СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика и коррекция оптической дисграфии у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная образовательная среда предъявляет все большие требования к качеству обучения школьников; между тем, число учеников, не усвающих  программу начальной и средней школы, постоянно растёт. одной из составляющих данного факта является не сформированность или античное формирование навыков письма и чтения и, как следствие, невозможнсть кодировать и декодировать информацию по ряду учебных предметов. Трудности в обучении чтению и письму могут наблюдаться как у детей с общим недоразвитем речи и задержкой психического развития, так и у детей не имеющих нарушение высших психических функций.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика и коррекция оптической дисграфии у младших школьников»

 Бойкина Лариса Викторовна  МБОУ СШ № 70  должность - учитель -логопед  Профессиональное кредо:  « Сеять разумное, доброе, вечное»  образование - высшее, - Арзамасский педагогический институт им А.П .Гайдара 1993г.  Нижегородский педагогический Университет им К.Минина  Специальность :»Логопедия »   Квалификация : учитель логопед  наименование общеобразовательного учреждения: МБОУ СШ № 70  г. Дзержинска Нижегородской области»  Стаж педагогической работы:  педагогический : 29 лет  учителя-логопеда: 3года

Бойкина Лариса Викторовна

МБОУ СШ № 70

должность - учитель -логопед

Профессиональное кредо: « Сеять разумное, доброе, вечное»

образование - высшее,

- Арзамасский педагогический институт им А.П .Гайдара 1993г.

Нижегородский педагогический Университет им К.Минина

Специальность :»Логопедия »

Квалификация : учитель логопед

наименование общеобразовательного учреждения: МБОУ СШ № 70

г. Дзержинска Нижегородской области»

Стаж педагогической работы:

педагогический : 29 лет

учителя-логопеда: 3года

«Профилактика и устранение оптической дисграфии у младших школьников с ОВЗ»

«Профилактика и устранение оптической дисграфии у младших школьников с ОВЗ»

Условия формирования личного вклада  педагога в развитие образования: Научно – исследовательские условия :  изучение ФГОС, Теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы по теме, изучение педагогического опыта изучение работ философов, психологов и педагогов развивающего образования  Методические условия : Составление учебных планов и программ, использование ведущих форм, методов и средств обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности, изучение психофизиологических условий развития младших школьников, наблюдение за познавательной деятельностью учащихся, психолого - педагогическая диагностика Организационно – педагогические условия :  выступления на педагогических советах;  консультирование педагогов и родителей;  выступления на заседаниях городского методического  объединения педагогов ресурсного центра МБДОУ СШ № 70;  публикации в Интернете.

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования:

  • Научно – исследовательские условия :
  • изучение ФГОС,
  • Теоретический анализ научной, педагогической и методической

литературы по теме, изучение педагогического опыта

  • изучение работ философов, психологов и педагогов развивающего образования

Методические условия :

Составление учебных планов и программ, использование ведущих

форм, методов и средств обучения, направленных на активизацию

познавательной деятельности, изучение психофизиологических

условий развития младших школьников, наблюдение за познавательной

деятельностью учащихся, психолого - педагогическая диагностика

Организационно – педагогические условия :

  • выступления на педагогических советах;
  • консультирование педагогов и родителей;
  • выступления на заседаниях городского методического

объединения педагогов ресурсного центра МБДОУ СШ № 70;

  • публикации в Интернете.
Дисграфия оптическая аграмматическая на почве несформированности языкового анализа и синтеза артикуляторно-акустическая

Дисграфия

оптическая

аграмматическая

на почве несформированности языкового анализа и синтеза

артикуляторно-акустическая

АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОГО ВКЛАДА Недостаточная изученность проблемы Отсутствие разработанной методики профилактики оптической дисграфии у младших школьников с ОЗВ Недостатки оптико-пространственных представлений Оптическая дисграфия Трудности усвоения школьной программы по русскому языку Школьная дезадаптация

АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОГО ВКЛАДА

Недостаточная изученность проблемы

Отсутствие разработанной методики профилактики оптической дисграфии у младших школьников с ОЗВ

Недостатки оптико-пространственных

представлений

Оптическая дисграфия

Трудности усвоения школьной программы по русскому языку

Школьная дезадаптация

 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Валерий .Анатольевич Ковшиков , Р.аиса Ивановна. Лалаева Александр Николаевич Корнев Ирина Николаевна. Садовникова , Марьяна Михайловна Безруких Галина Геннадьевна Мисаренко Ольга Антоновна Токарева Михаил Ефимович Хватцев

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Валерий .Анатольевич Ковшиков ,

Р.аиса Ивановна. Лалаева

Александр Николаевич Корнев

Ирина Николаевна. Садовникова ,

Марьяна Михайловна Безруких

Галина Геннадьевна Мисаренко

Ольга Антоновна Токарева

Михаил Ефимович Хватцев

 Цель Цель – обоснование и разработка , реализация системы коррекционных мероприятий, направленных на преодоление оптической дисграфии у младших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе . Задачи  Определить особенности нарушения письма у младших школьников с ОВЗ оптической дисграфией Разработать и экспериментально проверить приемы работы, направленые на преодоление оптической дисграфии у младших школьников с ОВЗ . , составить рекомендации по повышению эффективности работы Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

Цель

Цель – обоснование и разработка , реализация системы коррекционных мероприятий, направленных на преодоление оптической дисграфии у младших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе .

