СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Создание системы комплексных мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Автор-разработчик
Салахиева Э.Р.
зам. директора по ВР
с. Нурлаты, 2020 г
Пояснительная записка
Наименование программы – программа МБОУ «Нурлатская СОШ ЗМР РТ»
«Профилактика безнадзорности, правонарушений, экстремизма и наркозависимости несовершеннолетних в образовательном учреждении на период с 2014 по 2019 год»
Адресность программы - программа по профилактике безнадзорности, правонарушений, экстремизма и наркозависимости несовершеннолетних в образовательном учреждении на период с 2020 по 2025 год»
Предназначена для работы с учащимися с 1 по 11 класс, родителями и педагогами школы.
Программа реализуется силами администрации, педагогического коллектива школы, инспектором ПДН, с привлечением к сотрудничеству работников ЦПМСС, службы социального сопровождения семей с несовершеннолетними детьми, склонными к правонарушениям.
Основание для разработки – Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.09.1999 № 120-ФЗ, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями и дополнениями).
Цель и задачи Программы
Целью программы является создание системы комплексных мер по профилактике правонарушений среди детей и подростков, а так же воспитание социально-адаптированной образованной личности, владеющей запасом знаний по правовым нормам и имеющей ответственное отношение к их выполнению, толерантной к различным проявлением в обществе других людей, способной к пониманию другого мнения и культуры.
Задачи
Формирование устойчивых социальных навыков у несовершеннолетних: твердых нравственных ориентиров и нравственной позиции; устойчивости к негативному воздействию социальной среды; воспитание активной жизненной позиции; привлечение подростков к социально-позитивной деятельности;
Пропаганда здорового образа жизни (работа по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании), информирование всех участников образовательного процесса по проблемам сохранения здоровья и формирования культуры здорового образа жизни.
Организация эффективной воспитательной работы с несовершеннолетними, направленной на гражданское, патриотическое и нравственное воспитание.
Выявление учащихся, склонных к правонарушениям, требующих особого педагогического внимания, анализ социальных источников причин социальной дезадаптации воспитанников;
Совершенствование системы правового образования учащихся;
Устранение причин отклонений в поведении учащихся,
обеспечение социально-педагогической поддержки нуждающихся детей;
Защита и охрана прав несовершеннолетних во взаимодействии с представителями различных социальных институтов;
Создание эффективной системы профилактической работы с родителями.
Основные направления программы:
1. Социальная адаптация.
2. Формирование гражданской позиции.
3. Информационно-методическое обеспечение работы по
профилактике правонарушений.
При реализации данной программы выполняет следующие функции:
Профилактическая:
профилактика трудной жизненной ситуации ребенка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребенка, совместное с ним преодоление трудностей на пути к решению жизненно важных задач.
Защитно-охранная:
защита и охрана прав ребенка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребенка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на нее со стороны подростка.
Организационная:
координация действий или средств, которые способствуют выходу ребенка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребенка и активное включение самого ребенка в эти связи.
Сроки реализации Программы – 2020-2025 годы.
Ожидаемые конечные результаты реализации
1. Сокращение процента несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
2. Сокращение или отсутствие учащихся, состоящих на учете в КДН, ПДН, внутришкольном контроле;
3. Отсутствие межнациональных, межэтнических конфликтов среди учащихся школы, случаев проявления экстремизма и ксенофобии;
4. Увеличение количества учащихся, принимающих участие в школьных конкурсах, акциях, смотрах и других формах воспитательной деятельности;
5. Повышение внимания родителей к воспитанию детей в семье, контролю их внешкольной жизни;
6. Увеличение количества родителей, принимающих участие в школьных и классных мероприятиях;
7. Интерес к положительному опыту работы школы.
8. Увеличение числа несовершеннолетних, владеющих навыками здорового и безопасного образа жизни.
9. Сокращение безнадзорности несовершеннолетних путем вовлечения в досуговую деятельность через систему воспитательной работы, привлечение подростков к занятиям в кружках и секциях.
