Бойкина Лариса Викторовна
МБОУ СШ № 70
должность - учитель -логопед
Профессиональное кредо: « Сеять разумное, доброе, вечное»
образование - высшее,
- Арзамасский педагогический институт им А.П .Гайдара 1993г.
Нижегородский педагогический Университет им К.Минина
Специальность :»Логопедия »
Квалификация : учитель логопед
наименование общеобразовательного учреждения: МБОУ СШ № 70
г. Дзержинска Нижегородской области»
Стаж педагогической работы:
педагогический : 29 лет
учителя-логопеда: 3года
«Профилактика и устранение оптической дисграфии у младших школьников с ОВЗ»
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования:
- Научно – исследовательские условия :
- Теоретический анализ научной, педагогической и методической
литературы по теме, изучение педагогического опыта
- изучение работ философов, психологов и педагогов развивающего образования
Методические условия :
Составление учебных планов и программ, использование ведущих
форм, методов и средств обучения, направленных на активизацию
познавательной деятельности, изучение психофизиологических
условий развития младших школьников, наблюдение за познавательной
деятельностью учащихся, психолого - педагогическая диагностика
Организационно – педагогические условия :
- выступления на педагогических советах;
- консультирование педагогов и родителей;
- выступления на заседаниях городского методического
объединения педагогов ресурсного центра МБДОУ СШ № 70;
Дисграфия
оптическая
аграмматическая
на почве несформированности языкового анализа и синтеза
артикуляторно-акустическая
АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОГО ВКЛАДА
Недостаточная изученность проблемы
Отсутствие разработанной методики профилактики оптической дисграфии у младших школьников с ОЗВ
Недостатки оптико-пространственных
представлений
Оптическая дисграфия
Трудности усвоения школьной программы по русскому языку
Школьная дезадаптация
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Валерий .Анатольевич Ковшиков ,
Р.аиса Ивановна. Лалаева
Александр Николаевич Корнев
Ирина Николаевна. Садовникова ,
Марьяна Михайловна Безруких
Галина Геннадьевна Мисаренко
Ольга Антоновна Токарева
Михаил Ефимович Хватцев
Цель
Цель – обоснование и разработка , реализация системы коррекционных мероприятий, направленных на преодоление оптической дисграфии у младших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе .
Задачи
Определить особенности нарушения письма у младших школьников с ОВЗ оптической дисграфией
Разработать и экспериментально проверить приемы работы, направленые на преодоление оптической дисграфии у младших школьников с ОВЗ . , составить рекомендации по повышению эффективности работы
Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ВЫБРАННОЙ ПРОБЛЕМЫ С ПОЗИЦИИ С ТЕОРИИ И ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования.
Этапы работы
Диагностический
Практический
Результативный
- обследование уровня сформированности
- наблюдение .
- включение в систему занятий по реализации раздела комплекса упражнений по формированию и развитию оптико-пространственных представлений
/игры, игровые упражнения, задания /
- наблюдение;
- мониторинг
сформированности
оптико-
пространственных представлений
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования.
Система работы по формированию оптико-пространственных представлений
- Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов
- Развитие зрительного гнозиса
- Развитие буквенного гнозиса
- Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.
- Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв
- Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв
- Закрепление полученных навыков.
- Перенос полученных знаний на другие виды деятельности
развитие запоминания формы предметов развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов
- Формирование пространственного восприятия и представлений
- Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения. Развитие зрительно-моторных координаций
- личностно-ориентированная;
- - сотрудничества; - игровая; -здоровье- сберегающая . - ИКТ.
- - сотрудничества;
- - игровая;
- -здоровье-
- сберегающая .
- - ИКТ.
- наглядный; объяснительно иллюстративный - частично- поисковый; репродуктивный
- наглядный;
- объяснительно
- иллюстративный
- - частично-
- поисковый;
- репродуктивный
фронтальная;
- групповая;
- парная
ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ
Технологии
Формы
Методы
Раскрась картинки.
Гриб – коричневым и желтым цветом. Елочку – зеленым.
Вишни – бордовым и зеленым. Яблоко – зеленым.
Тучу – серым. Грушу – оранжевым.
Лимон – желтым.
Рассмотри предметы и назови их форму. Соедини сходные по форме предметы линиями одного цвета .
Найди и раскрась синим цветом все круги.
Рас-смотри буквы и зачеркни те из них, кото-рые записаны неверно
Рассмотри буквы и назови их
Назови «Какие буквы перепутались
Прочитай «изограф
Рассмотри таблицу букв. Найди и соедини линиями буквы, сходные по начертанию.
Вставь пропущенные буквы и – у в слова. Обозначь буквы занятия соответствующими символами в каждом слове (и - , у - ).
… л…тка …ч…тель …гр…шк… ш…тк…
… чен…к …тк… к…р…ца жел…д…
б…лк… …л…ца ш…шк… д…дк…
м…х… …дочк… тр…бочк…
Вставь пропущенные буквы в слова
В каждой строке найди две одинаковые буквы
Запиши этот текст правильно и укажи буквы занятия .
. коножевдеМ
. акножевдем илсенирп укинтохО
. лисуртс ен коножевдем, утанмок в вапоП
. ондобовс ябес лавовтсвучоп нО
. акабос яьчинтохо алшов онтемазен утанмок В
. акножевдем алавовтсвучоп узарс анО
. метсог микьнелам дереп укйотс алаледс акабоС
. ьтертомс латс и логу в яслибаз коножевдеМ
. уноротс в алшото и оге алахюноп акабоС
. улгу в лунсу и яслиокопсу, хитаз коножевдеМ
Результативность профессиональной
педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Диагностика сформированности
оптико-пространственных представлений/ по Р.И.Лалаевой , Венедиктовной Л.В
2014-2015 уч год /2 класс
2015-2016 уч год /3 класс
низкий
средний
выше среднего
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника
- Выступления на школьном методическом объединении учителей начальных классов
- Выступления на педагогическом совете школы
- Участие на семинаре – практикуме для учителей СКК на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №70»
- Участие в работе региональной научно- практической конференции «Профессиональная компетентность педагога как условие успешной интеграции детей с ОВЗ».
- Участие в ресурсном центре для учителей ,работающих в детьми ОВЗ на базе МБОУ СШ № 70
- Публикации в электронных СМИ
Коррекционно - развивающая среда
Учебно-методический комплекс
.
ЛИТЕРАТУРА:
Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Учимся находить одинаковые фигуры. Москва: Дрофа. 2000.
.. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Уточнение и обогащение пространственно – временных представлений у детей с нарушениями речи. Логопед. 2005. № 2.
Ефименкова Л. М. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва: Союз.2003. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. Москва: Новая школа, 1998.
. Ковригина Л. В. Преодоление нарушений предложно-падежных форм существительных с пространственным значением у дошкольников с общим недоразвитием речи. Практическая психология и логопедия. 2004. № 1. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. С-П.: Союз, 1998.
Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. С-П.: Союз, 2001.
Леонова С. В., Воронина С. П. Содержание и приёмы коррекционной работы при оптической дисграфии. Логопедия. 2005. № 5.
Мазанова Е. В. Логопедия, оптическая дисграфия. Москва: Аквариум. 2004.
. Павлова Т. А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. Москва: Школьная пресса. 2003.
Российская Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. Москва: Айрис Пресс. 2004. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Москва: Владос. 1995. Чиркова Э. Б. Особенности временных категорий детьми с недоразвитием речи. Школьный логопед. 2004.
№ 2.