Профилактика дезадаптации детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение
Содержание 1. Понятие и значение адаптации и дезадаптации 3
2. Признаки и причины дезадаптации детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение 5
3. Профилактика дезадаптации детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение 7
Список литературы 9
Понятие и значение адаптации и дезадаптации
Под адаптацией (от лат. аdaptatio – приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Дезадаптация – это нарушение приспособляемости организма к меняющимся условиям среды обитания или неадаптивное поведение человека в сложных для него жизненных обстоятельствах. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между возможностями человека и требованиями среды.
В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа), при вхождении в новый коллектив. Исследования К. Л. Печора (1998) показали, что только 18, 2 % детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6 % – не готовы, 75, 8 % – условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей.
В условиях семьи ребенок с первых дней жизни привыкает к определенному режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним. Постепенно, в соответствии с ритмом жизни семьи, у ребенка вырабатываются определенные привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых.
Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребенка невелик и приспособление к новым условиям представляет определенную трудность.
Резкое и значительное изменение в жизни ребенка, например, переход в детское учреждение, приводит к серьезным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. У ребенка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приемах общения со взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребенка данного возраста является трудной задачей. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
Характер поведения в адаптационный период зависит от возраста детей.
Дети в возрасте от 10 месяцев до 1 года 6 месяцев трудно переносят расставание с близкими, отказываются от контактов с незнакомыми взрослыми и детьми. Сон их становится прерывистым и беспокойным. Нарушается аппетит ребенка, он часто отказывается от кормления, во время приема пищи наблюдаются случаи рвотных позывов. Разрушаются ранее приобретенные привычки: ребенок перестает проситься на горшок, речь его затормаживается. Встречаются случаи, когда дети, начавшие ходить в домашних условиях, в детском саду переходят на ползание. Можно также отметить и другие регрессивные изменения более глубокого плана: повышение температуры, расстройство функций желудка, изменение кожного покрова и другие.
На характер адаптации влияет уровень здоровья ребенка: ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания.
Характер адаптационного периода зависит также от опыта ребенка, то есть наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых.
Как видно из вышесказанного, главное для ребенка - это взрослый. От того, как взрослые подойдут к ребенку в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.
Следует учитывать потребность ребенка в общении. Выделяются примерно три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения.
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми. Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2-3 месяцев.
Вторая группа – это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа и длится от 7 до 10-20 дней.
Третья группа – дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3-10 дней.
На процесс адаптации ребенка влияют:
– достигнутый уровень психического и физического развития
– состояние здоровья,
– степень закаленности,
– сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,
– личностные особенности самого малыша,
– уровень тревожности и личностные особенности родителей.
Признаки и причины дезадаптации детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение
Признаки дезадаптации:
1. Нарушение сна. Если ребенок начинает плакать по ночам, разговаривать во сне, писать в постель, хотя давно этого не делал, это тревожные сигналы.
2. Нарушение стула. У ребенка могут начаться запоры из-за того, что он боится ходить в туалет в группе, или жидкий стул перед детским садом, так как он сильно нервничает.
3. Повышенная активность или апатия дома после детсада, которая продолжается больше 3-6 месяцев.
4. Нежелание идти в детский сад, сопровождающееся плачем, истериками не только по утрам, но и в другое время.
5. Частые заболевания.
6. Плохой аппетит. Ребенок с плохим аппетитом может совсем перестать есть в детском саду, причем попытки накормить его сопровождаются тошнотой, а то и рвотой. Он плохо реагирует даже на запах еды в садике, просит забрать его пораньше, чтобы не кушать в группе.
7. Некорректное поведение воспитателей. Излишняя придирчивость, строгость педагога способна вызвать отторжение даже у самого общительного и контактного малыша
По мнению В.С. Богословской и О.А. Терехиной причинами неуспешной адаптации или дезадаптации обычно являются:
– личностные особенности ребенка (эмоциональная чувствительность, впечатлительность, соматическая ослабленность, особенности темперамента и др.);
– личностные проблемы родителей (неразвитость самоконтроля, конфликтность, как черта характера, повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость);
– плохая информированность родителей об особенностях процесса адаптации, полученная посредством различных чатов и форумов в сети интернет, отсутствие доверия к педагогам ДОУ и т.д.;
– проблемы организационного характера (новый режим дня, большое количество детей в группе и др.).
Профилактика дезадаптации детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение
Адаптационный стресс изменяет реактивность организма, ребенок начинает чаще болеть, увеличивается вероятность появления или закрепления психомоторных нарушений (тиков, заикания). Не случайно проблемы адаптации ребенка раннего возраста в ДОУ все чаще являются объектом пристального внимания специалистов-психологов, учителей-дефектологов и логопедов.
Профилактика социальной дезадаптации есть целенаправленная и согласованная совместная деятельность взрослых (педагогов, родителей) по созданию оптимальных условий для полноценного развития детей раннего возраста. Такая деятельность может быть организована на базе дошкольного учреждения как система развивающих занятий для малышей от 2 до 4 лет, которые через год-два начнут посещать детский сад.
Работа по осуществлению профилактики детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение, проходит таким образом.
1. Необходимо заранее подготовить ребенка к незнакомому ритму жизни. Прогуливаться мимо детского сада, когда там гуляют дети, обращать внимание малыша на их игры, рассказывать, как им весело и хорошо всем вместе. Дома следует обыгрывать увиденные ситуации с игрушками, стараться показать ребенку, как интересно зверюшкам или куклам обедать за одним столом, гулять и играть. Заканчивать игру всегда тем, что приходят родители и забирают кукол домой. Так ребенку будет легче понять, что мама оставляет его в саду на время и скоро придет.
Также необходимо закалить ребенка задолго до начала посещения детсада. Из-за нервных нагрузок иммунитет малыша во время адаптации снижается, он начинает чаще болеть. Закаленный малыш легче перенесет встречу с чужими вирусами, принесенными другими детьми.
2. Необходимо отучить малыша от памперсов и научить пользоваться горшком.
3. Давать ребенку больше самостоятельности. Стоит давать ребенку ему больше самостоятельности, пусть он учится одеваться, обуваться, пользоваться ложкой за столом. Эти навыки необходимы ему в жизни в группе, их отсутствие ухудшит и увеличит время адаптации.
4. Родителям по отношению к ребенку рекомендуется быть предельно ласковыми.
5. Чаще разговаривать с ребенком о детском саде.
Список литературы 1. Айсина Р. В. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. В. Айсина. – М.: ГНОМ, 2011. – 49 с
2. Белкина В. Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям / В. Н. Белкина, Н. Н. Васильева, Н. В. Елкина [и др.] – Ярославль: Академия, 2001. – 225 с.
2. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина – М.: Владос, 2007 – 76 с.
3. Терехина О. А. Здравствуй, Детский сад! / О. А. Терехина, В. С. Богословская – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006. – 91 с