Исследовательская работа
по теме:
ПРОФИЛАКТИКА ОСАНКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Содержание
I. Введение…………………………………………….……… 3-4 стр.
II. Нормативно-правовое и методическое обеспечение преподавания физической культуры в образовательной организации
2.1 Нормативно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения в части введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования………5-7 стр.
2.2 Методика формирования навыка правильной посадки: работа с родителями и специальное обучение учащихся на уроке ……………………………8-12 стр.
III. Проект программы «Профилактика нарушений осанки на занятиях физической культуры»
3.1 Профилактика нарушений осанки на занятиях физической
культуры………………………………………………………………….13-17 стр.
3.2 Коррекционная работа и гимнастика по выработке и закреплению правильной осанки учащихся на уроках физической культуры………......................................................................................18-23 стр.
3.3 Работа учителем физической культуры по проблеме «Нарушениям осанки – особое внимание», не выходя за рамки учебной программы……………………………………………………………….24-41 стр.
IV. Заключение…………………………………………………………42-44 стр
V. Список используемой литературы…………………………………..45стр.
Приложение………………………………………………
Введение
Актуальностью данной темы является то, что сегодняшнее поколение детей ведёт малоподвижный образ жизни. Ребята много времени проводят возле компьютера и сидя за уроками, также очень мало бывают на свежем воздухе, все эти причины ведут к ослаблению здоровья и снижению двигательной активности, Сегодня каждый второй школьник имеет плохую осанку, ослабленное зрение, некоторые - плоскостопие. Установлено, что в развитии человека существуют определенные критические периоды, в которые соответствующие двигательные или умственные функции развиваются особенно быстро. Так, например, в 10-14 лет интенсивно увеличивается общая выносливость организма за счет роста объема мышечной массы организма и увеличения вентиляционной функции легких. Мышечная сила наиболее интенсивно нарастает от 13 до 16 лет. В период полового созревания происходит интенсивный рост организма, его формирование (Л.П.Анастасова и др., 1997).
Организм человека формируется в условиях определенной социальной и природной среды, которые влияют на физиологические изменения. Характер этих изменений определяется тем образом жизни, который ведет человек, теми условиями, в которых он растет и развивается. Это условия быта, питания, обучения и др. (Т.В.Кучер и И.Д.Колпащикова, 1996).
Антропометрические измерения позволяют получить объективные данные о важных морфологических параметрах тела – длине, массе, окружности груди и др. Они являются основой соматометрических методов изучения физического развития человека.
Ухудшение качества жизни, деградация природной среды, условия обучения в школе и другие факторы оказывают негативное влияние на физическое развитие детей и на их здоровье. (Ф.Ф.Даутов, 1980; С.Д.Лидер. и У.У.Холанд, 1981; Е.А.Криксунов, 1997).
С целью разработки мер по улучшению здоровья представляется актуальным изучение антропометрических данных учащихся и сравнение их со среднестатистическими для данного возраста.
Цель проекта: совершенствования процесса преподавания предмета «Физическая культура» в контексте требований ФГОС ОО. Соответственно, задачами являются:
1) анализ методического и нормативно-правового обеспечения исследуемой проблемы;
2) разработка в ходе поисковой и исследовательской деятельности на тему: «Программа по профилактике нарушения осанки на уроках физической культуры и внеурочной деятельности»
3) освоение навыков организации учебного процесса в школе в контексте требований, предъявляемых ФГОС (использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности )
Нормативно-правовое и методическое обеспечение преподавания физической культуры в образовательной организации
2.1 Нормативно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения в части введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Нормативно-правовая база школы должна обеспечивать четыре группы условий введения и реализации ФГОС ООО.
Первая группа условий, это те условия, реализация которых требует или принятия локального акта, или изменения действующего нормативного акта, принятого ОУ ранее. К ним относятся следующие требования введения ФГОС основного общего образования:
- эффективное управление ОУ с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- внедрение новых финансово-экономических механизмов;
- обязательность участия обучающихся и их родителей, в т.ч. заинтересованной общественности (при наличии органа ГОУ в школе) в разработке ООП, проектировании образовательной среды школы, формировании и реализации персональных образовательных маршрутов;
- обновление содержания ООП, технологий реализации.
Вторая группа условий – это условия, которые требуют принятия локального акта или изменения существующих, по решению школы (о взаимодействии ОУ с другими субъектами). К этой группе относятся следующие требования введения ФГОС основного общего образования:
- выявление и развитие способностей обучающихся через систему клубов, секций, кружков, организацию ОПД, используя возможности учреждений дополнительного образования детей;
- включение обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города).
Третья группа условий не требует принятия специального локального акта, но, тем не менее, требует действий по созданию документов и (или) пакета документов (планов, графиков и.т.д.) Документы необходимы для реализации таких требований введения ФГОС как:
- применение в УВП современных образовательных технологий деятельностного типа;
- использование эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;
- достижение планируемых результатов освоения ООП и др.
