МКОУ "Возовская средняя общеобразовательная школа"
«Рассмотрено» на заседании МО гуманитарного цикла Протокол №____ от «___» _______ 20___г. Руководитель МО ________ Стенякина Н. В | «Согласовано» Зам. директора школы по УВР ___________/Болотина Т. Г./ от«___» ______20___г. | «Утверждаю» Директор школы _____ /Золотухин Д. А./ Приказ №______ от«___» _____20___года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Профилактика и коррекция речевых нарушений у
учащихся начальных классов в условиях логопедического пункта»
Составила программу:
учитель-логопед
Русанова Марина Александровна
___________
2018 год
Рабочая программа составлена на основе Программы «Коррекция
нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы» Ястребовой А.В. Программа может быть дополнена, изменена по ходу работы над ней.
Срок действия программы с 01.09.2018 до выхода новой.
1. Пояснительная записка
Программа определяет структуру и содержание работы по профилактике и коррекции нарушений речи обучающихся МКОУ "Возовская средняя общеобразовательная школа", направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной и письменной речи в освоении общеобразовательных программ. Программа составлена в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Инструктивно-методического письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И. Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области филология в начальной школе.
Актуальность оказания логопедической помощи учащимся с недостатками устной и письменной речи обусловлена необходимостью восполнения сенсорной недостаточности, активизации их познавательной деятельности, формировании коммуникативной компетентности.
Рабочая программа адресована обучающимся 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений, имеющим нарушения речи различной этиологии и степени тяжести.
Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи и комплексная подготовка детей, имеющих трудности в обучении, к овладению значимыми универсальными учебными действиями по русскому языку и чтению.
Задачи программы:
развитие фонематического анализа и синтеза;
развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,
предложения и текста;
формирование и развитие грамматически правильной речи;
формирование и развитие выразительной, связной речи;
обогащение словарного запаса;
развитие фонематического восприятия;
уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,
зрительного, кинестетического.
развитие познавательных процессов: слухового внимания,
зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти,
логического мышления.
Концептуальность программы. В процессе логопедической работы по профилактике и коррекции нарушений устной и письменной речи наиболее значимыми являются следующие принципы:
принцип комплексности – логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо);
патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения и письма;
принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы;
принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции;
принцип поэтапного формирования умственных действий – свёртывание, автоматизация внешних операций, перевод их во внутренний план;
принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога;
принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала – логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением;
принцип системности – методика профилактической и коррекционной работы представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание определённой функциональной системы. Использование каждого метода определяется основной целью и его местом в общей системе работы;
принцип деятельностного подхода – воздействие на все этапы процесса письма как многоуровневой деятельности (ориентировочный, операциональный и этап контроля);
онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности формирования функций, обеспечивающих процессы письма и чтения;
общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Компонентами логопедического сопровождения являются:
профилактика речевых нарушений;
логопедическая диагностика;
коррекция речевых дефектов;
формирование всех сторон (компонентов) речи;
развитие невербальных психических функций;
развитие эмоционально – волевой сферы;
формирование нравственных установок ребёнка.
Зачисление на логопедические занятия осуществляется на основе обследования речи учащихся, которое проводится с 1 по15 сентября и с 15 по 30 мая.
Предельная наполняемость логопедического пункта общеобразовательного учреждения не более 25 человек. На каждого учащегося, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет речевую карту.
Выпуск учащихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.
Занятия с учащимися проводятся как индивидуально, так и в группе/подгруппе. Основной формой являются групповые занятия, которые проводятся 2-3 раза в неделю продолжительностью 40-45 минут.
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется степенью нарушения речевого развития. Выбор количества часов определяется уровнем сложности речевого нарушения, индивидуальными особенностями детей, скоростью усвоения материала. Групповые занятия проводятся:
с учащимися, имеющими нарушения устной речи и нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи - не менее 2-х раз в неделю;
с учащимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи - не менее 2-х раз в неделю;
с учащимися, имеющими фонетический дефект - не менее 1 – 2-х раз в неделю.
Индивидуальные занятия проводятся по необходимости в зависимости от структуры речевого дефекта от 1 до 3-х раз в неделю, продолжительность индивидуальных занятий составляет 20 минут.