Условия реализации Программы:
1.Наличие специалистов по реализации программы: зам. директора по воспитательной работе, педагога-организатора, педагогов дополнительного образования, классных руководителей;
2.Требования к специалистам: обучение на семинарах и МО основным принципам и формам реализации Программы с целью получения наилучшего эффекта;
3.Наличие договоров о сотрудничестве с социальными партнерами;
4.Наличие материально-технической базы в ОУ для реализации Программы: кабинетов для проведения бесед, встреч, Советов и др.; зала, оборудованного соответствующей аппаратурой, для проведения школьных конкурсов и праздников; классных кабинетов с оборудованием для проведения классных часов, просмотра фильмов и т.п.
Возможные риски программы:
- Выбор неэффективных форм работы;
- Недостаточная квалификация специалистов для реализации
Программы
Социальные партнеры:
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
Служба социального сопровождения семей находящихся в
кризисной ситуации
Служба социального сопровождения семей с
несовершеннолетними детьми, склонными к правонарушениям
Органы опеки и попечительства
Учреждения здравоохранения
Амбулаторное отделение городского наркологического центра
Социально психологическое сопровождение
Планирование совместной деятельности районного центра психолого-медико-социального сопровождения по поддержке детей, и их родителей
2020-2025
Планирование совместной деятельности с
ЦПМСС, планов
сотрудничества
Проведение тестирований и диагностик по заявленным темам.
Проведение корректирующих и развивающих программ.
Проведение лекций при подготовке к экзаменам
Получение профессиональной информации, помощи при решении индивидуальных и групповых проблем учащихся.
Зам. директора по ВР ,
Психолог школы
«Дружный класс» для учащихся 5-8 классов
2020-2025
Занятия
Создание дружных классов, формирование культуры общения в классе.
Психолог и классные руководители
Работа по сопровождению детей и их семей, направленных КДН и ЗП.
2020-2025
Планирование
совместной деятельности
с КДН и ЗП на основе
, планов
Совместный план работы с КДН и ЗП, Зам. директора по ВР
Составление социального паспорта школы
2020-2025
Анализ данных классных руководителей по составу и условиям проживания учащихся и их семей, составление картотеки контроля за различными категориями учащихся и родителей.
Сформированное представление о контингенте учащихся школы, семей, условий проживания для планирования работы на год.
Зам. директора по ВР ,классные руководители
Анализ новой нормативно-правовой базы по социально-педагогической работе и профилактике правонарушений.
2020-2025
Изучение информационно-методического письма о мерах по предупреждению правонарушений и отсева учащихся, аналитических справок о состоянии преступности и правонарушений среди несовершеннолетних
Ознакомление членов администрации, педагогического коллектива с основными базовыми документами для работы с учащимися по профилактике правонарушений.
Зам. директора по ВР
Контроль за посещаемостью учащимися школы учебных занятий.
2020-2025
1) Ежедневное выявление и контроль за отсутствующими на занятиях учащихся ввиду болезни или др. причин.
2) Анализ причин отсутствия, приятие соответствующих мер.
2) Ведение особого контроля за учащимися, склонными к прогулам и правонарушениям (с фиксацией в журнале).
1.Отсутствие учащихся, пропускающих учебные занятия без уважительной причины.
2. Улучшение качества обучения детей, временно отсутствующих ввиду болезни.
Зам. директора по ВР ,
Классные руководители
Разработка индивидуальных программ с целью решения проблем, связанных с социализацией личности учащихся.
2020-2025
Изучение психолого-медико-социальных особенностей детей
а) изучение личности уч-ся (психолого-педагогическая карта);
б) изучение семьи;
в) изучение педагогически запущенных детей, коррекция их поведения;
г) диагностические обследования детей, имеющих отклонения в поведении
Посещение семей учащихся, склонных к прогулам и имеющим трудности и проблемы.
Организация и работа консультационной психолого-педагогической службы по оказанию помощи родителям в воспитании и разрешении конфликтных ситуаций.
Сокращение количества учащихся, склонных к совершению правонарушений и преступлений и имеющих отклонения в поведении.
Педагогический коллектив
Работа с ОПДН
2020-2025
- Работа Совета профилактики;
- Проведение рейдов в семьи детей, требующих особого педагогического внимания;
- Индивидуальные беседы с уч-ся, состоящими на учете в КДН, ПДН и в «группе риска»;
- Организация лекций, бесед для учащихся по профилактике правонарушений;
- Изучение возможностей внешкольных учреждений в организации деятельности учащихся, наличие и характер неформальных объединений молодежи, наличие криминальных очагов в микрорайоне школы;
- Организация бесед с учащимися старших классов по вопросам противодействия терроризму в России. Причины возникновения угрозы террора, отработка действий при этой угрозе.