Четвертая группа условий не требует создания или изменения локальных актов школы. К ним следует отнести аспекты, связанные с кадровым обеспечением образовательного процесса, за исключением вопросов по НСОТ (например, непрерывность профессионального развития педагогических работников общеобразовательного учреждения). ( локальные акты в приложении №1)
Исходя из актуальности и целей моей работы, можно сформулировать следующую гипотезу: используя в своей работе правильно подобранные подготовительные и специальные упражнения, игровые упражнения и подвижные игры, которые повторяются с некоторыми изменениями, дополнениями и усложнениями в зависимости от года обучения, у детей улучшается и формируются правильная осанка. Это не только косметическая проблема, но и функциональная, потому что состояние позвоночника по принципу обратной связи отражается на состоянии различных внутренних органов, вызывая сначала дисфункцию, а затем и патологические изменения. Упражнения для формирования правильной осанки, рекомендуемые программой, являются лишь примером для специальных упражнений для решения этой важной задачи. В этой работе следует использовать также и другие физические упражнения. Непременным условием воспитания привычки держать тело правильно является равномерное развитие у детей всей мускулатуры, особенно мышц позвоночника. Поэтому в каждый урок следует включать упражнения для укрепления мышц шеи, спины, живота и бедер.
Воспитывать привычку правильно держать голову и тело помогают упражнения в равновесии, выполняемые на бревне или скамейки, на полу, с балансированием груза, положенным на голову, упражнения с гимнастическими палками и короткими скакалками.
Часто на осанку детей отрицательно влияет плохое развитие свода стопы, ее уплощение. Для укрепления стопы и развития ее мышц очень полезны упражнения в ходьбе на носках, на наружной стороне стопы, по гимнастическим палкам, лежащим на полу, передвижение по гимнастической стенке.
Формирование осанки не ограничивается воспитанием привычки правильно держать тело и развитием мышечной системы. Детей нужно учить все время контролировать свою осанку, особенно при выполнении письменных работ на общеобразовательных уроках.
2.2. Методика формирования навыка правильной посадки: работа с родителями и специальное обучение учащихся на уроке.
Здоровье – важнейшее условие гармонического развития ребенка, важнейший фактор его работоспособности, от которого зависит эффективность его воспитания и обучения. У детей младшего школьного возраста часто наблюдается нарушение осанки. При нарушении осанки ухудшается работа всех систем и органов. Больные с искривлением позвоночника быстро утомляются. У них часто развиваются невралгические боли вследствие ущемления межреберных нервов на вогнутой стороне искривления. В связи с уменьшением подвижности грудной клетки, уменьшается количество кислорода, поступающего в кровь, что в свою очередь ведет к снижению обмена веществ в организме. Поэтому дети с искривлением позвоночника чаще подвергаются простудным заболеваниям. Грозную опасность представляет сколиоз – боковое искривление позвоночника, который нередко приводит к смещению внутренних органов, образованию реберного сгиба. Чаще всего осанка нарушается при поступлении ребенка в школу. Одна из причин нарушения осанки – неправильная рабочая поза, неправильная посадка, особенно во время выполнения письменных работ. Бытует мнение, что напряженность в посадке первоклассника видно его старание. Внешне это проявляется в заваливании грудью на край парты, в поднимании плеч, в наклоне головы в сторону (чаще влево) или вперед, в сползании предплечий с рабочей поверхности стола. Постепенно такая поза, если не вносятся коррективы, входит в привычку и незамедлительно вызывает отрицательные структурные изменения в организме, за которые в дальнейшем ребенок расплачивается своим здоровьем. К рациональной рабочей позе необходимо приучать ребенка с первых дней пребывания его в школе, привлекая к этому и родителей. Поза считается рациональной, работоспособной, когда ученик сидит глубоко по всей длине бедер, касаясь позвоночником спинки стула, причем, нагрузка на обе ягодицы одинаковы. Предплечья симметрично располагаются на рабочей поверхности стола (чуть ниже локтевых суставов). Плечи свободно опущены. Тетрадь на расстоянии 35-40 см. от глаз. Левая рука должна все время находится на столе. Передвижение тетради надо производить, когда заполнена половина страницы. Стопы располагаются на полу или подставке. Поза будет правильной, если голеностопный, коленный, тазобедренный суставы образуют прямой угол. Формирование навыка правильной посадки – дело чрезвычайно сложное, требующее терпения и настойчивости. Но если от этого зависит здоровье наших детей, успех их обучения, эту задачу надо решать не откладывая, с первого дня прихода ребенка в школу. Методика формирования навыка правильной посадки реализовалась через комплекс средств педагогического воздействия в двух направлениях: работа с родителями; специальное обучение названному навыку на уроке.