В случае необходимости уточнения диагноза учащиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
Ответственность за обязательное посещение учащимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель, руководитель общеобразовательного учреждения, родители.
Учитель–логопед проводит занятия с учащимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением по следующим направлениям:
развитие звуковой стороны речи;
развитие лексического запаса и грамматического строя речи;
формирование связной речи;
развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;
формирование полноценных учебных умений;
развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности;
Кроме того, учитель-логопед осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения учащимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку) представляет руководителю социально-психологической службы ежегодный отчет о количестве учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые Министерством образования и науки России для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.
Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики - стандартизированной, нейропсихологической методики обследования речи с уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия.
В работе с учащимися используются коррекционно-логопедические технологии: технология моделирования и проигрывания сказок, формирования слоговой структуры слова, элементы изотерапии (Ткаченко Т.А.), обогащения и активизации словарного запаса (Филичева Т.Б., Чиркина Т.В.).
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А.В.Ястребовой, Т.П. Бессоновой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Н.Г. Андреевой, Е.В.Мазановой. Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:
преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);
создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;
коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).
Методы и средства оценки результативности коррекции.
Динамика развития звукопроизношения, устной речи, письма, чтения выявляется при сравнении начального уровня (при поступлении ребенка на логопункт) с уровнем развития, достигнутом на определенном временном отрезке (конец четверти, этапа, полугодия, года и др.).
В качестве диагностических материалов могут быть использованы контрольные и проверочные работы, включающие в себя: диктанты, списывания, тесты, проверку техники чтения и др. (по усмотрению учителя-логопеда).
Методы работы:
Если говорить о методах логопедического воздействия, то в рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. Это различные упражнения:
конструктивные во время работы по уточнению оптикопространственнных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую);
творческие — во время работы по формированию звукобуквенного анализа и синтеза;
игровые;
наглядно-демонстрационные.
Формы организации деятельности учащихся:
групповая;
работа в парах;
индивидуальная.
Прогнозируемые результаты.
Проводимое коррекционное воздействие организует учебную деятельность учащихся с недостатками речевого развития, помогает им успешно преодолеть имеющуюся речевую патологию, а также естественные трудности школьного обучения в целом. Таким образом, логопедическая работа по преодолению нарушений устной и письменной речи у младших школьников будет способствовать формированию коммуникативной культуры, вооружит детей средствами познания, развития мировоззрения и чувств, т.е. универсальными учебными действиями.
II. Общая характеристика курса
Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» – курс, формирующий у учащихся познавательные, коммуникативные и регулятивные действия, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно.
В свою очередь содержание курса «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка.
Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета
представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. В процессе коррекционной работы проводится интеграция с учебными предметами по русскому языку и литературному чтению.
III. Место курса в учебном плане
Курс ведётся параллельно предметам учебного плана в соответствии с темами, изучаемыми по предмету русский язык (включая период обучения грамоте) – групповые занятия, литературное чтение – индивидуальные занятия. Комплектование осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 25 мая учебного года.
Основные формы работы – групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.
Учебный план*
______________________
*Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от тяжести нарушения речи и усвоения материала обучающимися. Также возможны исключение и добавление изучаемых тем, что должно быть отражено в календарно-тематическом плане работы в разделе «Примечание».
Рабочая программа рассчитана на четыре учебных года, 2 часа в неделю, количество часов в год - 64-96. С 1-15 сентября и с 15-31 мая – диагностико-подготовительный и оценочный этап обучения – коррекционные занятия не проводятся.
Диагностическое обследование: 8-12 часов.
Коррекционная работа проводится в часы свободные от уроков с учетом режима работы общеобразовательного учреждения, в соответствии с расписанием логопедических занятий, утвержденных директором.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты обучения.
Учащиеся должны обладать: чувством патриотизма, гордости за свою Родину; толерантностью, уважительным отношением к иному мнению, истории и культуре; ответственным отношением к учёбе; осознанным, доброжелательным и уважительным отношением к другому человеку, его мнению; навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; обладать установками на безопасность на безопасный и здоровый образ жизни; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности, основами экологической культуры.