Осуществление комплексного подхода к решению проблем профилактики правонарушений и др. с целью получения наилучшего воспитательного эффекта.
Психолог школы, инспектор ОПДН
Мероприятия и обучающие занятия по пропаганде здорового образа жизни
- постепенное снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.
- формирование у обучающихся и их
родителей установок на здоровый образ жизни.
- совершенствование диагностической и коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении.
Классные руководители, медицинские работники
Реализация районных образовательных программ:
«Здоровый выбор»;
2020-2025
Интерактивные занятия педагога – психолога, классных руководителей и сотрудников ЦПМСС
Реализация районной образовательной программы «Здоровый школьник»
2020-2025
Занятия на базе ЦПМСС
Организация тематических мероприятий, посвященных:
Всемирному дню здоровья (7.04);
Всемирному дню борьбы против табакокурения» (31.05)
2020-2025
Привлечение сотрудников ЦПМСС, учреждений здравоохранения, для проведения праздников, преподавателя ОБЖ для проведения классных часов, бесед, праздников, родительских собраний.
Организация игр по станциям «Здоровье – это здорово! » (с привлечением волонтеров)
2020-2025
Игра по станциям с привлечением волонтеров и сотрудников ЦПМСС
Психолог школы
Инструктивно-методическое занятие с классными руководителями 1-11-х классов по методике проведения с учащимися занятий по изучению Правил дорожного движения
2020-2025
Проведение семинаров, педагогических советов, круглых столов, индивидуальных консультаций ответственным по ПДД.
Снижение участников дорожно-транспортных происшествий, соблюдение правил дорожного движения учениками школы, безопасное поведение несовершеннолетних на улицах и дорогах, в общественном транспорте
Директор школы, зам. директора по ВР, классные руководители, инспектора БДД
Изучение правил дорожного движения с учащимися школы.
2020-2025
Классные часы, беседы
Тематические викторины, конкурсы, соревнования по безопасности дорожного движения.
2020-2025
Участие в районных, школьных викторинах, конкурсах, соревнованиях по безопасности дорожного движения.
Обсуждение вопроса о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и несчастных случаев на классных родительских собраниях.
2020-2025
Проведение классных часов, родительских собраний.
Анализ работы школы по профилактике травматизма и несчастных случаев среди учащихся за учебный год.
2020-2025
Проведение анализа работы школы по профилактике травматизма и несчастных случаев среди учащихся за учебный год.
Зам директора по ВР
Подготовка документации по разделу «Охрана жизни и здоровья учащихся».
2020-2025
документация включает в себя:
- медицинская карта ребёнка на каждого ученика;
- списки диспансерных групп детей, осуществление контроля их наблюдения специалистами;
-листки здоровья в школьных журналах;
- документация по учёту школьников специальных медицинских групп;
- списки учащихся, требующих обучения на дому по состоянию здоровья.
Зам директора по ВР
Регулярный контроль выполнения санитарно-гигиенических требований согласно санитарным правилам и нормам
2020-2025
выполнение санитарно-гигиенических требований согласно санитарным правилам и нормам:
-соблюдение светового, питьевого, воздушного режима классных комнат, спортзала и других помещений;
-соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку: рассаживание учащихся согласно медицинским рекомендациям, валеологический анализ школьного расписания, предотвращение перегрузки учебными занятиями, дозирование домашних заданий, профилактика близорукости;
-обеспечение учащихся школы горячим питанием.
Директор школы
Инструктаж работников школы по вопросам охраны жизни детей и соблюдения техники безопасности.
2020-2025
Директор школы
Работа с учащимися
Тематика бесед:
- виды правонарушений и преступлений;
- основания для задержания;
- постановка на учет в ОДН и КДН и ЗП;
- права и обязанности учащихся;
- ответственность за правонарушения;
- административная и уголовная ответственность за правонарушения и др.
Наиболее полное понимание и осознание учащимися правовой ответственности за совершение правонарушений и преступлений.
