СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Профилактика и помощь при самоповреждающем поведении детей»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В консультации предлагается пример протокола действий при  самоповреждающем поведении ученика для педагогов, перечислены основные признаки самоповреждения, особенности работы  и общения педагога с ребёнком, совершающим самоповреждения. Даны рекомендации психолога на тему:  «Самопомощь и профилактика выгорания учителям и  педагогам, столкнувшимся с самоповреждением у ученика». Представлена анкета для воспитателя «Выявление самоповреждающего поведения у ребёнка»

Просмотр содержимого документа
««Профилактика и помощь при самоповреждающем поведении детей»»

Консультация психолога на тему:

«Профилактика и помощь при самоповреждающем поведении детей»


Ниже предлагается пример протокола действий при самоповреждающем поведении ученика для педагогов.

  • Распознать признаки, связанные с самоповреждением

  • Уметь различать акты самоповреждения и суицидальные акты

  • Понимать, кому нужно сообщить о случаях самоповреждения и как защитить приватность подростка

  • Обратиться за уместной в конкретном случае помощью (психологической, психиатрической или медицинской)

  • Обратиться за срочной помощью, если того требует ситуация


Признаки самоповреждения

1. Общие признаки — трудности в регуляции эмоций и в отношениях с другими

2. Резкие изменения настроения, повышение депрессивности, тревоги или агрессивности

3. Самоизоляция, обособление от других

4. Употребление наркотиков или алкоголя и др.

5. Следы старых или новых порезов и царапин, шрамы, которые подросток не может объяснить, или находит постоянно повторяющиеся банальные объяснения

6. Одежда с длинными рукавами и штанинами даже в жаркую погоду или

на занятиях физкультурой, бинты или многочисленные браслеты, полностью закрывающие запястья

7. Лезвия или острые предметы в сумке, хотя их не нужно приносить на урок

8. Оборонительная позиция, когда поднимается тема самоповреждения


Для установления контакта с учеником, совершающим самоповреждения, необходимы доверительные отношения. В случае подозрения на то, что ребёнок совершает самоповреждения, рекомендуется вести разговор без осуждения, создавая пространство понимания и принятия, задействуя ресурсы эмпатии и сопереживания.

Самоповреждающее поведение часто вызывает сильные эмоциональные реакции — страх, отчаяние, отвращение — педагогу стоит отслеживать эти эмоции и их проявления в вербальной и невербальной коммуникации. Эмоциональная реакция со стороны взрослого может привести к еще большему замыканию ребёнка в своей проблеме и утрате его доверия.

Учитель может предупредить ученика, что ему необходимо сообщить о его проблеме профессионалам — в частности, потому что ученик может серьезно навредить себе. Педагог может пойти вместе с учеником к психологу, чтобы ребёнок чувствовал большую поддержку.

Таким образом, педагогу, заметившему самоповреждение ученика (Lieberman et al., 2008), рекомендуется:

  • Поговорить с ним и дать ему почувствовать себя принятым (можно принимать другого, не принимая его поведения).

  • Выслушать его.

  • Предложить помощь в поиске профессионала.

  • Направить его к психологу.

  • Записать его на занятия в кружок или клуб по интересам, или дать ему задание, требующее взаимодействия с другими (ученики, повреждающие себя, могут жаловаться на одиночество).


Не следует:

  • Осуждать ученика и проявлять сильные негативные эмоции в его адрес.

  • Наказывать его за самоповреждения.

  • Обсуждать его проблему в группе (классе) и при других детях (учениках).

  • Давать ложные обещания — например, что вы никому не скажете о его проблеме.

  • Вступить в сделку с учеником, чтобы прекратить самоповреждения.


При самоповреждениях ребёнка педагоги могут поддерживать ребенка, не замалчивая проблему и не осуждая. Все основные рекомендации основываются на принимающей позиции взрослых и их готовности решать проблему, а не отвергать ребенка.

