Консультация психолога на тему:
«Профилактика и помощь при самоповреждающем поведении детей»
Ниже предлагается пример протокола действий при самоповреждающем поведении ученика для педагогов.
Распознать признаки, связанные с самоповреждением
Уметь различать акты самоповреждения и суицидальные акты
Понимать, кому нужно сообщить о случаях самоповреждения и как защитить приватность подростка
Обратиться за уместной в конкретном случае помощью (психологической, психиатрической или медицинской)
Обратиться за срочной помощью, если того требует ситуация
Признаки самоповреждения
1. Общие признаки — трудности в регуляции эмоций и в отношениях с другими
2. Резкие изменения настроения, повышение депрессивности, тревоги или агрессивности
3. Самоизоляция, обособление от других
4. Употребление наркотиков или алкоголя и др.
5. Следы старых или новых порезов и царапин, шрамы, которые подросток не может объяснить, или находит постоянно повторяющиеся банальные объяснения
6. Одежда с длинными рукавами и штанинами даже в жаркую погоду или
на занятиях физкультурой, бинты или многочисленные браслеты, полностью закрывающие запястья
7. Лезвия или острые предметы в сумке, хотя их не нужно приносить на урок
8. Оборонительная позиция, когда поднимается тема самоповреждения
Для установления контакта с учеником, совершающим самоповреждения, необходимы доверительные отношения. В случае подозрения на то, что ребёнок совершает самоповреждения, рекомендуется вести разговор без осуждения, создавая пространство понимания и принятия, задействуя ресурсы эмпатии и сопереживания.
Самоповреждающее поведение часто вызывает сильные эмоциональные реакции — страх, отчаяние, отвращение — педагогу стоит отслеживать эти эмоции и их проявления в вербальной и невербальной коммуникации. Эмоциональная реакция со стороны взрослого может привести к еще большему замыканию ребёнка в своей проблеме и утрате его доверия.
Учитель может предупредить ученика, что ему необходимо сообщить о его проблеме профессионалам — в частности, потому что ученик может серьезно навредить себе. Педагог может пойти вместе с учеником к психологу, чтобы ребёнок чувствовал большую поддержку.
Таким образом, педагогу, заметившему самоповреждение ученика (Lieberman et al., 2008), рекомендуется:
Поговорить с ним и дать ему почувствовать себя принятым (можно принимать другого, не принимая его поведения).
Выслушать его.
Предложить помощь в поиске профессионала.
Направить его к психологу.
Записать его на занятия в кружок или клуб по интересам, или дать ему задание, требующее взаимодействия с другими (ученики, повреждающие себя, могут жаловаться на одиночество).
Не следует:
Осуждать ученика и проявлять сильные негативные эмоции в его адрес.
Наказывать его за самоповреждения.
Обсуждать его проблему в группе (классе) и при других детях (учениках).
Давать ложные обещания — например, что вы никому не скажете о его проблеме.
Вступить в сделку с учеником, чтобы прекратить самоповреждения.
При самоповреждениях ребёнка педагоги могут поддерживать ребенка, не замалчивая проблему и не осуждая. Все основные рекомендации основываются на принимающей позиции взрослых и их готовности решать проблему, а не отвергать ребенка.
Самоповреждения ребёнка — это, прежде всего, признак его эмоциональной уязвимости и ответ на переживаемые трудности в отношениях с другими людьми — с семьей, педагогами, учителями. Поэтому поддержание в группе (классе) эмоционально здорового микроклимата — это уже большой вклад в предотвращение аутодеструктивных действий ребенка.
Дайте ребенку понять, что вы готовы к диалогу с ним, и даже если он не готов принять помощь от вас, скажите, что вы можете помочь найти тех, кто окажет эту помощь.
Не отвергайте ребенка. Ваш гнев или чувство вины — следствие вашей убежденности в том, что действия ребенка направлены против вас. Лучше сфокусироваться на поиске решения проблемы и не искать виноватых.
Отрицание проблемы вредит, так же как излишняя фокусировка на ней и неправильные интерпретации (например, что ребенок пытается покончить с собой)
Составьте план помощи ребенку, учитывая его интересы и чувства — лучше всего планировать дальнейшие действия в спокойной обстановке, не на пике тяжелых эмоциональных переживаний
Ориентируйтесь на «точки соприкосновения» с ребенком. Старайтесь выстраивать разговоры в форме диалога. Ориентируйтесь на компромисс в спорах. Ищите дипломатичные аргументы, если вы не согласны.
Найдите что-то увлекательное, чем вы сможете заниматься вместе с ребенком, что будет нравиться всем вам.
Проявляйте интерес к чувствам, мыслям и высказыванием ребенка.
Уважайте его мнение. Поощряйте интерес ребенка к творческому самовыражению
Подготовил:
педагог-психолог М.А. Кригер
Рекомендации психолога на тему:
«Самопомощь и профилактика выгорания учителям и педагогам, столкнувшимся с самоповреждением у ученика»
Подтверждение самоповреждения ученика может вызвать у педагога ряд негативных эмоций — гнев, печаль, чувство бессилия, страха и вины. Эти эмоции (хотя они могут восприниматься как обоснованные, справедливые и даже помогающие ученику) в реальности мешают учителю оказать адекватную ситуации помощь.
Учитель может:
1. Проконсультироваться с психологом по поводу своей реакции на ученика или травматичных воспоминаний, которые были вызваны поведением ученика;
2. Получить больше знаний о самоповреждающем поведении, чтобы лучше понять мотивы ученика;
3. Вести дневник своих эмоций и мыслей — чтобы лучше разобраться
в своих реакциях и проследить, какие из них были полезны.
Для благополучия ребёнка требуется кооперация всех участников его «группы поддержки» - учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог.
Рекомендуемая литература:
АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: ПРОФИЛАКТИКА И ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. Методические рекомендации. Москва, 2019г.
Подготовил:
педагог-психолог М.А. Кригер
Анкета для воспитателя
«Выявление самоповреждающего поведения у ребёнка»
Ф.И.О. ребёнка _______________________________________________________
Возраст______________________________________________________________
ФИО воспитателя _____________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________________
Частота и продолжительность самоповреждающего поведения: как давно ребёнок начал наносить себе повреждения и как часто (в день/неделю)? | |
Способ самоповреждающего поведения: расчесывание, удары, поверхностные или глубокие порезы? | |
Тяжесть самоповреждений: есть ли угроза жизни? | |
Как вы думаете, что ребёнку нравится в детском доме? Чем он любит заниматься? | |
Как вы думаете, что ребёнку не нравится в детском доме? | |
Есть ли у него здесь друзья? Кто? Что они делают вместе? Во что любят играть? | |
Есть ли у ребёнка конфликты в группе (травля)? | |
Из-за чего он ссорится? | |
Что является причиной стресса ребёнка? | |
Доверяет ли вам ребёнок? | |
Рассказывал ли ребёнок вам о самоповреждениях? Какова после этого была ваша реакция? | |
Какие были приняты меры после самоповреждающего поведения у ребёнка. Какой после этого был результат? | |
Подготовил: педагог-психолог М.А. Кригер