ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бойкина
Лариса Викторовна
учитель –логопед
МБОУ « Средняя школа № № 70»
Образование - высшее,
- Арзамасский педагогический институт им А.П .Гайдара 1993г.
Нижегородский педагогический Университет им К.Минина
Специальность : «Логопедия »
Квалификация : учитель- логопед
Стаж педагогической работы:
педагогический : 34 года
учителя-логопеда: 7 лет
Профессиональное кредо:
«Сеять разумное,
вечное»
Профилактика и устранение оптической дисграфии у младших школьников с ОВЗ
Условия формирования личного вклада
педагога в развитие образования
Научно – исследовательские условия :
- Изучение ФГОС,
- Теоретический анализ научной, педагогической и методической
- литературы по теме, изучение педагогического опыта
- Изучение работ философов, психологов и педагогов
развивающего образования
Методические условия :
- Составление учебных планов и программ, использование ведущих
- форм, методов и средств обучения, направленных на активизацию
- познавательной деятельности, изучение психофизиологических
- условий развития младших школьников, наблюдение за познавательной
- деятельностью учащихся, психолого - педагогическая диагностика
Организационно – педагогические условия :
- Выступления на педагогических советах;
- Консультирование педагогов и родителей;
- Выступления на заседаниях городского методического
объединения педагогов ресурсного центра МБОУ СШ № 70;
Актуальность
В настоящее время рассматривается возникновение проблемы школьной дезадаптациии детей на начальном этапе обучения. Причиной дезаптации является нарушение письменной речи (дисграфия) .Устранение данных нарушения у детей с ОВЗ является важной в коррекционной работе, поскольку письмо и чтение являются средствами дальнейшего обучения.
ЗАТРУДНЕНИЯ
Недостаточная физиологическая, психологическая и социально-личностная готовность детей к овладению письмом
Ученики хотят писать грамотно, но возникают трудности на начальном этапе обучения и возникает дезаптация у детей.
Отсутствие навыка грамотного письма
ПРОТИВОРЕЧИЯ
Между требованиями общества ,образовательных стандартов и реальным уровнем обучающихся , приводящих к необходимости и поиску средств коррекции их письменной речи .
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Автор
Л.С.Выготский
Название работы
Год
Мышление и речь
Л.С.Волкова
1934
Нарушения детской речи и их устранение в учебно-воспитательном процессе
Р.И.Лалаева
Е.В.Мазанова
Нарушение процесса овладения чтением у школьников
1969
1983
Коррекция нарушений письменной речи у детей
2017
Формирование у детей языковой культуры, овладение грамматическими нормами языка. что является составной частью общей языковой культуры человека.
ЦЕЛЬ
ЗАДАЧИ
1.Формироват ь грамотную письменную речь в учебной деятельности у детей с ОВЗ.
2 . Развивать зрительно-пространственное восприятие у учащихся с ОВЗ ,которое является основой для устранения оптической дисграфии.
3. Воспитывать любовь к родному языку посредством коррекционных занятий.
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Создание специальных психолого-педагогических условий, которые будут способствовать профилактике дисграфии у детей с ОВЗ через систему занятий.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Этапы направления работы
1 этап
3этап
2этап
Результативный
Диагностический
Практический
ЗАДАЧИ
выявить уровень развития зрительного восприятия;
- выявить уровень сформированности пространственных представлений;
- изучить особенности конструктивной деятельности;
- выявить сформированность понятий об основных единицах времени.
Диагностический этап
альбом оптических проб
ЗАДАЧИ
- развитие зрительного гнозиса, оптико-пространственных представлений, зрительной памяти;
- уточнение и развитие пространственно-временных представлений при помощи коррекционных заданий и упражнений
Практический
этап
НАПРАВЛЕНИЯ
1.Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
2.Формирование зрительного восприятия и узнавания.