Задачи

Определить особенности нарушения письма у младших школьников с ОВЗ оптической дисграфией

Разработать и экспериментально проверить приемы работы, направленые на преодоление оптической дисграфии у младших школьников с ОВЗ . , составить рекомендации по повышению эффективности работы

Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ВЫБРАННОЙ ПРОБЛЕМЫ С ПОЗИЦИИ С ТЕОРИИ И ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ВЫБРАННОЙ ПРОБЛЕМЫ С ПОЗИЦИИ С ТЕОРИИ И ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования. Этапы работы Диагностический Практический Результативный обследование уровня сформированности - наблюдение . - включение в систему занятий по реализации раздела комплекса упражнений по формированию и развитию оптико-пространственных представлений /игры, игровые упражнения, задания /  - наблюдение; - мониторинг сформированности оптико- пространственных представлений

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования.

Этапы работы

Диагностический

Практический

Результативный

  • обследование уровня сформированности

- наблюдение .

- включение в систему занятий по реализации раздела комплекса упражнений по формированию и развитию оптико-пространственных представлений

/игры, игровые упражнения, задания /

- наблюдение;

- мониторинг

сформированности

оптико-

пространственных представлений

 Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования. Система работы по формированию оптико-пространственных представлений Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов Развитие зрительного гнозиса Развитие буквенного гнозиса Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв Закрепление полученных навыков.  Перенос полученных знаний на другие виды деятельности  развитие запоминания формы предметов развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов Формирование пространственного восприятия и представлений Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения. Развитие зрительно-моторных координаций

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования.

Система работы по формированию оптико-пространственных представлений

  • Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов
  • Развитие зрительного гнозиса
  • Развитие буквенного гнозиса
  • Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.
  • Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв
  • Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв
  • Закрепление полученных навыков.
  • Перенос полученных знаний на другие виды деятельности

развитие запоминания формы предметов развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов

  • Формирование пространственного восприятия и представлений
  • Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения. Развитие зрительно-моторных координаций
- личностно-ориентированная; - сотрудничества; - игровая; -здоровье- сберегающая . - ИКТ. - сотрудничества; - игровая; -здоровье- сберегающая . - ИКТ. наглядный; объяснительно иллюстративный - частично- поисковый;  репродуктивный наглядный; объяснительно иллюстративный - частично- поисковый;  репродуктивный фронтальная; - групповая; - парная  ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ Технологии Формы Методы

- личностно-ориентированная;

  • - сотрудничества; - игровая; -здоровье- сберегающая . - ИКТ.
  • - сотрудничества;
  • - игровая;
  • -здоровье-
  • сберегающая .
  • - ИКТ.
  • наглядный; объяснительно иллюстративный - частично- поисковый; репродуктивный
  • наглядный;
  • объяснительно
  • иллюстративный
  • - частично-
  • поисковый;
  • репродуктивный

фронтальная;

- групповая;

- парная

ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ

Технологии

Формы

Методы

Раскрась картинки. Гриб – коричневым и желтым цветом. Елочку – зеленым. Вишни – бордовым и зеленым. Яблоко – зеленым. Тучу – серым. Грушу – оранжевым. Лимон – желтым. Рассмотри предметы и назови их форму. Соедини сходные по форме предметы линиями одного цвета . Найди и раскрась синим цветом все круги.

Раскрась картинки.

Гриб – коричневым и желтым цветом. Елочку – зеленым.

Вишни – бордовым и зеленым. Яблоко – зеленым.

Тучу – серым. Грушу – оранжевым.

Лимон – желтым.

Рассмотри предметы и назови их форму. Соедини сходные по форме предметы линиями одного цвета .

Найди и раскрась синим цветом все круги.

Рас-смотри буквы и зачеркни те из них, кото-рые записаны неверно Рассмотри буквы и назови их Назови «Какие буквы перепутались Прочитай «изограф Рассмотри таблицу букв. Найди и соедини линиями буквы, сходные по начертанию.

Рас-смотри буквы и зачеркни те из них, кото-рые записаны неверно

Рассмотри буквы и назови их

Назови «Какие буквы перепутались

Прочитай «изограф

Рассмотри таблицу букв. Найди и соедини линиями буквы, сходные по начертанию.

