«Толерантность
как фактор профилактики конфликтов в школьном коллективе»
Практико-ориентированный семинар для педагогов.
ЦЕЛЬ. Формировать представления педагогов о важности развития основы толерантностного сознания у школьников как одном из факторов предупреждения конфликтов.
Содержание.
Лекция.Актуальность темы толератного сознания.
Упражнение «Лист бумаги».
Лекция.Принципы толерантности.
Упражнение «Мы с тобой похожи».
Обсуждение в тройках. Критерии толерантности.
Работа в командах. Что мешает принятию? Обсуждение.
Лекция. Особенности развития и различия.
Актуальные кейсы. Практические советы.
Рекомендации.
Обратная связь.
Лекция.
В период социальных преобразований в современном российском обществе особую актуальность приобретает формирование ценностных мировоззренческих основ и обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия в духе формирования культуры мира и ненасилия.
Так что же такое толерантность? В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкреции.
Толерантность способна к установлению и поддержанию общения с людьми. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Недаром была принята Декларация принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО. 16 ноября стал Международным днем толерантности. 31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. Может ли школа препятствовать распространению националистических и расистских настроений. Ответ один: да. Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность.
Главный документ в работе школы по данному вопросу является Программа “Формирование установок толерантности сознания и профилактики экстремизма в российском обществе” на 2001–2005 г. В Программе – это терпение друг к другу, к другому, который не похож на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование. Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь.
1.Упражнение «Лист бумаги».
Помочь педагогам получить личный опыт восприятия по-разному видеть один и тот же предмет с разных углов зрения.
Принципы толерантности.
По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям.
Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления.
Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.
Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащихся, умение понять и простить их несовершенства.
Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.
Так как же трактуют вопрос о толерантности в современной отечественной педагогике, психологии, социологии. В психологии считают, что толерантность – это свойство биологической или социальной системы, принятия другой системы или ее элементов. В социологии, что толерантность – “культурная” направленность, где в основе лежит понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей.
Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО –толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В педагогической литературе – это решение проблемы развития культуры межнациональных отношений. Например, Б.С. Гершунский вводит понятие, как “менталитет толерантности”, “мировоззрение толерантности”,
Психологический уровень а) добровольный индивидуальный выбор; б) приобретается через воспитательнуюинформацию; в) личный жизненный опыт. | Политический уровень а) активная позиция намеренного невмешательства; б) добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противодействующих в несогласии субъектов. |
| |
“толерантное поведение”. Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН В.А. Тишков, говоря о необходимости “межнациональной толерантности”. По его определению “толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и следовательно взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу”. Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществленная норма).
Наиболее точное в современной отечественной педагогике трактовка толерантности, у Б.З. Вульфова в книге “Воспитание толерантности: сущность и средства” Это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни”. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами.
Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам.
Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.
Упражнение «Мы с тобой похожи».
Понимание толерантности может быть достигнуто через уяснение проявлений её противоположности – интолерантности (или нетерпимости).
Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой я принадлежит, стоят выше остальных. Как видим, это неприятие другого только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Нетерпимость достаточно консервативна, она стремится подавлять всё, что не вписывается в установленные рамки. Диапазон её результатов достаточно широкий. Это и обычная невежливость, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей.
Обсуждение в тройках.
КРИТЕРИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Проявления терпимости включают:
- равноправие;
- взаимоуважение;
- доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп и группам в целом;
- равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
- сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
- возможность следовать своим традициям;
- свобода вероисповедания;
- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
- позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических отношений, отношений
КРИТЕРИИ ИНТОЛЕРАНТНТНОСТИ.
Проявления нетерпимости включают:
- оскорбления, насмешки;
- игнорирование (отказ в признании, беседе);
- негативные стереотипы, предубеждения (составление мнения о человеке на основе отрицательных характеристик);
- этноцентризм (оценка жизненных явлений через ценности и традиции своей группы как лучшей, эталонной по сравнению с другими);
- поиск врага (перенос вины за свои проблемы на других);
- преследование, запугивание, угрозы;
- дискриминация, расизм;
- национализм;
- эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения);
- изгнание, репрессии, фашизм, геноцид.
Деление на толерантную и интолерантную личность достаточно условно, однако склонность проявлять себя так или иначе может со временем стать устойчивой чертой характера человека.
Работа в командах. Что мешает принятию? Обсуждение.
Конфликт – это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно. Для демократии очень важна социальная ответственность каждого человека осмысленно следовать моральным нормам при принятии решений.