Метапредметными результатами обучения являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда; планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда; работать в соответствии с поставленной задачей; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом; работать по плану и корректировать свою деятельность; определять успешность своей работы и других детей. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД: искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях; осуществлять анализ и синтез; составлять описание объекта; строить рассуждение; составлять простой и сложный план текста; работать с текстом; устанавливать причинно-следственные связи; составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста; правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы; средством формирования познавательных УУД служат тексты упражнений.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста); адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учителя-логопеда; оценивать свою работу и работу товарища; уметь работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
V. Основное содержание курса
На протяжении всего процесса обучения при оказании обучающимся помощи в овладении каждым учебным предметом (русский язык и литературное чтение), наряду с решением общеобразовательных задач, учителем-логопедом проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений речи и развитию фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя, формированию диалогической и монологической речи. Эта работа осуществляется с использованием различных методов, но имеет главной целью минимизировать или устранить недостатки речевого развития школьников с нарушениями речи, создать предпосылки для овладения школьными знаниями, умениями и навыками. В процессе специально разработанной системы занятий предполагается овладение детьми способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи. На занятиях по коррекции нарушений речи осуществляется работа по устранению нарушений как устной речи (дислексия, стертая форма дизартрии, ринолалия и др.), так и письменной речи (дислексия, дисграфия, дизорфография), которые составляют ведущее нарушение у данной категории детей. Именно целенаправленная коррекция нарушений речи в младших классах позволит детям более успешно усваивать программу по другим предметам. В связи с отрицательным влиянием нарушений речи на развитие познавательной деятельности, наличием в большинстве случаев минимальной мозговой дисфункции вследствие парциальных органических повреждений мозговых структур у детей с нарушением речи часто отмечаются и нарушения формирования познавательной деятельности: зрительного восприятия, пространственных, временных представлений, восприятия и воспроизведения ритма, недоразвитие вербально-логического мышления. Эти нарушения в сочетании с недоразвитием лексики, грамматического строя речи приводит к трудностям овладения не только программой по русскому языку, но и по другим предметам. Это вызывает необходимость при проведении индивидуальных коррекционных занятий оказания индивидуальной помощи детям с учетом особенностей нарушений речи и недоразвития познавательной деятельности, особенностей эмоционально-волевой сферы, избирательных трудностей в овладении программой по различным предметам, т. е. коррекцию нарушений речевых и неречевых психических функций, и поведения.
Таким образом, единство развивающего и корригирующего обучения младших школьников с нарушениями речи, использование специальных учебных планов и программ, научно обоснованных методов и системы обучения, учитывающей особенности психического и речевого развития школьников с речевой патологией, дает возможность обеспечить овладение образовательной программой начального общего обучения в соответствии с обязательными требованиями федеральных государственных стандартов.
Коррекция нарушений устной речи предполагает формирование полноценных произносительных навыков; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, звуковой анализ и синтез; развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; обогащение словаря, преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; умение правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи; развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем.
Коррекция нарушений звукопроизношения. Обследование речи учащихся. Подготовка слухового и речедвигательного анализаторов к постановке звуков. Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Закрепление навыка правильного произношения звуков (гласных, согласных), имеющихся в речи детей. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Формирование правильного артикуляционного уклада изолированного звука. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале, введение звука в слоги, слова, предложения (с использованием учебников системы «Школа России». Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.
Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Автоматизация произношения поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи. Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся: по твёрдости – мягкости, по глухости – звонкости в слогах, в слогах со стечением двух согласных, в словах и фразах.
Автоматизация поставленных звуков в речи.
Дифференциация звуков по месту образования в прямых и обратных слогах; в слогах со стечением трёх согласных; в словах и фразах; в коротких текстах и стихах; закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале. Закрепление правильного произношения звуков. Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. Совершенствование дикции. Совершенствование интонационной выразительности речи. Формирование умения безошибочного употребления звуков речи в разных ситуациях общения
Развитие фонематического восприятия. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки. Последовательное знакомство с буквами на основе чёткого правильного произношения твёрдых и мягких звуков. Выделение начального гласного из слов типа. Последовательное называние гласных. Анализ и синтез прямых и обратных слогов. Выделение последнего согласного из слов. Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного. Выделение первого согласного в слове. Анализ и синтез слогов и слов. Выкладывание моделей слогов и слов. Преобразование слогов. Слоговой анализ слов. Усвоение понятий «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук». Составление графической схемы слова. Называния порядка следования звуков в слове. Выделение и называние гласных, согласных звуков в слове. Умение давать качественную характеристику звуку. Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов. Составление схемы предложения. Звуковой анализ слов различной сложности. Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой». Закрепление слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук). Развитие умения находить в слове ударный гласный. Развитие умения подбирать слова к данным схемам. Развитие умения подбирать слова к данной модели (1-ый звук твёрдый согласный, 2-ой – гласный, 3-ий мягкий согласный, например, лось, конь, соль т.п.). Преобразование слов за счёт замены звука. Определение количества слов в предложении и их последовательности. Деление слов на слоги. Формирование навыка преобразования слогов и слов с помощью замены звуков. Определение количества слов в предложении и их последовательности. Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Изображение схемы предложения. Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами, исправлять деформированное предложение.