Самоповреждения ребёнка — это, прежде всего, признак его эмоциональной уязвимости и ответ на переживаемые трудности в отношениях с другими людьми — с семьей, педагогами, учителями. Поэтому поддержание в группе (классе) эмоционально здорового микроклимата — это уже большой вклад в предотвращение аутодеструктивных действий ребенка.

  • Дайте ребенку понять, что вы готовы к диалогу с ним, и даже если он не готов принять помощь от вас, скажите, что вы можете помочь найти тех, кто окажет эту помощь.

  • Не отвергайте ребенка. Ваш гнев или чувство вины — следствие вашей убежденности в том, что действия ребенка направлены против вас. Лучше сфокусироваться на поиске решения проблемы и не искать виноватых.

  • Отрицание проблемы вредит, так же как излишняя фокусировка на ней и неправильные интерпретации (например, что ребенок пытается покончить с собой)

  • Составьте план помощи ребенку, учитывая его интересы и чувства — лучше всего планировать дальнейшие действия в спокойной обстановке, не на пике тяжелых эмоциональных переживаний

  • Ориентируйтесь на «точки соприкосновения» с ребенком. Старайтесь выстраивать разговоры в форме диалога. Ориентируйтесь на компромисс в спорах. Ищите дипломатичные аргументы, если вы не согласны.

  • Найдите что-то увлекательное, чем вы сможете заниматься вместе с ребенком, что будет нравиться всем вам.

  • Проявляйте интерес к чувствам, мыслям и высказыванием ребенка.

  • Уважайте его мнение. Поощряйте интерес ребенка к творческому самовыражению


Подготовил:

педагог-психолог М.А. Кригер

Рекомендации психолога на тему:

«Самопомощь и профилактика выгорания учителям и педагогам, столкнувшимся с самоповреждением у ученика»


Подтверждение самоповреждения ученика может вызвать у педагога ряд негативных эмоций — гнев, печаль, чувство бессилия, страха и вины. Эти эмоции (хотя они могут восприниматься как обоснованные, справедливые и даже помогающие ученику) в реальности мешают учителю оказать адекватную ситуации помощь.

Учитель может:

1. Проконсультироваться с психологом по поводу своей реакции на ученика или травматичных воспоминаний, которые были вызваны поведением ученика;

2. Получить больше знаний о самоповреждающем поведении, чтобы лучше понять мотивы ученика;

3. Вести дневник своих эмоций и мыслей — чтобы лучше разобраться

в своих реакциях и проследить, какие из них были полезны.

Для благополучия ребёнка требуется кооперация всех участников его «группы поддержки» - учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог.


Рекомендуемая литература:

АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: ПРОФИЛАКТИКА И ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. Методические рекомендации. Москва, 2019г.



Подготовил:

педагог-психолог М.А. Кригер



Анкета для воспитателя

«Выявление самоповреждающего поведения у ребёнка»

Ф.И.О. ребёнка _______________________________________________________

Возраст______________________________________________________________

ФИО воспитателя _____________________________________________________

Дата заполнения_______________________________________________________

Частота и продолжительность самоповреждающего поведения: как давно ребёнок начал наносить себе повреждения и как часто (в день/неделю)?


Способ самоповреждающего поведения: расчесывание, удары, поверхностные или глубокие порезы?



Тяжесть самоповреждений: есть ли угроза жизни?



Как вы думаете, что ребёнку нравится в детском доме? Чем он любит заниматься?


Как вы думаете, что ребёнку не нравится в детском доме?


Есть ли у него здесь друзья? Кто? Что они делают вместе? Во что любят играть?


Есть ли у ребёнка конфликты в группе (травля)?



Из-за чего он ссорится?


Что является причиной стресса ребёнка?


Доверяет ли вам ребёнок?


Рассказывал ли ребёнок вам о самоповреждениях? Какова после этого была ваша реакция?


Какие были приняты меры после самоповреждающего поведения у ребёнка. Какой после этого был результат?



Подготовил: педагог-психолог М.А. Кригер