Лекция.
Можно констатировать, что личность развивается в двух направлениях: первое характеризует доброжелательное отношение к миру, второе определяет представление об исключительности своей личности, предпочитающей сильную власть.
Коммуникативная интолерантность проявляется в ситуациях, когда партнёры по общению находятся на разных уровнях развития и восприятия действительности. Если говорить о процессе педагогического общения, то нетерпимость может быть вызвана причинами психологических различий.
Среди них выделяется группа различных ценностных ориентаций личности, которая включает:
- различия потребностей, мотивов, целей и желаний;
- мировоззрений, интересов и оценок происходящего;
- этические различия, выражающие особенности нравственных норм людей, которые проявляются в таких понятиях, как совесть, долг, зло, добро, справедливость, несправедливость.
Низкий уровень коммуникативной толерантности свидетельствует об оценке происходящего только со своих позиций, что приводит к раздражению и неприятию различий других, показывает негибкость ума и препятствует достойному выходу из затруднительных ситуаций.
Различия познавательной сферы:
- различия в уровнях интеллектуального развития. Люди по-разному понимают окружающую действительность, осмысливают проблемы, идеи, ситуации. Человек, обнаруживший различия в области интеллекта, считает себя в праве демонстрировать определённую степень нетерпимости к интеллектуальному своеобразию другого человека;
- своеобразие и различие в индивидуальных особенностях процессов восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения;
- сенсорные различия проявляются в соеобразии восприятия мира на уровне зрительного, слухового, обанятельного, вкусового, кожного и двигательного ощущений.
Различия индивидуально-типологических характеристик:
- эмоционально-динамические различия (своеобразие темпераментов) определяют диапазон эмоциональных состояний, характерных для людей, энергетику, качество, силу, интенсивность, сказывающиеся на психической и физической деятельности. Длительное пребывание в эмоциональном поле другого человека вызывает неприятное состояние
- характерологические различия выражены в устойчивых чертах личности.
Различия эстетических вкусов и чувств, особенности восприятия красивого и безобразного, возвышенного и неизменного. Психологические особенности проявляются и в возрастном различии, в социальном опыте, знаниях, умениях, навыках, стилях деятельности, ритуалах, привычках.
Актуальные кейсы. Разобрать конкретные ситуации, с которыми сталкивались коллеги. Найти выходы решения совместно с участниками Выработать конкретные практические советы.
Систематическая воспитательная работа по укоренению духа толерантности, развитию у учащихся черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни помогает предупредить конфликты и разрешить их.
Рекомендации:
- расширяйте круг идей, позиций, мнений, фактов и сведений, исходящих от других людей;
- становясь старше, всё больше внимания обращайте на появление и преодоление своих возрастных и профессиональных стереотипов;
- следите за тем, чтобы профессиональная педагогическая позиция не проявлялась в ситуациях общения с близкими людьми;
- если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности;
- изменение взглядов, мыслей и поведения требует многих усилий, большой внутренней работы и активности;
- учитесь путём тренировок отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть на проблему и людей беспристрастно, вырабатывайте психологический взгляд стороннего наблюдателя;
- старайтесь выходить за рамки педагогической науки, профессиональной деятельности, возможно важные для вас решения и ответы на вопросы лежат в других науках, областях, сферах, интересах;
- помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе;
- относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь;
- не страдайте от того, что не всё упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях, принимайте окружающий мир таким, какой он есть, ведь для нас этот мир – единственный;
- взаимоотношения с единомышленниками и оппонентами стимулируют когнитивные и творческие процессы, больше общайтесь с разными людьми;
- будьте реалистами, не ждите лёгкости в процессе позитивного самоизменения, а главное, не ожидайте изменения окружающих людей, но при обнаружении изменений, искренне порадуйтесь;
- если мы заинтересованы в продуктивном общении с учениками, сотрудниками, родственниками, друзьями, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной;
- делайте выбор самостоятельно, помня, что никто не может навязать толерантные отношения, и, если вы считаете их малоэффективными и психологически не готовы их принять, это ваше право, для каждого дела и периода осмысления свой срок, мы должны быть внутренне готовы к реализации нового;
- помните, что самые важные идеи очень медленно завоёвывают признание ( в педагогике на реализацию инновационных идей уходит 15-20 лет), будьте готовы к тому, что коллеги могут не совсем понимать вас. Не осуждайте их за это.
Обратная связь участников.