Вставь пропущенные буквы и – у в слова. Обозначь буквы занятия соответствующими символами в каждом слове (и - , у - ). … л…тка …ч…тель …гр…шк… ш…тк… … чен…к …тк… к…р…ца жел…д… б…лк… …л…ца ш…шк… д…дк… м…х… …дочк… тр…бочк… Вставь пропущенные буквы в слова В каждой строке найди две одинаковые буквы Запиши этот текст правильно и укажи буквы занятия . . коножевдеМ . акножевдем илсенирп укинтохО . лисуртс ен коножевдем, утанмок в вапоП . ондобовс ябес лавовтсвучоп нО . акабос яьчинтохо алшов онтемазен утанмок В . акножевдем алавовтсвучоп узарс анО . метсог микьнелам дереп укйотс алаледс акабоС . ьтертомс латс и логу в яслибаз коножевдеМ . уноротс в алшото и оге алахюноп акабоС . улгу в лунсу и яслиокопсу, хитаз коножевдеМ

Вставь пропущенные буквы и – у в слова. Обозначь буквы занятия соответствующими символами в каждом слове (и - , у - ).

л…тка …ч…тель …гр…шк… ш…тк…

чен…к …тк… к…р…ца жел…д…

б…лк… …л…ца ш…шк… д…дк…

м…х… …дочк… тр…бочк…

Вставь пропущенные буквы в слова

В каждой строке найди две одинаковые буквы

Запиши этот текст правильно и укажи буквы занятия .

. коножевдеМ

. акножевдем илсенирп укинтохО

. лисуртс ен коножевдем, утанмок в вапоП

. ондобовс ябес лавовтсвучоп нО

. акабос яьчинтохо алшов онтемазен утанмок В

. акножевдем алавовтсвучоп узарс анО

. метсог микьнелам дереп укйотс алаледс акабоС

. ьтертомс латс и логу в яслибаз коножевдеМ

. уноротс в алшото и оге алахюноп акабоС

. улгу в лунсу и яслиокопсу, хитаз коножевдеМ

 Результативность профессиональной  педагогической деятельности и достигнутые эффекты   Диагностика сформированности  оптико-пространственных представлений/ по Р.И.Лалаевой , Венедиктовной Л.В   2014-2015 уч год /2 класс   2015-2016 уч год /3 класс низкий средний  выше среднего

Результативность профессиональной

педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Диагностика сформированности

оптико-пространственных представлений/ по Р.И.Лалаевой , Венедиктовной Л.В

2014-2015 уч год /2 класс

2015-2016 уч год /3 класс

низкий

средний

выше среднего

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника Выступления на школьном методическом объединении учителей начальных классов Выступления на педагогическом совете школы Участие на семинаре – практикуме для учителей СКК на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №70» Участие в работе региональной научно- практической конференции «Профессиональная компетентность педагога как условие успешной интеграции детей с ОВЗ». Участие в ресурсном центре для учителей ,работающих в детьми ОВЗ на базе МБОУ СШ № 70 Публикации в электронных СМИ

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

  • Выступления на школьном методическом объединении учителей начальных классов
  • Выступления на педагогическом совете школы
  • Участие на семинаре – практикуме для учителей СКК на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №70»
  • Участие в работе региональной научно- практической конференции «Профессиональная компетентность педагога как условие успешной интеграции детей с ОВЗ».
  • Участие в ресурсном центре для учителей ,работающих в детьми ОВЗ на базе МБОУ СШ № 70
  • Публикации в электронных СМИ
Коррекционно - развивающая среда

Коррекционно - развивающая среда

 Учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс

.

ЛИТЕРАТУРА:

Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Учимся находить одинаковые фигуры. Москва: Дрофа. 2000.

.. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Уточнение и обогащение пространственно – временных представлений у детей с нарушениями речи. Логопед. 2005. № 2.

Ефименкова Л. М. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва: Союз.2003. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. Москва: Новая школа, 1998.

. Ковригина Л. В. Преодоление нарушений предложно-падежных форм существительных с пространственным значением у дошкольников с общим недоразвитием речи. Практическая психология и логопедия. 2004. № 1. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. С-П.: Союз, 1998.

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. С-П.: Союз, 2001.

Леонова С. В., Воронина С. П. Содержание и приёмы коррекционной работы при оптической дисграфии. Логопедия. 2005. № 5.

Мазанова Е. В. Логопедия, оптическая дисграфия. Москва: Аквариум. 2004.

. Павлова Т. А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. Москва: Школьная пресса. 2003.

Российская Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. Москва: Айрис Пресс. 2004. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Москва: Владос. 1995. Чиркова Э. Б. Особенности временных категорий детьми с недоразвитием речи. Школьный логопед. 2004.

№ 2.