Зам. директора по ВР,
Инспектор ОПДН
Классные часы по профилактике правонарушений
2020-2025
- Обсуждение ситуаций, фильмов и случаев совершения правонарушений подростками;
- Цикл бесед, дискуссий, лекций «Здоровый образ жизни»;
- Профилактические беседы о поведении в общественных местах, на улице.
Практическое понимание учащимися правовой ответственности за совершение правонарушений и преступлений и оценка своих действий.
Классные руководители
Организация внеурочной деятельности учащихся с целью вовлечения в положительную деятельность.
2020-2025
- организация кружков, спортивных секций на базе школы;
- обеспечение возможности выбора форм досуга для детей и подростков на базе школы;
- организация участия учащихся, требующих особого педагогического внимания во внеклассную и внешкольную деятельность;
- увеличение количества школьных традиционных конкурсов, акций, праздников;
- работа над качеством проводимых внеклассных мероприятий для привлечения внимания к ним учащихся и родителей;
- ежегодное проведение акций социального характера в каждом классе;
- работа Школьного самоуправления по разработке социальных проектов, участие в планировании работы школы, созданию благоприятных условий для интересного проведения свободного времени подростков.
Расширение безопасного пространства детей, в котором им интересно и комфортно.
Педагогический коллектив
Проведение психолого-педагогических консилиумов (Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних)
2020-2025
Диагностика и анализ с последующим принятием решения, направленных на изучение личностных особенностей школьников, требующих особого педагогического внимания, изучение познавательных способностей, ценных ориентаций, определение системы педагогических воздействий.
Осуществление индивидуального подхода к учащимся, требующим особого педагогического внимания.
Психолог
Работа с молодежью допризывного возраста
2020-2025
Участие в военно-спортивном многоборье, «Зарница»
Ознакомление, применение на практике теоретических знаний , поднятие престижа службы в вооруженных силах.
Педагог-организатор ОБЖ
Воспитательная работа и педагогическое сопровождение
Формирование всесторонне развитой , общественно-активной, социально-полноценной личности.
Зам.дир
Обеспечение организации в ОУ диспутов, дискуссий, круглых столов, деловых игр, конкурсов для подростков по актуальным проблемам правового и гражданского воспитания
2020-2025
Организация и проведение в ОУ диспутов, дискуссий, круглых столов, деловых игр, конкурсов для подростков по актуальным проблемам правового и гражданского воспитания по плану.
Обеспечение проведения в ОУ дней правовых знаний, организации лекториев и консультаций для учителей и родителей с использованием возможностей ЦПМСС и районного кабинета профилактики наркозависимости несовершеннолетних
2020-2025
Проведение недели и дней правовых знаний с привлечением прокуратуры, учреждений Зеленодольского УВД, инспектора ОПДН, сотрудников ЦПМСС,
несовершеннолетних через классные часы, родительские собрания, беседы, встречи.
Активизация познавательных интересов учащихся в правовом просвещении.
Зам.дир
Организация досуга подростков с девиантным поведением на базе ОУ отделения дополнительного образования детей
2020-2025
Работа классных руководителей и педагогов, беседы, показательные мероприятия и соревнования, оформление стендов, работа с родителями.
Зам. директора по ВР
Профориентация и трудоустройство несовершеннолетних
2020-2025
Помощь в определении (выборе) профессии учащихся.
Участие в ярмарке учебных мест для учащихся 9-11 классов ОУ
2020-2025
Получение информации об учебных местах в городе на ярмарке организованной Управлением Образования Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
Помощь в трудоустройстве учащихся
Директор школы
Групповое и индивидуальное консультирование несовершеннолетних по программе «Профессиональное самоопределение и выбор образовательного маршрута».
2020-2025
По плану с сотрудниками ЦПМСС, школьным психологом.
Обеспечение взаимодействия с органами опеки и попечительства при муниципальных образованиях по вопросам сопровождения несовершеннолетних, семей оказавшихся в трудной жизненной ситуации рассматриваемых на КДН и ЗП.
2020-2025
Обеспечение взаимодействия с органами опеки и попечительства при муниципальных образованиях по вопросам сопровождения несовершеннолетних, рассматриваемых на КДН и ЗП.
Своевременная помощь, консультации, сотрудничество приводящее к уменьшению количества несовершеннолетних, семей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Мероприятия, направленные на создание эффективной системы
профилактической работы с родителями.
