Чубаева Наталья Николаевна.
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма во внеурочной деятельности в группе продлённого дня
Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растёт число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на улицах и дорогах города гибнут десятки детей, более тысячи получают серьёзные травмы. Причиной детского дорожно-транспортного травматизма является тот факт, что дети на недостаточном уровне знакомы с правилами безопасного поведения на дороге, нарушают правила безопасного поведения при переходе дорог, не осознавая трагических последствий своей беспечности.
Донести полезные сведения до юных участников дорожного движения, выработать мотивацию в соблюдении ПДД, подготовить к целесообразным действиям в сложных ситуациях на дорогах и улицах, способствовать активной пропаганде ПДД – основная задача любого образовательного учреждения.
Воспитание дисциплинированного пешехода является составной частью воспитания общей культуры человека. Достичь желаемого результата поможет правильная организация по принятию профилактических мер безопасности в дорожной ситуации со стороны педагогического коллектива, сотрудников ОГИБДД, ГАИ и родителей учащихся в школах.
Для того чтобы вызвать потребность к изучению и соблюдению ПДД педагогами нашей школы совместно со Школьным инспектором дорожного движения составлена и реализована система профилактических мер по безопасности дорожного движения которая направлена на формирование, развитие и совершенствование знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, качеств личности, устойчивых привычек правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и транспорте. Целью воспитания и обучения правилам дорожного движения является сохранение жизни и здоровья детей и подростков, приучение их к установленному порядку в области дорожного движения.
Комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения проводится по следующим направлениям:
Информационно-обучающее – обучение учащихся Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.
Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.
При изучении обучающихся правилам дорожного движения и формировании навыка безопасного поведения на улицах и дорогах во внеурочной деятельности используются разнообразные формы, методы и средства.
Используемые формы проведения профилактических мероприятий:
В работе с учащимися эффективными формами профилактических мер являются:
Инструктажи представляют собой чёткие лаконичные правила, которые представлены в виде инструкций по ПДД. Проводятся в каждом классе ежедневно перед уходом домой. После получения инструктажа дети расписывают в тетради безопасности дорожного движения
Викторины. При подготовке викторины следует учитывать возраст и имеющуюся базу знаний.
Особенности проведения:
- определяется тематика (одна тема или несколько)
- вопросы строятся от простых к сложным
- конкретность постановки вопросов (вопросы должны предполагать
конкретные ответы);
- формы проведения:
а) блиц-опрос
б) брейн-ринг
в) КВН и т.д.
Беседы.
При подготовке учитывать: возрастные особенности.
Начальная школа: а) есть начальные знания – продолжение обучения
б) использовать опорные фразы, наглядность
в) управление велосипедом (основы)
Конкурсы, соревнования
Разрабатывается положение о конкурсе:
- утверждается руководителями ведомств, участвующих в проведении;
- указываются цели и задачи;
- условия проведения;
- возраст участников;
- критерии определения результатов;
- список рабочей группы и жюри;
- финансовое обеспечение.
5. Игры
Интеллектуальные: а) настольные
б) тренажерные
в) компьютерные
Сюжетно-ролевые: - позволяют моделировать типовые варианты дорожной
обстановки
а) в помещении
б) на улице
в) на транспортной площадке
6. Экскурсии
Заочные – используются фото-видео материалы, схемы;
Очные: а) на улице – отработка и закрепление на практике имеющихся
теоретических знаний, обучение проводить анализ ситуации в
конкретных дорожных условиях:
- пешие
- автобусные
б) в здании – ознакомление с условиями работы сотрудников ГИБДД,
спецтехникой
В работе с родителями эффективными формами профилактических мер являются:
1. В школе оформлены уголки безопасности для родителей, которые содержат:
- Информацию о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма в городе (районе), школе.
- Основные причины ДТП с участием детей.
- Сведения о конкурсах, мероприятиях по БДД.
- План работы ЮИД.
- Фотовитрина (о ДТП).
- Сменные плакаты по особенностям сезона.
- Рекомендации (памятки) родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге:
- как обучать ребенка азбуке дорог;
- законопослушный пешеход;
- «дорожные ловушки»;
- ребенок-пассажир, велосипедист и др.
2. Проведение родительских собраний по профилактике ДТП
3. Проведение родительски лекторий
4. Организация и проведение встреч с сотрудниками ОГИБДД и ГАИ
Все занятия с учащимися и родителями проводятся в специально оборудованном кабинете ПДД, а отработка практических навыков учащихся осуществляется на территории школьной автоплощадки. Для качественного усвоения знаний используются наглядные пособия, которые отображают средства регулирования (дорожные знаки, разметка, сигналы регулировщика, сигналы светофора и правила их применения), иллюстрируют действия предписанные в ПДД в случаях применения различных средств регулирования, наглядно воспроизводят содержание отдельных требований, предъявляемых к пешеходам и транспортным средствам. Для этого в кабинете имеются:
- уголок безопасности,
- технические средства обучения и медиатека,
- разнообразный дидактический материал,
- учебно-методическая литература,
- макеты безопасных маршрутов и дорожных знаков и т. д.
- настольные обучающие игры по ПДД
При проведении занятий с любой возрастной группой необходимо:
- использовать наглядные пособия;
- каждое правило сопровождать иллюстрацией или словесным описанием конкретной ситуации;
- формулировать правила в утвердительной форме;
- добиваться того, чтобы дети не просто заучивали правила, а понимали их смысл, необходимость и последствия при невыполнении.
Таким образом, деятельность нашего учреждения по формированию и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращению их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим отбору специальных форм и применения ряда дидактических методов и приемов. Описанная выше система профилактических мер по предупреждению ДДТТ является целесообразной, эффективной и результативной, так как способствует снижению роста ДТП, участниками и пострадавшими которых становятся дети.
Источники
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/02/21/programma-po-profilaktike-detskogo-dorozhno
http://pandia.ru/text/77/131/571.php
http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2014/01/19/metodika-provedeniya-vneklassnogo
karasart.ucoz.ru/000000truda/metodicheskie_rekomendacii.doc
http://sarschool7.ru/metods/programma_PDD.php
fiercest.ru/lection/sistema-po-obucheniyu-detei-pr...dvizheniya-vnimanie/