СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика конфликтов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профилактика конфликтов»

«Профилактика конфликтных ситуаций»


Следует помнить, что поведение ребенка всегда является прямым отражением взаимоотношений в семье.


В случае любого конфликта вполне понятно, что для успешной жизнедеятельности и развития личности всех участников конфликта, он должен быть обязательно эффективно разрешен.

Это диктует острую необходимость выявления причин конфликта в детско-родительских отношениях и их устранения. Без этого невозможно эффективно разрешить конфликт, т.е. не допустить его повторения. Практика показывает, что эти причины могут быть самыми разными, поскольку конфликты между родителями и детьми могут возникать под действием целого ряда психологических факторов.  

Во-первых, к причинам конфликтов между родителями и детьми относят тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и  дисгармоничный типы семейных отношений. Вгармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в  оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия. 

Вполне понятно, что дисгармония семьи — это негативный характер супружеских  отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии  супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье  имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей. 

Во-вторых, к причинам или факторам конфликтов между родителями и детьми относятдеструктивность семейного воспитанияЕго чертами, как правило, являются следующие характеристики

  • разногласия членов семьи по вопросам воспитания; 

  • противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

  • опека и запреты во многих сферах жизни детей;

  • повышенные требования к детям, частое применение угроз,  осуждений. 

Перечисленные ошибки воспитания внутри семьи приводят к разнообразным проблемам воспитания, таким как:

  1. тревожность, страхи у ребенка;

  2. высокий уровень агрессивности ребенка;

  3. низкая адаптация к группе сверстников;

  4. низкая адаптация к школьным требованиям;

  5. негативизм одного или обоих родителей;

  6. систематические нарушения правил и норм поведения.

Безусловно, данные проблемы  сопровождаются конфликтами. При этом конфликты могут носить явный, так и скрытый (латентный) характер. Перечисленные проблемы влекут за собой появление еще одного фактора конфликтов между родителями и детьми – личностного фактора, поскольку среди личностных особенностей детей, способствующих возникновению конфликтов, называют  такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения,  игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание,  Упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность  и  т.п.

Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют  консервативный способ мышления, приверженность устаревшим  правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п.


Типичные ошибки родителей во взаимоотношениях с детьми:

  • Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка

  • Неподтверждение родительских ожиданий и надежд

  • Проецирование поведения ребенка на себя и в его возрасте

  • Авторитарная позиция родителей вместо личного авторитета и сотрудничества.

  • Незнание его возрастных и индивидуально-психических особенностей,

  • Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым

  • Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы

  • Принятая в семье конфликтная практика отношений


Алгоритм для разрешения конфликтных ситуаций:

Шаг 1. Обнаружение и прояснение конфликтной ситуации. Необходимо чётко и немногословно сообщить ребёнку, что имеется проблема, которая нуждается в решении.

Шаг 2. Выработка возможных альтернативных решений. Собрать как можно больше вариантов решений и выбрать из них наилучшее для всех с учетом актуальной ситуации.

Шаг 3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого. Можно предложить ребёнку высказаться по поводу собранных предложений, сообщить свои чувства и интересы. На этом этапе оговариваются обязательства обоих сторон по выполнению решения. 

Шаг 4. Выработка способов выполнения решения и проверка. По мере претворения решения в жизнь интересоваться у ребёнка результатами принятия решения, сообщать о своих мыслях и чувствах. Возможны пересмотр или изменение решения.


Советы родителям.

Важно, безусловно принимать ребёнка – это значит любить его не за то, что он красивый, умный и т.д., а просто так – просто за то, что он есть! Эта любовь его питает эмоционально, помогая развиваться.

Прежде чем вы вступите в конфликт, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

Признавайте и прислушивайтесь не только к своим интересам, но и к интересам другого человека.

Будьте открыты, делитесь своими чувствами и выслушивайте чувства ребенка.

Услышьте доводы своего оппонента.

Не унижайте и не оскорбляйте своего ребенка.

Будьте справедливы и честны со своим ребенком.




«13 советов родителям для построения доверительных отношений с детьми»


Доверие —залог здоровых семейных отношений и верный способ преодолеть все трудности и конфликты.