Педагогические лектории для родителей.
Районные родительские собрания
2020-2025
Организация педагогических лекториев для родителей с привлечением специалистов, врачей, представителей ОДН.:
- безопасность детей;
- состояние детской преступности в СПб;
- виды правонарушений;
- предупреждение правонарушений и др.
Осознание родителями существующих проблем, ситуации в городе, районе, школе, активизация внимания к проблемам правонарушений и др.
Зам.дир
Индивидуальная помощь родителям.
2020-2025
Организация работы по оказанию помощи родителям в воспитании, координации действий школы и родителей, решение конфликтных ситуаций.
Решение индивидуальных проблем семей учащихся.
Классные руководители
Родительские собрания (не реже 1 раза в четверть).
2020-2025
Тематика родительских собраний:
- «Семья и ее роль в воспитании детей»;
- «Способы общения и методы педагогического воздействия»;
- «Ребенок в среде сверстников»,
- «Атмосфера жизни семьи» и др.
Совместное решение проблем, возникающих в семье.
Директор
Дени открытых дверей в школе.
2020-2025
- открытые уроки для родителей,
- встреча с учителями,
- индивидуальные беседы и консультации психолога, инспектора ОДН, соц.педагога, администрации школы (советы и пожелания родителей)
- совместные конкурсы, праздники, соревнования.
Укрепление интереса родителей к школе, наиболее полное представление о работе школы, стимул к взаимодействию родителей и школы.
Директор школы
Совместная работа администрации с «Родительским комитетом школы»
2020-2025
Организация работы по оказанию помощи родителям в воспитании, координации действий школы и родителей, решение конфликтных ситуаций.
Осознание родителями существующих проблем, ситуации в школе, активизация внимания к проблемам правонарушений и др.
Директор школы
I. Паспорт программы
Наименование программы
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2020-2025г.г. «Ты живешь среди людей»
Цель программы
Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, экстремизма, наркозависимости, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, , реализация государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.
Задачи программы
1. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
2. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
4. Обеспечение внеурочной и летней занятости учащихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности.
5. Осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни.
6. Обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одного возрастного периода к другому.
Основной разработчик программы
Администрация МБОУ «Нурлатская СОШ ЗМР РТ»
заместитель директора по воспитательной работе Э.Р. Салахиева
Адресаты программы
Обучающиеся МБОУ «Нурлатская СОШ ЗМР РТ»
Срок реализации Программы
2020-2025 г.г.
Этапы реализации
Название этапа
Содержание работы
I этап. Подготовительный
2020-2021 учебный год
– совершенствование нормативно – правовой базы;
– определение стратегии и тактики деятельности
– укрепление межведомственного сотрудничества;
– обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;
– разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленной на профилактику правонарушений;
– поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность.
II этап. Внедрение
2021-2023 учебный год
– оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
– использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.
III этап. Отслеживание и анализ результатов
2023-2025 учебный год
– обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
– соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами
– определение перспектив развития школы в этом направлении.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Осуществление программных мероприятий должно обеспечить создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализацию государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.
II. Понятия, употребляемые в работе по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
III. Основные законодательные и нормативно-правовые акты
по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Конвенция о правах ребенка
Конституция Российской Федерации
Законы Российской Федерации:
- «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996г. №12-ФЗ в редакции Федеральных законов от 16.11.1997г. №144-ФЗ, от 20.06.2000г. №102-ФЗ, от 7.08.2000г.№122-ФЗ, от27.12.2000г. №150-ФЗ, от 30.12.2001г. №194-ФЗ, от 13.02.2002г. №20-ФЗ, от 21.03.2002г. №31-ФЗ, от 25.06.2002г. №71-ФЗ, от 25.07.2002г. №112-ФЗ, от 24.12.2002г. №176-ФЗ, от 10.01.2003г. №11-ФЗ, от 7.07.2003г. №123-ФЗ, от 8.12.2003г. №169-ФЗ, от 23.12.2003г. №186-ФЗ, от 5.03.2004г. №9-ФЗ
- «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10.1999г. №184-ФЗ в ред. Федеральных законов от 29.07.2000г. №106-ФЗ, от 08.02.2001г. №3-ФЗ, от 07.05.2002г. №47-ФЗ, от 24.07.2002г.№ 107-ФЗ, от 11.12.2002г. №169-ФЗ, от 04.07.2003г. №95-ФЗ, от 19.06.2004г. №53-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 07.06.2000г. №10-П, от 12.04.2002г. №9-П)
- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-ФЗ в ред. Федеральных законов от 19.06.2004г. №53-ФЗ, от 12.08.2004г. №99-ФЗ
- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ
- «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ
- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации» от 7.07.2003г. № 111-ФЗ
- «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001г. №44-ФЗ
- «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» от 7.08.2000г. №122-ФЗ (с изм. и доп. от 29.12.2001г.)