В работе с родителями использованы доклад о результатах осмотра детей, лекция о формировании правильной осанки с просмотром кинофильма «Завтра будет поздно». В лекции раскрывалось понятие «Осанка» и ее значение для здоровья и физического развития, воспитания эстетического вкуса и положительных черт характера. Из причин нарушений осанки была вычленена нерациональная рабочая поза во время выполнения письменных работ и чтения. Конкретно было определено, в чем выражается контроль со стороны родителей за позой ребенка в домашних условиях. Если в положении лежа на животе позвоночник принимает нормальное прямое положение, то все искривления относятся к нарушению осанки. А вот если, как бы ребенок не поворачивался, позвоночник остается искривленным, обращайтесь к врачу. Вероятнее всего у ребенка сколиоз, а справится с ним может только хирург, именно он определит степень заболевания (всего их четыре), место развития (шейный, грудно-поясничный и т.д.) и подскажет методы борьбы, назначит лечение. Существует и более сложный тест, предназначенный для более внимательных родителей. Ребенок в нижнем белье становится к вам спиной, руки по швам, пятки вместе, тело расслаблено. Первый признак, на который следует обратить внимание, одно ухо выше другого – это симптом шейного сколиоза. Второй признак – разная высота плеч, лопаток, разная выпуклость лопаток, разные зазоры между руками и бедрами (особенно, если одна рука лежит на бедре, а другая – нет) или какая – либо еще асимметрия. Есть простые упражнения, которые вполне могут сделать так, что обращаться к врачу и не придется, главное, вовремя начать. Например, очень полезно…лежать. На спине или животе, пару раз в течение дня (только не сразу после еды – это как раз опасно) по 15 минут. Лежать надо ровно, желательно на твердой поверхности. Это позволяет разгрузить позвоночник. И никто не сможет упрекнуть ребенка в том, что он лежебока. К слову сказать, чем мягче перинка, на которой ваш ребенок отправляется в царство Морфея, тем больше у него шансов столкнуться с проблемой под название «больная спина». Те, кто компьютер знают, как это противно, когда компьютер зависает. А вот нам действительно иногда стоит зависать. На турнике. Висеть надо пассивно, не подтягиваясь, не встряхивая себя, столько, насколько хватит сил. Только потом ни в коем случае не спрыгивать, а плавно опуститься на носочки. Можно даже попросить кого-нибудь (если речь идет о ребенке, то маму или папу, наверное) снять с турника и аккуратно поставить на пол. Иначе при прыжке все позвонки, которые вы так тщательно вытягивали, снова сместятся, сведя результативность «тренировки» к нулю. Иногда очень полезно «полетать». В положении сидя или стоя надо слегка согнуть руки в локтях, отвести их за спину и свести лопатки. В спине в этот момент может что-то хрустнуть. Пугаться не следует – это совершенно безопасно. Такое упражнение при нарушении осанки можно повторять 8 – 10 раз в день на протяжении двух-трех недель подряд с последующими 2-3 недельным перерывом. Если же осанкой не заниматься, последствия могут быть самыми неприятными. Даже простое нарушение осанки, не говоря уже о сколиозе, может в будущем вызвать проблемы с учебой (попробуй, посиди на лекции, когда спина болит от шеи до пояснице), здоровьем (например, головные боли от того, что смещенные шейные позвонки давят на сосуды – весьма распространенное явление), личной жизнью, в конце концов, ведь люди охотнее обращают внимание на статных парней и девушек с красивой выпрямленной спиной. В работе по формированию навыка правильной посадки у учащихся во время урока использовались рассказ, беседа, упражнения. Для специального обучения навыку правильной посадки было использовано время гимнастики до занятий, а также урока физической культуры. Вначале дети знакомились со знанием слова осанка. По происхождению слово осанка – русское и означает привычку держать свое тело в покое (когда человек сидит или стоит), так и при перемещениях (когда он идет, бежит). Было обращено внимание детей на то, что привычка держать тело у людей бывает разная: одни низко опускают голову и сутулятся, выпячивают вперед живот, искривляются в сторону, одним словом, держатся некрасиво; другие же расправляют плечи, втягивают живот, смотрят прямо, в манере держаться чувствуется красота, непринужденность, свобода… Дети узнали, какие последствия ожидают их вследствие нарушения осанки. Чтобы дети научились правильно держать свое тело, я проводил такую работу. Около доски ставил парту, за которую садился один из учеников и демонстрировал правильную посадку во время письма, чтения и объяснения нового материала. Затем я попросил всех учеников, сидящих за партами слева, показать, как они усвоили правила посадки, а сидящих справа – дать оценку посадке своего товарища по парте. При неправильной позе ученик, сидящий справа вставал , что означало сигнал тревоги и требовало внесения коррективов. После чего роли менялись. Далее на уроке физической культуры дети знакомились с основной стойкой в строю. Для закрепления этой исходной позиции в конце основной части урока была проведена игра «Пятнашки в основной стойке», где условия выигрыша строились на знании основной стойки (водящий не имел права пятнать учащихся, принимавших основную стойку). После урока физической культуры правильная посадка комментировалась мной на каждом уроке, затем одним из учеников по заданию учителя. Через два дня я ввел сигнальные карточки: клали кружок красного цвета на парту ученика, принимающего правильную рабочую позу. Интересно было наблюдать реакцию класса на красный кружок, положенный на парту одному из учеников. Красный кружок в этом случае служил приемом коррекции позы остальных, без специальных указаний, что влияло на снижении темпа ведения урока, экономило время. Из причин, вызывающих нарушения осанки, ведущее место имеют неправильные асимметричные позы или позы с низко опущенной головой, принимаемые во время письма. Первостепенное значение при формировании навыка правильной посадки имеет целевая установка, стимулом которой является ежедневная оценка, как со стороны учителя, так и родителей. Для выработки навыка правильной посадки следует разнообразить средства педагогических воздействий: рассказ, беседа, практическое научение, оценка, сигнальная карточка. Работа по формированию правильной посадки за партой должна проводиться систематически и охватывать весь период учебного года до конца 11 классов. III. Профилактика нарушений осанки на занятиях физической культуры. 