Помните, каждый ребенок уникален – не стоит его приравнивать, а тем более сравнивать с другими детьми. Правильный стиль общения является залогом успешного становления личности.

В отношениях родителей с детьми часто возникают серьезные проблемы. Нередко они выливаются в душевную травму, которая может вызвать даже депрессию. Это вопрос разницы поколений. Родителям бывает трудно понять своих детей, поскольку их самих учили жить по-другому и мыслить иначе. Какие трудности самые распространенные в этих отношениях?

Проблема жизненной реализации. Каждый человек в детстве мечтает о будущем. Но мечты не всегда сбываются. И вот растут уже собственные дети, и родители начинают им навязывать свои предпочтения, желая видеть в своих чадах то, чего сами не добились. Они принуждают ребенка к учебе или работе, не интересуясь его истинными потребностями. Даже взрослые дети по-прежнему получают «инструкции» от родителей.

Родители, должно быть понятно, что ребенок уже стал личностью с собственными интересами и склонностями. Следует понять, что хочет сам ребенок, и создавать условия для его самостоятельного развития. Даже если он ошибается, надо уважать в нем право на собственные ошибки. Нельзя давить на него, можно только советовать.

Детям, со своей стороны, со вступлением в сознательный возраст нужно стараться самим контролировать свою жизнь. Следует объяснять родителям, почему вы не хотите исполнять их желания. Хорошо, если вы убедите их в правильности своих намерений. Ведь с этим выбором придется жить вам, а не родителям.

Чрезмерная опека. Эта проблема близка предыдущей. Родители стараются изолировать ребенка от реальной жизни, полагая, что он и так позднее «всё узнает». Этим они оказывают ему «медвежью» услугу. Ведь он всё равно когда-то выйдет в реальный мир. Но, не будучи готовым к жизни в нем, он может сломаться. Часто такие люди, не приспособленные к реальности, стараются убежать от нее через алкоголь или наркотики.

Детям следует давать больше свободы. Если родители боятся допускать ребенка к чему-то непредсказуемому, нужно просто ему это объяснить. Он должен понимать, что вы не просто проявляется власть над ним, а реально беспокоитесь за него.

С другой стороны, ребенок, который продемонстрирует свою способность самостоятельно учиться и справляться с трудностями, вызовет к себе уважение со стороны родителей. У них отпадет необходимость слишком опекать его.

Стили воспитания. Поведение родителей можно разделить на три модели:

- Авторитарную. В таких семьях дети неуверенны в себе, недоверчивы и замкнуты.

- Снисходительную. Неуверенные дети не любопытны и не сдержанны.

- Авторитетную. При таком типе поведения родителей в семье вырастают независимые дети, уверенные в себе, зрелые, сдержанные, дружелюбные и любознательные.

Оптимальной является авторитетная форма взаимоотношений между родителями и детьми. Такие семьи отличает высокая степень словесного общения, привлечение детей к анализу семейных вопросов, учет их мнения, готовность родителей, при необходимости, помочь детям и одновременно вера в их самостоятельность.

Как показывают исследования, в большинстве семей практикуется авторитарный стиль общения родителей с детьми.

Самым вредным для ребенка является смешанный, непоследовательный стиль воспитания, противоречивость и несогласованность родительских установок. От постоянной непредсказуемости родительского поведения у ребенка исчезает чувство стабильности, создавая повышенное ощущение тревожности.

У каждого человека свой жизненный путь. Разумные родители поддерживают ребенка в любых его увлечениях и не принуждают к чему-то одному. Пусть он попробует то, к чему лежит душа. Он успеет еще освоить другие дела, получить иное образование, поменять работу, полюбить кого-то другого. И это будет его выбор, за который отвечать только ему. А задача родителей – поддерживать его и лишь иногда предлагать что-то свое.


Рекомендации

1. Ребенок должен Вам доверять, а Вы ему. Один человек учится доверять другому, основываясь на предыдущем опыте. Если ребенок показывает, что способен вести себя разумно, заботиться о себе, следовать правилам и вносить свой вклад в общие семейные дела, он может рассчитывать на доверие родителей. Если родители хотят завоевать доверие, они должны все время его поддерживать.

