СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Говорят,что легче предупредить болезнь,чем ее лечить.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы»

Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы

Цель: знакомство учащихся с видами инфекционных заболеваний и способами профилактики.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, механизмом передачи, способами защиты от инфекционных заболеваний.

2. Совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в очагах инфекционного заболевания.

3. Формировать чувство ответственности, навыки сотрудничества, внимательность, предусмотрительность.

4. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Ход занятия:

1.Орг. момент

2. Введение в тему. Сообщение темы и целей

- Кто из вас в этом учебном году болел 1 раз? …2 раза?

- А кто – ни разу?

- Про таких людей говорят: «У них крепкое здоровье».

- Хорошо ли быть здоровым человеком? Почему?

- Древние ученые считали, что организм человека рассчитан на 150-170 лет. Просто некоторые люди не умеют сохранять свое здоровье, не знают, как это можно сделать. Тогда и появилась эта пословица:

На доске: Здоровье погубишь – новое не купишь.

- Как вы её понимаете?

-Самое ценное у человека здоровье. Его нужно беречь смолоду.

-Чтобы быть здоровым, необходимо кое-что знать и о болезнях. Какие болезни вы знаете?( Простуда, грипп, ангина, дизентерия,….) Посмотрите на тему нашего занятия «Профилактика инфекционных заболеваний .» Можете ли вы сказать, о чем мы будем сегодня говорить на занятии?

-Считаете, что здоровье- личное дело каждого, и мы не чувствуем вины перед людьми, окружающими нас, за его утрату.

Говорят, что легче предупредить болезнь, чем ее лечить. Бывают разные болезни, и уберечься от многих можно путем профилактики. Сегодня на классном часе мы будем говорить о методах профилактики различных заболеваний.

_ Мы часто говорим о заразных болезнях. В медицине такие болезни называют инфекционными. В переводе с латинского слово «инфекция» означает заражать .портить. источники заражения могут быть разные. Заразиться можно от человека можно от животного.

Инфекция распространяется микроорганизмами- микробами, которые живут в воздухе, воде, пище, земле. Источником заражения может быть кровь больного человека. Это может произойти при переливании крови или использовании медицинских инструментов многоразового использования, шприца или при лечении зубов. Замечательно ,что человек, если перенес какую-нибудь инфекционную болезнь , он ею уже не заболевает. У организма вырабатывается невосприимчивость к такой болезни- иммунитет.

- Инфекция- это вирусы, бактерии и микробы.

- Микробы – это очень маленькие живые существа. Чтобы их увидеть, надо смотреть в микроскоп. У них нет ни рук, ни ног, ни рта и носа. Нет желудка, сердца, лёгких. Это просто шарики или палочки.

-Как же они передвигаются?

У некоторых есть хвостики, которые называют жгутиками. Жгутик вращается, как пропеллер, и микроб движется. У других микробов жгутиков нет. В жидкости они просто подпрыгивают – как мячик, который мы бьём ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит ветер. А часто их переносят люди и животные.

-Ребята, весной и летом, как только появляются первая травка, и листочки нам угрожает ещё одна опасность. Посмотрите на фотографии.

-Кто знает, кто это? (клещи).

-Это насекомое размером около 2 мм похоже на паучка.


-Запомните этого уродца по фотографии, и не забывайте. Цвет – от темно-желтого до коричневого, почти черного. Лесной клещ не может передвигаться на большие расстояния, он ленив и злобен. Сидя на веточке, он выжидает, когда потенциальная жертва окажется поблизости — на расстоянии вытянутой лапки. Как только это происходит, он вцепляется в кожу или одежду и, перемещаясь по телу, выбирает себе место. Чаще он приглядывает нежные участки кожи: паховые складки, шею, за ушами, у детей – затылок.

-Чем опасны клещи?

-Они охотятся на людей, пробираются на открытые участки тела, кусают и вместе со своей слюной заражают человека очень опасными микробами

- Дети, а что едят микробы?

(Ответы детей).

Микробы едят всё: хлеб, фрукты, овощи, суп, деревья, листья, краску, землю.

-Сейчас я вам покажу кусочек хлеба, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются плесенью. Она может быть опасной для человека. Учитель показывает кусочек хлеба, покрытый плесенью. ( можно показать кусочек сыра, яблока и др.)

-Но есть микробы, которые для людей не опасные, даже, наоборот, они бывают очень полезными. Например, с помощью молочных микроорганизмов делают кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие вкусные вещи.

- Есть ещё одни микробы, которые поселяются в человеке. В зависимости от того, в каком органе поселился микроб, возникает та или иная болезнь.

Например, если микробы поселяются в горле, начинается ангина, если в ухе – воспаление уха, если в зубе – то кариес.

У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получится много новых.



3. Беседа по теме. Знакомство с болезнями.

-Про какое заболевание идет речь в стихотворении.С. Михалкова?

Инфекционное заболевание у мальчика, или нет?

Поднялась температура

Я лежу и не ропщу-

Пью соленую микстуру,

Кислой горло полощу.

Ставят мне на грудь горчичник,

Говорят : «Терпи, отличник!»

После банок на боках

Кожа в синих пятаках,

День лежу, второй лежу,

Третий в школу не хожу.

И друзей не подпускают,

Говорят, что заражу.

- Грипп- заразное, быстро распространяющееся заболевание, которое поражает органы дыхания, сердечно- сосудистую и нервную системы.

Для гриппа характерно острое начало: озноб, головная боль, повышение температуры (40),ломота в суставах, мышцах и костях. Потом появляются насморк, охриплость ,покраснение зева, слезотечение.

Грипп относится к группе так называемых воздушно- капельных инфекций, так как передается от больных людей через вдыхаемый воздух вместе с мельчайшими капельками слюны, слизи, мокроты, которые разбрызгиваются изо рта и носа больного при разговоре ,кашле , чихании.

Даже кратковременное общение с больным может быть достаточным для заражения.

Про Юру и Петю.

В классе раньше всех гриппов заболел Юра. Он ездит в школу на трамвае, и рядом с ним ехала девочка ,которая всю дорогу чихала и кашляла. Пришел к Юре его товарищ Петя.

Он сел на стул около постели . Мальчики начали вместе читать книжку. Юра все время чихал и кашлял. Через день зачихал и Петя. Скоро он слег в постель. Петя заразился гриппом от гриппы.

-Возбудителем гриппа является вирус, который находится и размножается в дыхательных путях. Нередко наблюдаются осложнения на органы дыхания ( бронхит, воспаление легких) На нервную систему и почки.

Распространению гриппа способствуют общая посуда и предметы, зараженные слюной, слизью мокротой больного: носовые платки, полотенца, салфетки, постельные принадлежности (особенно подушка) , игрушки, книги. Заражение также возможно при рукопожатии и поцелуе с больным. Заражение также возможно при рукопожатии и поцелуе с больным.

Когда человек болеет, ему необходимо особое питание. При простуде, гриппе надо пить много жидкости, фруктовых соков, есть побольше овощей , фруктов. Большое количество жидкости помогает вывести из организма вирусы, бактерии, а витамины, содержащиеся в овощах и фруктах, укрепляют организм.

-Кто является в данном случае источником заражения?

- Больной человек.

- Могли ли мальчики избежать заболевания гриппом?

- Да ,нужно закаляться, вести здоровый образ жизни. Но порой этого бывает недостаточно. Гриппом может заболеть даже вполне здоровый человек, спортсмен. И ученые придумали еще одну защиту от таких болезней- это прививка. Осенью по всей стране проводится вакцинация населения против гриппа.

Физкультминутка. 

По коленочкам ударим - (Присели, хлопаем по коленям.)

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем - (Встали, руки подняли вверх.)

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки, (Круги руками над головой.)

Снова опустились.

Мы на месте покружились - (Кружимся.)

И остановились.


Составь пословицы и объясни их смысл. 