3.1. Профилактика нарушений осанки на занятиях физической культуры. Дети младшего школьного возраста при длительном сидении за партой испытывают повышенную нагрузку на все органы и системы организма, в том числе и на опорно-двигательную систему, которая в этом возрасте довольно чувствительна к различным, продолжительное время фиксированным изменениям позы, что ведет к нарушениям осанки. В этом возрасте осанка имеет неустойчивый характер. Она в значительной мере зависит от состояния психики и нервно-мышечного аппарата, от степени развития мышц шеи, спины, живота, ног, а так же от способности мускулатуры к длительному статистическому напряжению. Основной признак, характеризующий осанку – форма позвоночного столба. Позвоночник – это сложный в анатомо-функциональном отношении отдел опорно-двигательного аппарата человека. Полноценное осуществление его многообразных функций (опорной, двигательной, защитной для спинного мозга) обеспечивает выработавшимся в процессе эволюции определенным строением позвонков, межпозвоночных дисков и мышечно-связочным аппаратом. Вследствие существующей взаимосвязи все особенности формы позвоночника отражаются на осанке, и вместе с тем другие факторы характеризующие осанку, оказывают влияние на форму позвоночника. Так, благодаря весьма подвижной связи плечевого пояса с позвоночником изменения уровня надплечий слишком заметно сказывается на форме позвоночника. Тем не менее длительное неправильное положение плечевого пояса может нарушить нормальную форму позвоночника. Наиболее часто встречается нарушение осанки фронтальной плоскости – сколиотическая осанка, характеризующаяся смещением позвоночника вправо или влево от срединного положения. По локализации эти смещения могут быть поясничными, S – образными. Признаки их: наклонение головы вперед и в сторону, выгнутость позвоночника, асимметрия шейно-плечевых линий, лопаток, неравномерности контуров и треугольников талии. При сколиотической осанке отличаются некоторые нарушения функций внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы. Осанка является также отражением физического состояния ребенка, характеризующим общий уровень его здоровья и развития. Кроме того, формирование осанки тесно взаимосвязано с формированием сводов стопы – неслучайно у многих детей, имеющих нарушения осанки, одновременно выявляется и плоскостопие. Формирование правильной осанки – задача комплексная, требующая длительного целенаправленного вмешательства как со стороны специалистов, так и родителей при активном участии самого ребенка. Строение и функционирование опорно-двигательного аппарата у детей Костно-мышечная система – депо практически всех элементов Периодической системы Менделеева и индикатор состояния внешней среды, а дети, как известно, наиболее ранимая возрастная категория к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Экологическое неблаполучие нередко является причиной различных заболеваний и деформаций опорно-двигательного аппарата (более 25 лет в США, Японии, Германии и др. странах с высоким уровнем развития промышленности получила свое развитие новая отрасль педиатрии – экологическая педиатрия, изучающая влияние среды обитания матери и ребенка на состояние их здоровья). Изменение качественного или количественного состава микроэлементов в организме ребенка вызывает различные нарушения, так, например, недостаток марганца приводит к нарушению формирования скелета, дефицит фтора – к вальгусным деформациям голени и стоп, кальция – к кариесу зубов и прочее. Систематические занятия физическими упражнениями для таких детей имеют исключительное значение, так как одним из эффективных средств элиминации ксенобиотиков (выведение тяжелых металлов, радиоактивных элементов и других вредных веществ) является использование различных реабилитационных физкультурно-оздоровительных технологий. У новорожденного масса мышц составляет около 20% всей массы тела. После рождения мышцы увеличиваются в размерах, удлиняются сухожилия. Наиболее интенсивный рост мышечных волокон происходит в детском и подростковом возрасте. Благодаря двигательной активности и физическим нагрузкам мышечные волокна утолщаются, увеличивается масса мышц, эластичность, количество кровеносных капилляров в мышцах, улучшается их функциональное состояние. В любое, даже самое простое движение включается пять групп мышц – агонисты, антагонисты, синергисты, стабилизаторы и нейтрализаторы. Агонисты – мышцы, выполняющие основное движение, характерное для данной мышцы. Антагонисты – мышцы, выполняющие противоположное по действию основной мышцы движение. Синергисты – мышцы, помогающие основной мышце выполнить данное движение. Стабилизаторы – мышцы, фиксирующие область начала и прикрепления основной мышцы. Нейтрализаторы – мышцы, нейтрализирующие дополнительные функции данной мышцы, вычленяя только основное движение. Такое непростое функционирование различных групп мышц необходимо для того, чтобы совершаемое движение было плавным, целесообразным, оптимальным по силе, амплитуде и координации. Особенно важно рациональное взаимодействие различных мышечных групп для поддержания правильной осанки, так как вертикальная поза требует мышечного преодоления гравитационных влияний. Наши мышцы снабжены, кроме двигательных, еще и чувствительными нервами. Эти нервы позволяют человеку чувствовать положение и движение собственного тела, что является важной физиологической основой воспитания правильной осанки за счет проприорецепторов. Н.