2. Оставайтесь на связи. Очень важно, чтобы родители и дети имели возможность проводить время вместе. Родителям бывает непросто поддерживать тесный контакт ребенком, который запрограммирован на отделение от них. Важно быть рядом и идти на открытый контакт. Обсуждать хорошее так же полезно, как и разбираться с конфликтами. Совместный досуг — это и разговоры ни о чем во время поездки в школу.

3. Проявляйте интерес. Задавая вопросы и проявляя интерес к ребенку, вы способствуете повышению его самооценки. Пусть все ваше внимание принадлежит ребенку, когда он с вами.

Ребенок должен знать, что всегда может рассчитывать на вашу поддержку, если возникнут проблемы. Очень важны открытость, безоценочный подход, готовность выслушать. Если вы заняты и не можете отвлечься, назначьте время для разговор.

4. Посмотрите на ситуацию с разных сторон. Поговорите с друзьями о том, как они общаются со своими детьми. Вы увидите ситуацию с других ракурсов и поймете, какой подход вам ближе.

5. Просите прощения, если ошиблись. Все делают ошибки, но важно то, как человек их исправляет. Искренние извинения — лучший способ начать восстанавливать отношения после утраты доверия.

6. Примите их самостоятельность. Все дети, рано или поздно, стремятся стать более независимыми. Желание ломать рамки, ощущение, что твое развитие сдерживают, не так сильны, если веришь, что сам отвечаешь за свою жизнь и можешь принимать решения. Естественно, многих родителей эта перспектива беспокоит, но важно отпускать ребенка, радоваться его успехам. Время от времени ребенок будет вас разочаровывать, и в таких случаях важно проговаривать это, вместе делая выводы на будущее. Тогда у всех появятся реалистичные ожидания.

7. Дайте детям личное пространство. Для ребенка крайне важно иметь право на личную жизнь: замок на дверь комнаты, личное время. Избежать конфликтов помогут четко обозначенные, оговоренные и всеми одобренные границы. Некоторые родители, тревожась за состояние ребенка, вторгаются в его личную жизнь (например, читают СМС в телефоне). Такие действия разрушают доверие и отношения в целом. Беспорядок в комнате иногда очень раздражает родителей, но это его личное пространство, которое важно уважать.

8. Не критикуйте ребенка. Призываю всех родителей быть бдительными с коварной привычкой критиковать и отзываться с сарказмом и пренебрежением. Следите за своим поведением, чтобы невзначай не посмеяться над своими детьми.  Предоставляйте им свободу действий, когда они пытаются освоить новые навыки, даже если это означает, что они допустят несколько ошибок. Старайтесь не навешивать ярлыки и не давать нелестных характеристик. Обсуждайте не личность ребенка, а его поступки. Некоторые дети могут быть довольно толстокожими, но всё же они сделаны не из чугуна. Дети составляют мнение о своей личности со слов родителей и, как правило, верят тому, что те говорят. Если же родители унижают детей шуточками, придирками и чрезмерным вмешательством, дети перестают им доверять. Без доверия нет близости, а значит, дети оспаривают советы и совместное решение проблем становится невозможным.

9. Проявляйте сочувствие. Когда родители сочувствуют своим детям и помогают справиться с негативными чувствами, такими как гнев, печаль и страх, они создают взаимное доверие и привязанность. Уступчивость, послушание и ответственность рождаются из чувства любви и связи, которую дети ощущают со своими семьями. Когда вы открываете сердце и чувствуете то же, что ваш ребенок, вы испытываете эмпатию, которая служит основой эмоционального воспитания. Если сможете разделить эмоцию со своим ребенком, несмотря на трудные или неудобные ощущения, то вам откроется возможность сделать и следующий шаг — использовать эмоциональный момент, чтобы установить доверие и предложить ему свое руководящее участие.

10. Правильно задавайте вопросы. Желательно избегать вопросов, на которые вы уже знаете ответ. Так, вопросы «Во сколько ты пришла домой прошлым вечером?» или «Кто сломал лампу?» задают тон недоверия и провоцируют ребенка на ложь.  Разговор лучше начать с прямого наблюдения, например: «Ты сломала лампу, и я очень расстроен» или «Вчера ты вернулась после часа ночи, я считаю, что это неприемлемо».

