Профилактика эмоционального выгорания педагогов
Подготовила:
педагог-психолог Е.В.Хорошилова
Бог может простить нам грехи наши, но нервная система никогда.
Уильям Джеймс
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – понятие, введённое в психологию американским психиатром Г.Фрейденбергом в 1974 году. Он проявляется нарастающим эмоциональным истощением
В 1981 г.
4
Профессиональное
Причины возникновения СЭВ у педагогов
- Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;
- Загруженность в течении рабочего дня;
- Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
- Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
- Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;
- Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения .
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ
- Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);
- Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией (функция –защитная);
- Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
- Окончание учебного года.
Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы):
- Более 50% - у педагогов со стажем работы от 5 до 7 или от 7 до 10 лет;
- 22% - со стажем от 15 до 20 лет;
- 11% - у педагогов с 10-летним стажем (у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты);
- 8% - со стажем от 1 года до 3 лет;
Признаки эмоционального выгорания
- Истощение
- Усталость
- Бессонница
- Негативные установки по отношению к студентам и родителям
- Пренебрежение своими обязанностями
- Усиление агрессивности
Стадии профессионального выгорания
- Первая стадия:
- Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;
- Исчезновение положительных эмоций, Появление отстраненности в отношениях с членами семьи;
- Возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности.
- Стадия «приглушенности»
«Деперсонализация»
Вторая стадия:
- Возникновение недоразумений с коллегами;
- Появление антипатии, а затем и вспышек раздражения по отношению к коллегам
«Мне на все плевать»
Третья стадия:
- Изменение представлений о ценностях жизни, эмоционального отношения к миру
- Безразличие ко всему
СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ
ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИ
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ
Психофизические симптомы
- Чувство постоянной усталости не только по вечерам , но и по утрам , сразу после сна ( симптом хронической усталости );
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; бессонница.
- внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Социально-психологические симптомы
- Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Поведенческие симптомы
- Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее;
- постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает;
- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
- дистанцированность от коллег и обучающихся, повышение неадекватной критичности ;
ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Отрицательные эмоции копить в себе нельзя!
Есть ситуации,
когда былые недостатки
превращаются в преимущество
.
ПРИЕМЫ АНТИСРЕССОВОЙ ЗАЩИТЫ
13
ОТВЛЕКАЙТЕСЬ:
• Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.
• Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.
• Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.
• Обращайте внимание на мельчайшие детали.
Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности
2 . Снижайте значимость событий:
• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.
Используйте принцип позитивности во всем, типа:
кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
ДЕЙСТВУЙТЕ:
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
Стресс является очень сильным источником энергии.
Разрядиться можно самым простым способом:
.
• наведите порядок дома или на рабочем месте;
• устройте прогулку или быструю ходьбу;
• пробегитесь;
• побейте мяч или подушку и т. п
ТВОРИТЕ:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
• рисуйте;
• танцуйте;
• пойте;
• лепите;
• шейте;
• конструируйте и т. п.
ВЫРАЖАЙТЕ ЭМОЦИИ
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!
Учитесь показывать эмоции,
"выплескивать" их без вреда для окружающих.
Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
Постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности .
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического)
Упражнение « Внутренний ребенок » .
Обычно в фрустрирующей ситуации включается наш « внутренний ребенок » , и мы начинаем действовать исходя из этого состояния. А как обычно действуют дети в ситуации, которая им не нравится? Топают ногами, кричат, обзываются, обижаются и плачут, стараются спрятаться или убежать.
А мы? Правда, похоже? Это и естественно. Именно эго-состояние отвечает за наши чувства. И когда плохо нам, плохо и нашему « внутреннему ребенку » .
Сейчас, пожалуйста, представьте себя маленьким ребенком 4-5 лет. Внимательно рассмотрите, во что вы одеты, какие у вас волосы, какое выражение лица. Потом подойдите к этому ребенку, угостите его чем-нибудь, приласкайте, возьмите на руки и скажите: « Я тебя очень люблю (ласковое имя) и всегда буду беречь и защищать » . Посмотрите, как теперь выглядит ваш ребенок, прижмите его к себе.
Уменьшите ребенка до размера горошины и положите в свое сердце.
Упражнение « Вверх по радуге » .
- Все сидят, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3–4 раза.
Упражнение «Лимон»
Представьте себе, что в левой руке у вас находится лимон. Сожмите руки в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. Еще крепче. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно. Опять сожмите лимон крепко-крепко… Так по 3 раза каждой рукой.
Упражнение «Кошечки»
- Представьте себе, что вы – красивые пушистые кошечки. Вам очень хочется потянуться. Поднимите руки вверх, голову откиньте и тянитесь вверх и назад. Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».
Упражнение «Муха»
- Снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
- Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Каракули»
- Участникам предлагается нарисовать на листе несколько непроизвольных линий и передать свой рисунок соседу слева. Тот в свою очередь предает свои каракули также соседу слева. И все одновременно получают чужие каракули. Необходимо, увидеть в каракулях, какой – либо образ и дорисовать его. Затем все по очереди демонстрируют созданные образы.
Притча «Бабочка»
Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.
Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.”
Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: “Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?” Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал:
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И СЧАСТЛИВЫ!!!