- «О внесении дополнений в статью 123 Семейного кодекса Российской Федерации» от 2.01.2000г. №32-ФЗ
- «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» от 27.06.1998г. №94-ФЗ
- «О внесении изменений и дополнения в ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 8.02.1998г. №17-ФЗ
- «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. №159-ФЗ
- «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995г. (с изм. и доп. от 24.11.1995г., 18.06., 24.11, 30.12. 1996г., 21, 29.07.1998г., 17.07.1999г., 10.07., 07.08.2000г., 30.05., 28.12.2001г.)
- Извлечения из семейного, уголовного, административного и трудового кодексов Российской Федерации, Республики Татарстан
Нормативно-правовые документы школьного уровня:
Устав МБОУ «Нурлатская СОШ ЗМР РТ»
Локальный акт «Положение о порядке постановки на внутришкольный учет и снятие с учета».
Локальный акт «Положение о Совете профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних».
Локальный акт «Положение об образовательной программе дополнительного образования».
IV. Пояснительная записка
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезодаптации детей и подростков. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание детей. Растет количество безнадзорных подростков. Основными причинами непосещения являются: бродяжничество, нежелание учиться. Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.
Перед каждым образовательным учреждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков в школе проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: ОПДН ОМВД, КДН и ЗП, лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями культуры, спорта и др. В школе должны созданы условия для нормального воспитания и развития личности ребенка.
4. Цель и задачи программы
Главной целью программы является - создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализация государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.
Задачи:
1. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
2. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
4. Обеспечение внеурочной и летней занятости учащихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности.
5. Осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни.
6. Обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одного возрастного периода к другому.
V. Основные направления деятельности.
1. Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
План мероприятий
Организационная работа:
Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ПДН ОВД.
Организация работы школьного Совета профилактики.
Проведение тематических педагогических советов.
Педагогический всеобуч для родителей
Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска»
Составление социального паспорта классов, школы.
Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.
Проведение акции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся, не посещающих школу).
Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
2. Исследовательская, диагностическая работа предполагает комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребенка, отслеживание влияний социума, саморегуляции, создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
План мероприятий
Исследовательская, диагностическая работа
Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).
Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
Заполнение карты здоровья учащихся.
3. Профилактическая коррекционно-развивающая работа включает
предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Задача индивидуальной работы с подростками состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути, предупреждение, своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состоянии ребенка. Работа выстраивается в несколько этапов:
Этап
Содержание
Изучение подростка и окружающей его среды
Диагностика подростка
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению
Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков
Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа
Самовоспитание
Поддержка подростка в процессе самовоспитания
План мероприятий
Профилактическая работа со школьниками:
1 направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
реализация системы воспитательной работы школы;
проведение мероприятий совместно с ОПДН ОМВД;
классные часы по пожарной безопасности;
организация правового всеобуча;
профориентационная работа;
проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;
Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
Оказание помощи в трудоустройстве в летний период на предприятиях села;
Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.
2 направление:
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.
Работа в этом направлении предполагает:
выявление причин отклонений в поведении;
беседы классного руководителя, администрации школы с подростком;
приглашение на школьный Совет по профилактике правонарушений;
Беседы инспектора ПДН;
Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
Направление ходатайств в КДН;
Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
План работы
Профилактическая работа с родителями:
Выбор родительского комитета в классах.
Выбор родителей в состав школьного Совета по профилактике правонарушений.
«День открытых дверей» для родителей.
Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в Центр социальной защиты.