11. Будьте честны. Кажется, что у большинства детей есть шестое чувство, когда их родители, особенно отцы, говорят им правду. Поэтому эмоциональное воспитание должно быть чем-то бóльшим, чем механическое произнесение фраз: «Я понимаю» или «Меня это тоже свело бы с ума». Правильные слова не сблизят вас с ребенком, если они не идут от сердца. Более того, жульничество может стать причиной утраты доверия и вбить клин в ваши отношения. Так что, прежде чем что-то сказать, удостоверьтесь, что вы действительно понимаете своего ребенка. Если вы не уверены, то просто говорите то, что видите и слышите. Задайте ребенку несколько вопросов, старайтесь держать линию связи открытой и ни в коем случае не фальшивьте.

12. Подарите детям ощущение безопасности. Привязанность, эмоциональная близость, открытость и рождают это ощущение. Когда ребенок чувствует, что окружающие его видят и всецело принимают, ему легко ощутить себя любимым и защищенным. Наверняка вам приходилось видеть, как малыши на детской площадке убегают посмотреть что-то новое, но оборачиваются, чтобы проверить, не ушли ли взрослые, и при этом верят, что не ушли. Именно такое ощущение безопасности — в психологии оно называется надежной привязанностью — лежит в основе способности любого ребенка смело шагать вперед в неизведанный мир. Благодаря надежной привязанности эмоциональная жизнь ребенка вплоть до подросткового возраста будет стабильнее, а это скажется и на взаимоотношениях во взрослом возрасте.

13. Обнимайте детей. Прикосновение само по себе исцеляет. Дети, которых обнимают и ласкают, растут более здоровыми и спокойными, чем те, кто лишен прикосновений. Убедитесь, что ваш день наполнен объятиями.





Рекомендации для родителей детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях


Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.

(Федеральный закон № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения
в Российской Федерации», статья 3
)


Современный мир крайне нестабилен и полон перемен. Взрослые люди подчас впадают в состояние стресса в условиях неустойчивого экономического положения, роста преступности, необходимости волноваться о том, что будет завтра. Это, конечно, не может не отразиться на детях.

Детское восприятие сильно отличается от взрослого. Порой сущий пустяк может превратиться в настоящую трагедию, сильно расстроить и травмировать маленького человека. В результате малыш попадает в сложную ситуацию, и взрослым важно понимать, как можно помочь ему пережить боль, с которой ребенку приходится сталкиваться в силу различных жизненных обстоятельств.

Причины трудных жизненных ситуаций у детей

Одной из основных причин появления категории "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации" является семейное неблагополучие, а именно:

  • наркомания или алкоголизм в семье;

  • низкая материальная обеспеченность, нищета;

  • конфликты между родителями и родственниками;

  • жестокое обращение с детьми, насилие в семье.

Причины семейного неблагополучия

  1. Воспроизведение паттернов взаимодействия и поведения, принятых в родительской семье.

  2. Фатальное стечение жизненных обстоятельств, в результате которого меняется вся структура и условия существования семьи. Например, внезапная смерть, инвалидность кого-то из членов семьи.

  3. Изменения в окружающем мире, влекущие за собой изменения в каждой семейной системе. Например, экономический кризис, войны и т.д.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» приводится перечень детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В эту категорию входят:

• дети, оставшиеся без попечения родителей;

• дети-инвалиды;

• дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

• дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

• дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

• дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

• дети — жертвы насилия;

• дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

• дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);

• дети, проживающие в малоимущих семьях;

• дети с отклонениями в поведении;

• дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.


Рекомендации

1. Формируйте у детей позитивные жизненные устремления и цели.

2. Создайте ребёнку все условия для комфортного существования,

эмоционального благополучия.

3. Помогайте формированию у детей волевого контроля и способности к самообладанию.

4. Оказывайте посильную помощь в преодолении трудностей в обучении ребёнка.

5. Придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь со всеми затруднениями.

6. Внимательно отнеситесь ко всему, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. Попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства,поделиться накопившимися проблемами, способствуйте улучшению взаимоотношений с учителями, сверстниками.

7. Обучайте адекватным способам поведения в трудных ситуациях.

8. Обеспечивайте ребёнку ощущение безопасности, защищённости. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать.

9. При взаимодействии с детьми не впадайте в гнев, старайтесь не испытывать обиду, негодование. Такое прямое противостояние


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!