Причины девиантного поведения подростков 1. Биологические факторы: Генетические, которые передаются по наследству: нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания). 2. Психологические факторы: Наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. Социально-педагогические факторы: Выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; - в стойкой школьной неспешности ребенка с разрывом связей со школой, педагогическая запущенность. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации. Виды профилактики: ПЕРВИЧНАЯ- комплекс социальных, образовательно-воспитательных и психолого-медицинских мероприятий, предупреждающих зарождение поведенческих отклонений у несовершеннолетних; ВТОРИЧНАЯ – комплекс социальных, образовательно-воспитательных, психологических и правовых мер, направленных на предупреждение формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних и перехода к уголовно-наказуемым; ТРЕТИЧНАЯ – комплекс социальных, образовательно-воспитательных, психологических и нормативно-правовых мер, направленных на предотвращение рецидивных отклонений в поведении и способствующих восстановлению личностного и социального возвращения  | Рекомендации родителям Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах. В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить. Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное. Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями. Не ставьте на ребенке крест. Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение. Беседу всегда начинайте с дружеского тона. Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают. В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных. Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.  Прочь стрессовые ситуации!  Общение – залог долголетия! Относись к людям так, как хотите, чтобы относились к вам.  Вноси в свою жизнь разнообразие!  Дорогу переменам! Меняйтесь. | «Профилактика девиантного поведения»  Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры: - организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой прежде всего с детьми и подростками группы риска, и их семьями (социальные педагоги, психологи, медики и др.); - создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы; - создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками; - информационно-просветительская работа. |