СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР"

Просмотр содержимого документа
«Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР»


Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР

«От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка,

строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты,

но и всё последующее усвоение языка».

Д. Б. Эльконин


Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый фонематический (речевой) слух, который лежит в основе профилактики дисграфии; четкая артикуляция звуков родного языка, хорошая устная речь; правильно поставленные первоначальные навыки анализа и синтеза; знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; чувство ритма, что особенно важно для овладения письмом.

Что за страшное слово такое, дисграфия?

Дисграфия - это специфическое расстройство письменной речи,при котором ребёнок подменяет буквы или пишет их не правильно, переставляет слоги местами.

Профилактика дисграфии у дошкольников требует значительно меньше времени и усилий, чем её коррекция после поступления в школу. 

Существует несколько видов дисграфии, и следовательно, у каждого свои причины.

Одним и самых распространённых видов дисграфии является дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза.

В настоящее время ниболее часто встречающийся

речевой диагноз у дошкольников - общее недоразвитие

речи, что говорит о недоразвитии всех систем речи, в том

числе и фонематической системы, полноценное развитее

которой служит основой для о бучения чтению и письму.



При полноценном развитии фонематической системы, ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь определять следующее:

- какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова;

- сколько всего звуков в слове;

- какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, третий и т. д.);

- каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова.

Отсутствие данных умений у ребёнка, поступающего в школу, является предпосылкой для возникновения у него, во время школьного обучения, дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза. Единственно правильный путь "борьбы" с данной формой речевой патологии – выявление и устранение предпосылок дисграфии в дошкольном возрасте.

Работа по формированию фонематических процессов ведётся в два этапа:

I этап. Формирование фонематического слуха.

II этап. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Для формирования у детей навыков звукового анализа и синтеза используются следующие игры и упражнения:

«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»: взрослый произносит звуки, ребёнку необходимо поднять мячик над головой, как только он услышит гласный звук;

«Мячик поймал, звук назвал»: взрослый бросает мяч, называя слово, ребёнку необходимо назвать первый или последний звук в слове (в зависимости от задания) и вернуть мяч логопеду;

«Сигнальщики»: родитель произносит слова, ребёнок

показывает зелёный сигнал, если слышит заданный твёрдый

звук и зелёный, если мягкий;

«Подари картинки»: ребёнку даётся задание раздать картинки

в названии которых есть любимые звуки персонажей.



«Отправь картинки в путешествие»: ребёнок располагает картинки в вагонах паровозика в зависимости от позиции заданного звука в слове. Если звук стоит в начале слова – то картинка помещается в первый вагон, в середине – во второй, в конце – в последний.

«Собери ромашку»: ребёнку необходимо собрать лепесточки для цветка, но только те, на которых есть картинки, в названии которых есть заданный звук.

Таким образом, ранняя диагностика и своевременно оказанная коррекционно-логопедическая помощь детям в дошкольном возрасте повышает шансы преодоления трудностей в овладении процессами чтения и письма, что способствует в дальнейшем успеху в школьном обучении.





































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя