Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы
Цель: знакомство учащихся с видами инфекционных заболеваний и способами профилактики.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, механизмом передачи, способами защиты от инфекционных заболеваний.
2. Совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в очагах инфекционного заболевания.
3. Формировать чувство ответственности, навыки сотрудничества, внимательность, предусмотрительность.
4. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
Ход занятия:
1.Орг. момент
2. Введение в тему. Сообщение темы и целей
- Кто из вас в этом учебном году болел 1 раз? …2 раза?
- А кто – ни разу?
- Про таких людей говорят: «У них крепкое здоровье».
- Хорошо ли быть здоровым человеком? Почему?
- Древние ученые считали, что организм человека рассчитан на 150-170 лет. Просто некоторые люди не умеют сохранять свое здоровье, не знают, как это можно сделать. Тогда и появилась эта пословица:
На доске: Здоровье погубишь – новое не купишь.
- Как вы её понимаете?
-Самое ценное у человека здоровье. Его нужно беречь смолоду.
-Чтобы быть здоровым, необходимо кое-что знать и о болезнях. Какие болезни вы знаете?( Простуда, грипп, ангина, дизентерия,….) Посмотрите на тему нашего занятия «Профилактика инфекционных заболеваний .» Можете ли вы сказать, о чем мы будем сегодня говорить на занятии?
-Считаете, что здоровье- личное дело каждого, и мы не чувствуем вины перед людьми, окружающими нас, за его утрату.
Говорят, что легче предупредить болезнь, чем ее лечить. Бывают разные болезни, и уберечься от многих можно путем профилактики. Сегодня на классном часе мы будем говорить о методах профилактики различных заболеваний.
_ Мы часто говорим о заразных болезнях. В медицине такие болезни называют инфекционными. В переводе с латинского слово «инфекция» означает заражать .портить. источники заражения могут быть разные. Заразиться можно от человека можно от животного.
Инфекция распространяется микроорганизмами- микробами, которые живут в воздухе, воде, пище, земле. Источником заражения может быть кровь больного человека. Это может произойти при переливании крови или использовании медицинских инструментов многоразового использования, шприца или при лечении зубов. Замечательно ,что человек, если перенес какую-нибудь инфекционную болезнь , он ею уже не заболевает. У организма вырабатывается невосприимчивость к такой болезни- иммунитет.
- Инфекция- это вирусы, бактерии и микробы.
- Микробы – это очень маленькие живые существа. Чтобы их увидеть, надо смотреть в микроскоп. У них нет ни рук, ни ног, ни рта и носа. Нет желудка, сердца, лёгких. Это просто шарики или палочки.
-Как же они передвигаются?
У некоторых есть хвостики, которые называют жгутиками. Жгутик вращается, как пропеллер, и микроб движется. У других микробов жгутиков нет. В жидкости они просто подпрыгивают – как мячик, который мы бьём ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит ветер. А часто их переносят люди и животные.
-Ребята, весной и летом, как только появляются первая травка, и листочки нам угрожает ещё одна опасность. Посмотрите на фотографии.
-Кто знает, кто это? (клещи).
-Это насекомое размером около 2 мм похоже на паучка.
-Запомните этого уродца по фотографии, и не забывайте. Цвет – от темно-желтого до коричневого, почти черного. Лесной клещ не может передвигаться на большие расстояния, он ленив и злобен. Сидя на веточке, он выжидает, когда потенциальная жертва окажется поблизости — на расстоянии вытянутой лапки. Как только это происходит, он вцепляется в кожу или одежду и, перемещаясь по телу, выбирает себе место. Чаще он приглядывает нежные участки кожи: паховые складки, шею, за ушами, у детей – затылок.
-Чем опасны клещи?
-Они охотятся на людей, пробираются на открытые участки тела, кусают и вместе со своей слюной заражают человека очень опасными микробами
- Дети, а что едят микробы?
(Ответы детей).
Микробы едят всё: хлеб, фрукты, овощи, суп, деревья, листья, краску, землю.
-Сейчас я вам покажу кусочек хлеба, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются плесенью. Она может быть опасной для человека. Учитель показывает кусочек хлеба, покрытый плесенью. ( можно показать кусочек сыра, яблока и др.)
-Но есть микробы, которые для людей не опасные, даже, наоборот, они бывают очень полезными. Например, с помощью молочных микроорганизмов делают кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие вкусные вещи.
- Есть ещё одни микробы, которые поселяются в человеке. В зависимости от того, в каком органе поселился микроб, возникает та или иная болезнь.
Например, если микробы поселяются в горле, начинается ангина, если в ухе – воспаление уха, если в зубе – то кариес.
У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получится много новых.
3. Беседа по теме. Знакомство с болезнями.
-Про какое заболевание идет речь в стихотворении.С. Михалкова?
Инфекционное заболевание у мальчика, или нет?
Поднялась температура
Я лежу и не ропщу-
Пью соленую микстуру,
Кислой горло полощу.
Ставят мне на грудь горчичник,
Говорят : «Терпи, отличник!»
После банок на боках
Кожа в синих пятаках,
День лежу, второй лежу,
Третий в школу не хожу.
И друзей не подпускают,
Говорят, что заражу.
- Грипп- заразное, быстро распространяющееся заболевание, которое поражает органы дыхания, сердечно- сосудистую и нервную системы.
Для гриппа характерно острое начало: озноб, головная боль, повышение температуры (40),ломота в суставах, мышцах и костях. Потом появляются насморк, охриплость ,покраснение зева, слезотечение.
Грипп относится к группе так называемых воздушно- капельных инфекций, так как передается от больных людей через вдыхаемый воздух вместе с мельчайшими капельками слюны, слизи, мокроты, которые разбрызгиваются изо рта и носа больного при разговоре ,кашле , чихании.
Даже кратковременное общение с больным может быть достаточным для заражения.
Про Юру и Петю.
В классе раньше всех гриппов заболел Юра. Он ездит в школу на трамвае, и рядом с ним ехала девочка ,которая всю дорогу чихала и кашляла. Пришел к Юре его товарищ Петя.
Он сел на стул около постели . Мальчики начали вместе читать книжку. Юра все время чихал и кашлял. Через день зачихал и Петя. Скоро он слег в постель. Петя заразился гриппом от гриппы.
-Возбудителем гриппа является вирус, который находится и размножается в дыхательных путях. Нередко наблюдаются осложнения на органы дыхания ( бронхит, воспаление легких) На нервную систему и почки.
Распространению гриппа способствуют общая посуда и предметы, зараженные слюной, слизью мокротой больного: носовые платки, полотенца, салфетки, постельные принадлежности (особенно подушка) , игрушки, книги. Заражение также возможно при рукопожатии и поцелуе с больным. Заражение также возможно при рукопожатии и поцелуе с больным.
Когда человек болеет, ему необходимо особое питание. При простуде, гриппе надо пить много жидкости, фруктовых соков, есть побольше овощей , фруктов. Большое количество жидкости помогает вывести из организма вирусы, бактерии, а витамины, содержащиеся в овощах и фруктах, укрепляют организм.
-Кто является в данном случае источником заражения?
- Больной человек.
- Могли ли мальчики избежать заболевания гриппом?
- Да ,нужно закаляться, вести здоровый образ жизни. Но порой этого бывает недостаточно. Гриппом может заболеть даже вполне здоровый человек, спортсмен. И ученые придумали еще одну защиту от таких болезней- это прививка. Осенью по всей стране проводится вакцинация населения против гриппа.
Физкультминутка.
По коленочкам ударим - (Присели, хлопаем по коленям.)
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем - (Встали, руки подняли вверх.)
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, (Круги руками над головой.)
Снова опустились.
Мы на месте покружились - (Кружимся.)
И остановились.
Составь пословицы и объясни их смысл.
Утро встречай зарядкой, здоровье теряешь.
