СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика и устранение оптической дисграфии у младших школьников с ОВЗ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сейчас очень часто у детей младшего школьного возраста встречается так называемая оптическая дисграфия. Она связана с недоразвитием оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Поэтому тема моей работы "Профилактика и устранение оптической дисграфии у младших школьников с ОВЗ"

Просмотр содержимого документа
«Профилактика и устранение оптической дисграфии у младших школьников с ОВЗ»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Бойкина Лариса Викторовна  учитель –логопед  МБОУ « Средняя школа № № 70»   Образование - высшее, - Арзамасский педагогический институт им А.П .Гайдара 1993г.  Нижегородский педагогический Университет им К.Минина  Специальность : «Логопедия »   Квалификация : учитель- логопед Стаж педагогической работы:  педагогический : 34 года  учителя-логопеда:  7 лет  Профессиональное кредо:   «Сеять разумное,  вечное»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бойкина

Лариса Викторовна

учитель –логопед

МБОУ « Средняя школа № № 70»

Образование - высшее,

- Арзамасский педагогический институт им А.П .Гайдара 1993г.

Нижегородский педагогический Университет им К.Минина

Специальность : «Логопедия »

Квалификация : учитель- логопед

Стаж педагогической работы:

педагогический : 34 года

учителя-логопеда: 7 лет

Профессиональное кредо:

«Сеять разумное,

вечное»

Профилактика и устранение оптической дисграфии у младших школьников с ОВЗ

Профилактика и устранение оптической дисграфии у младших школьников с ОВЗ

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно – исследовательские условия :  Изучение ФГОС, Теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы по теме, изучение педагогического опыта Изучение работ философов, психологов и педагогов развивающего образования  Методические условия : Составление учебных планов и программ, использование ведущих форм, методов и средств обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности, изучение психофизиологических условий развития младших школьников, наблюдение за познавательной деятельностью учащихся, психолого - педагогическая диагностика  Организационно – педагогические условия :  Выступления на педагогических советах;  Консультирование педагогов и родителей;  Выступления на заседаниях городского методического объединения педагогов ресурсного центра МБОУ СШ № 70;  Публикации в Интернете.

Условия формирования личного вклада

педагога в развитие образования

Научно – исследовательские условия :

  • Изучение ФГОС,
  • Теоретический анализ научной, педагогической и методической
  • литературы по теме, изучение педагогического опыта
  • Изучение работ философов, психологов и педагогов

развивающего образования

Методические условия :

  • Составление учебных планов и программ, использование ведущих
  • форм, методов и средств обучения, направленных на активизацию
  • познавательной деятельности, изучение психофизиологических
  • условий развития младших школьников, наблюдение за познавательной
  • деятельностью учащихся, психолого - педагогическая диагностика

Организационно – педагогические условия :

  • Выступления на педагогических советах;
  • Консультирование педагогов и родителей;
  • Выступления на заседаниях городского методического

объединения педагогов ресурсного центра МБОУ СШ № 70;

  • Публикации в Интернете.
Актуальность В настоящее время рассматривается возникновение проблемы школьной дезадаптациии детей на начальном этапе обучения. Причиной дезаптации является нарушение письменной речи (дисграфия) .Устранение данных нарушения у детей с ОВЗ является важной в коррекционной работе, поскольку письмо и чтение являются средствами дальнейшего обучения. ЗАТРУДНЕНИЯ Недостаточная физиологическая, психологическая и социально-личностная готовность детей к овладению письмом Ученики хотят писать грамотно, но возникают трудности на начальном этапе обучения и возникает дезаптация у детей. Отсутствие навыка грамотного письма ПРОТИВОРЕЧИЯ Между требованиями общества ,образовательных стандартов и реальным уровнем обучающихся , приводящих к необходимости и поиску средств коррекции их письменной речи .

Актуальность

В настоящее время рассматривается возникновение проблемы школьной дезадаптациии детей на начальном этапе обучения. Причиной дезаптации является нарушение письменной речи (дисграфия) .Устранение данных нарушения у детей с ОВЗ является важной в коррекционной работе, поскольку письмо и чтение являются средствами дальнейшего обучения.

ЗАТРУДНЕНИЯ

Недостаточная физиологическая, психологическая и социально-личностная готовность детей к овладению письмом

Ученики хотят писать грамотно, но возникают трудности на начальном этапе обучения и возникает дезаптация у детей.

Отсутствие навыка грамотного письма

ПРОТИВОРЕЧИЯ

Между требованиями общества ,образовательных стандартов и реальным уровнем обучающихся , приводящих к необходимости и поиску средств коррекции их письменной речи .

