уполномоченного Администрации Губернатора Московской области Мишонова Ксения Владимировна

- instagram: ksenia_mishonova;

- сайт: detimo.mosreg.ru;

- e-mail[email protected];

- телефон для справок и записи на приём:

8-498-602-32-07;

8-906-732-06-98

Детский телефон доверия – для детей, подростков и родителей

Детский телефон доверия – для детей, подростков и родителей

Варианты реагирования на травмирующую ситуацию (Мариновская И.Д., Цветков В.Л.)       1) Пессимистическая реакция . Изменение настроения и мироощущения с доминированием негативных оценок себя, окружающего и будущего, мрачностью мировоззрения (реактивная депрессия как таковая). Риск самоубийства наиболее высок.   2) Реакция отрицательного баланса . «Рациональное подведение» итога жизненного пути с твёрдым убеждением, что дальше жить не стоит. Суицидальный риск высокий.  3) Реакция дезорганизации . Тревога, ощущение неопределённости с потерей точки опоры. Суицидальный риск высокий.   4) Реакции эмоционального дисбаланса . Преобладание стойких нарушений настроения, сужение круга общения. Риск самоубийства средний.   5) Реакция демобилизации . Мучительное переживание безнадёжности, отверженности, одиночества. Суицидальный риск средний.   6) Реакция оппозиции . Противопоставление себя как личности окружающему миру, высокий уровень агрессивности. Риск суицида средний.   Длительность данных реакций – от нескольких дней до трёх месяцев.

Варианты реагирования на травмирующую ситуацию (Мариновская И.Д., Цветков В.Л.)

1) Пессимистическая реакция . Изменение настроения и мироощущения с доминированием негативных оценок себя, окружающего и будущего, мрачностью мировоззрения (реактивная депрессия как таковая). Риск самоубийства наиболее высок.  

2) Реакция отрицательного баланса . «Рациональное подведение» итога жизненного пути с твёрдым убеждением, что дальше жить не стоит. Суицидальный риск высокий.

3) Реакция дезорганизации . Тревога, ощущение неопределённости с потерей точки опоры. Суицидальный риск высокий.

  4) Реакции эмоционального дисбаланса . Преобладание стойких нарушений настроения, сужение круга общения. Риск самоубийства средний.

  5) Реакция демобилизации . Мучительное переживание безнадёжности, отверженности, одиночества. Суицидальный риск средний.

  6) Реакция оппозиции . Противопоставление себя как личности окружающему миру, высокий уровень агрессивности. Риск суицида средний.

 

Длительность данных реакций – от нескольких дней до трёх месяцев.

Бесплатные анонимные телефоны доверия

  • Всероссийский Детский телефон доверия (бе сплатно, круглосуточно) 8-800-2000-122. Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей и подростков в трудной жизненной ситуации и их родителей.
  • «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета (бесплатно, круглосуточно) 8 (495) 624- 60-01 или 8-800-2000-122. Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей и подростков в трудной жизненной ситуации и их родителей.
  • Телефон доверия неотложной психологической помощи (Московская служба психологической помощи населению) (бесплатно, круглосуточно): 051 (с городского телефона); с мобильного телефона (МТС, Мегафон, Билайн) 8-495-051 - услуги оператора связи оплачиваются согласно тарифному плану.
  • Горячая линия «Дети Онлайн» (бесплатно, с 09-00 до 18-00 по рабочим дням) 8-800-250- 00-15. Консультирование взрослых по вопросам: как оградить детей от негативного контента, преследования, шантажа, домогательства в Интернете.
  • Горячая линия Центра экстренной психологической помощи МЧС России (бесплатно, круглосуточно): 8 (499) 216-50-50 (при звонке из другого города или страны оплачивается междугородняя связь). Психологическое консультирование взрослых по различным вопросам: острые кризисные ситуации, вопросы личностного развития, семейные или профессиональные проблемы.
  • ГБОУ города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы» (ГБОУ ГППЦ ДОгМ). тел.: 8 (499) 172-10-19; 8 (499) 613-52-14 Оказание бесплатной очной психологической помощи детям и их родителям. Проведение мероприятий первого и второго уровней профилактики суицидального поведения обучающихся.

Бесплатные анонимные телефоны доверия

  • Центр экстренной психологической помощи ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» г. Москва, Шелепихинская набережная, д. 2А тел.: 8 (499) 795-15-01; 8 (499) 795-15-07 7 Оказание экстренной психологической помощи субъектам образовательной среды, психологическое консультирование детей, родителей, работников сферы образования в кризисных ситуациях.
  • ГБУ «Московская служба психологической помощи населению » Департамента социальной защиты города Москвы (ГБУ МСППН) г. Москва, 2-ой Саратовский проезд, д. 8, кор. 2 тел.: 8 (499) 173-09-09. Консультации по вопросам семьи и брака, детско-родительским взаимоотношениям, внутриличностным конфликтам, психологическому здоровью, профориентации (самостоятельное обращение с 14 лет; для детей от 10 до 14 лет – с родителями). Департамент здравоохранения города Москвы
  • Городское консультативно-психиатрическое диспансерное отделение ГБУ здравоохранения города Москвы «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения города Москвы» г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21А тел.: 8 (495) 954-20-74 (пон.-пят. с 9.00 до 18.00, суб. с 9.00 до 14.00) Стационар, включающий в себя 11 лечебно-диагностических отделений, в том числе отделения для лечения наиболее тяжелых форм психических расстройств (острые психозы, шизофрения, расстройства с выраженными нарушениями поведения и суицидальными проявлениями, умственная отсталость), отделение для комплексной лечебно-реабилитационной и педагогической работы с детьми и подростками с пограничными формами психических расстройств, Условия: - самостоятельное обращение с 15 лет; для детей до 15 лет с родителями; - обращение по паспорту, полису; - бесплатные консультации для москвичей; для иногородних: самостоятельное обращение – платно, по направлению Департамента здравоохранения - бесплатно.
  • МЧС России Единый номер спасения: 112 ∙ Центр экстренной психологической помощи МЧС России г. Москва , Угловой переулок д. 27 стр. 2, тел: 8 (499) 216-50-53 Оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях. Оказание экстренной психологической помощи осуществляется в ходе проведения эвакуации пострадавших, в пунктах временного размещения, при сопровождении массовых и траурных мероприятий, в том числе при проведении процедуры опознания.