А. Бернштейн выделил 5 уровней построения движений от низшего уровня А до высшего Е: Уровень А – управляет тонусом, уровнем возбудимости мышц, что очень важно для принятия и удержания определенной позы. Уровень В – управляет мышечными координациями, согласуя работу синергистов и антагонистов, принимая участие в организации движения. Уровень С – управляет пространственными и временными характеристиками движений, регулирует усилия. Уровень D – определяет пространственную и временную последовательность движений. Уровень Е – определяет целенаправленность движений; это уровень интеллектуальных двигательных действий, высший уровень организации движения, создающий мотив для двигательного акта и осуществляющий его основную смысловую коррекцию. Для поддержания вертикальной позы, для сохранения правильной осанки требуется участие зрительного и вестибулярного анализатора. Специальных мышц для поддержания позы нет. Она обеспечивается теми же скелетными мышцами, что и движение. Отличие состоит в том, что при полной активности работают тонические мышцы, склонные к медленным сокращениям и устойчивые к утомлению, в отличии от физических, включающихся при динамической работе. Устойчивость тела достигается благодаря сокращению многих мышц туловища и ног. Другие нарушения осанки связаны с изменением формы спины. Круглая спина характеризуется увеличением физиологического изгиба грудного отдела позвоночника и уменьшением изгиба шейного и поясничного, а также угла наклона таза. Связки и мышцы передней части туловища укорочены, связки и мышцы спины растянуты. При кругловогнутой спине увеличены все изгибы позвоночника и наклон таза. Мышцы спины растянуты, поясничные и грудные укорочены. Плоская спина характеризуется уменьшением всех изгибов позвоночника и угла наклона таза. Грудная клетка узкая, мышцы спины ослаблены, лопатки часто крыловидные. Рессорная функция позвоночника снижена. Довольно часто нарушения осанки бывает комбинированными. Наиболее эффективное средство борьбы с нарушениями осанки, особенно с начальными формами – физические упражнения; гимнастика до учебных занятий. Физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах, ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня. Упражнения, направленные на устранение уже образовавшихся нарушений осанки, включаются в основную часть урока с постепенным увеличением их числа и дозировки. Эти же упражнения с профилактической целью вводятся в подготовительную часть урока с соответственным уменьшением количества и интенсивности выполнения. При нарушениях осанки применяют общеукрепляющие, дыхательные и специальные упражнения. Особое внимание обращают на гармоническое развитие мышц спины, брюшного пресса, бедер, что проводится дифференцированно с учетом изменений опорно–двигательного аппарата. Например, при круглой спине растянуты мышцы и связки задней поверхности туловища необходимо укрепить и сократить, а укороченные, в том же примере – передней поверхности туловища, растянуть и укрепить. При уменьшении угла наклона таза рекомендуется укреплять мышцы поясничного отдела спины и задней поверхности бедер, а при увеличении – растягивать мышцы передней поверхности бедер, поясничной части длинных мышц спины, укрепить мышцы брюшного пресса и задней поверхности бедер. 3.2. Коррекционная работа и гимнастика по выработке и закреплению правильной осанки учащихся на уроках физической культуры. Коррекция отклонений позвоночника во фронтальной плоскости при сколиотической осанке допустима только за счет симметричных упражнений в исходных положениях лежа, на четвереньках, стоя. При крыловидных лопатках выполняют упражнения, способствующие укреплению трапециевидных и ромбовидных мышц, а также растяжению грудных мышц. Коррекция, достигнутая при помощи физических упражнений, может дать стойкий положительный результат лишь при одновременном формировании навыка правильной осанки. Применение корректирующей гимнастики на уроках физической культуры носит элементы воспитательного характера: правильную осанку нужно вырабатывать, т.е. затрачивать на это определенное волевое усилие. Выработка и закрепление правильной осанки происходит также во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохраняется правильное положение тела, упражнений в равновесии и на координацию. Широко используются игры, предусматривающие сохранение правильной осанки. Ниже приведены упражнения, которые рекомендуют включать в утреннюю зарядку (по 2-3 упражнения), в гимнастику до учебных занятий (по 3-4 упражнения), в ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня, а также на уроках физической культуры для исправления нарушений осанки и их профилактики.
И.п. – основная стойка. Соединяя кисти, поднять руки верх и, слегка прогибаясь, потянуться всем телом вверх за руками – вдох. Разъединяя руки, опустить в исходное положение – выдох.
И.п. – основная стойка. Напряженно прогибаясь в груди, отвести локти в стороны – назад и подтянуться всем телом вверх – вдох. Опуская локти вперед, расслабить плечевой пояс – выдох.
И.п.: а) руки вперед, согнуты, кисти в кулаках; б) руки прямые; в) пальцы сплетены за спиной, кисти повернуты ладонями назад. Рывки руками назад.
И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. Поочередные рывки согнутыми руками за телом, стараясь достать одну руку другой.
И.п. – руки в стороны. Размашистые движения руками в стороны – назад и, и не останавливаясь в конечном положении, движениями вперед охватить себя возможно дальше – выдох. При обхвате менять руки.
И.п. – основная стойка. Вставая на носки и поднимая руки вверх, прогнуться в грудной части и потянутся всем телом вверх. Обратным движением, расслабляя мышцы плечевого пояса, опустить руки и встать на всю ступню. То же с отставлением одной ноги назад (в сторону, вперед) и возвращение в основную стойку.
И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. Поворот туловища направо закончить рывком правой руки назад – в сторону и, сдвигая пятки, наклониться в сторону, касаясь пола рукой, стремясь удержать туловище повернутым. Поворот заканчивать рывком руки, которой выполняет рывок в сторону.
И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. Размашистые поочередные повороты туловища в стороны и наклоны вперед. Руки держать ненапряженными. Поворот заканчивать рывком руки в сторону, который выполняется поворот.
И.п. – сед, руки в упоре сзади. Прогибание без поднимания и с подниманием одной ноги.
И.п. – основная стойка. Принять правильную осанку. Сгибание и выпрямление тела, стоя наклонно к стенке, опираясь головой и плечами. При сгибании затылок, лопатки и ягодичная область должны равномерно касаться стены.
И.п.: а) руки на пояс, грудь развернута; б) руки в сторону; в) руки вперед – взгляд параллельно вытянутым кистям. Наклоны вперед с прогнутой спиной и возвращение в исходное положение. То же, но с пружинистым покачиванием. Следить, чтобы руки находились на одном уровне.
И.п. – стойка ноги врозь, согнувшись, касаясь руками пола. Прогибаясь в спине, поднять туловище до прямого угла, руки в стороны.
И.п. – стоя на коленях, руки за голову. Наклон вперед прогнувшись.