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ Автор Л.С.Выготский Название работы Год Мышление и речь Л.С.Волкова   1934  Нарушения детской речи и их устранение в учебно-воспитательном процессе Р.И.Лалаева Е.В.Мазанова Нарушение процесса овладения чтением у школьников   1969     1983 Коррекция нарушений письменной речи у детей   2017

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Автор

Л.С.Выготский

Название работы

Год

Мышление и речь

Л.С.Волкова

1934

Нарушения детской речи и их устранение в учебно-воспитательном процессе

Р.И.Лалаева

Е.В.Мазанова

Нарушение процесса овладения чтением у школьников

1969

1983

Коррекция нарушений письменной речи у детей

2017

Формирование у детей языковой культуры, овладение грамматическими нормами языка. что является составной частью общей языковой культуры человека.  ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ 1.Формироват ь грамотную письменную речь в учебной деятельности у детей с ОВЗ.  2 . Развивать зрительно-пространственное восприятие у учащихся с ОВЗ ,которое является основой для устранения оптической дисграфии.  3. Воспитывать любовь к родному языку посредством коррекционных занятий.

Формирование у детей языковой культуры, овладение грамматическими нормами языка. что является составной частью общей языковой культуры человека.

ЦЕЛЬ

ЗАДАЧИ

1.Формироват ь грамотную письменную речь в учебной деятельности у детей с ОВЗ.

2 . Развивать зрительно-пространственное восприятие у учащихся с ОВЗ ,которое является основой для устранения оптической дисграфии.

3. Воспитывать любовь к родному языку посредством коррекционных занятий.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ Создание специальных психолого-педагогических условий, которые будут способствовать профилактике дисграфии у детей с ОВЗ через систему занятий.  

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

Создание специальных психолого-педагогических условий, которые будут способствовать профилактике дисграфии у детей с ОВЗ через систему занятий.

 

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Этапы направления работы 1 этап 3этап 2этап Результативный Диагностический Практический

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Этапы направления работы

1 этап

3этап

2этап

Результативный

Диагностический

Практический

ЗАДАЧИ выявить уровень развития зрительного восприятия; - выявить уровень сформированности пространственных представлений; - изучить особенности конструктивной деятельности; - выявить сформированность понятий об основных единицах времени. Диагностический этап альбом оптических проб

ЗАДАЧИ

выявить уровень развития зрительного восприятия;

- выявить уровень сформированности пространственных представлений;

- изучить особенности конструктивной деятельности;

- выявить сформированность понятий об основных единицах времени.

Диагностический этап

альбом оптических проб

ЗАДАЧИ - развитие зрительного гнозиса, оптико-пространственных представлений, зрительной памяти; - уточнение и развитие пространственно-временных представлений при помощи коррекционных заданий и упражнений Практический этап НАПРАВЛЕНИЯ 1.Уточнение и расширение объема зрительной памяти. 2.Формирование зрительного восприятия и узнавания. 3.Формирование пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

ЗАДАЧИ

- развитие зрительного гнозиса, оптико-пространственных представлений, зрительной памяти;

- уточнение и развитие пространственно-временных представлений при помощи коррекционных заданий и упражнений

Практический

этап

НАПРАВЛЕНИЯ

1.Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

2.Формирование зрительного восприятия и узнавания.

3.Формирование пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Приемы по формированию пространственных представлений Приемы по уточнению и расширению объема зрительной памяти Игровые задания и приемы по развитию зрительного восприятия и узнавания « Фотографирование» - посмотри, запомни, нарисуй . - Выполнение узора из какой-либо буквы (конструирование, аппликация) – « Буква спряталась» Геометрическое лото Формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв

Приемы по формированию пространственных представлений

Приемы по уточнению и расширению объема зрительной памяти

Игровые задания и приемы по развитию зрительного восприятия и узнавания

« Фотографирование» -

посмотри, запомни, нарисуй .

- Выполнение узора из какой-либо буквы (конструирование, аппликация) – « Буква спряталась»

Геометрическое лото

Формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв

Результативный этап ЗАДАЧИ оценить эффективность проведенной коррекционной работы, провести повторную проверку письма, анализ различных видов письменных работ детей.

Результативный этап

ЗАДАЧИ

оценить эффективность проведенной коррекционной работы, провести повторную проверку письма, анализ различных видов письменных работ детей.

Приём « Тело- буква» Приём «Мнемоническая зацепка» Букву ту в спортивном зале  Перекладиной назвали. (П) Удивляется Егорка,  среди букв стоит четверка (Ч) Если гвоздь забить хотите,  Букву молоток несите. (Т) Солидный животик, большой козырек  Скажи, как зовется смешной паренек? (Б) А бедняжка буква Ы  Ходит с палочкой, увы Л, наверно, инвалид  Ножка левая болит. Буква И наискосок  Натянула поясок. Р согнула ручку,  С кем пойти под ручку? О — как обруч,  - Захочу по дороге прокачу.  Чтобы О не укатилось,  Крепко к столбику прибью,  - Ой, смотри что получилось,  Получилась буква Ю.

