Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР
«От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка,
строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты,
но и всё последующее усвоение языка».
Д. Б. Эльконин
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты.
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый фонематический (речевой) слух, который лежит в основе профилактики дисграфии; четкая артикуляция звуков родного языка, хорошая устная речь; правильно поставленные первоначальные навыки анализа и синтеза; знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; чувство ритма, что особенно важно для овладения письмом.
Что за страшное слово такое, дисграфия?
Дисграфия - это специфическое расстройство письменной речи,при котором ребёнок подменяет буквы или пишет их не правильно, переставляет слоги местами.
Профилактика дисграфии у дошкольников требует значительно меньше времени и усилий, чем её коррекция после поступления в школу.
Существует несколько видов дисграфии, и следовательно, у каждого свои причины.
Одним и самых распространённых видов дисграфии является дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза.
В настоящее время ниболее часто встречающийся
речевой диагноз у дошкольников - общее недоразвитие
речи, что говорит о недоразвитии всех систем речи, в том
числе и фонематической системы, полноценное развитее
которой служит основой для о бучения чтению и письму.
При полноценном развитии фонематической системы, ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь определять следующее:
- какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова;
- сколько всего звуков в слове;
- какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, третий и т. д.);
- каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова.
Отсутствие данных умений у ребёнка, поступающего в школу, является предпосылкой для возникновения у него, во время школьного обучения, дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза. Единственно правильный путь "борьбы" с данной формой речевой патологии – выявление и устранение предпосылок дисграфии в дошкольном возрасте.
Работа по формированию фонематических процессов ведётся в два этапа:
I этап. Формирование фонематического слуха.
II этап. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Для формирования у детей навыков звукового анализа и синтеза используются следующие игры и упражнения:
«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»: взрослый произносит звуки, ребёнку необходимо поднять мячик над головой, как только он услышит гласный звук;
«Мячик поймал, звук назвал»: взрослый бросает мяч, называя слово, ребёнку необходимо назвать первый или последний звук в слове (в зависимости от задания) и вернуть мяч логопеду;
«Сигнальщики»: родитель произносит слова, ребёнок
показывает зелёный сигнал, если слышит заданный твёрдый
звук и зелёный, если мягкий;
«Подари картинки»: ребёнку даётся задание раздать картинки
в названии которых есть любимые звуки персонажей.
«Отправь картинки в путешествие»: ребёнок располагает картинки в вагонах паровозика в зависимости от позиции заданного звука в слове. Если звук стоит в начале слова – то картинка помещается в первый вагон, в середине – во второй, в конце – в последний.
«Собери ромашку»: ребёнку необходимо собрать лепесточки для цветка, но только те, на которых есть картинки, в названии которых есть заданный звук.
Таким образом, ранняя диагностика и своевременно оказанная коррекционно-логопедическая помощь детям в дошкольном возрасте повышает шансы преодоления трудностей в овладении процессами чтения и письма, что способствует в дальнейшем успеху в школьном обучении.