Хочешь кашлянуть, рот прикрыть не забудь.
Недосыпаешь — они удаляют от болезни.
Двигайся больше, вечер провожай прогулкой.
Ешь чеснок и лук — проживёшь дольше.
Составление памятки по профилактике ОРВИ и гриппа:
- соблюдение режима дня (достаточный сон, прогулки на свежем воздухе, избегать физических и умственных перегрузок);
- избегать как переохлаждений, так и перегревания;
- регулярно и тщательно мыть руки с мылом;
- использовать индивидуальные или одноразовые полотенца;
- во время кашля и чихания прикрывать рот и нос одноразовым платком;
- проведение регулярного проветривания и влажной уборки квартиры;
- проведение закаливающих мероприятий
В первый класс позже остальных детей пришла девочка Ира. Ее голова была наголо острижена и раскрашена как географическая карта, зелеными и желтыми пятнами. Ира стеснялась своего вида, часто плакала и старалась прикрыть голову платком. Но дети перестали над ней смеяться. Когда узнали, что в конце лета она подобрала на улице бездомного котенка и заразилась от него стригущим лишаем.
Стригущим лишаем можно заразиться от больных животных.
В городах заражение происходит чаще всего от бездомных кошек и собак, в сельской местности- от коров, телят, жеребят. У животных, больных стригущим лишаем, на туловище, ушах, морде и лапах появляются шелушащиеся плешины, однако эти лишаи не всегда видны в густой шерсти, например, на животе, внутри ушей, на лапах.
Бездомные животные бродят из одного места в другое в поисках пищи, залезают в помойки и чаще соприкасаются с другими животными. Кроме того , бродячие животные всегда грязные, голодные и истощенные, а значит, и более подвержены всяким заболеваниям.
Стригущим лишаем могут заболеть и домашние животные. Ведь живя в домах и квартирах, они часто выходят на улицу, во двор, на лестницу, в коридор, где могут заразиться лишаем от больных животных. Стригущим лишаем болеют также домовые серые и белые мыши и крысы. От бездомных можно заразиться и таким кожным заболеванием, как парша. Кроме этого, шерсть многих домашних животных может вызывать аллергические реакции, особенно у детей.
-Правильно ли поступила Ира, подобрав на улице бездомного котенка? Почему?
-Ира поступила неправильно ,подобрав на улице бездомного котенка, так как она не знала, здоров он или нет. Котенок оказался больным стригущим лишаем, и Ира от него заразилась.
-Можно ли гладить и брать на руки незнакомую кошку или собаку, особенно если у них вылезла шерсть или повреждена кожа, нельзя. Эти животные имеют имеют кожное заболевание и могут заразить им человека.
-Каким и кожными заболеваниями можно заразиться от бездомных кошек и собак?
-Стригущим лишаем и паршой.
-Можно ли детям, подверженным аллергии, держать дома кошку или собаку? Почему?
-Детям , подверженным аллергии, держать дома кошку или собаку нельзя, так как шерсть этих животных может вызвать у них тяжелые аллергические реакции.
Обобщение по теме.
- Конечно, лучше никогда не болеть, всегда быть здоровым. Для этого надо укреплять свой организм, закалять его. Мыть руки перед едой, следить за чистотой одежды, игрушек. Тогда никакой микроб ему не страшен.
- Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в твой организм?
- А что делать, чтобы, проникнув в организм, они не размножались, а погибали?
-Как спастись от клещей?
Памятка:
нужно серьезно подойти к выбору одежды.
Выбирайте только закрытую обувь.
по приходу домой нужно внимательно осмотреть тело .
-- Дети, скажите, что нового вы узнали на занятии?
IV.Итог. - Можно помочь себе сохранить здоровье на многие годы?
- Когда надо начинать укреплять свое здоровье?
- Перечислите способы сохранения здоровья.
- Вот какая новая поговорка появилась в наши дни. Почему так говорят?
На доске: Я здоровье берегу – сам себе я помогу.