Приём « Тело- буква»

Приём «Мнемоническая зацепка»

Букву ту в спортивном зале Перекладиной назвали. (П)

Удивляется Егорка, среди букв стоит четверка (Ч)

Если гвоздь забить хотите, Букву молоток несите. (Т)

Солидный животик, большой козырек Скажи, как зовется смешной паренек? (Б)

А бедняжка буква Ы Ходит с палочкой, увы

Л, наверно, инвалид Ножка левая болит.

Буква И наискосок Натянула поясок.

Р согнула ручку, С кем пойти под ручку?

О — как обруч, - Захочу по дороге прокачу. Чтобы О не укатилось, Крепко к столбику прибью, - Ой, смотри что получилось, Получилась буква Ю.

Результативность педагогической деятельности Диагностика сформированности оптико-пространственных представлений по Р.Н. Лалаевой и В.Л, Венедиктовой

Результативность педагогической деятельности

Диагностика сформированности оптико-пространственных представлений по Р.Н. Лалаевой и В.Л, Венедиктовой

Учебный год 2018-2019 Тема Уровень Выступление на педсовете с темой: «Профилактика дисграфии у учащихся с ОВЗ»   Уровень образовательной организации Выступление на ШМО учителей начальных классов с темой «Устранение оптической дисграфии у учащихся с ОВЗ»  Уровень образовательной организации Открытое занятие для учителей школы, работающих в классах ОВЗ по теме « Упражнения для профилактики дисграфии» Уровень образовательной организации .Протокол №2 от24.09.2015  Участие в семинаре- практикуме «Качество образования в условиях реализации ФГОС» Уровень образовательной организации 2019-2020 Уровень образовательной организации Родительское собрание на тему «Как помочь ребёнку –дисграфику».  Публикации в электронных СМИ по теме Оптическая дисграфия» Всероссийский уровень    2020-2021     2018-2021

Учебный год

2018-2019

Тема

Уровень

Выступление на педсовете с темой: «Профилактика дисграфии у учащихся с ОВЗ»

Уровень образовательной организации

Выступление на ШМО учителей начальных классов с темой «Устранение оптической дисграфии у учащихся с ОВЗ»

Уровень образовательной организации

Открытое занятие для учителей школы, работающих в классах ОВЗ по теме « Упражнения для профилактики дисграфии»

Уровень образовательной организации .Протокол №2 от24.09.2015

Участие в семинаре- практикуме «Качество образования в условиях реализации ФГОС»

Уровень образовательной организации

2019-2020

Уровень образовательной организации

Родительское собрание на тему «Как помочь ребёнку –дисграфику».

Публикации в электронных СМИ по теме Оптическая дисграфия»

Всероссийский уровень

2020-2021

2018-2021

Новизна Перспектива Адресная направленность опыт а Опыт может быть использован в работе учителей начальных классов, учителе- логопеда. Опыт имеет незаконченный характер, он будет дорабатываться, совершенствоваться, что позволит создать системно - деятельностную модель профилактической работы по устранению дисграфии у младших школьников с ОВЗ.  Внедрение собственного опыта по систематизации и использованию комплекса лексико-орфографических упражнений для профилактической работы по устранению дисграфии у младших школьников .

Новизна

Перспектива

Адресная направленность опыт а

Опыт может быть использован в работе учителей начальных классов, учителе- логопеда.

Опыт имеет незаконченный характер, он будет дорабатываться, совершенствоваться, что позволит создать системно - деятельностную модель профилактической работы по устранению дисграфии у младших школьников с ОВЗ.

Внедрение собственного опыта по систематизации и использованию комплекса лексико-орфографических упражнений для профилактической работы по устранению дисграфии у младших школьников .

ЛИТЕРАТУРА

Безруких М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Учимся находить одинаковые фигуры. Москва: Дрофа. 2000.

Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Уточнение и обогащение пространственно – временных представлений у детей с нарушениями речи. Логопед. 2005. № 2.

Ефименкова Л. М. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва: Союз.2003. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. Москва: Новая школа, 1998.

Ковригина Л. В. Преодоление нарушений предложно-падежных форм существительных с пространственным значением у дошкольников с общим недоразвитием речи. Практическая психология и логопедия. 2004. № 1. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. С-П.: Союз, 1998.

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. С-П.: Союз, 2001.

Леонова С. В., Воронина С. П. Содержание и приёмы коррекционной работы при оптической дисграфии. Логопедия. 2005. № 5.

Мазанова Е. В. Логопедия, оптическая дисграфия. Москва: Аквариум. 2004.

Павлова Т. А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. Москва: Школьная пресса. 2003.

Российская Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. Москва: Айрис Пресс. 2004. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Москва: Владос. 1995. Чиркова Э. Б. Особенности временных категорий детьми с недоразвитием речи. Школьный логопед. 2004.

№ 2.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!