И.п. – сед на пятках, руки сзади. Сгибание и прогибание в спине.
И.п. – сед на пятках, руки за спину. Сгибание и прогибание в спине с переходом в стойку на коленях.
И.п. – сед на пятках руки сзади. Волна туловищем. Вначале наклона вперед спина прогнута, по степени наклона вперед постепенно волнообразно сгибаться (выгибаться), начиная с пояснично-крестцового отдела. Поднять туловище обратным движением. И.п. – сед на пятках, согнувшись вперед, руки касаются пола. Из седа на пятках волна туловищем. При вставание на колени волна начинается движением бедер вперед, затем выполнить последовательное прогибание в спине, начиная с нижних отделов позвоночника. И.п. – сед на пятках. Последовательное волнообразное прогибание при переходе из седа на пятках в упор лежа на бедра. И.п. – полушпагат. В полушпагате наклоны вперед и выпрямление туловища. И.п. – сед ноги скрестно, руки вверх. Спину держать прямо. Не меняя положение спины, менять исходное положение рук (на пояс, и плечам, в стороны). Можно использовать ходьбу по полу с небольшим грузом на голове или по гимнастической скамейке, но с обязательным сохранением правильной осанки. Темп упражнений и их количество зависит от тех форм занятий, в которые они будут включены. При этом необходимо учитывать физическую подготовленность занимающихся. Ориентировочное количество повторений каждого упражнения от 6 до 10 раз. Примерные упражнения, применяемые при кифозах. И.П. – стоя, руки к плечам. Вытягивание руки вверх – вдох. Опустить руки в исходное положение – выдох Повторить упражнение 4-6 раз. И.П. – основная стойка. Отведение рук назад с легким прогибом в грудном отделе позвоночника и одновременным оставлением ноги назад на носок – вдох. Вернуться в исходное положение – выдох. Повторить упражнение 6-8 раз. И.П. – стоя, руки на голове, пальцы переплетены. Вытягивание рук вверх (подтягивание) и возвращение в исходное положение. Повторить упражнение 4-6 раз. И.П. – стоя, руки перед грудью. Разведение рук в стороны – вдох, вернуться в исходное положение – выдох. Повторить упражнение 6-8 раз. И.П. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. Поднимание таза с переходом в положение «полумост» - вдох, вернуться в исходное положение – выдох. Повторить упражнение 4-5 раз. И.П. – лежа на спине, руки согнуты в локтевых суставах. Прогибание позвоночника в грудном отделе с опорой на локти – вдох, опускание грудной клетки – выдох. Повторить упражнение 4-6 раз. И.П. – лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах. Опираясь на предплечья, прогнуть корпус в грудном отделе – вдох, возвратиться в исходное положение – выдох. Повторить упражнение 3-6 раз. И.П. – лежа на животе, руки на поясе. Разгибание корпуса с попеременным разгибанием ног в тазобедренных суставах – вдох, возвращение в исходное положение – выдох. И.П. – стоя на четвереньках. Попеременно вытягивание правой руки и левой ноги и возвращение в исходное положение. Тоже другой ногой и рукой. И.П. – стоя, руки на поясе, на голове мешочек с песком или ватно-марлевая «баранка». Ходьба с разведением рук в стороны, на пояс. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ЛОРДОЗЕ И.П. – основная стойка. Упор присев 4-8 секунд, вернуться в исходное положение. Повторить упражнение 4-6 раз. И.П. – основная стойка. Согнуть правую ногу в тазобедренном и коленном суставах, захватив её руками за голень и подтянуть колено к плечу, вернуться в исходное положение. Тоже левой ногой. Повторить упражнение 6-8 раз. И.П. – основная стойка. Медленно приседая, встать на колени, руки вперед и сесть на пятки. Повторить упражнение 6-8 раз. И.П. –лежа на спине. Согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах с захватом руками за голени, подтянуть их к груди. Повторить упражнение 6-8 раз. И.П. –упор присев. Разогнуть ноги в коленных суставах, не отрывая рук от пола, держать 4-6 секунд, вернуться в исходное положение. Повторить упражнение 6-8 раз. В положении наклона вперед, руки к полу. Ходьба в согнутом положении Повторить упражнение 6-8 раз. И.П. –упор сидя, ноги врозь. Наклон вперед, коснуться руками носков ног (не сгибая колени), держать 2-4 секунд, вернуться в исходное положение. Повторить упражнение 6-8 раз. И.П. – лежа на спине, руки вверх. Согнуть правую ногу в тазобедренном и коленном суставах, захватив руками пятку или ступню и подтянуть колено к плечу, держать 2-4 секунды, вернуться в исходное положение. То же другой ногой. Повторить упражнение 6-8 раз. И.П. – упор стоя на коленях. Сесть на пятки, руки вытянуть вперед, вернуться в исходное положение. Повторить упражнение 6-8 раз. И.П. – основная стойка, руки в стороны. Наклон вперед, руки вперед, наклон вниз, руками коснуться пола, вернуться в исходное положение. Повторить упражнение 6-8 раз. 11. Ходьба с предметом на голове (мешочек с песком весом 200-250 грамм или ватно-марлевый бублик). Примеры подвижных игр, включаемых в содержание занятий по коррекции позвоночника при его дефектах 3.3 Работа учителя физической культуры по проблеме «Нарушение осанки – особое внимание», не выходя за рамки учебной программы. Одним из показателей хорошего физического развития и здоровья является нормальная осанка. Однако в последние годы у школьников наблюдается значительный рост числа различных искривлений позвоночника. Среди основных причин сложившегося серьезного положения в сфере здоровья школьников – отсутствие объективных данных об их осанке. Имеются десятки видов нарушения осанки, но все они описаны абстрактно, поскольку нет четкого представления о таком параметре, как величина искривления позвоночника, о способах его измерения. Нет приборов и для измерения количественных характеристик осанки, следовательно, нет возможности следить за динамикой осанки ни дома, ни в школе. Все это снижает интерес к занятиям по формированию нормальной осанки и у