Проведение родительского всеобуча:
Тема
Содержание
Профориентация школьников
1) Профориентация, её цели и задачи
2) Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда
3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.
По профилактике употребления ПАВ
1) ПАВ и его влияние на организм ребенка.
2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.
3) Устойчивость подростка в обществе.
4) Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ
5) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка,
6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.
По профилактике правонарушений и преступлений
1) Права и обязанности семьи.
2) Права, обязанности и ответственность родителей.
3) Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.
4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме
5) Причина детских суицидов.
6) Свободное время и развлечения учащихся.
Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.
Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.
Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.
Задачи классного руководителя в работе с «трудными семьями»
Типы проблемных семей
Задачи классного руководителя
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта
Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми
Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей
Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
Пробудить интерес к самообразованию.
Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют
Изменить жизненную ориентацию родителей.
Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими
Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании
Планируемые результаты:
1 блок
-разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,
-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»
правонарушений,
-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»
2 блок
-получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи,
- получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи,
- получение информации о состоянии здоровья учащихся
3 блок
- сформировать у учащихся образ жизни,
-сформировать жизненную позицию ребёнка достойной человека,
-сформировать жизненную позицию ребёнка
4 блок
-создание приоритетного родительского воспитания,
-организация педагогического просвещения родителей,
-построение демократической системы отношений детей и взрослых.
4. Просветительская работа: консультации, беседы, лекции, привлечение специалистов, наглядная агитация.
5. Воспитательная работа: вовлечение в деятельность, «живой пример» педагога, эффективное личностное общение.
6. Методическая работа.
VI. Мероприятия по реализации Программы.
План мероприятий направленных на реализацию направлений программы
п\п
Содержание работы
Организационные мероприятия
1
Изучение и систематизация социальной структуры семей учащихся школы.
2
Выявление детей "группы риска", детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей
3
Организация заполнения в классах социальных паспортов
4
Составление банка данных и социального паспорта школы
5
Анализ состояния преступности и безнадзорности обучающихся (по информации ПДН )
6
Планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений обучающихся совместно с КДН и ПДН, ДДТ
7
Организация работы Совета профилактики школы (по отдельному плану)
8
Участие в местных, муниципальных республиканских акциях, профилактических мероприятиях
по линии Министерства образования, Управления образования , КДН, ПДН.
9
Анкетирование обучающихся, с целью выявления склонности к правонарушениям
10
Вовлечение "трудных детей" в работу кружков и секций.
11
Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях обучающихся:
а) индивидуальные беседы;
б) посещение семьи;
в) приглашение на Совет профилактики школы.
12
Организация и проведение школьных рейдов на квартиры обучающихся "группы риска",
в неблагополучные семьи.
13
Участие в межведомственных операциях «Подросток», «Внимание – подросток!»
Посещение семей обучающихся, стоящих на учете в ПДН и на ВШУ.
14
Сверка документации школы и ПДН об обучающихся, стоящих на учете в ПДН.
Работа с обучающимися
1
Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов:
а) работа лектория правовых знаний ;
б) работа "Службы доверия";
2
Оказание помощи вновьприбывшим обучающимся в адаптации в новом классном коллективе
3
Оказание помощи обучающимся в прохождении адаптационного периода
4
Оказание помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Консультирование, в, том числе, через "Службу доверия".
5
Организация досуга обучающихся
6
Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов,
необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних.
7
Обучение детей способам разрешения конфликтов:
а) тренинговые занятия;
б) педконсилиумы;
в) «круглые столы"
8
Охват организованным отдыхом и трудом учащихся "группы риска" в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение года.
9
Контроль за посещаемостью уроков, поведением детей "группы риска".
10
Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактикишколы об успеваемости,
посещаемости, поведению, занятости в свободное время.
Работа с семьёй
1
Изучение социальной структуры семей обучающихся школы, определение их социальных категорий.
2
Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей.
1
Работа педагогического лектория для родителей
4
Привлечение родителей к воспитательной работе с детьми
5
Консультирование родителей :
а) педагогами школы;
б) инспектором ОПДН;
в) медработником;
г) инспекторами ГАИ
д) специалистами Социальной защиты населения
6
Организация тематической встречи родителей с руководителями образования,
Представителями правоохранительных органов, органов здравоохранения.