Развитие речи. Осознание ситуации общения (с какой целью, с кем и где происходит общение). Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств информационно-коммуникационных технологий.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Коррекция нарушений письменной речи включает материал, направленный на устранение проблем при овладении письменной речью, которые препятствуют системному освоению родного русского языка. В норме процесс письма предусматривает достаточный уровень сформированности определенных неречевых и речевых функций: слуховой, произносительной; языкового анализа и синтеза, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Нарушение и распад какой-либо из этих функций, вызывает нарушение письма – дисграфию (акустическую, оптическую, дисграфии на уровне языкового анализа и синтеза).
У детей с нарушениями речи обнаруживаются специфические ошибки: пропуск букв и слогов, замены букв; смешение букв, перестановки букв и слогов, вставки гласных букв, раздельное написание частей слова, слитное написание слова с предлогами, союзами. Логопедическая работа носит коррекционно-развивающий характер и направлена на накопление устного речевого опыта, наблюдение за явлениями языка, формирование на этой основе практических языковых обобщений, необходимых для изучения грамматико-орфографических тем. Большое значение придается развитию чувственного опыта детей в области родного языка. Учащиеся получают свои знания, опираясь на свой слуховой и произносительный опыт. На этой основе и благодаря наблюдениям, сравнениям, установлению сходства и различия учащиеся выделяют существенные признаки языковых явлений и овладевают соответствующими понятиями. Коррекционная работа в 1-4 классах соотносится с программным материалом по русскому языку (В.П. Канакина «Русский язык», утверждена МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования второго поколения). Программа включает материал на различение предлогов и приставок, на дифференциацию звуков, на закрепление морфологического состава слова, на выработку умения находить в слове безударные гласные и подбирать к ним проверочные слова, на формирование полноценных фонематических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе и др.
VI. Планируемые результаты изучения курса
К концу коррекционного обучения учащиеся научатся:
различать гласные и согласные звуки и буквы;
использовать термины для обозначения основных понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, приставка, корень, суффикс, окончание, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная;
называть отличительные особенности гласных и согласных звуков, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных;
использовать буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
использовать графическое обозначение звуков, слогов, слов, предложений;
использовать предлоги и приставки;
различать основные орфограммы (безударная гласная, парные звонкие и глухие согласные, мягкий знак в функции смягчения и разделения, правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, написание имён собственных и др.).
К концу коррекционного обучения учащиеся получат возможность научиться:
моделировать слова, обозначая гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
производить звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
образовывать новые слова от данных, разбирать слова по составу;
определять какой частью речи являются данные слова;
писать слова с изученными орфограммами (безударная гласная, парные звонкие и глухие согласные, мягкий знак в функции смягчения и разделения, правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, большая буква в именах собственных);
правильно использовать в устной и письменной речи различные грамматические конструкции; составлять предложения различных типов; объединять связные высказывания на заданные темы.
Литература
Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения. Автореф. дисс… д. п. н. М.1983
Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда. М.: Просвещение, 1991.
Коррекция нарушений речи// программы специальных (коррекционных образовательных учреждений V вида (для детей с тяжёлыми нарушениями речи) / Под науч. рук.. Р.И. Лалаевой. М.: Просвещение, 1997. С.64-68.
Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
Новичкова И.В. «Коррекция нарушений речи»// Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) / Под ред. Д.И. Плаксиной. В 2-х ч. Ч.2. М.: Просвещение, 2001. С. 123-131.
Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1984.