учителя, и у самих учащихся. Систематически же контролировать в течение длительного времени состояние осанки всех учащихся с помощью рентгеновских снимков невозможно. В связи с такой проблемой я решил заняться с учениками на уроках физической культуры по работе исправления осанки на занятиях, или, для некоторых – профилактикой нарушения осанки. На уроках физической культуры разучиваем упражнения лечебной физической культуры, используемые при тех или иных нарушениях осанки, предлагаемых их выполнять в домашних условиях. Домашние задания включают 2-3 комплекса указанных упражнений, которые необходимо чередовать через каждые 10-12 дней. Занятия лечебной гимнастикой должны включать следующие виды упражнений: Самовытяжение необходимо проводить несколько раз в день в разных исходных положениях – лежа на спине, сидя, стоя, у зеркала, под контролем тактильных ощущений, по памяти с помощью мышечно-суставного чувства. Дыхательным упражнениям при нарушении осанки уделяется большое внимание. Дыхательные упражнения проводятся на каждом занятии в соотношении с корригирующими упражнениями как 1:2.Вдох выполняется носом, выдох ртом, сложенным трубочкой; выдох должен быть вдвое длиннее вдоха. Дыхательные упражнения могут быть статические (собственно дыхательная гимнастика) и динамические (дыхательная гимнастика с различными движениями рук, ног и туловища) Игровые упражнения и подвижные игры, направленные на формирование навыка правильной осанки. Упражнения на возвышенной и уменьшенной площади опоры. Упражнения с использованием балансировочных досок и фитболов для тренировки баланса. Ходьба по неровной поверхности со сменой направления и с препятствиями для тренировки вестибулярного аппарата, ходьба с мешочком на голове. Упражнения в положении разгрузки позвоночника – лежа на спине, лежа на животе, стоя на четвереньках. Упражнения спортивного и прикладного характера, танцевальные элементы. Специальные корригирующие упражнения в различных исходных положениях и с использованием различных предметов.
Заключение. Основной целью работы по выбранной теме является обучение детей младшего школьного возраста; укрепление детского организма; обучение каждого ребёнка осознанно заниматься физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития, разностороннее развитие двигательных способностей, умений осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач: формирование правильной осанки у детей школьного возраста; воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью; воспитание навыков личной гигиены;
Формирование правильной осанки – задача комплексная, требующая длительного целенаправленного вмешательства как со стороны специалистов, так и родителей при активном участии самого ребенка. Для профилактики нарушений осанки прежде всего необходимо устранить все причины, вызывающие ее искажение. От незначительных нарушений можно избавиться при помощи обычных систематических занятий физической культурой. При более стойких нарушений осанки необходимо в течение длительного времени специально заниматься корригирующей гимнастикой. В случаях значительных нарушений осанки с ярко выраженными деформациями в строении тела требуется специальное медицинское обследование и лечение в специальных медицинских учреждениях. Основным средством формирования правильной осанки являются физические упражнения, которые подразделяются на две группы: общеразвивающие и специальные. К первой группе относятся упражнения, направленные на общее развитие организма, укрепление мышц и связок опорно-двигательного аппарата, воздействующие на мышцы ног, спины, живота, шеи, улучшающие подвижность плечевого пояса и позвоночника. Общеразвивающие упражнения можно выполнять как без предметов, так и с различными предметами (гимнастическими палками, набивными мячами, скакалками, гантелями). К группе специальных относятся упражнения, целенаправленно воздействующие на выработку правильной осанки или способствующие упражнению уже имеющихся дефектов. К таким упражнениям относят всевозможные упражнения на равновесие, упражнения в вертикальной плоскости с предметами на голове, а также упражнения, направленные на развитие систематической выносливости мышц туловища, шеи. Разработаны также специальные упражнения, которые можно одинаково успешно применять и для проверки своей осанки, и для выработки, если в этом возникает необходимость, ее правильной формы. Важным условием профилактики искривлений позвоночника и выработки правильной осанки является систематический самоконтроль за нею в процессе различных видов деятельности и в особенности самоконтроль за правильной позой во время сидения за партой и письменным столом в процессе уроков и приготовления домашних заданий. Для предупреждения искривлений осанки целесообразно (особенно в младшем школьном возрасте) вместо портфеля носить ранец. Располагаясь за спиной, он равномерно давит на плечи, разводит их и выпрямляет спину, что способствует выработке правильной осанки. При переноске портфеля его нужно поочередно держать в правой и левой руке. При формировании правильной осанки необходимо учитывать типологические особенности нервной деятельности ребенка. Анализ поведения детей показывает, что помимо искривлений позвоночника они обычно обладают слабым типом высшей нервной деятельности со следующими особенностями: неуверенность в своих силах, нерешительность, робость, меланхоличность, замкнутость у одних детей и нервозность, отвлекаемость, неприспособленность, плохая координация движений, неловкость у других детей, часто страдающих синдромом гиперактивности с дефицитом внимания. Поэтому важной задачей формирования осанки является не только корригирующее, но и психологическое воздействие. Необходимо всегда помнить, что избавиться от искривления позвоночника и других нарушений осанки неизмеримо труднее, чем их предупредить.
Использованная литература. Безменова Г.С. Осанка: упражнения, проверенные практикой. Физическая культура в школе, №4. 2003 Богданов Г.П. Уроки физической культуры в школе. Москва: Просвещение, 1987. Егоров В.В. Нарушениям осанки – особое внимание. Физическая культура в школе, № 4, 2004. Курумчина В.В. Позвоночный столб – основа здоровья? Физическая культура в школе, № 6. 2003. Лукьяненко В.П. Формирование здорового образа жизни. Физическая культура в школе, № 1. 2002. Смородина З.И. Формирование навыка правильной осанки. Начальная школа, № 12. 1989. Сулимцев Т.И. Профилактика нарушений осанки на занятиях физической культурой. Начальная школа, № 4. 1987. Приложение
Памятка для родителей
Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:
а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
б) правильная и точная коррекция обуви;
в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);
е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;
ж) плавание.
(Каждый родитель получает такую памятку)
Упражнения с предметами развивают способность правильно держать голову. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, а потому плечи выдвигаются вперед, грудь втягивается, а позвоночник сгибается.
· Наполните небольшой мешочек 200-300 г соли.
· Встаньте у стены и положите мешочек на голову (выполняет 1 ученик)
· Пройдитесь до противоположной стены и обратно. Обойдите стул, стол или пройдите лабиринт из нескольких стульев.
· Отойдите от стены и, сохраняя правильное положение туловища, попробуйте присесть "по-турецки". Встаньте на колени и поднимитесь.
· Вместе с мешочком на голове встаньте на маленькую скамеечку, сойдите с нее; повторите это 15-20 раз (выполняют ученики)
Упражнения, описанные ниже, поддерживают тонус мышц спины и живота, обеспечивают нормальную подвижность всех сегментов грудного отдела позвоночника и помогают выработать правильную осанку.
Вдохните. Встаньте прямо, ноги вместе, руки вдоль тела. Поднимите руки вверх, сделайте выдох. Прогнитесь назад, глубоко вдохните. Опустите руки, сделайте наклон вперед, спину чуть округлите, опустите голову и плечи - выдохните.
Встаньте на четвереньки. Держите голову прямо. Сильно прогните спину и оставайтесь в этом положении 2-3 секунды. Вернитесь в исходное положение и повторите упражнение 5-7 раз.
Лягте на живот, вытяните руки вдоль тела. Прогнитесь в грудном отделе позвоночника. Попытайтесь поднять голову и ноги как можно выше. Повторите еще 5-8 раз.
Лежа на животе, упритесь руками в пол. С силой прогнитесь назад, стараясь при этом оторвать корпус от пола. Проделайте это 5-8 раз.
(Подготовленные учащиеся показывают эти упражнения.)
Эти упражнения простые, их можно рекомендовать детям, особенно сутулым.
Встаньте прямо, ноги врозь. Подняв локти вверх, положите руки на лопатки. Разведите руки в стороны и назад и сведите лопатки.
Сцепите кисти за спиной. Правая рука должна находиться над лопатками сверху, левая - под лопатками внизу. Поменяйте положение рук. По ходу упражнения рекомендуется перекладывать из рук в руки
Упражнения с предметами развивают способность правильно держать голову. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, а потому плечи выдвигаются вперед, грудь втягивается, а позвоночник сгибается.
Упражнения у стены
Стоя у стены, поднимите руки вверх, вперед, разведите в стороны.
Сделайте несколько шагов вперед, в сторону, вернитесь к стене.
Не отрывая затылка и спины от стены, держа спину прямо, присядьте 2 раза и выпрямитесь.
Упражнения для выпрямления позвоночника
Для выполнения этого упражнения понадобится гимнастическая палка.
Встаньте на гимнастическую палку; ноги вместе, руки разведите в стороны. Перенесите тяжесть тела на носки, затем на пятки.
Положите палку на две гантели, которые должны находиться на расстоянии 60 см одна от другой. Постойте на палке, удерживая на голове мешочек с солью.
Выполните то же самое, но на доске шириной 15-30 см.
Возьмите тяжелую книгу и встаньте около стены, касаясь ее пятками. Расправьте плечи, лопатки, голову прижмите к стене. Положите на чуть запрокинутую голову книгу и отойдите от стены. Медленно сделайте несколько шагов. Для равновесия сначала побалансируйте руками. После систематической тренировки вы будете ходить легко и красиво, с высоко поднятой головой, пружинисто и грациозно.
ПРОЧЕН ЛИ ВАШ МЫШЕЧНЫЙ КОРСЕТ?
Ответ на этот вопрос вы можете получить, не сходя со стула, на котором сидите, читая эту книгу.
Сядьте прямо, вытяните руки вперед и подержите их на весу 30 секунд. Если при этом не удается сохранить спину прямой, так как руки утягивают вас за собой, то вам придется всерьез заняться своими мышцами - это говорит об их выраженной слабости.
Пояс для коррекции нарушения осанки
Парты для профилактики нарушения осанки
- А теперь проверим, как вы запомнили правила.
Все встаньте и примите правильную осанку. Доктор Красивая Осанка проверит вашу осанку. ( Подготовленный ученик в белом халате проходит по рядам и делает замечания.)
- А теперь сядьте правильно. ( Доктор Красивая Осанка называет правильно сидящих учеников.)
35