Утро встречай зарядкой, здоровье теряешь. 
Хочешь кашлянуть, рот прикрыть не забудь. 
Недосыпаешь — они удаляют от болезни.
Двигайся больше, вечер провожай прогулкой. 
Ешь чеснок и лук — проживёшь дольше.

Составление памятки по профилактике ОРВИ и гриппа:

- соблюдение режима дня (достаточный сон, прогулки на свежем воздухе, избегать физических и умственных перегрузок);

- избегать как переохлаждений, так и перегревания;

- регулярно и тщательно мыть руки с мылом;

- использовать индивидуальные или одноразовые полотенца;

- во время кашля и чихания прикрывать рот и нос одноразовым платком;

- проведение регулярного проветривания и влажной уборки квартиры;

- проведение закаливающих мероприятий

В первый класс позже остальных детей пришла девочка Ира. Ее голова была наголо острижена и раскрашена как географическая карта, зелеными и желтыми пятнами. Ира стеснялась своего вида, часто плакала и старалась прикрыть голову платком. Но дети перестали над ней смеяться. Когда узнали, что в конце лета она подобрала на улице бездомного котенка и заразилась от него стригущим лишаем.

Стригущим лишаем можно заразиться от больных животных.

В городах заражение происходит чаще всего от бездомных кошек и собак, в сельской местности- от коров, телят, жеребят. У животных, больных стригущим лишаем, на туловище, ушах, морде и лапах появляются шелушащиеся плешины, однако эти лишаи не всегда видны в густой шерсти, например, на животе, внутри ушей, на лапах.

Бездомные животные бродят из одного места в другое в поисках пищи, залезают в помойки и чаще соприкасаются с другими животными. Кроме того , бродячие животные всегда грязные, голодные и истощенные, а значит, и более подвержены всяким заболеваниям.

Стригущим лишаем могут заболеть и домашние животные. Ведь живя в домах и квартирах, они часто выходят на улицу, во двор, на лестницу, в коридор, где могут заразиться лишаем от больных животных. Стригущим лишаем болеют также домовые серые и белые мыши и крысы. От бездомных можно заразиться и таким кожным заболеванием, как парша. Кроме этого, шерсть многих домашних животных может вызывать аллергические реакции, особенно у детей.

-Правильно ли поступила Ира, подобрав на улице бездомного котенка? Почему?

-Ира поступила неправильно ,подобрав на улице бездомного котенка, так как она не знала, здоров он или нет. Котенок оказался больным стригущим лишаем, и Ира от него заразилась.

-Можно ли гладить и брать на руки незнакомую кошку или собаку, особенно если у них вылезла шерсть или повреждена кожа, нельзя. Эти животные имеют имеют кожное заболевание и могут заразить им человека.

-Каким и кожными заболеваниями можно заразиться от бездомных кошек и собак?

-Стригущим лишаем и паршой.

-Можно ли детям, подверженным аллергии, держать дома кошку или собаку? Почему?

-Детям , подверженным аллергии, держать дома кошку или собаку нельзя, так как шерсть этих животных может вызвать у них тяжелые аллергические реакции.

Обобщение по теме.

- Конечно, лучше никогда не болеть, всегда быть здоровым. Для этого надо укреплять свой организм, закалять его. Мыть руки перед едой, следить за чистотой одежды, игрушек. Тогда никакой микроб ему не страшен.

- Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в твой организм?

- А что делать, чтобы, проникнув в организм, они не размножались, а погибали?

-Как спастись от клещей?

Памятка:

  1. нужно серьезно подойти к выбору одежды.

  2. Выбирайте только закрытую обувь. 

  3. по приходу домой нужно внимательно осмотреть тело .

-- Дети, скажите, что нового вы узнали на занятии?



IV.Итог. - Можно помочь себе сохранить здоровье на многие годы?

- Когда надо начинать укреплять свое здоровье?

- Перечислите способы сохранения здоровья.

- Вот какая новая поговорка появилась в наши дни. Почему так говорят?

На доске: Я здоровье берегу – сам себе я помогу.