3.Формирование пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Приемы по формированию пространственных представлений
Приемы по уточнению и расширению объема зрительной памяти
Игровые задания и приемы по развитию зрительного восприятия и узнавания
« Фотографирование» -
посмотри, запомни, нарисуй .
- Выполнение узора из какой-либо буквы (конструирование, аппликация) – « Буква спряталась»
Геометрическое лото
Формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв
Результативный этап
ЗАДАЧИ
оценить эффективность проведенной коррекционной работы, провести повторную проверку письма, анализ различных видов письменных работ детей.
Приём « Тело- буква»
Приём «Мнемоническая зацепка»
Букву ту в спортивном зале Перекладиной назвали. (П)
Удивляется Егорка, среди букв стоит четверка (Ч)
Если гвоздь забить хотите, Букву молоток несите. (Т)
Солидный животик, большой козырек Скажи, как зовется смешной паренек? (Б)
А бедняжка буква Ы Ходит с палочкой, увы
Л, наверно, инвалид Ножка левая болит.
Буква И наискосок Натянула поясок.
Р согнула ручку, С кем пойти под ручку?
О — как обруч, - Захочу по дороге прокачу. Чтобы О не укатилось, Крепко к столбику прибью, - Ой, смотри что получилось, Получилась буква Ю.
Результативность педагогической деятельности
Диагностика сформированности оптико-пространственных представлений по Р.Н. Лалаевой и В.Л, Венедиктовой
Учебный год
2018-2019
Тема
Уровень
Выступление на педсовете с темой: «Профилактика дисграфии у учащихся с ОВЗ»
Уровень образовательной организации
Выступление на ШМО учителей начальных классов с темой «Устранение оптической дисграфии у учащихся с ОВЗ»
Уровень образовательной организации
Открытое занятие для учителей школы, работающих в классах ОВЗ по теме « Упражнения для профилактики дисграфии»
Уровень образовательной организации .Протокол №2 от24.09.2015
Участие в семинаре- практикуме «Качество образования в условиях реализации ФГОС»
Уровень образовательной организации
2019-2020
Уровень образовательной организации
Родительское собрание на тему «Как помочь ребёнку –дисграфику».
Публикации в электронных СМИ по теме Оптическая дисграфия»
Всероссийский уровень
2020-2021
2018-2021
Новизна
Перспектива
Адресная направленность опыт а
Опыт может быть использован в работе учителей начальных классов, учителе- логопеда.
Опыт имеет незаконченный характер, он будет дорабатываться, совершенствоваться, что позволит создать системно - деятельностную модель профилактической работы по устранению дисграфии у младших школьников с ОВЗ.
Внедрение собственного опыта по систематизации и использованию комплекса лексико-орфографических упражнений для профилактической работы по устранению дисграфии у младших школьников .
ЛИТЕРАТУРА
Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Учимся находить одинаковые фигуры. Москва: Дрофа. 2000.
Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Уточнение и обогащение пространственно – временных представлений у детей с нарушениями речи. Логопед. 2005. № 2.
Ефименкова Л. М. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва: Союз.2003. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. Москва: Новая школа, 1998.
Ковригина Л. В. Преодоление нарушений предложно-падежных форм существительных с пространственным значением у дошкольников с общим недоразвитием речи. Практическая психология и логопедия. 2004. № 1. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. С-П.: Союз, 1998.
Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. С-П.: Союз, 2001.
Леонова С. В., Воронина С. П. Содержание и приёмы коррекционной работы при оптической дисграфии. Логопедия. 2005. № 5.
Мазанова Е. В. Логопедия, оптическая дисграфия. Москва: Аквариум. 2004.
Павлова Т. А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. Москва: Школьная пресса. 2003.
Российская Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. Москва: Айрис Пресс. 2004. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Москва: Владос. 1995. Чиркова Э. Б. Особенности временных категорий детьми с недоразвитием речи. Школьный логопед. 2004.
№ 2.