Методические программы

  • Профилактическая программа «Разговор о правильном питании». Программа разработана в  Институте возрастной физиологии Российской Академии Образования . Руководитель авторского коллектива — директор Института, академик Российской Академии Образования Российской Федерации М. М. Безруких. Программа состоит из трех частей:  «Разговор о правильном питании» (для детей   6-8 лет) ; «Две недели в лагере здоровья» (для младших подростков   9-11 лет) «Формула правильного питания» (для подростков   12-14 лет) . Для каждой из них подготовлен учебно-методический комплект, включающий яркие красочные тетради для учащихся, методические пособия для педагогов, плакаты, а также брошюры для родителей. (Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе, пособие для классных руководителей / под ред. Н.П.Майровой, СПб, «Образование-Культура», 2002 г.).
  • Профилактическая программа «Все цвета кроме черного»; академик РАО, лауреат премии Президента Российской Федерации М.М. Безруких. Цель программы: формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей предупреждать вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.
  • Безруких. М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов. - М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2008. - 64 с.
  • Безруких. М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: 5-6 классы: Пособие для педагогов и родителей. - М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2008. - 64 с.
  • Безруких. М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: книга для родителей. - М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2008. - 32 с.
  • Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Б 39 Разговор о правильном питании / Методическое пособие. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 80 с.
  • Жизненные навыки. Уроки психологии во 2-м классе. М.: Генезис , 2002, 208 стр. под ред. Кривцовой С.В.
  • Жизненные навыки. Уроки психологии во 2-м классе. М.: Генезис , 2002, 248 стр. под ред. Кривцовой С.В.
  • Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе. М.: Генезис , 2004, 176 стр., под ред. Кривцовой С.В.
  • Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе. М.: Генезис , 2005, 182 стр., под ред. Кривцовой С.В.
  • Жизненные навыки. Уроки психологии в 5-6 классе. М.: Генезис , 2012, 336 стр., под ред. Кривцовой С.В., Рязановой Д.В., Ероновой О.И.

Методические программы

  • Сирота В.А., Ялтонский В.Н. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. Изд. ЦСПА «Генезис», 2001.
  • Сирота В.А., Ялтонский В.Н. Профилактика употребления наркотиков и других ПАВ среди детей и подростков. НКО Фонд «Система профилактических программ». – М.,2003.
  • О.В. Правдина, О.Е Просвирина Программа «Мой выбор» (7-9 классы).
  • Т.О.Ушакова Программа «Созвездие ЗУС» (5-6 классы).
  • Майорова Н.П ., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., Семина О.Б. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами. (Работа с родителями. Обучение жизненно важным навыкам).
  • Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения, субъекты – учащиеся, начальные классы.
  • С.И. Семенака. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе Издательство: АРКТИ Год выпуска: 2004г.
  • А.М. Прихожан Программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10-12 лет 2012г.
  • О. Хухлаева, Т. Кирилина, О. Федорова. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психического здоровья, субъекты – учащиеся среднего звена. Год издания: 2000 ISBN: 5-04-006109-9 Издательство: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс.
  • И.В. Плющ, А.Н. Третьякова, Н.О. Герьянская, Н.Н. Шелегин, Н.А. Склянова «Тренинговые занятия для подростков», субъекты – старшие подростки» Методические рекомендации – Новосибирск: НИПКиПРО, 2004г.
  • Никифорова Г.В. программа тренинга «Профилактика асоциального поведения», субъекты – учащиеся, возраст 14-15 лет, 6 часов.
  • Методико-профилактическая программа «Здоровая Россия – общее дело» (профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения среди обучающихся ОО» (программа по профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020г одобрена и рекомендована Министерством образования науки и РФ).

 Одним из главных факторов защиты от вовлечения в деструктивные группы являются ЗАНЯТИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ!

Одним из главных факторов защиты от вовлечения в деструктивные группы являются

ЗАНЯТИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ!

Профилактика риска суицидального поведения носит  комплексный, системный и междисциплинарный характер, требует непрерывного отслеживания динамики ситуации, оперативного реагирования, внедрения в практику эффективного опыта работы образовательных организаций.

Профилактика риска суицидального поведения носит комплексный, системный и междисциплинарный характер, требует непрерывного отслеживания динамики ситуации, оперативного реагирования, внедрения в практику эффективного опыта работы образовательных организаций.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!