7
Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми "группы риска"
а) на "круглых столах";
б) на малых педсоветах.
Правовой всеобуч обучающихся
1
Проведение бесед, кл.ассных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся.
2
Лекторий по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву (по отдельному плану)
3
Изучение государственных и международных документовпо правам человека,
о положении в обществе и правах ребенка.
4
Проведение тематических бесед и лекций с разъяснениемучащимся ответственности за совершение правонарушений
(курение, употребление спиртных напитков, сквернословие
Профилактика алкоголизма и наркомании
1
Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам.
2
Привлечение узких специалистов НУБ (Нурлатская участковая больница) для профилактики вредных привычек.
3
Проведение акции "За здоровый образ жизни"
( по отдельному плану)
4
Освящение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на занятиях Лектории правовых знаний для учащихся.
Профилактика экстремизма, воспитание толерантности
Критерии отслеживания эффективности программы
Отслеживание эффективности всей программы
- появление у подростков устойчивых интересов;
- положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ОПДН ОМВД;
-уменьшение количества детей «группы риска»
- уменьшение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска».
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы
-проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия.
Конечный результат реализации программы
Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних, создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков.
План мероприятий
п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Участие в профилактических акциях:
«Всеобуч»
- выявление и учет учащихся, не посещающих школу;
- еженедельный отчет о не посещающих и принятых мерах;
- проведение рейдов по месту жительства несовершеннолетних, не посещающих школу;
- участие в рейдах по местам концентрации подростков и неблагополучным семьям;
межведомственная операция «Подросток»:
- уточнение банка данных несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН и педагогическом учете, определение их внеурочной занятости;
- организация работы лагерей дневного пребывания;
- организация работы трудовых отрядов;
- подведение итогов летней оздоровительной кампании.
Межведомственная операция «Родительский дом»:
- уточнение банка данных несовершеннолетних из неблагополучных семей;
- выявление фактов жестокого обращения с детьми;
- организация психолого – педагогической помощи детям из неблагополучных семей.
Дети улиц:
- проведение лекций, бесед по профилактике наркомании, правонарушений среди учащихся;
- проведение рейдов в неблагополучные семьи;
- выявление семей, не обеспечивающих надлежащих условий для воспитания и содержания детей.
Я – патриот!:
- проведение классных часов по правовому воспитанию;
- проведение родительских собраний, лекториев об ответственности за воспитание детей;
- проведение встреч с сотрудниками ОМВД
За здоровый образ жизни!:
- проведение бесед, лекториев по ЗОЖ для учащихся и родителей с привлечением медработников;
- проведение внеклассных мероприятий, направленных на воспитание ЗОЖ;
Разработка плана совместной работы школы с ПДН ОВД.
Организация методической работы с классными руководителями, педагогами по проблемам профилактики девиантного поведения подростков.
Комплексное обследование несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и поведении.
Работа с родителями:
- родительские собрания об ответственности за воспитание детей с участием инспектора ОПДН;
- индивидуальные беседы;
Контроль за внеурочной и летней занятостью учащихся, состоящих на учете в ПДН и педагогическом учете, семей «группы риска». (Вовлечение учащихся в кружки, секции, социально-значимую деятельность)
Обследование жилищных условий учащихся из неблагополучных семей
Организация работы Совета профилактики в ОУ.
Организация индивидуальной работы с семьями, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
сентябрь - май
май - октябрь
ноябрь - декабрь
в течение года
январь
ноябрь
сентябрь
в течение года
в течение года
заместитель директора по ВР,
классные руководители
зам. директора по ВР , классные руководители
зам. директора по ВР, классные руководители
заместитель директора по ВР
Классные руководители
заместитель директора по ВР
Классные руководители
заместитель директора по ВР
Классные руководители
заместитель директора по ВР,
кл. руководители
заместитель директора по ВР,
кл. руководители
7. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы.
Осуществление программных мероприятий должно обеспечить создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализацию государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.
Оценкой эффективности реализации Программы служат следующие индикаторы:
- сокращение числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на различных формах учета в образовательном учреждении и учреждениях системы профилактики правонарушений;
- наличие положительной динамики в процессе реабилитации неблагополучных семей;
- снижение числа правонарушений и преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения;
- уменьшение количества детей, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия.